«Мои опасения были рассеяны»

Впечатления от участия в пастырском совещании в Москве

Русская Православная Церковь  Проблемы церковной жизни  Семья  Миссионерская деятельность 
0
210
Время на чтение 5 минут

Честно говоря, я хотел сначала уклониться от этого мероприятия, но позвонил благочинный и сказал, что наш викарий, он же и управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Воскресенский Григорий, поручил передать духовенству, что хочет его видеть на этом совещании.

Мои опасения, что будет много общих слов и не хватать, как глотка свежего воздуха, свидетельств о живом пастырском опыте, были в значительной степени рассеяны. Совещание проходило 24 марта в великолепном актовом зале Свято-Тихоновского гуманитарного университета (пожалуй, это самое великолепное помещение подобного рода). Первые два доклада были несколько неожиданны – А.В.Щипкова, ректора Российского православного университета св. Иоанна Богослова, «Сколько верующих в России?» и прот. Николая Емельянова, проректора по стратегическому развитию Свято-Тихоновского университета, «Почему не растёт число воцерковлённых людей?».

Первый докладчик поведал, что нерелигиозных людей в России приблизительно 15%. В советское время утверждали противоположное – верующих 15%, а неверующих – 85. По мнению выступавшего – главный критерий для обозначения религиозной принадлежности человека – это то, как он сам себя позиционирует.

Конечно, встаёт вопрос о качестве тех, кто называет себя верующими православными людьми – среди таких людей немало тех религиозных, которых докладчик назвал «непросвещёнными». Сам выступавший провёл немало времени, проводя полевые исследования с широким охватом по этой теме. Выступление А.В.Щипкова вызвало оживлённую дискуссию. Прот. Максим Первозванский, так оппонировал: «Если человек не верит в Воплощение и воскресение мёртвых его нельзя назвать православным».

Один батюшка, по-видимому, армянин по национальности, так возражал: «Армяне (да и прочие нехалкидониты – иг. К.) тоже называют себя православными, но остаются монофизитами, пусть и умеренными».

Пафос А.В.Щипкова был в том, что разве лучше, если цифра будет меньшей? И настаивал, что Россия по всем международным критериям является моноконфессиональной православной страной.

Второй докладчик своё выступление сопровождал несколькими схемами. Кое-какие цифры я записал: в Москве действует около 1200 церквей, в которых несут служение 1500 священников.

Митрополит Григорий прокомментировал эти цифры, сказав, что священников недостаточно. В Польше один священник приходится на 1000 верующих, а в России на целых 6000 – это меньше, чем врачей и полицейских. Только 7% прихожан регулярно обращаются к священнику, 15% – изредка.

Количество духовенства сравнительно с перестроечным периодом в России увеличилось от 6000 до 36000. Выступавший сетовал, что ни один человек из круга его близких прихожан не сказал, что желает, чтобы их сын стал священником. Раньше, по словам о.Николая, крестилось по 50-60 человек, а в настоящее время всего лишь 5-6. Кстати, у батюшки 8 детей. По-настоящему воцерковлённых верующих всего лишь около 6%.

На мой взгляд, главный критерий воцерковлённости человека – это, как минимум, ежегодное бывание на исповеди и Причастии. Некоторые задававшие вопросы после выступлений докладчиков развёртывали их в мини-выступления. О. Андрей Ткачёв констатировал, что благодаря многолетнему накоплению количественных параметров расширения церковной деятельности, мы стоим на пороге качественных изменений в обществе по проблемам абортов, разводов и пр.

Запомнилось цитирование им учителя Церкви III века Тертуллиана, который в своей апологии христианства писал: «Если нас убрать, то города опустеют».

И.о. настоятеля церкви свщчм. Климента Римского о.Алексий Марченко поднял проблему миграции, которая вызывает тревогу.

Пожалуй, самым интересным был доклад известного миссионера, клирика церкви св. Иоанна Предтечи в Сокольниках о. Олега Стеняева. Доклад был посвящён работе с молодёжью. По мнению выступавшего, ни детство, ни старость, а именно, молодость является самым сложным периодом в жизни человека. В её среде преобладает растабуированность в поведении. Очень часто достигая лет 14, дети уходят из Церкви, а в 15 лет, встретив священника на улице, переходят на другую её сторону. Однако, многие в 50-60, под 70 лет, возвращаются. Важно, подчеркнул докладчик, слышать тех, кто уходил и вернулся. Молодёжи, по словам о. Олега, нужно движение – активное участие в Богослужении или Крестном ходе, в мыслительной деятельности.

