Как нам жить – учит Церковь

День Святой Троицы. Пятидесятница

Пастырская проповедь 
0
1
Время на чтение 13 минут
Фото: Из личного архива автора

Сущность нашей Православной веры – это вера во Святую Троицу. Не просто «вера в Бога», как обычно говорят. Да, Бог один, но Кто Тот, кого мы именуем Богом? Люди иногда, стараясь как-то особенно отметить выдающегося человека, говорят: земной бог! Они невольно свидетельствуют о том, что есть Бог Небесный. И этот человек, которого люди наделяют божественными качествами, может что-то сделать и многое сделает, но он ведь сотворен. 

Идоли язык – сребро и злато, дела рук человеческих (Пс. 113:12). Люди или изваяния себе делают, или же боготворят человека – это было во все времена и теперь есть. Царственные особы, императоры в некоторых странах до сих пор считаются священными особами. В частности, в Японии. С древних времен императора или фараона почитали как бога. Опять – как бога. Но есть единый Бог, Бог Троица – Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Бог Сам открыл эту истину людям, поэтому наша вера именуется богооткровенная, открытая Самим Богом. 

Есть такое библейское высказывание: произволение сердца – от человека, а изречение уст – от Бога (человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка (Притч. 16:1)). И действительно, человек говорит потому, что может говорить, ему Богом дана такая возможность. В Евангелии мы не раз слышим о том, что человек не мог говорить. Иисус запрети духу нечистому, глаголя ему: душе немый и глухий, Аз ти повелеваю, изыди из него и ктому не вниди в него (Мк. 9:25). Да и мы иногда бываем немые, когда слово не рождается внутри, – что ты скажешь, когда сказать-то нечего. Нигде нет такой ясности, наглядности, истинности слова, как в Евангелии. На Пасху каждый раз мы слышим замечательные слова в Евангелии от Иоанна Богослова. В начале бе слово, и слово бе к Богу, и Бог бе слово (Ин. 1:1).

Познание истинного Бога и есть сущность истинной веры. Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисуса Христа (Ин. 17:3). Истина о Боге нигде так не возвещается, как в данной Богом вере, которая именуется христианской. По предвечному Совету, по предсказаниям пророков воплотился Сын Божий. Он стал Богочеловеком. Всю эту историю мы знаем из Евангелия: Рождество Христово, от которого идет летоисчисление, и Воскресение Христово, которое до сих пор свидетельствуется схождением Благодатного огня на Гробе Господнем. Истина Богоявления так ясно засвидетельствована жизнью только в Православной вере. 

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали, как против Спасителя восстают книжники, фарисеи и архиереи: «Этот народ – невежда в законе, а вот уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев?» А народ им отвечает: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек». И Никодим тоже был среди них. Фарисеи говорят и даже не знают, что среди них есть тот, кто исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим и верует в него. А мы знаем, что Никодим засвидетельствовал веру, когда после распятия открыто пошел за Спасителем, показав себя Его учеником. 

Насколько в самом Евангелии все удивительно просто, ясно, что проще не скажешь, яснее не может быть. Что говорит Никодим? Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? Это же, только другими словами, говорит Сам Господь: ...по плодам узнаете их (Мф. 7:20). Говорить-то можно, но дальше должно быть свидетельство этих слов. 

Глаголы, яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю, Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела (Ин. 14:10). Господь говорит, что Благодатью Отца Своего все делает. Когда Он воскрешал Лазаря, то говорил с Отцом: Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня (Ин. 11:42–43). И воскресил Лазаря четверодневного. Это – свидетельство слов Христа. Разлагающийся человеческий труп становится живым и сам выходит из гроба. И ученики Его потом, сказано, пошли проповедовать везде с помощью Божией, подкрепляя слова знамениями (см.: Мк. 16:20). Они свидетельствовали истину.

