Сегодня субботний день перед праздником Святой Троицы, который считается днем рождения Церкви. Господь дал своим учеником обетование: ...сидите во граде Иерусалимском, дондеже облечетеся силою свыше (Лк. 24:49). То есть никуда не уходите, находитесь во Иерусалиме до тех пор, пока не получите Благодать Святого Духа. Господь еще во время Своей земной жизни дал ученикам власть исцелять и творить чудеса. И когда Он явился им по Воскресении, то дунул и сказал: ...примите Дух Свят, имиже отпустите грехи, отпустятся им, имиже удержите, удержатся (Ин. 20:22‒23). Господь таким образом дал особую Благодать Святого Духа для отпущения грехов.
Исцеление – это внешнее проявление благодати. Внутреннее изменение в человеке – это духовное изменение, это освобождение от греха. Но что же тогда еще Господь обещал? Освободиться от греха – это дело великое. Но стараться жить без греха – еще выше. Потому что человек, по немощи согрешая в этой жизни, все время находится в борении: сделать что-то или не сделать. И вот именно «Божественная Благодать, немощная врачующи и оскудевающая восполняющи» (молитва Таинства Рукоположения), и дана была апостолам в день Святой Троицы. Здесь они получили, как сказано в первый день Пасхи в Евангелии, благодать возблагодать. Как бы некие степени благодати, от силы в силу.
И это как раз то, что изменило мир, ибо человечество уже испытало на себе плоды греха. И грех распространился так, что во всем человечестве осталась одна семья Ноя в ковчеге. Все остальные из этого мира ушли, потому что, видимо, они не могли дальше жить так, как подобает. Господь же, воплотившись, дал наглядный пример, как нужно жить. Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11:29). Аз есмь дверь, Мною аще кто внидет, спасется (Ин. 10:9). Особенная благодать, которая дана была в день Святой Троицы апостолам, каждый раз обновляется в этот день.
И ей всегда предшествует память всех членов Церкви, которые восприняли Благовестие. А как же те, которые были до Рождества Христова? Как сказано об Иоанне Предтече в его тропаре, он «благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию». Иоанн Предтеча прежде Спасителя исшел из этой жизни для того, чтобы быть Предтечей не только на земле, но и в аду. Тем, кто там пожелал, он сообщил Благую весть. Видимо, с этим связано то, что мы молимся об усопших, − даже там есть еще надежда на тех, которые могут воспринять. Как это происходит, каким образом – это тайна путей Промысла Божия. Не все здесь это могут воспринять. И если даже воспринять истину, нужно еще и стоять в этом. Этот подвиг стояния в истине и свидетельствуется житиями святых, которые говорят нам о том, что это возможно.
И поэтому перед праздником Святой Троицы вспоминаются все от века усопшие. Все, кто в эту земную жизнь пришел и ее уже покинул. И мы уйдем. Но до Второго пришествия человечество будет жить. Поэтому не все умрут к тому времени, когда Господь придет, часть останется. Об этом в сегодняшнем апостольском послании так и говорится: «не все умрем, но все изменимся». Удивительным образом эти апостольские слова об умерших свидетельствуются в сегодняшнем евангельском чтении. Господь говорит Петру об Иоанне: ...аще хощу да той пребывает, дондеже прииду, что к тебе. То есть он не умрет, а пребудет до пришествия Господа. И это − свидетельство истины слов Спасителя: ...кто верует в Меня, не узрит смерти во веки. Именно в прямом смысле. Не только в духовном, а в прямом смысле, как пример исполнения этих слов, является Иоанн Богослов.
В Евангелии есть такие слова, которые можно понять, только вдумавшись в сущность того, что сказано, и вспомнив историю Церкви, историю человечества. В сегодняшнем Евангелии о призвании Петра говорится: ...егда был еси юн, поясался еси сам, и ходил еси аможе хотел еси; егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши. Сие же рече, назнаменуя, коею смертью прославит Бога (Ин. 21:18–19). А почему так сказано? Да ведь Иоанн Богослов уже знал исполнение этих слов. Когда он писал Евангелие, ему было сто с лишним лет, апостол Петр уже пострадал в Риме. И он уже свидетельствует: вот что обозначали слова Господа. Может быть, в тот момент, когда Господь говорил, эти слова были еще непонятны, но, когда писал Иоанн Богослов, все уже было понятно.
