Сегодня мы празднуем Вознесение Господне. Как совершилось это, вы слышали вчера и сегодня в евангельских чтениях, а также в сегодняшнем апостольском чтении. Праздник этот особенный, потому что он свидетельствует исполнение слов Спасителя: …узрите Сына Человеческаго восходяща, идеже бе прежде (Ин. 6:62).
Но здесь очень важно то, что сказал Господь: Царство Мое несть от мира сего, аще от мира сего было бы Царство Мое, слуги Мои подвизалися быша, да не предан бых был Иудеом; ныне же Царство Мое несть отсюду (Ин. 18:36). Когда Господь воскрес, ученики не могли поверить тем, кто видел воскресшего Спасителя, потому что они еще жили земными понятиями. И когда Господь вновь явился ученикам, то, как мы слышали сегодня, отверзе им ум разумети Писания. Но это было еще разумение того, что с Ним совершилось. Он воскрес, теперь уже смерть над Ним не властна.
Этот вопрос все время возникает в человечестве, постоянно говорят о бессмертии, когда речь идет о подвигах. Есть такое выражение: подвиг бессмертен. Но единственный бессмертный в истинном смысле подвиг – это подвиг Спасителя, потому что Он засвидетельствовал бессмертие Своим Воскресением. Как мы сегодня слышали в апостольских чтениях, уже перед самым Вознесением ученики Спасителя опять же задают вопрос: «А не в это ли время ты будешь Израиль избавлять?» Они еще никак не могли оторваться от того представления, что здесь что-то должно состояться. Хотя Господь говорил им все время: ...ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6:33).
Мы не больше апостолов, так же судим обо всем с точки зрения земной жизни, копаемся в этой земной пыли, в прахе, а еще постоянно смотрим, кто глубже сидит в грязи или кто выше стоит. Мы снова находимся в этом состоянии поиска земных благ или земных преимуществ. Апостол Павел пишет, что если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (см.: 1 Кор. 15:19). Что Господь нам говорит? Кто хочет быть первым, да будет всем слуга (Мф. 20:26). Но в основном-то каждый хочет жить по принципу «твой верх – моя маковка». Только и слышно: «А я что, нанялся? Почему я должен?» Как сказал в нашем времени один из греческих архиереев, мы часто забываем о том, что Господь Сам сказал: ...якоже Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу свою избавление за многих (Мф. 20:28). А у нас же всё наоборот, все время заботимся не о том, кому послужить, а кто мне послужит. Это и есть главное отличие духовного устроения от мирского.
Здесь совершается подготовка к Царству Небесному. Это только начало духовной жизни. Нам дан пример смирения. Господь смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же Крестныя. Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякого имене, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних (Фил. 2:8–10). Есть такое изречение: «падению предшествует превозношение, а смирению последует возвышение». Когда человек смиряется, Господь его прославляет. Прославляющыя Мя прославлю (1 Цар. 2:30). Примеры святых свидетельствуют эту истину, потому что некоторых из них при жизни никто даже не знал, а потом они стали святыми, Господь их прославил.
Это как раз то, чему нас все время учит Церковь примером Главы Церкви, Начальника нашего спасения, Сына Божия, всех святых и, конечно, Матери Божией, которая сказала: ...яко призре на смирение рабы Своея, се бо, отныне ублажат Мя вси роди (Лк. 1:48). Она сказала так в простоте сердца, потому что это согласно воле Божией. Се Раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему (Лк. 1:38). Она смирила Себя, и Господь вознес Ее, Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим. Кстати, при Вознесении Господнем Она стояла среди апостолов.
Если бы люди уразумели эту истину и старались бы жить в ней, то на земле наступил бы рай. Так жили некоторое время первые христиане. Но они не смогли долго продержаться, потому что мирское проникало и в их среду. Помните пример с Ананией и Сапфирой, которые согрешили через материальное, через деньги?
Праздник Вознесения Господня говорит о том, что на земле прославление только временное. Имена великих людей мира сего в истории часто забываются, не говоря уже о том, чтобы помнили кого-то из нас. Проходит несколько десятилетий, и забываешь, что был в свое время такой известный человек, перед которым трепетали, а теперь спрашивают, кто это такой. Слава земная, так называемая известность, часто не держится более одного-двух поколений. И если кто-то еще прославляется, то Промыслом Божиим, а не потому, что здесь у них земная слава.
