Сегодня, в первый воскресный день после праздника Святой Троицы и Сошествия Святого Духа на апостолов, Православная Церковь совершает память Всех святых. Этот праздник установлен Церковью прежде всего потому, что всех святых по отдельности прославить невозможно. Даже в календаре памяти святых, который мы имеем, у нас каждый день бывает множество святых. Хорошо, если одного празднуют, максимум двух, а остальных и не празднуют. Имена их, конечно, упоминаются, но службы им особой не совершается, потому что это просто физически невозможно.
Но у Бога ничто не забыто. Люди иногда употребляют эти слова, которые звучат красиво: «никто не забыт, ничто не забыто». Увы, у людей не только никто, а очень многие забыты и многое забыто. Даже недавно живших забыли. Когда мы говорим «вечная память», имеется в виду память Божия. Человеческая память вечной быть не может. Человек сам-то ограничен, слаб, немощен. И чтобы помянуть всех святых, им отведен такой особенный день.
Все они прославлены у Бога. А этот праздник касается прославления всех святых здесь, на земле. Кто эти святые – знает один Бог. Когда к одному святому привели бесноватого юношу, тот говорит бесу той властью, которая ему была дана от Бога:
– Изыди из создания Божия!
– Выйду, если скажешь, кто праведники, а кто грешники, – отвечает бес.
– Грешник – это я. А кто праведники – один Бог знает.
Так вот, Церковь прославляет всех святых, потому что многие из них, можно сказать, даже и не прославлены. В службе «Всем русским святым» есть такие слова: «…Сущия в стране нашей святыя восхвалим: преподобныя, и иерархи, и князи благоверныя, мученики и священномученики, и Христа ради юродивыя, и жен святых сословие, вкупе именуемыя и неименуемыя» (стихиры на «Господи, воззвах», гл. 1-й). Прошли столетия, тысячелетия, и уже наши святые новомученики, исповедники особенно прославили сонм Русских святых, которые воспеваются в тропаре так: «Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Русская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшие».
Сеяние – это Благодать Святого Духа, сошедшая на апостолов и через апостолов и их преемников сходит на каждого человека, который приходит ко Христу. Благодать Святого Духа есть то, что сеется. Но о том, что прорастает, сказано в притчах. Когда сеятель посеял семя, то вместе с ним появились и плевелы. «Откуда же они взялись?» – спросили служители его. «Не доброе ли семя ты сеял?» Он же отвечал: «Враг человек сие сотворил» (см.: Мф. 13:24–30). Поэтому есть семя Божие, это сыны Царствия, а есть семя диавола, сыны погибели. Слово так и именуется – «семя». Но мы знаем, что бывают слова добрые, благие, святые, а бывают недобрые, злые, грешные. В Евангелии сказано: ...от словес своих оправдишися и от словес своих осудишися (Мф. 12:37). И еще сказано, что слово, еже глаголах, то судит ему в последний день (Ин. 12:48).
Прежде всего будет судить Сын Божий. В начале бе слово, и слово бе у Бога, и Бог бе слово (Ин. 1:1). И апостолы – тоже служители слова Божия. С одной стороны, «плод красный Твоего спасительнаго сеяния» – это свидетельство того сеяния благодати, которое произошло в день Святой Троицы, Сошествия Святого Духа. С другой стороны, совсем недавно было время, когда верующих усиленно притесняли и храмы почти не посещали. Да и сейчас-то их не так уж усердно посещают. А если бы посещали храмы, как полагается, то услышали бы многое.
В воскресный день всем верующим полагается быть в храме. Но утром совершается только Литургия, и она примерно во все дни одинаковая. А накануне вечером совершается всенощное бдение, и в этой службе заключено все содержание праздника. Люди, которые не ходят в храм, этого просто не знают, и все проходит мимо них. Праздник воскресный предваряется субботним днем. Это тоже, с одной стороны, завершение богослужебной седмицы, а с другой стороны – приготовление к следующему дню.
