Не успели мы пережить шок, связанный с падением с ошеломительной скоростью дружественного России режима Асада, как испытали ещё большее потрясение в связи с геноцидом алавитов, христиан и др. со стороны захвативших власть радикалов. Счёт жертв пошёл на тысячи. Невозможно без содрогания смотреть кадры расправ, которыми заполнен Интернет.
Почти не слышно реакции с нашей стороны, если не считать статей протодиакона Владимира Василика на эту тему на сайте РНЛ и Кирилла Зайцева в последнем номере газеты «Завтра». С одной стороны это понятно – мы уже однажды обожглись с Сирией и главное – очень завязаны на украинском направлении.
Но с другой стороны – кто поможет страждущим? Да, наши военные на базах в Сирии оказывают гуманитарную помощь гонимым, но этого явно недостаточно.
Кстати, нахождение наших баз на территории, захваченной исламистами Сирии, становится всё более проблематичным.
Маловероятно, чтобы мы нашли общий язык с радикалами. Скорее всего, неизбежно будут провокации и само собой постоянное повышение арендной платы. Жаль стольких потерянных миллиардов!
В прошедшее воскресение на Литургии в нашем храме была совершена сугубая молитва о Сирии.
Слава Богу, что Институт стран СНГ провёл Круглый стол, посвящённый ситуации в Сирии.
Есть мнение, что мы не смогли удержать Сирию, потому что недостаточно вкладывали в её развитие и недостаточно стимулировали Асада осуществлять это развитие. К тому же президент Турции Эрдоган подвёл (не в первый раз!).
Что касается Антиохийского Патриархата, который располагается на территории, где последователей Спасителя впервые стали называть христианами. Есть опасение, что в связи с ослаблением российского присутствия и влияния в Сирии, как бы он не признал ПЦУ.
Вообще с этим Патриархатом не всё просто. Во-первых, он придерживается нового календаря, что является существенным каноническим правонарушением. Во-вторых, в середине XVII века Антиохийский Патриарх Макарий сыграл негативную роль в произошедшем на Руси церковном расколе. Проклял древнее двуперстие и подталкивал к этому Патриарха Никона.
Сын этого Патриарха архидиакон Павел Алеппский детально описал путешествие в Московию. Это были первые годы после злополучной реформы, когда ещё по инерции были сильны благочестивые традиции в народе, так поразившие эмоционального араба.
В 1913 году на торжества по случаю 300-летия Дома Романовых в Россию приезжал Антиохийский Патриарх Григорий. Он принял участие в епископской хиротонии будущего Патриарха Алексия I.
Владыка просил себе пансион – почему-то это не получилось. Между прочим, мы помогли ему занять патриарший престол. Нужно ещё упомянуть митрополита Гор Ливанских Илию, который в годы Великой Отечественной войны молился в пещере за победу русского оружия. Многолетний представитель Антиохийского Патриархата при Московском Патриархе митрополит Нифон своим колоритным служением и яркими возгласами всегда обращает на себя внимание.
Круглый стол начался с молитвы по старопечатному тексту о всех погибших православных христианах в Сирии и о здравии Антиохийского Патриарха Иоанна с паствой, российских воинах в Сирии и всех жителей этой многострадальной страны.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России