Ценить опыт предыдущих поколений

Проповедь в неделю о блудном сыне

Пастырская проповедь 
0
4
Время на чтение 12 минут
Фото: Из личного архива автора

Сегодня – особенный воскресный день, ибо мы совершаем богослужение Постной Триоди, именуемое Неделей блудного сына. Притчу эту мы сейчас слышали, и, пожалуй, все знают ее в разной степени. В этом году Неделя блудного сына и празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской приходится на один день, и второе евангельское чтение, которое читалось сегодня, говорит о том, что будет в последние времена.

Притча о блудном сыне очень глубока, и даже трудно в полноте вникнуть во все, о чем там повествуется. Поведение блудного сына вроде бы понятно, потому что оно близко нам по своему содержанию, а вот поведение старшего сына понять трудно. Он ведь был с отцом, но, несмотря на это, не испытал той радости, которую испытал отец. И даже возроптал. Блудный сын был младшим. Рече юнейший от них отцу: отче, даждь ми достойную часть имения (Лк. 15:12). В жизни часто так и происходит – молодым людям свойственно стремиться к самостоятельности: «Я хочу жить по-своему, дай мне». Господь дает ему дарования, но он удаляется от Того, Кто эти дарования ему дал, то есть от Бога, а идет на страну далече. И тратит все свои дарования на развлечения: …расточи имение свое, живый блудно (Лк. 15:13).

Это печальный пример, который часто можно наблюдать. Молодости свойственно ошибаться. И свойственно это потому, что она, не имея опыта, в своих глазах кажется себе уже мудрой. Ведь мало кто из детей слушает родителей и пользуется их опытом. «Я сам!» Вот это «я сам, я хочу жить по своей воле» и есть та печальная дорога, по которой часто идет молодость, удаляясь на страну далече. Это настолько наглядно, что дальше некуда. Как и все в Евангелии – ясно и просто. Ребенок еще с младенчества, когда его учат, говорит: «Я сам». Но сам-то он еще не умеет. Если бы он сначала посмотрел, как нужно держать, например, ложку или вилку, а потом уже, научившись, стал этими приборами пользоваться, было бы разумно. Но он хочет скорее, ему кажется, что он уже все умеет. И каша или суп оказываются на полу. Детям и не дают, например, режущий инструмент, потому что именно вот это желание «скорее самому» приводит к печальным результатам – ребенок может пораниться, даже до смерти.

Это свойство греховно падшего человека, который, увы, не слушает родительского гласа, а хочет жить по своей воле. Например, многие спешат скорее уйти из своего дома. Это почти в каждой семье: если есть возможность – тут же уходят. Да, они еще могут прислушиваться к тому, что им советуют родители, но если еще и их перестают слушать, тогда картина может быть уже совсем печальной. Но это факт, это жизнь. Гордыня, самомнение стеной стоят между родительским домом и детьми. И человек в том состоянии похож на тех людей, о которых сказал пророк Исаия: …горе, иже мудри в себе самих и пред собою разумни (Ис. 5:21). Молодые считают себя умными, разумными и родительские советы встречают в штыки: «Что вы такое говорите? Да все это было раньше, теперь всё по-другому…» Потом оказывается, то, что «по-другому», опять становится, как и было. И уже по прошествии многих лет они начинают вспоминать родителей и часто оставляют тот гонор, то самомнение. И вспоминается-то ведь хорошее.

Именно это сожаление о том, что когда-то не оценили и не послушали, в песнопениях Постной Триоди нам напоминается. На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона… (Пс. 136), и удивительным образом эти слова как раз в духе сегодняшнего евангельского чтения, которое полагается новомученикам. Именно потом начинают вспоминать о прошлом, но это, конечно, если быть честным с самим собой. В основном прошлое вспоминают часто, как то, что утеряно. Эту истину признают люди, она существует в присказках и поговорках: что имеем – не храним, потерявши – плачем. Это как раз относится к прошлому. И даже когда в нем было что-то печальное – ведь было все-таки и хорошее.

Правда, как пытается объяснить психиатрия, человеку свойственно забывать плохое. Это, по сути, правильно. Однако это не совсем так, ведь все зависит от человека, от его восприятия самой жизни. С этим связаны и воспоминания. Преподобный Паисий Святогорец говорил, что бывают люди, как пчелки, которые садятся на цветы, собирают нектар, стараются видеть все доброе в жизни. А есть навозные мухи, которые садятся на помойку и собирают всякую грязь. И поэтому у тех, кто трудился, садился на цветы, собирал нектар, – светлые вспоминания. А тем, кто копался в навозе, что вспомнить-то? 