Кто был вчера на богослужении, тот слышал, какое вчера читалось Евангелие, – а оно было особенное. И слова, которыми кончалось это Евангелие, как раз говорят о сегодняшнем празднике. Евангелие прежде всего – это благая весть, которая дана людям для того, чтобы они знали, как нужно жить. Там прямо сказано, что творил и что говорил Господь, свидетельствуя эти слова Самим Собой: ...научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11:29). Уже потом мы услышим эти слова от апостола Павла: ...подобни мне бывайте, якоже аз Христу (1 Кор. 4:16).
Почему Господь сказал ученикам: ...заповедь новую даю вам: да любите друг друга (Ин. 13:34)? Заповедь эта у них уже была. В Евангелии, когда Господь, отвечая на вопрос книжника, как спастись, сказал: ...возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею… вторая подобна ей: возлюбиши ближняго своего, яко сам себе (Мф. 22:37–39). Все это было уже. Но заповедь по отношению к ближнему говорила так: возлюби ближнего твоего, как самого себя. А Господь сказал: ...болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15:13). То есть возлюби ближнего больше себя.
Ветхозаветный человек был еще груб и не мог воспринять полноту истины, поэтому закон тогда ограничивал ее – око за око, зуб за зуб. Господь об этом говорит в Евангелии, которое читалось на прошлой неделе. Древними сказано: если не можешь сдерживаться, то не делай хотя бы большего зла, чем сделали тебе. Кстати, этот ветхозаветный закон реализован в юридической науке: нельзя причинять больше вреда, чем причиняют тебе. Это взято из Библии. Но Господь в Евангелии говорит: ...биющему тя в ланиту, подаждь и другую (Лк. 6:29). Если бы поступали по ветхозаветному закону, нужно было бы поступать именно так: он тебе дал – и ты ему дай так же.
А здесь Господь говорит: нет, дай ему возможность еще раз тебя ударить, не противься злу злом. Злу можно сопротивляться только добром. Не проклинай проклинающего тебя, а молись за него. И к ненавидящему старайся проявлять любовь. Вот это и есть заповедь о любви, о которой Господь сказал: ...если вы любите своих ближних, как это было в Ветхом Завете, какая вам от этого награда? (см.: Лк. 6:32). Любите враги ваша, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящым вас и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы (Мф. 5:44). Это и есть та новая заповедь, которую Господь дал своим ученикам и всем христианам.
Вчерашнее Евангелие заканчивается такими словами: ...будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5:48). Кстати, когда люди забывают об этом, забывают о Боге и о том, что нужно стремиться быть совершенными, как Бог, тогда Господь напоминает им об этом Своей жизнью. И появляются среди людей такие притчи. (Есть Господни притчи, святоотеческие притчи, а есть мирские притчи.)
Встречаются два друга, один другого спрашивает:
– Как живешь, как семья, как к тебе относятся дети?
– Как к Богу.
– Это как?
– Не слушаются. Что прошу – не делают, живут как хотят, только помощи просят.
Это как раз и есть тот самый момент, который касается нас. Мы часто именно так к Богу и относимся. Но, несмотря на это, Господь все равно помогает. Хотя мы почти ничего не делаем и даже делаем наоборот. Господь терпит.
Апостол, разъясняя эти слова, говорит: ...темже приемлите друг друга, якоже и Христос прият вас во славу Божию (Рим. 15:7). Мы наворочаем иногда немеряно, а потом просим: «Прости, Господи!» Когда же кто-то другой что-то сделает, то возмущаемся: «Как я его прощу, когда он столько мне наделал?» А как тебя Господь прощает? Попробуй так же. И эта притча есть в Евангелии: когда должник, которому господин простил его долг, взыскал долги со своего должника (см.: Мф. 18:23–35).
