Опубликован доклад уполномоченного по правам человека в РФ Татьяны Москальковой о том, на что законодателям следует обратить внимание, чтобы у нас жилось лучше и спокойнее. Один из пунктов, на который СМИ обращают внимание: «В целях защиты несовершеннолетних от негативного влияния контента в сети Интернет представляется необходимой законодательная регламентация процессов верификации возраста интернет-пользователей», сообщает Lenta.ru. Омбудсмен пояснила, что в настоящее время любой пользователь сети может получить доступ к контенту с маркировкой 18+, лишь нажав галочку с пометкой, что он совершеннолетний. При этом подтверждение возраста или какую-либо авторизацию этот процесс не предполагает. Про это много говорили и в последние годы, но ситуация на этой точке и осталась.
Ситуацию прокомментировал в программе «Железная логика» на радиостанции «Вести.ФМ» известный политолог Сергей Александрович Михеев. Материал под заголовком «Мы упираемся в ту же модель, когда люди не выполняют общественно значимые задачи, а занимаются бизнесом» опубликован на странице сообщества в социальной сети политолога.
«Да, наверное, нужны. Потому что вред, который наносит содержание из Интернета подрастающему поколению, даже трудно оценить. Такого потока зла, разврата, жестокости, цинизма, который изливается из сети на головы наших детей (подростков), не было никогда. В этом смысле мы живем в новых и жестких условиях. Ни в какие эпохи таких возможностей выливать в души и головы людей такого количества "нечистот" не было просто технически. Я даже не буду говорить, что были другие ценностные установки, религиозные нормы и т.д. Не было такой возможности так массированно развращать и убивать всё хорошее в душах людей, начиная с самого маленького возраста», - сказал политолог.
«Такая ситуация требует каких-то особенных мер, потому что в противном случае все наши разговоры о решении демографического вопроса, про борьбу за традиционные ценности, про патриотизм будут повисать в воздухе, точнее – в отчетах, где надо ставить галочки или отчитываться за потраченные деньги. Борьба за души людей одними отчетами ограничиваться не может – здесь нужны очень серьезные меры, в том числе ограничительного характера», - добавил он.
«Говорят: "Давайте всё разрешать, а они сами со временем поймут, что такое хорошо и что такое плохо". Это очень сомнительный подход, потому что в процессе этого понимания: 1. многие или попадут в беду, или погибнут, или наделают много нехороших вещей; 2. не факт, что и поймут, потому что вырастут с такими установками, и общество будет иметь огромные проблемы. Относиться к этому легкомысленно или с позиции: "ну вот опять запрещать!" - это, в лучшем случае, заблуждение, а в худшем случае – откровенное вредительство. В Китае давно уже это осознали и создали жесткую систему, которая следит за всем интернет-пространством. Я сомневаюсь, что здесь можно двигаться по-другому. Надо придумать закон для того, чтобы люди подтверждали свой возраст. Решит ли он все проблемы? Наверное, нет», - подчеркнул эксперт.
«В первую очередь, надо бороться с тем, чтобы такое содержание в сети было недоступно. А для этого надо создавать какую-то национальную систему, которая будет серьезно контролировать всё содержание в Интернете. Мне кажется, это вполне законно с точки зрения логики и смысла, а потом уже смотреть по поводу возрастного доступа. У нас же есть Уголовный кодекс, КоАП, которые ограничивают негативные явления в обществе. Почему? Иначе общество погибнет», - заметил он.
«Говорят: "В Интернете ничего ограничивать не надо. Пусть будет всё – ничего страшного в этом нет". Ясно, что есть статьи по экстремизму, есть возможность блокировать те или иные сайты, но их заблокируют, а они тут же появляются. Я думаю, что Интернет стал играть такую серьезную роль в деле формирования личности, общественного мнения, настроения, создания ситуации общественной безопасности, что подходить к нему с мерками 1990-х и 2000-х годов недопустимо», - сказал Михеев.
«С одной стороны, призывы ужесточить возрастную верификацию при доступе к разным видео, – это правильно; но, с другой стороны, это мера косметическая, которая с причинами проблемы бороться не будет. Китайцы поняли простую вещь, что они будут не способны уследить за всем этим, если их интернет-пространство будет полностью открыто для внешнего влияния», - отметил он.
Тем временем, предложение Т.Москальковой прокомментировал зампред IT-комитета Госдумы Антон Горелкин. Он сказал, что обязательную идентификацию для доступа российских пользователей в Интернет сложно реализовать, но оградить детей от деструктивного контента вполне в силах родителей, так как большинство цифровых платформ и программ для работы в Интернете дают им такие возможности. То есть, нужно всё переложить на родителей, чтобы они не допускали, чтобы их ребенок смотрел что-то непотребное в сети. Выступала директор Департамента развития массовых коммуникаций Минцифры Екатерина Ларина, которая сказала, что российские видеосервисы не сумели использовать замедление You Tube так, как могли бы. По её словам, главная проблема заключается сегодня в том, что далеко не весь интересный зрителю контент можно найти на отечественных площадках – даже если речь идет о классике российского кинематографа.