Запомнилось, что о. Олег был участником Крестных ходов из Витебска в Смоленск. В продолжении дневного пути было 4-5 остановок. На каждой из которых он начинал беседу на определённую духовную тему и на последующих остановках продолжал её раскрывать. Как-то он выступал в Беларуси в колонии для несовершеннолетних. Важно, отмечал он, чтобы к молодёжной аудитории подбирался ключик (отмычка). В данном случае, он, учитывая, что в колонии строго запрещено пользоваться сотовыми телефонами, отметил, что в их обстоятельствах самым лучшим телефоном было бы молитвенное обращение к Богу, что можно сделать в любое время.

Раскрывая тему Страшного Суда, батюшка удачно обыграл евангельскую терминологию про «козлов и овец», применительно к лагерной действительности. Запомнилась приведённая им цитата из блаженного Августина: «Бог никогда не допустил бы зла, не имея в виду обращения его в добро».

И такой пример: в 60-е годы прошлого века в Римо-Католической церкви было движение священников-рабочих. Эти священники стремились спуститься вниз с тем, чтобы поднять выше массу рабочих, а получилось так, что они сами остались внизу. Среди них были сторонники теологии освобождения. Некоторые из них даже снимали сан и становились партизанами. О. Олег привёл примеры удачного миссионерствования среди сектантов. Так, в Православие вернулась группа студентов адвентистов. Был случай, когда в Православную Церковь перешла целая община с пастором, который стал рассматриваться как кандидат на рукоположение. До революции миссионер не мог быть настоятелем храма и заниматься духовничеством. Обращённым нельзя оставаться вокруг миссионера, чтобы не повторить ошибок о. Георгия Кочеткова, когда всё превращается в театр одного актёра.

В перерыве за чашкой чая с пирожками пообщался с двумя близкими священниками – настоятелем Знаменской церкви в Переяславской слободе о. Фёдором Рожиком и настоятелем Ильинской церкви у Курского вокзала о. Александром Тихоновым.

Отец Фёдор рассказал, как будучи помощником инспектора в Московских духовных школах, он увидел, что один из студентов игнорировал земляные работы, а для отвода глаз намазал глиной лицо и руки. Фёдор тогда укорил его в недобросовестности, а лукавый студент, став большим церковным начальником, старался всячески вставлять ему палки в колёса.

У о.Александра другая проблема: сотруднику храма не продлили полномочий по их истечении. Он стал мстить – портить документы, писать жалобы, присвоил часть денег. Да, не только мне, но и ещё и многим собратьям приходится нести нелёгкий настоятельский крест.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
С болью о Сирии
В Институте стран СНГ прошёл Круглый стол, посвящённый ситуации в Сирии
20.03.2025
«Потрясающий пример верности золотой середине»
В Даниловой обители в Данилов день
17.03.2025
Человек Святой Руси в XXI веке
Отошёл ко Господу автор РНЛ, фотограф Владимир Иванович Саяпин
14.03.2025
С любовью о русинах
Выступление на Круглом столе в журнале «Международная жизнь»
14.03.2025
Легко ли быть настоятелем?
О приходском тягле
28.02.2025
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Русская Православная Церковь
Жёсткие кадровые решения
Вчерашнее заседание Священного Синода – редкое по числу увольнений архиереев
21.03.2025
«Открыть Иверский женский монастырь в ЛНР»
Священный Синод принял ряд важных решений
20.03.2025
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
О прелести
Продолжение
22.03.2025
К дискуссии о служении пассий
Отзыв на проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения», созданный комиссией Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству 
20.03.2025
Что такое прелесть, и как от нее защититься?
Чтобы предохраниться от погибельной прелести и связанной с нею вечной смерти, нам необходимо учиться правильной и качественной борьбе со своими греховными страстями
15.03.2025
«Наша Церковь – наследница исповеднического пути святителя Тихона»
В Москве состоялась пресс-конференция, посвящённая столетию блаженной кончины Патриарха Тихона
12.03.2025
Все статьи темы
Семья
Почему чиновники не хотят заняться проблемой абортов?
Стратегия действий по реализации семейной и демографической политики Правительства планирует вместо роста сокращение русского населения на 5 миллионов человек!
25.03.2025
«Убежденная трезвенница-мать внесет отрезвление в семью»
Состоялся круглый стол, посвященный участию женщин в дореволюционном трезвенническом движении
22.03.2025
«Нам нужно восстанавливать себя как мировая социальная держава»
Россия заняла 66 место по уровню счастья среди 153 стран мира
21.03.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Как часто надо причащаться?
Новый комментарий от Виктор Фролов
25.03.2025 18:59
Одесса – русская, а не еврейская
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.03.2025 18:47
Почему чиновники не хотят заняться проблемой абортов?
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.03.2025 17:56
Жёсткие кадровые решения
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.03.2025 17:39