Эти примеры даны нам для того, чтобы напомнить, что все мы прежде всего «в долгу как в шелку» перед Богом. И перед ближними тоже. Из детей редко кто благодарно относится к родителям. А когда вырастают, еще хуже становятся. Так вот, эта неблагодарность что должна вызывать? Праведный гнев? А во вчерашнем Евангелии говорится: ...Отец ваш Небесный солнце свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя (Мф. 5:45). Господь терпит всех нас, злонравных, а мы не можем и одного-двоих потерпеть. Все это есть в Евангелии, все это нам дано для того, чтобы мы задумались над тем, что происходит. Но начинать нужно с себя.
Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5:48). И как сказал апостол Павел, ...молю же вас, подобни мне бывайте, якоже аз Христу (1 Кор. 4:16). Жития святых очень полезно и нужно читать. В них найдешь пример, который тебе подойдет, потому что там все есть. Есть князья, есть купцы, есть воины, есть простые люди, которые стали святыми, уподобились Отцу Небесному. Стали совершенны, якоже Отец ваш Небесный совершен есть.
Один из тех, кого и вы, и весь мир знает, – это Святитель Николай Чудотворец. В службе ему даже есть такие слова: «милостию Бога одолжи». Видимо, о нем Господь сказал: …веруяй в Мя, яже Аз творю, и той сотворит, и больше сих сотворит (Ин. 14:12). Конечно, Святитель Николай творит Благодатью Божией, но творит столько, что некоторые, кто даже не знает истинной Православной веры, – Святителя Николая, по крайней мере, знают.
Есть замечательный пример. Один старичок во времена атеизма попал в больницу. И там его пытались всячески отвратить от веры, были разные разговоры, его убеждали: да нет ничего! Он все молчал-молчал и потом уже, не зная, как им отвечать, спросил:
– А Святитель Николай, по-вашему, есть или нет?
– Конечно нет, – ответил ему кто-то.
– А вот это ты врешь!
Это уже настолько очевидно, что Святитель Николай есть! И святые тоже есть. А они как раз свидетельствуют о том, что Господь есть, – иначе как может человек сотворить чудо? Просто не может.
Вот один из многочисленных рассказов о чудесах Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. Один человек отправился в поездку, а брат его был купец. Кучер, который его вез, услышал имя и решил, что везет самого купца. И он решил его ограбить, договорился с разбойниками. Но брат купца был вооружен. Возница выбил у него пистолет, тот чувствует, что сейчас он его ударит и убьет. И тогда этот человек взмолился, и вдруг свет воссиял – явился Святитель Николай и сказал вознице: «Ты что задумал? Я слышу его молитвы, молитвы жены и детей». А они находились за несколько тысяч километров, в Петербурге. «Он будет мной спасен, а ты погибнешь». И возницу это явление Святителя Николая привело в такой страх, что он хлестнул тройку, чуть не подавил разбойников, которые по сговору готовились напасть, и потом просил у этого человека прощения. Тысячи верст отделяют святых, но они мгновенно помогают.
Примеры святых как раз приведены в сегодняшнем апостольском чтении. Иже верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоша острея меча, возмогоша от немощи, быша крепцы во бранех. Но ведь человек все равно умирает. Поэтому некоторые и избиены быша, претрени быша, убийством меча умроша, не приемше избавления, да лучшее воскресение улучат (см.: Евр. 11:33–35). Святые вошли во славу Божию и прославляются за их верность Богу. Сонм этих святых предстоит Богу и молится о нас, грешных. Когда священник опускает в Чашу частицы, вынутые из просфор, с упоминанием живых и усопших, произносятся такие святые слова: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».
И в келейной молитве человека, не имеющего сана пресвитера, возглас священника заменяется словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!» Священник имеет особую благодать возносить молитвы, ходатайствовать о людях. А остальные должны прибегать к молитвам святых. Например, когда священник благословляет трапезу, он молится: «Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко свят еси, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь». А тот, кто не имеет дара священнической власти, молится так: «За молитвы святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь», – и троеперстием крестит пищу. Кстати, это нужно знать, потому что молитвы святых нас как раз ограждают.