Сергей Михеев высказал свое мнение по этому поводу. «Насчет семьи: ясно, что, в первую очередь, ответственность за детей несут родители. Но родители иногда сами что-то не понимают, иногда у них нет технической возможности уследить за тем, что делает ребенок. Если бы с детьми работали одни родители, тогда можно было бы спрашивать только с них, а так как дети живут в реальной жизни, социальной среде (улица, школа, коллективы), то ждать, что родители решат все проблемы в условиях, когда всё переводится в Интернет, глупо. Это означает снимать с себя ответственность. Сейчас процесс обучения переводится в Интернет: чтобы сделать домашнее задание, написать какую-то работу, подготовить презентацию, ребенка школа направляет в сеть. Разве родитель должен 24 часа в сутки стоять у него над душой? Это невозможно. Когда везде внедряются цифровые сервисы, способы идентификации, то никакой родитель за этим не уследит. Такие пожелания в пользу бедных. Поэтому и существует государство, чтобы регулировать эти сферы», - сказал он.
«Что касается наших цифровых платформ и пр.: к сожалению, приходится согласиться. В них мало вкладывают денег их владельцы, чтобы качественно развиваться. Мне кажется, есть две проблемы: 1. когда-то они всё делали для галочки, потому что надо было отчитаться, что появились отечественные сервисы; 2. они рассчитывали на то, что You Tube заблокируют и все перейдут к ним, так что придется пользоваться тем, что есть. Я считаю, что это неправильно и безответственно – людей не волнует ни качество, ни смысл, ни их аудитория», - заметил он.
«Мы упираемся в ту же модель, когда люди не выполняют общественно значимые задачи, а занимаются бизнесом. Сегодня это одна из главных проблем нашего государства – всё поставлено на бизнес-рельсы, все зависит от получения прибыли. Они не ощущают это как общественно значимую задачу и никто не может их заставить ощущать, потому что они занимаются частным предпринимательством, чтобы зарабатывать деньги. Так как эта сфера влияет на общественное мнение, то здесь стоит общественно значимая задача, которую на коммерческой основе решить невозможно», - отметил Михеев.
«Это то же противоречие, в которое входит вся рыночная система с теми ценностными, смысловыми задачами, которые стоят перед обществом и государством. Кто-то должен все эти вещи направлять и регулировать. Если люди не могут сами додуматься, что у них есть социальная ответственность, значит, их надо к этому принуждать, направлять, просвещать или передавать эту функцию другим людям. Стоят слишком серьезные задачи! Что касается советской классики, то я полностью согласен, что её сложно найти. Старых советских мультфильмов невозможно найти; есть детские каналы, где показывают очень низкого качества компьютерную продукцию, которая, как по мне, убивает вкус», - подчеркнул он.
«Это несет воспитательную функцию? Нет. Несет образовательную функцию? Очень сомнительно. А с точки зрения воспитания вкуса это убийство! И это всё на фоне рассуждений: "У нас своя культура – не дадим отменить Россию!" Все заполнено халтурой с пометкой "Сделано в России". Это связано: 1. с глубинным непатриотизмом людей, которые этим занимаются; 2. с рыночным целеполаганием; 3 с профнепригодностью. Вопрос в том, что мы люди, у которых богатейшая культура, великое наследие! Зато все отчитались, что у нас теперь "отечественные сервисы", все напичканы компьютерными штучками! Вопрос в смыслах и душе! Спрашивают: "Почему Вам ИИ не нравится?" Потому что у него души нет! Он не может любить, ненавидеть или быть патриотическим, а может лишь имитировать любовь, ненависть и патриотизм. Это всё про подделку», - сказал эксперт.
Сергей Михеев отметил, что блогеры очень часто из себя ничего не представляют. «То, что за всем этим надо следить, все это требует оценки, разумного подхода и контроля – это очевидно. Блогеры стали приравниваться к СМИ, поэтому на них, наверное, должны распространяться законы. Сейчас по всем Telegram-каналам стал распространяться процесс верификации. Например, мой канал "Сергей Михеев" имеет номер заявки, а фальшивые не имеют. Этим всё равно придется заниматься, потому что это оказывает слишком большое влияние на разные процессы, начиная от воспитания и заканчивая политикой и безопасностью. Не получится сделать вид, что "это же пространство свободы – там всё можно".Так не получится! Жизнь заставит этим заниматься, контролировать, вводить цензуру, а как иначе?» - заключил Сергей Михеев.