Из того, что остается и продолжает жить, – это только добро. А то, что не живет, – зло. Поэтому и сказал отец о сыне своем, который вернулся к нему: …сын мой сей мертв был и ожил (Лк. 15:24). Вся его жизнь была мертвечиной, во грехе. Это есть те самые слова, которые сказал Господь: …мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут (Ин. 5:25). Человек живет тогда, когда он в добре, в любви. А если он озлоблен, то он и не живет, а существует. 

Притча о блудном сыне замечательна тем, что в ней наглядно говорится об опасности молодости, и, как бы продолжая тему, второе сегодняшнее чтение начинается так: …блюдите, да никтоже вас прельстит (Мф. 24:4). Это очень насущно звучит в наше время и относится особенно к современному человечеству. Нас будут прельщать, обманывать – в этом-то и заключается вражий способ заманить красивой дорогой в ад. И указывают, какая широкая это дорога. А Господь сказал, что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь. Тебя будут стеснять, надо трудиться над собой, в чем-то ужиматься. Да, но это дорога в рай. Такой выбор и предлагает нам Господь на жизненных путях.

Раньше было почитание старших и постоянная связь с ними, потому-то и семьи были твердые: там и дедушки, и бабушки, и даже прадедушки и прабабушки жили одной семьей. Но чем дальше стали отрываться от своих родителей, от своих корней, от опыта, тем больше стали оставаться без поддержки, без руководства. Особенно важно духовное руководство, и вообще наставление в жизни просто необходимо. Ведь если мы посмотрим на нашу повседневную жизнь, то кто стал специалистом? Тот, у кого были хорошие и опытные преподаватели, кому знания давали во всей, насколько это возможно, полноте. Из них выросли опытные специалисты. А те, кто или не имел преподавателей, или не учился, – что из них вырастает? И поэтому, когда отделяются от опыта прошедших поколений, то получается то, что получается.

Война против человека идет. Есть враг рода человеческого, и он ищет себе рабов, заключает их в узы страстей, при помощи которых ими же управляет. Как прекрасно говорит сегодняшнее апостольское чтение, все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6:12). Сколько же красоты, сколько мудрости в Священном Писании, какая же это подлинная истина! И когда люди отвергают это, они просто безумствуют. Еще Исаия пророк говорил: …горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким (Ис. 5:20). Так ведь и говорили в безбожное время. Про что говорили? Про Священное Писание, про Библию: это мракобесие. А всё наоборот. Где мрак и бесы? В противном Священному Писанию. Это факт. Поэтому и горе мудрым в себе самих и пред собою разумным (Ис. 5:21).

У нас теперь при приеме на работу пожилых не берут. Человек, который приобрел опыт, оказывается уже ненужным. А нужен молодой и неопытный человек – ему проще голову заморочить и управлять им. Всё просто. А раз не хотят брать, так зачем им тогда дарования? Исаия пророк говорит: …се, Владыка Господь Саваоф отъимет от Иерусалима и от Иудеи крепкаго и крепкую, крепость хлеба и крепость воды, исполина и крепкаго, и человека ратника и судию, и пророка и смотреливаго, и старца и пятьдесятоначалника, и дивнаго советника, и премудраго архитектона, и разумнаго послушателя. И поставит юноши в князи их, и ругателие господствовати будут (Ис. 3:1–4). Это я по-славянски говорю, потому что русский перевод мягче. А тут вещи названы своими именами. Чем дальше от оригинала, тем более лояльно. 

В нашей стране правители были пенсионеры, молодые говорили, что их всех нужно убирать. Действительно, «верхушка» вся в возрасте была, молодежи там особо не было. Все как раз по той самой притче, которую мы сегодня слышали. Молодость везде старается утвердиться в своем «я», хотя в алфавите «я» – последняя буква. А вот в древнем алфавите «аз» была первой буквой. Это тоже неслучайно. Язык-то существует, никуда от него не денешься. «Произволение сердца – от человека, а изречение уст – от Бога». То есть язык – от Бога.

Сегодняшняя притча очень поучительна и насущна для каждого человека. Другое дело, что мы послушали и потом забыли, как будто это к нам не относится. А это как раз именно к нам и относится. Поэтому нужно тем, кто молод, прислушиваться к тем, кто старше по возрасту. Это закон. Без старших просто не было бы того, что есть сейчас. Ведь и наука складывается постепенно. Из того, что было сказано, к ней прибавляется еще и еще, и так появляется целая область деятельности человека.