То, о чем говорит нам Евангелие и все время напоминает Церковь, подтверждается жизнью. В народе говорят: к пустому колодцу за водой не ходят. Если бы люди не чувствовали, не получали бы ответ на свои молитвы, на свои просьбы, то дорога давно бы заросла. В свое время пытались возвести человека в ранг Бога. Когда-то моего отца (а это были социалистические времена) ехидно спросили: «Вот вы веруете в Иисуса Христа. А может быть, через тысячу лет Владимира Ильича будут тоже почитать как Бога? Как вы думаете?» Каверзный вопрос. Но Господь же умудряет. Отец ответил очень просто: «Иисуса Христа по Евангелию и по всей истории человечества от начала до сего времени и во веки веков мы почитаем как Сына Божия, Бога, Богочеловека, и свидетельствуют об этом храмы, а вот что будет через тысячу лет с этим человеком, я не знаю». Но уже мы знаем: прошло даже не тысячу лет, а меньше, и когда детей спрашивают: а чей это памятник? – они отвечают: наверное, какой-то артист. 

На самом деле христианство – это жизнь, это то, что есть. Иногда люди чересчур увлекались почитанием кого-то, все кланялись, прямо говорили, что это земной бог. На это Алексей Константинович Толстой очень хорошо написал в свое время:

Да и полно, уж вправду ли я на Руси?

От земного нас бога Господь упаси!

Нам Писанием велено строго

Признавать лишь Небесного Бога! (А.К. Толстой, «Поток-богатырь»)

Это относится не только к правителям, а вообще ко всем людям. Откуда появляются всякие кумиры, которым поклоняются, и за них готовы на все. Есть такое понятие «фанатизм» – явление псевдоверы. Фанаты – те, кто веруют в кого попало. Сами себе по своим греховным понятиям в воображении создали какой-то ложный идеал, как в свое время язычники создали пантеон богов. Те боги дрались между собой, изменяли, блудили, все делали, как люди. Но истинного Бога люди искали, потому что, видимо, не удовлетворялись этими богами. 

Греки ставили статуи богам, шло время, статуи оставались, а так называемых богов уже забывали. Ставили статую другого бога, а потом и этого забывали, как это происходит в человечестве. Но потом кто-то задумался, что еще, наверное, должен быть Бог, и поэтому соорудили жертвенник неведомому Богу. Когда апостол Павел пришел в Афинский ареопаг, то сказал: ...этого неведомого Бога, Которого вы чтите, я и проповедаю вам (Деян. 17:22–23). 

Проповедь апостола Павла, как мы знаем, была засвидетельствована чудесами: когда повязки с его головы возлагали на болящих, то те становились здоровы. Есть свидетельство и о том, что даже тень проходящего Петра исцеляла немощных. Где же видано такое, что тень предводителей или последователей мировых религий делала кого-то здоровым? Такого просто нет. Кто одним лишь прикосновением создал глаза слепорожденному? По Преданию, у этого слепца не было глазных яблок. 

Почему Господь исцелял много слепых? Потому что он создал глаза – один из самых совершенных человеческих органов. И дал человеку зрение. Свидетельств таких исцелений и воскрешений нет нигде. Пытаются подражать: какие-то восточные факиры засыпают, потом пробуждаются, то ли они умирали, то ли не умирали. Но разложившегося трупа никто не воскрешал.

Праздник Святой Троицы – это особый праздник. Он именуется днем рождения Церкви. И смысл его заключается в том, что в Церкви действует Дух Святой. Эту истину те, кто хочет слышать, слышали и знают. Но, как денница, присвоив себе дарования, которые ему были даны Творцом, возгордился этим, так и среди тех, кто говорит о Евангелии и даже о Христе и Святом Духе, есть люди, которые начинают изображать искусственно как бы результат Сошествия Святого Духа: представляют, что говорят разными языками. Вы знаете, апостолы стали говорить на разных языках, и все народы слышали свою родную речь. Как же так? Откуда рыбаки стали, выражаясь современным языком, полиглотами? По дару Божию. А есть такие секты, которые пытаются изобразить, как будто они имеют дар Святого Духа. Но, получается, что они отделяются от Церкви, и Святого Духа там нет.