Как ни странно, в этом мире даже добродетели часто забываются. Проходит время, и люди забывают имена тех, кто сделал что-то великое. Иногда ставят памятники тем, кто что-то в свое время совершил для людей, для Бога. Человеческое временно и непрочно. Божие – вечно и прочно. Об этом когда-то сказал Гамалиил. Еще в начале апостольской проповеди, когда запрещалось проповедовать слово Божие, Евангелие, он сказал: …отступите от человек сих и оставите их, яко аще будет от человек совет сей или дело сие, разорится, аще ли же от Бога есть, не можете разорити то, да не како и богоборцы обрящетеся (Деян. 5:35–39). И это подтвердила история, сама жизнь. Истина евангельская – Божественная истина, потому что все человеческое проходит, правители появляются и исчезают. А Церковь живет.
Конечно, во всяцем народе бояйся Бога и делаяй правду приятен Ему есть (Деян. 10:35). Каждый народ получает соответственно своему устроению. Но есть и другие заповеди. Иногда что-то распространяется, живет, когда поступают по этим заповедям, еще ветхозаветным. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли (Исх. 20:12). Об этом говорит святитель Макарий (Невский), алтайский миссионер, что согласно этой заповеди, народ, который будет почитать своих предков, будет существовать дольше любого цивилизованного народа, который не будет чтить своих предков. Как сказано, так и будет.
Праздник Вознесения Господня напоминает нам о том, что наша земная жизнь – только подготовка к будущей жизни. Мы почитаем людей, которые здесь чего-то достигли, что-то изобрели, построили, но в высшей степени важно учение духовное. Важны не хоромы или угощение, как сказано еще в Ветхом Завете. Лучше укрух хлеба со сластию в мире, нежели дом исполнен многих благих и неправедных жертв со бранию (Притч. 17:1). Лучше малое с благодарением, чем великое с раздражением, с озлоблением, с завистью. Количество земных благ, к несчастью, не удовлетворяет человека, и даже часто вызывает зависть: у другого больше. Не забывай даже в самые трудные минуты жизни благодарить Бога, Он ждет этого и пошлет тебе еще большие блага. Человек с благодарным сердцем ни в чем не нуждается. Такому все «слава Богу», все хорошо.
Слава Богу за все! Вот устроение духовное. А то, что происходит здесь, дается для того, чтобы мы дожили до времени, когда Господь из этой жизни призовет нас к Себе. К этому, собственно, все и сводится. У нас боятся думать и говорить о смерти. Но смерть – это временное разлучение. Мне недавно рассказали случай. Бабушка грустно говорит внучке:
– Старенькая я стала, уж скоро помирать.
– Бабушка, а что ты так грустно говоришь? Господь же воскрес! И ты воскреснешь.
Что об этом думать-то! Вот и ребенок говорит о том, что будет воскресение, и та жизнь главная, а не эта, временная. Эта кончится. Неправильно, когда люди только здесь ждут избавления, изменения. Мы все ждем, что что-то должно измениться. А нужно жить, наоборот, не ожидая от жизни перемен. Это мы должны постоянно меняться в лучшую сторону. А что такое жизнь? Да, она изменится, но не так быстро. Быстро только падают, а восхождение требует и времени, и труда, и подвига, поэтому перемены к лучшему не быстро совершаются. Перемены к худшему – да. Всякие обвалы, всевозможные катастрофы – это быстрые изменения.
Здесь все течет, все изменяется, и опираться на это – бессмысленно. Об этом сказано: ...не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения (Пс. 145:3). Есть еще более резкие библейские изречения. Проклят человек, иже надеется на человека, и от Господа отступит сердце его (Иер. 17:5). Не в том смысле, что его кто-то проклял, – он на себя это проклятие сам навлекает, надеясь на человека. Человек даже сам на себя не может надеяться. Об этом говорит нам пример апостола Петра, который обещал Спасителю никогда от Него не отрекаться, но Господь сказал Ему: ...аминь глаголю тебе, яко ты днесь в нощь сию, прежде даже вторицею петель не возгласит, трикраты отвержешися Мене (Мк. 14:30). И Петр, будучи предупрежден Спасителем об этом, трижды отрекся, да еще и с клятвой. Это один из примеров, когда человек надеялся на себя. У евангелиста Марка об этом написано, а он, как считается, писал со слов апостола Петра.
А евангелист Лука писал для язычников. Он приводит исторические примеры, анализирует состояние человека, говорит о том, что человек не самобытен, что он находится все время под влиянием невидимого мира. Что смущени есте? и почто помышления входят в сердца ваша? (Лк. 24:38). Если они входят, то откуда? Не наши это помышления – вот ответ на наше состояние. У нас часто люди мучаются мыслями. Да это не их мысли! Нужно евангельские мысли иметь в своем сознании, тогда все, что чуждо им, обнаружится, и это можно будет просто отбрасывать. От помышлений, которые нас часто мучают, нужно обороняться. Как сказано у апостола Павла, ...над всеми же восприимше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго разжженныя угасити, и меч духовный, иже есть глагол Божий (Еф. 6:17). Все это нам дается как назидание в нашей повседневной жизни. И о нечистой силе говорится: ...сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом (Мк. 9:29).