Память святых напоминает нам и о том, что мы, по милости Божией, имеем наименование воинов Христа Бога. Крещаемый становится воином духовным, и главное его оружие – это крест. «Иже крестом ограждаеми, врагу противляемся…» (Октоих. Стихиры крестны, гл. 6-й). При крестном знамении нечистый трепещет, «не терпя взирать на силу его». Господь открыл, что некоторые из отпавших бывших чинов ангельских выдерживают два крестных знамения, но три никто из них не может выдержать. Поэтому мы трижды и во имя Святой Троицы ограждаемся крестом.
Как-то один ныне живущий батюшка по благословению старца был приглашен освятить жилище, куда проникали бесы. Когда он освятил, хозяйка этого дома говорит: «Батюшка, в доме-то их нет, а все вокруг стоят». А почему? Ждут, когда человек что-то сделает греховное и призовет их своими грехами.
Кстати, один из тяжких грехов – сквернословие. Это призывание нечистой силы. Когда кто услышит в своем присутствии матерное слово, нужно тут же читать «Отче наш» и молиться, иначе прилетят бесы и на тебя набросятся. Раз их зовут, им нужно на кого-то набрасываться, и они ищут кого-нибудь подходящего. Вы знаете, зараза летает, инфекции всякой полно, но не все же болеют. Значит, тот, кто восприимчив к болезни, заражается, а кто не восприимчив, на того зараза не действует. Человеку же, живущему по заповедям Божиим, огражденному Благодатью Божией, не повредит нечистая сила.
Когда батюшка освятил дом, бесы вылезли наружу. Хозяйка попросила: «Батюшка, оградите крестом». Он на все четыре стороны оградил крестом. По четырем углам остались бесы. Еще раз оградил крестом – один остался. А после третьего раза уже ни одного беса не было. Вот почему трижды мы осеняем себя крестом.
У нас некоторые и в церковь-то не ходят, но ходят по углам со свечками. Свеча – это символ нашей молитвы. А еще бесы боятся ладана. Знаете, говорят: бежит, как от ладана. Все, что делается благочестивым человеком с верой, имеет особую силу. Когда же человек небрежно крестится, то бесы говорят: «этого мы не боимся». Жития святых дают множество примеров этой невидимой брани. Это вещи не отвлеченные, а конкретные. Когда мы ограждаем себя крестным знамением, то на все кладем печать креста. Каждый человек несет свой крест, поэтому сказано: …и иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10:38).
Крест – это телесные, душевные страдания или какие-то обстоятельства. Подвижник нашего времени архимандрит Иоанн (Крестьянкин) очень хорошо говорил об этом: «Если ты страдаешь телесно или душевно, то обрати внимание, что все страдают. Больше страдают лучшие люди. И если ты страдаешь, значит, тебе позволено страдать. Но нужно учиться страдать достойно и одухотворенно». Достойно, что сподобился пострадать, и одухотворенно – «все возложив на Бога». Яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6:12).
Эта война идет. Мне однажды пришлось слышать рассказ одной матери, сын которой был одержим пороком пьянства. Но она молилась за него, и он тоже просил помощи Божией. Вдруг он упал на колени и видит: идут святые, а впереди них Василий Великий, и он, обращаясь к святым, говорит: «Святые, молитесь за Русь! Русь от пьянства погибает!» Это было лет 40 назад. (Промыслительно, что святой равноапостольный князь Владимир в крещении был наречен Василием.) Мы же не видим, что происходит в невидимом мире. Но то, что там происходит, совершается на самом деле. И связь памяти святых, их участие в нашей земной жизни совершенно четко просматривается.
Все знают, что Великая Отечественная война началась в День памяти Всех русских святых. Это был воскресный день, она могла начаться и в другой день, но началась именно в этот. Есть такие интересные моменты, когда святые, которые там ходатайствуют о нас, здесь напоминают о себе через людей, которые носят их имена. Первый Парад Победы принимал Георгий Жуков, а война окончилась на великомученика Георгия. Семидесятый Парад Победы кто принимал? Кто у нас печальник земли Русской? Преподобный Сергий. И министр обороны – Сергий. Это свидетельство духовной связи с этим миром, иногда она открывается даже здесь.