Назвать себя можно кем хочешь. Некоторые называют себя фараонами или еще какими-то светилами, и их в дурдом помещают. Часто мы в разной степени фантазируем. Фантазии эти накручиваются диаволом, который сам в себе вообразил быть равным Богу, а превратился во что? Все это в мире существует. Но самое интересное, что сектанты, которые изображают якобы дар языков, трясутся, дергаются или начинают кричать какие-то фразы. Мне лично рассказал об этом человек, друг которого зашел в эту компанию. И когда они все кричали как бы от духа, он пришел в ужас – это было сквернословие на его языке. Это факт, но о таких вещах молчат.

Кричать-то можно, но что кричать? Когда мы произносим какое-то слово, оно на каком-то языке что-то означает. Оказывается, слова, которые кричат, на тех «языках» означают как раз совсем не духовное, не Божественное, а сквернословие. Дух-то другой. А сегодня, в день Сошествия Святого Духа говорится как раз об истинном Духе, потому что Господь сказал: ...Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам (Ин. 14:26). То есть то, что происходило во время земной жизни Спасителя, записали апостолы, им же напомнил все Дух Святой. 

Каждое слово в Евангелии имеет особый смысл, и раскрывается он постепенно, как вообще все исходящее от Бога. В последних главах Евангелия от Луки говорится: ...тогда отверзе им ум разумети Писания (Лк. 24:45). Можно читать и ничего не понимать – такое, вы знаете, бывает с человеком. Нужно просто размышлять, но мало кто размышляет. Возьмите какой-нибудь учебник физики – если вы не учились, вы там ничего не поймете. А другой его возьмет и скажет: о, какая красота! Для одного это просто сводки цифр, а для другого – целая система. Значит, за тем, что написано, стоит что-то еще, что нужно разуметь.

Больше того, все мы говорим по-русски. Правда, сегодня говорить по-русски не так просто, язык очень засорен, и столько в нем уже всего нерусского, не говоря уже о так называемом сленге, – так говорят, что уже не поймешь, что говорят. От истинного языка люди часто уходят, поэтому язык, на котором совершаются богослужения в Церкви, именуется церковнославянским языком, а не просто славянским. Как мы говорим о каких-то своих чувствах в поэтических, возвышенных выражениях, так же нужно говорить о Боге. Поэтому перевод на бытовой язык – это умаление истины. Любой скажет, что даже при переводе некоторых слов с одного языка на другой бывает так, что невозможно точно передать, что это означает. 

Божественная истина записана Богодухновенным словом. Решения Вселенских Соборов так и начинались: «Изволися Духу Святому и нам». И нигде в других вероисповеданиях этого нет. Все это свидетельствуется жизнью. Сколько было вещей, которые по земным понятиям казались бесперспективными, времена казались беспросветными, и вдруг – ничего подобного, есть перспектива. Мы стали свидетелями этой истины. Вот я сейчас стою на том месте, где 200 с лишним лет назад была церковь (проповедь записана в храме Новомучеников и Исповедников Российских в Акулове). Первая церковь, вместо которой построен наш храм Покрова Пресвятой Богородицы. Где теперь стоит крест, был престол, там приносилась бескровная жертва. Мы хотим каких-то чудес, а куда же больше? Некоторые из наших прихожан сейчас уже в таком возрасте, что застали, когда перспектива была беспросветная, и вдруг – впереди свет. Господь сказал: ...у человек сие невозможно есть, у Бога же вся возможна (Мф. 19:26). Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16:18). Другое дело, что количество прихожан в этой церкви будет иногда мало, но они всегда будут.

Между прочим «много» – это еще не признак истины. Оказывается, если вдуматься в этот смысл, у нас на земле принимают какие-то решения, законы большинством голосов. Но большинство голосов – это не главный критерий. А главный критерий – свидетельство Божие и единство. Решения Вселенских Соборов принимались не большинством голосов, а единогласно. И если кто-то лукавил и внешне признавал эти решения, но внутри себя не соглашался, тех Господь открывал. Когда была осуждена ересь Ария, и он как бы согласился с этим, и уже должны были его обратно принять, он, простите, зашел по нужде, и у него изверглась вся утроба, все внутренности, и он погиб. 

