Сегодня, во второй день после праздника Святой Троицы, Святая Православная Церковь особо прославляет третье Лицо Святой Троицы – Духа Святого. Православное богослужение устроено таким образом, что на другой день после праздника Господня совершается особое почитание главных участников этого события. После Рождества Христова празднуется Собор Пресвятой Богородицы, после Благовещения – Собор Архангела Гавриила, после Крещения – Собор Иоанна Крестителя, после Троицы – Духов День. Это Собор, если можно так сказать, Духа Святого. Так Святая Православная Церковь, празднуя главное, отдает почтение и тому, кто в этом особо участвовал. Господь воплотился, но воплотился через Пресвятую Приснодеву Богородицу, Матерь Божию, поэтому Ее и прославляет Церковь после Рождества Христова. Сошествие Святого Духа – в нем участвовал Бог Отец, потому что Дух Святой, по словам Спасителя, «от Отца исходит». И этот Дух Святой сегодня прославляется Церковью.
По тому же закону устроены и остальные праздники. Рождество Пресвятой Богородицы ‒ на следующий день память Иоакима и Анны, родителей ее. Рождество Иоанна Предтечи ‒ на следующий день празднуются Захария и Елисавета. Первоверховные апостолы Петр и Павел ‒ на следующий день Собор двенадцати апостолов. Таким образом, в Церкви устроено так, что и иерархия соблюдается, и никто не остается не прославленным. Поэтому, когда памяти святых совпадают с праздниками Господними, то празднование святым переносится на другой день. Так же и апостольские и евангельские чтения, которые им положены, переносятся на другой день, чтобы ничто не оставить не отмеченным, не упустить.
Этот принцип построения богослужения является для нас и примером построения нашей жизни. Часто задают вопрос: как быть, если вдруг чей-то юбилей приходится на Великий пост или же совпадает с церковным праздником, и в этот день нужно быть в церкви, а хочется отпраздновать событие? Ответ очень простой: если память святых переносится на другой день, то нашу-то «память» тоже спокойно можно перенести. Церковь своим богослужением даже учит нас, как поступать в житейских ситуациях. Например, часто жалуются: утром вскочил, проспал, не успел молитвы прочитать. Прочитай в другое время, восполни. Как встал, прочти хотя бы «Царю Небесный…», Трисвятое, «Отче наш…», «От сна востав…», где поминается именно восстание от сна, – это две минуты. Очень редко бывает, что невозможно две-три минуты выделить. Поэтому нужно прочитать сколько-то, а остальное – когда сможешь. Священномученик отец Сергий Мечёв так и наставлял своих духовных чад.
Некоторые говорят (а это часто и враг накручивает), что за день «ухайдакаешься» так, что падаешь от усталости, – когда ж тут читать вечерние молитвы! Один раз так получилось, другой раз... Чтоб не попасться на этом, прочитай их заранее, когда еще ты можешь, когда не падаешь. Редко бывает, чтобы человек падал так, что не мог прочитать «Да воскреснет Бог…» или какую-то в несколько секунд молитву.
У нас часто говорят, что в храме длинные службы, надо сократить. А вы посмотрите, сколько времени занимают молитвы. Тропарь канона, который входит в богослужение утрени (иногда у нас их как раз сокращают), читается в среднем 15 секунд! И это много? Сколько у нас времени пролетает впустую? Не секунды ‒ а часы, даже не минуты. «Ну что ж, так получилось». Тут мы снисходительны. А когда вопрос касается молитвы – «нет возможности». Это как раз нам наставление для повседневной жизни. Даже в уставах Церкви есть то, что относится и к нашему ежедневному бытию.
Суточный богослужебный круг распределяется так, чтобы каждое время суток освятить молитвой. Есть вечерня, есть повечерие, есть полунощница. Кто допоздна засиделся ‒ тому полунощница. Кстати, отец Сергий Мечёв, когда собирались духовные чада и беседа задерживалась почти до полуночи, вставал и говорил: «А теперь споем «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща…» Пели, вспоминали полунощницу. Существует утреня – это утро. Потом часы и Литургия, еще и девятый час ‒ окончание суточного круга. Вот вчера как раз читался девятый час, потом следовала вечерня, сегодня было малое повечерие, на котором читался канон Святому Духу. И это ‒ особенный канон, потому что ирмосы его (кроме первого и последнего) ‒ Рождественские: «Христос раждается, славите!» Прославляется день рождения Церкви, Сошествие Святого Духа.