Имена, которые нам нарекают, – это не просто так. Нам дается Небесный Покровитель, святой. Так, печальниками Русской земли являются наши святые князья, первомученики Борис и Глеб. А начальником генерального штаба в начале Великой Отечественной войны был Борис Михайлович Шапошников, человек верующий. Он никогда не расставался с крестом и с образом Святителя Николая Угодника, которые всегда носил с собой. Я видел этот образ. Это еще одно свидетельство связи двух миров, невидимого и видимого. И счастье в нашей жизни тоже связано с миром невидимым.
Когда-то мой отец, находясь в ссылке, собирался устроить свою жизнь, и моя мама приехала к нему венчаться. Вот такие раньше были невесты! Но нужно родительское благословение на брак. Его отец в это время был в ссылке в Сибири, а мама уже умерла. И вдруг она является папе, он ей говорит: «Мамочка, я хотел бы жениться, ты благословишь меня?» Она перекрестила его и сказала: «Благословляю». Потом еще раз перекрестила: «И на войну». Это был только 1931 год. А в 1941 году с благословением матери с того света отец ушел на войну, прошел ее и остался цел, только контузию получил. Так что духовная связь даже дальних родственников вполне реальна.
Все наши родственные корни переплетаются. В следующее воскресенье мы празднуем память Всех святых, в земле Русской просиявших, – сродников наших, предстоящих пред Царем Небесным и ходатайствующих за нас, как сказано в песнопениях праздника. Нам нужно каждому посильно, с Божией помощью, подражать этим нашим Небесным Покровителям, угодившим Богу. Читайте жития святых, подвижников благочестия, и там найдете много полезного для своей жизни.
Кстати, в Евангелии, которое читается в эти дни, есть такие слова: …любите враги ваша (Мф. 5:44). А еще: ...и врази человеку домашнии его (Мф. 10:36). Вот первых врагов, которых нужно любить, – это своих домашних. Так называемых врагов. Они, конечно, не враги, но с них-то и нужно начинать. Отец Алексий Мечёв говорил, что нужно из своих близких делать ближних. …Возлюбиши ближняго своего, яко сам себе (Мк. 12:31). Близкий – это тот, кто рядом с тобой. Вот из него старайся сделать ближнего, которого нужно любить. Для исполнения этой заповеди у нас есть все. Рядом с нами есть те, кого нужно стараться любить, потому что любить-то не так просто. Как одна раба Божия сказала, «если Бог не даст любви – не полюбишь». И поэтому нужно просить любви.
Нужно в себе убрать все, что против любви, о которой сказано словами апостола Павла: ...любовь долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине (1 Кор. 13:4–6). Когда одного скульптора спросили, как он делает свои произведения, тот сказал: «Я беру кусок мрамора и убираю все лишнее». Все, что против любви, что мешает ей, нужно убрать. Очень просто. Так заповедь о любви к ближним должна исполняться в жизни.
Но самое распространенное наше состояние, к несчастью, – это раздражение, а не любовь. Отец Сергий Орлов, с которым я сподобился здесь служить, говорил: «От нас зло не должно исходить». Здесь все преходящее. Премудрый Соломон говорил: «Все проходит, пройдет и это». Не цепляйся. Две безумные вещи, которые делают люди, – мучают себя тем, что уже прошло, и тем, что еще не наступило. Прошло – значит, слава Богу. Если в чем виноват, нужно каяться. Враг старается человека озлобить, так он «набирает себе кадры».
Есть такая притча. Диавол выгоняет своих сатрапов на работу, чтобы больше душ человеческих уловили, и спрашивает, кому какое оружие. Каждый требовал гнев. Потому что не ко всем можно прицепиться с пьянством или блудом, а разгневать или раздражить можно даже и ребенка. А когда гнев кончился, стали брать раздражение. Оказывается, слава Богу, грехи не беспредельны. Это любовь беспредельна, а грехи кончаются.