Как удивительно в сегодняшнем Евангелии повествуется о том, что Господь вознесся именно с пречистой Своей плотью. До этого Он сидел с учениками и ел рыбы печены часть и от пчел сот (Лк. 24:41–42). Спаситель показал им Свою плоть, а потом вознесся на небо. Это написано в Евангелии и опровергает все ереси, которые говорят, будто тело Его было призрачно. Другое дело, что это тело было уже обо́женное, не подвластное стихиям мира. Некоторые богохульники еще конца XIX – начала XX века так и говорили: как же это может быть? Там безвоздушное пространство, холод, как сможет человек там находиться? Да, верно, обычный человек не может. Но Богочеловек, Его обо́женная плоть все может. Нам нужно перестраивать душу свою на евангельский строй и не отягощаться всякими сомнениями и предположениями.
Насчет перестройки, кстати, сказано еще 200 лет назад у Ивана Андреевича Крылова. У него есть произведение «Квартет». Исполнители все время пересаживаются, а музыки не получается. Вот такая перестройка. Дело все в том, что нужны музыканты, а там осел, козел, мартышка и мишка. Последний из них даже по имени был предсказан за 200 лет. Всем нам дан пример: «Как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь». Нужно содержание. Кстати, осел, козел, мартышка – очень интересные типы людей. Свойства осла и козла известны. Есть овцы, есть козлища. Мартышка – обезьянничает, у других все перенимает. На современную моду посмотреть – мартышек полно. А Мишка – это тот, кто все разваливает. Как говорят, может дров наломать. И если у кого нет слуха, то говорят: медведь на ухо наступил.
Примеров-то полно, только смотри вокруг и поучайся. На вопросы «как поступать?» и «что делать?» отец Сергий Орлов отвечал: «От нас зло не должно исходить». А чтобы оно не исходило, нужно, чтобы его в нас не было. От избытка сердца уста глаголют (Мф. 12:34). К этому нужно стремиться. Простейший рецепт: когда что-то не получается, не раздражаться, не осуждать, а тем более не судить. Не судите, да не судими будете (Мф. 7:1). Важно не раздражаться, потому что исправиться в духовной жизни не так просто, а без помощи Божией и невозможно. Когда человек начинает сдерживать себя, то у него где-то внутри червячок тщеславия начинает скрести. Это еще святые отцы отметили: «Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх» (Прп. Иоанн Лествичник, «Лествица»). И когда этот рог обламывают, то это милость Божия.
Есть пословица: бодливой корове Бог рог не дает. Если корова бодливая, значит, рога ей все обламывают. Такие простые советы в обычной жизни очень важны, потому что великое совершается нечасто, а вот эти мелочи-то возникают все время: кто-то что-то сказал, кого-то это задело, кто-то что-то увидел, кто-то что-то услышал. Тут как раз и нужно сразу обламывать эти рога, когда они только начинают расти. Как сказано в Псалтири, блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень (Пс. 136:9). Гордыньку нужно все время смирять.
У нас был алтарник Афанасий Ульянович, в постриге монах Иоанн (тогда еще были святые алтарники), который любил мудрые народные изречения. «Кто нас корит, тот добром дарит, а похвальное слово гнило». «Те, кто нас смиряет, – это наши благодетели».
Когда так перестраиваешь душу, уже здесь начинается райская жизнь. Все вокруг только стонут. А на самом деле какая красота! Какие мы все хорошие! Какие с нами Ангелы живут! Если бы этих Ангелов не было, во что бы мы превратились? Если так рассудить, то вся жизнь в другом свете видится. Это как раз и есть то, о чем сказано: для чистого все чисто, а для нечистого все нечисто. Человек с нечистым сердцем и сам несчастный, и вокруг него все несчастные, и вся жизнь-то его несчастная. А человек с чистым сердцем всегда радостный, и с ним радостно.
Вот сейчас, например, мы находимся в храме, сподобимся причаститься, благодать получим. Надо радоваться! А что было, то уже прошло. А что будет – подожди, что думать о том, что будет! Главное, что сейчас уже хорошо. Вот этим нужно руководствоваться. А плохое все равно пройдет, на этой земле все временно. Премудрый Соломон написал на кольце: «Все проходит, пройдет и это». Слава Богу за то, что есть!
2016 г.
Архимандрит Серафим (Кречетов), почетный настоятель храма Покрова Божией Матери, с. Акулово, Одинцовский благочиннический округ, духовник Одинцовской епархии