В том-то и дело, что слова, которые Господь сказал апостолу Петру, относятся ко многим вещам, касающимся духовной жизни. Что делаю сегодня, не знаешь, уразумеешь после (Ин. 13:7). Эта истина очевидна. Мы часто в жизни вопрошаем: для чего это случается, зачем, почему? Потом начинаем понимать. «От Меня это было», как говорил преподобный Серафим Вырицкий. Пути Промысла Божия действительно настолько непостижимы, что человек часто, взирая на то, что происходит, находится в растерянности, в недоумении. А если еще веры не хватает, то он в ропоте и даже в раздражении.
Мы, к несчастью, живем порывами своей натуры. А натура наша уже падшая, греховная. Она часто подвержена воздействию невидимого мира и поступает по этому порыву. Вот апостол Петр испугался и трижды отрекся. И Господь поэтому трижды его спрашивал: любишь ли Меня? Это и есть, как святые отцы объясняют, восставление Петра в его апостольском достоинстве. «Паси агнцы Моя», потом – «паси овцы Моя». И здесь – ступени: сначала ягнята, потом овцы. Ягнята, конечно, озорные, но с ними проще. А вот овцы – это уже сложившийся характер. А если бараны, тогда еще сложнее.
Эти истины так просто и наглядно даются прежде всего в Евангелии, в апостольских посланиях, в творениях святых отцов. Духовная жизнь познается только со временем и с помощью Божией: что делаю сегодня, не знаешь, уразумеешь после. И дается разумение в духовной жизни от Бога. Когда Господь явился Своим ученикам после Воскресения, тогда отверзе им ум разумети писания (Лк. 24:45). Это особенно отметил апостол-евангелист Лука. То есть ум-то вроде имеют, а не понимают. Это как раз и есть свидетельство того, что все совершает Благодать Божия. Праздник Святой Троицы совершается как свидетельство зримого сошествия Благодати Божией, Духа Святого в виде огненных языков.
Язык у человека – прежде всего для дара слова, чтобы он мог говорить. И владение языком в древности считалось признаком ума, интеллекта. Кстати, ученые, как нам их представляют, которые в древности открывали законы в творении, обычно были еще и мыслителями. Например, все, кто учился в школе, знают теорему Пифагора: сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы. Но мало кто знает, что есть другая теорема Пифагора, которая звучит так: пьянство – это упражнение в безумстве. Эта его теорема применима конкретно к жизни. И это изречение почему-то не знают, а его нужно бы знать. По крайней мере, его нужно заучивать еще в школе, как показывает жизнь.
Так вот даже в быту есть понятие духа. Говорят: не в духе. А когда Господь явился ученикам, то …ста посреде и глагола им: мир вам. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят (Ин. 20:19−22). Этот и есть Дух Божий – дух мира и любви. А когда не в духе – значит, нет ни мира, ни любви. Всё просто. Поэтому праздник Святой Троицы и вот эти понятия духа связаны. В другом месте Господь говорит апостолам: …не веста, коего духа еста вы (Лк. 9:55). Все эти вещи имеют конкретное отношение к нам самим. Преподобному Серафиму Господь в духе многое открыл. Напоминая эту истину, он очень просто говорил: «Ты задумайся, в духе ли ты?»
Мы смотрим на другого, который не в духе. А сами-то мы в духе ли? И единодушие − прежде всего свидетельство одного духа. Когда поминают усопших, это значит, что существует духовная связь. Есть мощи святых, которые вместе с нами, но их духовная сущность есть и проявляется в жизни. Когда я еще служил в Переделкине, помню, в родительскую субботу пришла женщина. Она была в растерянности, не знала, что делать в храме, куда и что писать. До этого она регулярно через кого-то посылала записочки. И вдруг ей во сне является ее мать и говорит: «Что ж ты все чужими ручками-то? Сама хоть когда-нибудь принесла бы». Вот тебе и дух.