Так премудро построено православное богослужение. И наставники нам говорили: изучайте богослужение, в нем все богословие. Поэтому молитвенный церковный строй очень важен. И люди, которые не ходят в церковь, не соприкасаются с церковным строем, начинают жить духом мира сего. А когда человек живет церковной жизнью, то все время вспоминает: а что в церкви сейчас? Он все время живет богослужением. Раньше так и было.
В церкви всегда был колокольный звон, и для него тоже есть свой устав: как звонить, сколько раз ударять – в зависимости от того, что происходит в церкви. И раньше благочестивые христиане, которые трудились в поле и не могли присутствовать за богослужением, услышав удар колокола к Символу веры, останавливались, снимали шапку и молились, пока не ударяли потом к задостойнику (песнопение вместо «Достойно есть»). Главный момент совершился, теперь дальше можно пахать. Настолько важно богослужение, настолько мы должны им проникнуться.
И еще было такое правило, которое нам передалось от наших старцев и наставников: никуда не ездить и не собираться на какие-либо мероприятия или свои торжества под великий праздник. Потому что праздник начинается с вечера, и нужно быть в храме. Если память святых переносится, то наши-то торжества можно перенести. И если день рождения, например, выпадает на пост, то его празднование тоже можно перенести и отметить после поста. Наши подвижники, священномученики жили именно в духе православного богослужения. «Именинник в чести недель до шести», ‒ так шутливо говорил святитель и исповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, которого лично знал наш отец Сергий Орлов, они вместе были в одной Богослужебной комиссии. Так что празднуйте и через шесть недель, лишь бы это все было в духе Православной веры.
Мы прославляем Духа Святого, потому что сущность всего бытия – Благодать Святого Духа. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс. 103:30). Отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся (Пс. 103:29). Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается (антифоны степенны, гл. 4-й). Эти слова Священного Писания говорят о том, что именно Благодать Святого Духа является, как сказал преподобный Серафим, целью христианской жизни. И она особенно прославляется в эти дни Святой Троицы. Удивительным образом богослужение наше так и устроено: в родительскую субботу поминаются все усопшие, и нам напоминается, что все мы умрем и все земное здесь оставим, и что цель нашей земной жизни – стяжание Духа Святого Божия.
Вот такое устроение должны иметь православные христиане. Да и в обычной жизни оно свидетельствуется нашим повседневным бытием. Когда человек раздражен или озлоблен, говорят: он не в духе. И это точно. Как говорил преподобный Серафим, себя тоже надо проверять, в духе ли ты. Поэтому Церковь после праздника Святой Троицы особенно выделяет этот день – Духов день, напоминая нам о том, что нужно стремиться к этому Духу, стяжать его в сердце своем. Но нужно помнить простую истину, которая сказана в Слове Божием: ...в злохудожную душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси, повиннем греху (Прем. 1:4), то есть нужно стараться очистить сердце свое для принятия Благодати Святого Духа. Апостол Павел так и учит: любовь «не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла…» То есть все, что несогласно с любовью, нужно отвергать.
Как говорил наш старец Сергий Орлов, от нас зло не должно исходить. А чтобы оно не исходило, нужно, чтобы его там не было. От избытка сердца говорят уста. Поэтому, как только начинает внутри что-то кипеть, бурлить, нужно тут же собой заниматься. «Господи, помилуй мя, падшего!» Так говорил отец Николай Голубцов. Всегда нужно просить помощи Божией, чтобы Господь очистил.
Помните слова пророка Давида? Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50). Поэтому в течение всего года в храме за богослужением и в домашних молитвах (кроме Пасхальной седмицы) читается покаянный 50-й псалом, в котором есть призывание Духа Святого через покаяние. Как наставление Церкви воспримем эту заповедь о стяжании Духа Святого и будем все, что не в Духе, отбрасывать, а в Духе – взращивать в сердце своем.
2016 г.
Архимандрит Серафим (Кречетов), почетный настоятель храма Покрова Божией Матери, с. Акулово, Одинцовский благочиннический округ, духовник Одинцовской епархии