Как примириться красным и белым патриотам?

Нужно, прежде всего, выработать единое понимание событий 1917 года

100-летие революции 
0
9
Время на чтение 7 минут

В последнее время в социальных сетях и в Telegram-каналах множатся красно-белые баталии. Последний всплеск этих споров был спровоцирован текстом Захара Прилепина под названием «Пофамильно», на который нервно отреагировал главный редактор телеканала «Спас» Борис Корчевников. А затем в полемику включились многие представители «левого» и «правого» сектора нашей патриотики. Я писал о разгоревшемся противостоянии в статье «Похоже, русские патриоты заскучали без гражданской войны».

Спустя почти месяц неожиданно встретил публикацию в Telegram-канале депутата Государственной Думы Дмитрия Кузнецова по красно-белой тематике. Он является сторонником Захара Прилепина и пытается выработать некую свою модель примирения. В частности, депутат разбирает «левые» и «правые» противоречия, утверждая, что они, по сути, абсурдны. А в конце даже предлагает поставить «памятник примирения»: «Глубокомысленный совместный памятник Алексей Михайлович + Степан Тимофеевич + Николай Александрович + Владимир Ильич. Им точно было бы, что вместе обсудить».

Идея именно такого памятника выглядит крайне сомнительно. Да и сама по себе идея установки памятника, как способ преодоления разногласий, малоубедительная затея. Есть уже в Крыму прекрасный памятник примирения, где изображены два брата Евгений и Михаил Беренсы: один красный адмирал, другой – белый. И стихи пронзительные Марины Цветаевой на постаменте: «Белый был красным стал// кровь обагрила,// красным был белый стал,// смерть побелила». И слова на памятнике правильные, что мы единый народ, и Россия у нас одна. И сам президент открыл памятники к 100-летию окончания активной фазы Гражданской войны.

И … никакого толку.

Потому что проблема кроется в разных оценках со стороны «правых» и «левых» событий 1917 года и последовавшей после них Гражданской войны. Поэтому нужно, прежде всего, договориться о едином понимании истории революции или смуты (кому как нравится). Пока же, к сожалению, мы видим только споры, борьбу и противостояние. Не предлагается никаких моделей общего понимания. Либо «красные должны покаяться за репрессии», либо «белые должны покаяться за интервенцию, за борьбу против своего народа». Словом, пока тупик.

Вроде бы сатирик Михаил Задорнов придумал забавную фразу, что у русских вечно непредсказуемое прошлое. Это довольно-таки смешная фраза на самом деле демонстрирует глубочайшее непонимание существа русского менталитета и объясняет наши непрекращающиеся споры о прошлом. Дело в том, что для русского человека прошлого нет, русский человек одной ногой живёт в вечности. Поэтому русские не могут, как англичане поставить памятник кровавому Оливеру Кромвелю, залившего кровью Англию, но сохранившему и укрепившему государство, и на этом успокоиться.

Для нас прошлого нет (как и смерти нет), это так понятно православному человеку. Все наши предки, которые созидали и обустраивали Россию, они рядом, они близко от нас, только в мире невидимом, поэтому мы обращаемся в своих молитвах к тем из них, кто прославлен Церковью как святые (а порой и к тем, кто пока не прославлен, только келейно). Больше того, приходя на кладбище, мы нередко разговариваем и со своими родными. Поэтому в глубине души понимают, что смерти нет и прошлого нет, и люди малоцерковные. По крайней мере, прошлого нет для тебя, пока ты жив.

Поэтому я считаю совершенно бесполезной формулу «давайте перестанем спорить о прошлом, давайте думать о будущем, а на этом мы, мол, сойдёмся». Не получится. Мы никогда не перестанем спорить о прошлом, потому что прошлое – это настоящее, оно с нами.

Иногда ошибочно ставят вопрос о необходимости примирить красных и белых, воевавших в Гражданскую. И этим утверждают бесполезность и ненужность идеи примирения. Примирять тех, кто схлестнулся в Гражданскую, утверждая свою частную правду, невозможно и бессмысленно. Они уже примирены на Том свете, Господь уже вынес каждому из них Свой нелицеприятный приговор. И если мы будем сильно любопытствовать, то мы об этом Божием решении узнаем, когда сами предстанем на Божий Суд. Правда, боюсь, нам будет тогда не до того.

Это нужно нам – нынешним русским людям – нам нужно примириться между собой. Нынешним красным и белым патриотам. Чем и пытается заниматься по мере сил «Русская народная линия». Пока, увы, безуспешно…

А примириться можно только решив проблему 1917 года. Так как же решить проблему 1917 года?

На мой взгляд, нужно, прежде всего, правильно расставить акценты. Что это значит?

Первое. Нужно признать, что до февраля 1917 года была законная легитимная Российская Империя во главе с Царём – Помазанником Божиим. И все те, кто выступал против законной власти – либералы ли, которые плели интриги и заговоры (многие будущие «белые»), социалисты ли, которые устраивали забастовки и бунты (многие будущие «красные»), достойны осуждения, какими бы мотивами они ни руководствовались.

