В последнее время в социальных сетях и в Telegram-каналах множатся красно-белые баталии. Последний всплеск этих споров был спровоцирован текстом Захара Прилепина под названием «Пофамильно», на который нервно отреагировал главный редактор телеканала «Спас» Борис Корчевников. А затем в полемику включились многие представители «левого» и «правого» сектора нашей патриотики. Я писал о разгоревшемся противостоянии в статье «Похоже, русские патриоты заскучали без гражданской войны».
Спустя почти месяц неожиданно встретил публикацию в Telegram-канале депутата Государственной Думы Дмитрия Кузнецова по красно-белой тематике. Он является сторонником Захара Прилепина и пытается выработать некую свою модель примирения. В частности, депутат разбирает «левые» и «правые» противоречия, утверждая, что они, по сути, абсурдны. А в конце даже предлагает поставить «памятник примирения»: «Глубокомысленный совместный памятник Алексей Михайлович + Степан Тимофеевич + Николай Александрович + Владимир Ильич. Им точно было бы, что вместе обсудить».
Идея именно такого памятника выглядит крайне сомнительно. Да и сама по себе идея установки памятника, как способ преодоления разногласий, малоубедительная затея. Есть уже в Крыму прекрасный памятник примирения, где изображены два брата Евгений и Михаил Беренсы: один красный адмирал, другой – белый. И стихи пронзительные Марины Цветаевой на постаменте: «Белый был красным стал// кровь обагрила,// красным был белый стал,// смерть побелила». И слова на памятнике правильные, что мы единый народ, и Россия у нас одна. И сам президент открыл памятники к 100-летию окончания активной фазы Гражданской войны.
И … никакого толку.
Потому что проблема кроется в разных оценках со стороны «правых» и «левых» событий 1917 года и последовавшей после них Гражданской войны. Поэтому нужно, прежде всего, договориться о едином понимании истории революции или смуты (кому как нравится). Пока же, к сожалению, мы видим только споры, борьбу и противостояние. Не предлагается никаких моделей общего понимания. Либо «красные должны покаяться за репрессии», либо «белые должны покаяться за интервенцию, за борьбу против своего народа». Словом, пока тупик.
Вроде бы сатирик Михаил Задорнов придумал забавную фразу, что у русских вечно непредсказуемое прошлое. Это довольно-таки смешная фраза на самом деле демонстрирует глубочайшее непонимание существа русского менталитета и объясняет наши непрекращающиеся споры о прошлом. Дело в том, что для русского человека прошлого нет, русский человек одной ногой живёт в вечности. Поэтому русские не могут, как англичане поставить памятник кровавому Оливеру Кромвелю, залившего кровью Англию, но сохранившему и укрепившему государство, и на этом успокоиться.
Для нас прошлого нет (как и смерти нет), это так понятно православному человеку. Все наши предки, которые созидали и обустраивали Россию, они рядом, они близко от нас, только в мире невидимом, поэтому мы обращаемся в своих молитвах к тем из них, кто прославлен Церковью как святые (а порой и к тем, кто пока не прославлен, только келейно). Больше того, приходя на кладбище, мы нередко разговариваем и со своими родными. Поэтому в глубине души понимают, что смерти нет и прошлого нет, и люди малоцерковные. По крайней мере, прошлого нет для тебя, пока ты жив.
Поэтому я считаю совершенно бесполезной формулу «давайте перестанем спорить о прошлом, давайте думать о будущем, а на этом мы, мол, сойдёмся». Не получится. Мы никогда не перестанем спорить о прошлом, потому что прошлое – это настоящее, оно с нами.
Иногда ошибочно ставят вопрос о необходимости примирить красных и белых, воевавших в Гражданскую. И этим утверждают бесполезность и ненужность идеи примирения. Примирять тех, кто схлестнулся в Гражданскую, утверждая свою частную правду, невозможно и бессмысленно. Они уже примирены на Том свете, Господь уже вынес каждому из них Свой нелицеприятный приговор. И если мы будем сильно любопытствовать, то мы об этом Божием решении узнаем, когда сами предстанем на Божий Суд. Правда, боюсь, нам будет тогда не до того.
Это нужно нам – нынешним русским людям – нам нужно примириться между собой. Нынешним красным и белым патриотам. Чем и пытается заниматься по мере сил «Русская народная линия». Пока, увы, безуспешно…
А примириться можно только решив проблему 1917 года. Так как же решить проблему 1917 года?