В Евангелии говорится: …аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую (Мф. 5:39). Он один раз ударил, второй – но потом уже надоест бить-то. А зачем же тогда человек ланиту подставляет? Чтобы расходовался у того человека гнев. Кончится же он в конце концов. Есть такое выражение: шутка, повторенная два раза, становится глупостью. Один раз вроде интересно звучит, а потом понимаешь: глупость. И здесь, видимо, так же: пусть расходуется гнев или грех какой-то, а потом, может быть, его уже просто не хватит.
Все кончается, все проходит. Со временем человек входит в преклонный возраст, а потом уже в поклонный. Как говорят святые отцы, когда мы грехи не оставляем, то грехи нас оставляют. Силенок-то нет. Вроде бы и ударил, но рука-то не поднимается. Раньше он так бил, а теперь, где уж тут, до чашки хотя бы дотянуться, попить. Видите, терпение постепенно приводит к тому, что расходуется гнев. Поэтому не отвечайте злом на зло. Ведь если тебе сделали зло и ты его сделал, зла становится в два раза больше.
Кто-то очень хорошо сказал: когда у тебя яблоко, и у другого яблоко, и вы угостили друг друга, то снова у каждого остается по яблоку. Если же у тебя есть какое-то хорошее дело, умная мысль, ты рассказал про них ему, а он про свои – тебе, то сразу хорошего получится в два раза больше. Добра становится в два раза больше, потому что ты этого не знал, а теперь знаешь. А он этого не знал, теперь узнал. Если же вы и дальше обмениваетесь хорошим делом и умной мыслью – добра получается уже в четыре раза больше.
Подвиг наш простой: зло ограничивать в себе и вокруг себя, а добро увеличивать. Апостол сказал: ...благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог (Евр. 13:16). Это значит, если тебе Господь дал и ты поделился с другим, теперь у него это есть и у тебя это есть – значит, у вас уже в два раза больше, чем было до этого. А когда у тебя злоба и у него злоба, зачем вам злоба в два раза большая? В себе нужно ее погасить, тем более не нужно ее умножать. Если доводить до нашего бытового, земного уровня, то можно так пояснить эти заповеди: не отвечайте злом на зло, а умножайте добро добром. Помните? И аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два (Мф. 5:41).
Например, если ты находишься в незнакомом городе и спрашиваешь дорогу, и тебе кто-то объяснил на словах, то иногда можно и запутаться. А есть люди, которые говорят: «Давайте я с вами пройду». И ведут вас к тому месту, которое ты ищешь. Это как раз такой евангельский пример. Не все думают, что это исполнение евангельской заповеди. Просили одно – а ты сделал еще больше. Кто-нибудь спросил: «Как мне это сделать?» – «Давай вместе сделаем». Начинают вместе делать. Это как раз и есть умножение добра на доступном нам уровне. А все это перестраивает нашу душу. Когда есть такие отношения между людьми, тогда и жить-то легко.
Враг же, зная об этой истине, старается отучить людей делать добро. Люди в миру это заметили и говорят: не делай добра – не получишь зла; хочешь с кем-то поссориться – начни ему делать добро. Выражение странное. Если добро, то зачем ссориться? А потому что диавол видит действия человека и не может относиться спокойно к тому, что делают добро. Он начинает поступать так, чтобы тот, кому делают добро, стал неблагодарным. Он и становится неблагодарным, а то и вовсе отвечает на добро злом.
Вот тут и происходит еще один страшный момент, когда человек раскаивается и говорит: зря я ему делал добро. И все сделанное добро пропадает. Враг знает это. Сила раскаяния абсолютна, в чем раскаиваешься, то и изглаждается. Раскаиваешься в грехе – грех пропадает, раскаиваешься в добре – добро пропадает. Вот потому-то враг и нападает на человека, чтобы тот перестал делать добро.