Второе. В феврале 1917 года в результате военно-политического заговора рухнула законная власть, в России началась Революция. Она началась не в Октябре 1917 года, а именно в Феврале. Это – первый важный акцент, который предполагает иной ракурс зрения, чем – если начинать революцию с Октября. Можно с полной уверенностью утверждать, что без Февраля не было бы Октября. Никакие большевики не смогли бы устроить революцию в феврале 1917 года, если бы государство не было бы расшатано февралистами, и власть к октябрю 1917-го не «валялась в грязи», как сказал потом Ленин.

Третье. Важно также понять, что революция не закончилась ни в 1917-м с захватом власти большевиками, ни в 1920-м с окончанием активной фазы Гражданской войны. Революция продолжалась практически до начала 30-х годов, когда Сталин начал заново собирать Империю. Вообще исторические процессы, тем паче такие фундаментальные, как революция в России, имеют длительность, они не происходят за один день – исторические процессы занимают месяцы, годы, порой даже десятилетия.

Поэтому Революция в России растянулась на несколько лет. Процесс восстановления Империи фактически завершился только во время Великой Отечественной войны освобождением из плена Церкви и возвращением погон советским офицерам, генералам и адмиралам.

Этот исторический процесс включал в себя выпуск патриотических фильмов, которые ныне мы с удовольствием пересматриваем «Минин и Пожарский», «Ушаков», «Суворов», «Александр Невский».

Этот исторический процесс включал в себя начало изучения истории в школе, которое началось после смерти главного марксистского историка М.Покровского. А что даже и более важно – возвращение в советских школах к нормам и практикам преподавания в дореволюционных гимназиях, когда в школы были возвращены гимназические учебники и методики преподавания, которые были в Императорской школе, что принесло затем прекрасные плоды.

Этот исторический процесс включал в себя возвращение Рождественской ёлки. И многое-многое другое в жизнь и был советского общества.

Да, одновременно с этим проводились репрессии, начатые Сталиным против «пятой колонны», троцкистов, но захватившие в значительной степени абсолютно невинных и непричастных к политической борьбе людей, в том числе архиереев, священников и мирян Русской Православной Церкви. Но это отдельная тема.

Таким образом, мы должны разделить историю ХХ века на три эпохи – Императорскую эпоху до февраля 1917 года, революционную смуту (до полного поражения Троцкого), что позволило начать Сталинский курс на восстановление государственности.

Поэтому революционерами мы должны считать на равных правах не только Ленина, Троцкого и их сподвижников, но и Гучкова с Милюковым, и Керенского, и генералов Корнилова и Алексеева, адмирала Колчака. Все они в равной степени могильщики Русского Царства, деятели смутного времени в России.

Таким образом, если мы согласимся с такой моделью понимания русской истории начала ХХ века, мы сможем примирить имперских и советских патриотов. Конечно, за бортом окажутся, с одной стороны, почитатели Ленина и Троцкого, с другой – почитатели Корнилова и Колчака, но по-другому не получается, ибо все они деятели эпохи смуты. И неважно, что кто-то эту смуту углублял, расширял, кто-то эту смуту пытался немножко притушить и приглушить, но в разжигании смуты они все виноваты в равной степени.

Как первая Смута на Руси длилась несколько лет со смерти Бориса Годунова в 1605 году и до восшествия на престол Михаила Фёдоровича в 1613-м, так и Смута начала ХХ века длилась несколько лет с февраля 1917-го до высылки Троцкого в 1929-м или «съезда победителей» 1934-го, когда Сталин утвердился во власти.

На мой взгляд, нужна договорённость, своего рода соглашение между красными и белыми патриотами по общему пониманию эпохи Революции. И только это может стать моделью для примирения двух ветвей патриотики.

Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Спор уранополитов и патриотов на американский лад
Что общего и в чём различие с русской традицией
22.02.2025
Разве ислам женская религия?
О провокационных выходках ДУМ РФ
21.02.2025
Предисловие к грядущему «мирному договору» между США и Россией
Полемика с православными «патриотами-ревнителями»
19.02.2025
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
100-летие революции
«От клятвопреступления к покаянию»
На Православной выставке обсудят тему «Богоборческий клятвопреступный бунт и его последствия от февраля 1917 года до февраля 2025 года»
24.02.2025
Кому мешает генерал Карбышев?
Рано или поздно, но Россия очистится от позора всякой власовщины
20.02.2025
О высочайшей цели христианской жизни
Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее, в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской
10.02.2025
«Гражданская война» в Интернете и христианское отношение к истории
Изжить либеральный нарратив времён перестройки
08.02.2025
«Русский гений и русское самосознание»
В петербургском ДК им. Ленсовета состоится очередная православная выставка-ярмарка
06.02.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Залужный хуже Зеленского!
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.02.2025 12:53
«Шаг вперед, два шага назад»
Новый комментарий от Советский недобиток
24.02.2025 12:07
Спор уранополитов и патриотов на американский лад
Новый комментарий от Бузина Олесь
24.02.2025 11:30
Престол Третьего Рима как Божественное установление в русской истории и в русском праве
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
24.02.2025 11:17
Дзержинск – новое название на карте России
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
24.02.2025 10:54
Кому мешает генерал Карбышев?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
24.02.2025 10:44
«Четыре танкиста и собака»
Новый комментарий от учитель
24.02.2025 10:34