Истина не всегда в большинстве. Господь сказал: ...не бойся, малое стадо (Лк. 12:32). Много ли людей добродетельных, чистых, честных? По-моему, не так много. Стремление к истине, конечно, есть. Но что из этого? Обычно, оправдывая свое поведение, говорят: сейчас все так живут. Нет, не все. А зачем следовать за теми, кто поступает не так, как подобает? Нам дан в Евангелии пример апостола Павла, который сказал: ...молю же вас: подобни мне бывайте, якоже аз Христу (1 Кор. 4:16). Так стремились поступать все святые, преподобные, мы видим множество примеров из их жития. Очень важно, полезно читать жития святых, это – живые примеры. Среди них были и князья, и цари, и военачальники, и простые, и кто угодно. Более того, спасались даже те, кто, заблудившись, шел по пути греха, – Мария Египетская, разбойник, да и много других примеров.

Господь всем человеком хощет спастися и в разум истины приити (1 Тим. 2:4). А прийти к Господу можно только через покаяние, очищение сердца. И подвиг преподобных был в очищении сердца от грехов, от страстей. Грехи – как сучки дерева, а страсть – это ствол. В Евангелии сказано: ...что же видеши сучец, иже во оце брата твоего, бервна же, еже есть во оце твоем, не чуеши? (Мф. 7:3). Ты видишь грех ближнего, а в себе страсти не видишь. Человек видит грех в другом потому, что в нем он тоже есть. Существует такое выражение: для чистого все чисто, а для нечистого все нечисто. Человек видит прежде всего то, что ему понятно. Как говорят, на свой аршин мерит. Или понимает в меру своей испорченности. Восприятие всего окружающего зависит от нашего внутреннего состояния. Но эта истина не свидетельствуется нигде, кроме нашей Православной веры. 

Сегодня – Троица, праздник Сошествия Святого Духа, а через неделю начинается пост. Вот мы духовно укрепились, порадовались и начинаем трудиться. Так премудро устроено наше богослужение. Нигде, ни в одном вероисповедании мира такого богослужения нет. Да и священников нет. Мулла, раввин, гуру – это учителя, но не священники. Там Таинств нет, Таинства совершаются Духом Святым. А там нет Духа Святого. Отсюда и такое понятие, как «безблагодатные церкви». А Благодать Святого Духа есть только в Православной Церкви. Она оказывает свое ощутимое и духовно зримое действие на человека, особенно в богослужении, что и почувствовали наши предки в храме Святой Софии. 

Когда Мотовилов спросил преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни, святой Серафим сказал, что цель эта – в стяжании Духа Святого Божия. Преподобный помолился, и Дух Святой сошел и на Мотовилова, и он увидел лицо преподобного Серафима, как будто среди солнечного диска в самый яркий солнечный день. Святые изображаются с нимбом, потому что обычно свет исходит от их лица и от всего существа. Мотовилов почувствовал благодать тепла, хотя сидели они в лесу зимой, кругом снег был. И еще он почувствовал тончайшее благоухание Святого Духа. 

Поэтому и в храме совершается богослужение с фимиамом, во всей полноте. Мы чувствуем благоухание, когда священник кадит. Перед началом каждения священник произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам Благодать Пресвятаго Твоего Духа». При каждении молящихся принято говорить: «Дух Святый найдет на вас и сила Вышняго осенит вас». В других вероисповеданиях есть нечто подобное – всякие палочки с особенным ароматом, но там другой дух. Некоторые занимаются медитацией, вводят себя в виртуальные состояния. Но наши предки восприняли Православную веру, когда увидели богослужение в храме Святой Софии. Мы, говорили они, не знали, были на небе или на земле. Именно служение Богу является сущностью нашей Православной веры. 