У нас иногда разделяют: вот это − духовное, а это – земное. Но мы тут все-таки из души и тела состоим, духовная сущность находится в теле. Дух, душа и тело. Как тут разделять? «У меня Бог в душе». А тело на выпивке? Да как это понимать? Где ты тогда находишься? А бывает и так: стоит тело человека в церкви, а умом он на рынке или где-нибудь еще. Поэтому Господь и сказал: как на торжище. Святитель Феофан Затворник говорил, что если бы приоткрыть нашу духовную сущность, то мы сбежали бы со стыда от того, что у нас в голове крутится. Это напоминание нам о духовной жизни, о духе. Духовная жизнь в основном сокрыта от нас. Но она в нас существует, и связь с духовным миром совершенно реальна, просто мы часто не думаем о том, что и как происходит.
Иногда бывают примеры, когда человек не ходит в храм – и вдруг почему-то пришел. Оказывается, это день памяти кого-то из усопших. Наша прихожанка, пришедшая к вере через смерть своей дочери, которую на ее глазах сбила машина, говорила, что слышала, как умершие молятся: «Господи, забери у них самого любимого − за ним придут. И нас вспомнят». Мы смотрим по-земному, думаем, что только это и есть жизнь. А главное – жизнь будущая, здесь – только подготовка. К какому результату человек подойдет, с чем он придет к этому переходу – вот самое главное.
Один батюшка, отец Михаил, как-то соборовал рабу Божию Марию. Она была сердечница, ее лечили, часто клали в больницу. И перед тем как в очередной раз лечь в больницу, она говорит:
− Батюшка, я, наверное, умру.
− Что, готова?
− Нет, батюшка, не готова.
− Тогда не помрешь. Неготовых не берут.
Она еще лет 20 или 30 после этого жила. У нас были здесь некоторые прихожанки, которые каждую службу умирали. Приходит: ой, мне так плохо. И все живет. Не готова − никуда не денешься.
Но все равно готовиться нужно. Надеяться на то, что неготовых не берут, не приходится. А то скажут: не буду готовиться – и не возьмут». Нет, возьмут-то все равно, но нужно все-таки готовиться. Не считай, что ты готов, − это Господь посчитает. Надеяться на то, что тебя оставят, потому что ты не готов, очень опасно, как бы наоборот не получилось. Это лукавство.
Духовная жизнь на самом деле очень насущна. Она и эту жизнь оживляет, делает ее более разумной. Человек живет ради Бога, все делает для Царства Небесного. Вот это самое главное. Когда здесь какое-то воздаяние получается, это ладно. Главное – там его не потерять. Не все разумеют эту истину и часто начинают здесь, на земле, гоняться за временными призраками. Люди планируют, считают, но тут все равно все кончается, здесь всему есть предел. И тогда с чем человек остается? Ни с чем. Народ шутит: у гроба карманов нет. Ничего с собой не возьмешь. Поэтому нужно стараться здесь жить, имея в виду будущую жизнь. Если благое делал, и Господь показал плоды этого – слава Тебе, Господи. А бывает, что человек в этой жизни не видит плодов, но и тогда не нужно унывать – у Бога совершенно точно ничто благое не пропадет. Вот как просто можно жить.
На заупокойных богослужениях всегда читается два Евангелия: одно для живущих, другое – об усопших, потому что Бог же несть мертвых, но живых (Лк. 20:38). У Бога все живы. Просто тот, кто здесь еще живет, может что-то сделать и для себя, и для других. А тот, кто перешел в мир иной, ничего сделать для себя не может. И им могут помочь только живущие здесь, поэтому они и просят наших молитв.
2012 г.
Архимандрит Серафим (Кречетов), почетный настоятель храма Покрова Божией Матери, с. Акулово, Одинцовский благочиннический округ, духовник Одинцовской епархии