На мой взгляд, нужно, прежде всего, правильно расставить акценты. Что это значит?
Первое. Нужно признать, что до февраля 1917 года была законная легитимная Российская Империя во главе с Царём – Помазанником Божиим. И все те, кто выступал против законной власти – либералы ли, которые плели интриги и заговоры (многие будущие «белые»), социалисты ли, которые устраивали забастовки и бунты (многие будущие «красные»), достойны осуждения, какими бы мотивами они ни руководствовались.
Второе. В феврале 1917 года в результате военно-политического заговора рухнула законная власть, в России началась Революция. Она началась не в Октябре 1917 года, а именно в Феврале. Это – первый важный акцент, который предполагает иной ракурс зрения, чем – если начинать революцию с Октября. Можно с полной уверенностью утверждать, что без Февраля не было бы Октября. Никакие большевики не смогли бы устроить революцию в феврале 1917 года, если бы государство не было бы расшатано февралистами, и власть к октябрю 1917-го не «валялась в грязи», как сказал потом Ленин.
Третье. Важно также понять, что революция не закончилась ни в 1917-м с захватом власти большевиками, ни в 1920-м с окончанием активной фазы Гражданской войны. Революция продолжалась практически до начала 30-х годов, когда Сталин начал заново собирать Империю. Вообще исторические процессы, тем паче такие фундаментальные, как революция в России, имеют длительность, они не происходят за один день – исторические процессы занимают месяцы, годы, порой даже десятилетия.
Поэтому Революция в России растянулась на несколько лет. Процесс восстановления Империи фактически завершился только во время Великой Отечественной войны освобождением из плена Церкви и возвращением погон советским офицерам, генералам и адмиралам.
Этот исторический процесс включал в себя выпуск патриотических фильмов, которые ныне мы с удовольствием пересматриваем «Минин и Пожарский», «Ушаков», «Суворов», «Александр Невский».
Этот исторический процесс включал в себя начало изучения истории в школе, которое началось после смерти главного марксистского историка М.Покровского. А что даже и более важно – возвращение в советских школах к нормам и практикам преподавания в дореволюционных гимназиях, когда в школы были возвращены гимназические учебники и методики преподавания, которые были в Императорской школе, что принесло затем прекрасные плоды.
Этот исторический процесс включал в себя возвращение Рождественской ёлки. И многое-многое другое в жизнь и был советского общества.
Да, одновременно с этим проводились репрессии, начатые Сталиным против «пятой колонны», троцкистов, но захватившие в значительной степени абсолютно невинных и непричастных к политической борьбе людей, в том числе архиереев, священников и мирян Русской Православной Церкви. Но это отдельная тема.
Таким образом, мы должны разделить историю ХХ века на три эпохи – Императорскую эпоху до февраля 1917 года, революционную смуту (до полного поражения Троцкого), что позволило начать Сталинский курс на восстановление государственности.
Поэтому революционерами мы должны считать на равных правах не только Ленина, Троцкого и их сподвижников, но и Гучкова с Милюковым, и Керенского, и генералов Корнилова и Алексеева, адмирала Колчака. Все они в равной степени могильщики Русского Царства, деятели смутного времени в России.
Таким образом, если мы согласимся с такой моделью понимания русской истории начала ХХ века, мы сможем примирить имперских и советских патриотов. Конечно, за бортом окажутся, с одной стороны, почитатели Ленина и Троцкого, с другой – почитатели Корнилова и Колчака, но по-другому не получается, ибо все они деятели эпохи смуты. И неважно, что кто-то эту смуту углублял, расширял, кто-то эту смуту пытался немножко притушить и приглушить, но в разжигании смуты они все виноваты в равной степени.
Как первая Смута на Руси длилась несколько лет со смерти Бориса Годунова в 1605 году и до восшествия на престол Михаила Фёдоровича в 1613-м, так и Смута начала ХХ века длилась несколько лет с февраля 1917-го до высылки Троцкого в 1929-м или «съезда победителей» 1934-го, когда Сталин утвердился во власти.
На мой взгляд, нужна договорённость, своего рода соглашение между красными и белыми патриотами по общему пониманию эпохи Революции. И только это может стать моделью для примирения двух ветвей патриотики.
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России