Был такой обычай: когда приходили из храма, то говорили: Бог милости прислал. И старались стяжать благодать. И эту милость другим как-то передавать. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы (Ин. 7:38). Мы посещаем монастыри и обращаемся к старцам, которым Господь дал благодать, и через них она изливается на остальных. Это тоже факт. Эту милость, эту радость имеем мы, православные христиане, когда стараемся жить по вере, бываем в храме, молимся, приступаем к Таинствам. Мы имеем великое Таинство Евхаристии – Причащение. Такого нигде нет и не может быть. Как сказал один из наших Афонских подвижников, когда мы причащаемся, в наших жилках бьется Христова кровь. 

Современные люди отошли от веры, увлеклись всевозможными достижениями прогресса, стали делать пересадку органов – почек, печени. А есть такое Ланчанское чудо: хлеб и вино претворились во время Евхаристии в Тело и Кровь Христову, когда один из священников усомнился в этом (это произошло в церкви Сан-Легонций (ныне  церковь Святого Франциска)). Уже 12 веков в итальянском городе Ланчано хранятся Божественные Плоть и Кровь. Когда ученые пытались исследовать это чудо, они определили, что Плоть – это срез сердца, а группа крови совпадает с группой крови на Туринской Плащанице. Об этом чуде обычно молчат, но оно есть. А когда начинают интересоваться, то тут же забывают, это намерение похищает диавол, или же отвлекаются и начинают заниматься чем-то другим.

Как говорит Господь, печаль века сего и лесть богатства подавляет слово, и без плода бывает (Мф. 13:22). Если и вспоминают об этом слове, то только когда начинают умирать. А вот тут опять возникает вопрос, на который нигде нет ответа, вопрос жизни и смерти. Иисус говорит: …веруяй в Мя, аще и умрет, оживет, и всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки (Ин. 11:25–26). Здесь жизнь тела закончится, душа же будет дальше жить так, как ты жил здесь. Там продолжение этой жизни. Если ты стремился к Богу, то и там Господь по молитвам Церкви может выправить то, что ты здесь не успел. Но если душа уходит туда с озлоблением, то будет продолжать и там жить среди себе подобных, в этой злобе, потому мы и говорим: пламень страстей, огонь. А огонь Божественный не жжет. 

Это истина, но кто хочет ее слышать? Много ли здесь прихожан? А остальные там бегают, суетятся. И между собой ругаются. Разве это жизнь? Это не жизнь. Будем стараться идти именно в ту сторону, где милость: Господь милости прислал. У этих слов еще продолжение есть: «Бог милости прислал и велел приходить». Приходить самим за милостью. 

Храм Божий нужно посещать, и когда мы его не посещаем, это все равно что в школу не ходим. Если не учиться в школе, что из тебя получится? Так же и духовно. Прежде всего нужно учиться духовному: век живи – век учись, как подобает жить. А где можно учиться жить? Только в Церкви.

2019 г.

Архимандрит Серафим (Кречетов), почетный настоятель храма Покрова Божией Матери, с. Акулово, Одинцовский благочиннический округ, духовник Одинцовской епархии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Серафим (Кречетов)
Усопшие ждут наших молитв
Проповедь в Троицкую родительскую субботу
06.06.2025
О помышлениях, которые входят в наши сердца
Проповедь на Вознесение Господне
28.05.2025
Как мы смотрим и что видим
Неделя 6-я по Пасхе, о слепом
24.05.2025
Помнить о единых корнях
Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне
17.05.2025
Православие – единственная истинная вера
Проповедь на Преполовение Пятидесятницы
14.05.2025
Все статьи Архимандрит Серафим (Кречетов)
Пастырская проповедь
Все статьи темы
Последние комментарии
Синод РПЦЗ наступает на те же грабли?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
07.06.2025 11:10
Православные антисталинисты в печали
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
07.06.2025 10:35
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от Алекс
07.06.2025 10:12
Настало время исправления имён
Новый комментарий от Андрей Карпов
07.06.2025 07:53
Только полная и безоговорочная Победа!
Новый комментарий от Владимир Петрович
07.06.2025 06:56
Азбука и букварь
Новый комментарий от Игорь Ал
07.06.2025 06:13