В житиях святых все это есть. Один человек, чтобы спастись, решил о ком-то заботиться. Есть такое изречение: духовное оздоровление начинается с заботы о ком-то. И вот он взял человека без рук, без ног, стал за ним ухаживать, как за отцом родным. Но диавол не мог терпеть такого подвига и напал на больного. Как и мы часто бываем неблагодарны, даже своим родителям, так и этот инвалид, за которым ухаживали, вдруг начал роптать. А тот, кто ухаживал, был благочестивый, посты соблюдал. Больной говорит: «Хочу мяса, что ты мне даешь все постное?» Ладно, принес ему мяса. Но враг-то не успокаивается: «Хочу веселья!» Тот говорит: «Может, я друзей позову?» Больной отвечает: «Мне и твою-то постную рожу противно видеть, а ты еще таких же приведешь к себе. Неси меня на рынок». А он раньше жил на рынке, когда был нищим. Тот думает: «Бросить его или отнести?» Стал он с друзьями советоваться. Те ему говорят: «Спроси у аввы Антония, пусть он решит».
Тот взвалил больного на тачку и повез его к Антонию, который уже несколько дней не выходил, был в затворе. Как только он подъехал, Антоний вышел, народ к нему повалил, а Антоний вдруг позвал: «Евлогий!» Тот услышал, но сразу не откликнулся, подумал: кого-то еще, наверное, ищет. Антоний вновь говорит: «Евлогий из Александрии!» Значит, действительно к нему обращается. Он был греком и жил в Египте. Антоний спрашивает: «Зачем ты приехал?» Он отвечает через переводчика: «Я только подъехал, а ты меня уже назвал по имени и еще спрашиваешь «зачем»? Ты же все знаешь». Антоний говорит: «Да я-то знаю, пусть люди послушают». И тот рассказал все о своем подвиге, как он начал ходить за этим больным.
И Антоний смирил сначала именно Евлогия и сказал ему: «Ты хочешь его бросить, а Бог его не бросит. Найдется лучше тебя и его упокоит до конца». Евлогий смирился: «Да, значит, я такой грешный». А того больного Антоний смирил еще сильнее: «А ты не достоин ни неба, ни земли, без рук, без ног, не умираешь, живешь, ходить не можешь. Тебе Ангел служит. Если Ангел смерти придет и не найдет вас вместе, вы оба потеряете свои венцы».
Тут и больной смирился, и Евлогий, прожили они вместе недолго, один скончался, потом другой. Одним словом, в житиях святых столько поучительных примеров, что читаешь – как будто мед пьешь. Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим (Пс. 118:103).
Еще пример. Один человек не мог сдерживаться, когда его ругали. И вот старец дал ему совет: платить каждому, кто его обругает. Это оказалось очень накладно: что-нибудь не то сделаешь, тебя обругают, а ты еще и плати. И человек тот стал стараться избегать конфликтных ситуаций, начал вести себя так, чтобы тот, кто был рядом с ним, не ругался. Видимо, с помощью Божией по молитвам старца он все-таки приобрел какой-то навык.
Через год старец его спросил: «Ну как?» – «Да так, стараюсь». – «Ладно, теперь можешь не платить». Он на радостях выбежал от старца и налетел на кого-то. Тот его обругал. А он смеется. «Что с тобой?» – спрашивает. «Так ведь задаром же!»
Представляете, сколько вы задаром можете получить! Да еще и не задаром, а приобретая. Когда ты не отвечаешь на грубость, осуждение и прочее, ты получаешь капитал. Если всем, кто тебя обругает, простишь, то и тебе многое простится. Все у нас теперь бизнесмены, поэтому это называется «духовный бизнес». Чем больше людей, которые тебя обругают, тем больше возможностей простить. Прощайте тех, с кем живете, и вам Господь многое простит. Потому что спасение наше – в ближнем.
2015 г.
Архимандрит Серафим (Кречетов), почетный настоятель храма Покрова Божией Матери, с. Акулово, Одинцовский благочиннический округ, духовник Одинцовской епархии