У нас говорят: дикари! И пытаются их называть первобытными. Но они первобытные в том смысле, что еще пока не знают столько, сколько теперь знает человечество. Однако те люди, которые от накопленных знаний отказываются и начинают заново изобретать колесо или велосипед, сами и становятся дикарями. Кстати, верующий человек Альберт Эйнштейн сказал, когда его спросили – как физика и как ученого:

– Каким оружием будет вестись третья мировая война?

– Третья – не знаю, но четвертая – палками и камнями. 

Очень глубоко сказано. Основанное на гордыне и самомнении юношеское, или даже младенческое, рассуждение о жизни приведет к тому, что человечество, как колосс на глиняных ногах, рухнет и останется ни с чем.

Представьте себе современное человечество, напичканное всякими электронными мозгами. Попросту говоря, короткое замыкание – и все сразу становятся дикарями, если в головах-то ничего нет. Если все заключено только в электронных, а не в своих мозгах, то на этом все и кончится. Да, может быть, нас спасут какие-то книги, но понадобится время. И ко времени необходим еще один немаловажный элемент – ум. Потому что ум – это как раз умение пользоваться знаниями. Да и знаний-то у нас не очень много, все больше информация, сведения о чем-то. А знания – это то, что человек пропустил через свой опыт, и это стало как бы неким его свойством. 

Я вспоминаю свою молодость, как нас учило старшее поколение. Штурманскую подготовку у нас преподавал полковник Плесский, который прошел в те времена не одну военную кампанию. Он говорил: «Я заставлю вас самолетовождение знать в стихах, в воздухе некогда рассуждать, там нужно действовать». Даже если тебя разбудили среди ночи, ты должен тут же, не задумываясь, сразу действовать. Вот такого знания требовали наши наставники, так нас учили, слава Богу! 

Господь сподобил меня общаться с опытными и мудрыми наставниками, к тому же исповедниками, что меня, как верующего человека, очень утешало. Помню, будучи студентом, приехал я на всенощную в Елоховский собор и вдруг вижу – по солее идет для помазания заведующий кафедрой металлов профессор Кожин. (А на солее помазывали тех, кто часто ходит в церковь.) Поворачиваюсь – стоит профессор Виноградов с кафедры электротехники. Представляете, какая была радость мне, студенту. Вокруг безбожие, а тут один гигант, другой гигант. А им было лет этак по 70 или около того. Это были примерно 1954–1955 годы, значит, они были рождены в 90-х годах прошлого века. Или, помню, был у нас профессор Баринов, который не мог поставить двойку, потому что человек расстроится. Любому студенту, который был совершенно «дуб дубом» (у нас же был лесотехнический институт), он хоть тройку, но ставил всегда. Один раз, правда, профессор Баринов не выдержал – видимо, настолько был туп и ленив студент – и поставил ему двойку. Но потом он целый год, встречая того студента, извинялся.

Какие же это были люди, какие души! Старшее поколение. Доктор физико-математических наук читал нам геодезию, как поэзию. Он чем-то напоминал Александра Васильевича Суворова, когда спускался по лестнице вприпрыжку. Ему, наверное, тоже было лет 70, а он по лесенкам прыгал. Да, были люди… Потому я и говорю, вспоминая их: …на реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона (Пс. 136). Вспоминаю те времена: какие же были учителя, какие личности! Как они болели за нас.

Тот же наш полковник, который нас, как говорится, гонял, а на экзамене нам сам подсказывал. Ему, с одной стороны, хотелось нас научить, а с другой – он стремился сделать так, чтобы было приятно человеку получить хорошую оценку в диплом. Он понимал, что в жизни знания нужны, и не так уж важно, какая оценка в дипломе. Ну пусть и она будет хорошая. Какая ж была любовь у простых светских людей, не говоря уже о людях духовных! 

И вот как раз пример отца в этой притче, пример его любви и является самым главным. Потому что в этом все заключено. Еще же ему далече сущу, узре его отец его, и мил ему бысть, и тек нападе на выю его, и облобыза его (Лк. 15:20). Как же ждет Господь нашего исправления! Вот приближается благодатное время Великого поста, и Господь призывает нас возвратиться к Нему, оставить грешную жизнь. Ведь все это пройдет. Для чего прожигать жизнь в грехах, тем более в злобе? Что дальше? Пройдет все это, а дальше всем кончина. В следующий воскресный день будет Неделя о Страшном суде. Как говорит нам Церковь, возвратитесь к Отцу, потом-то все равно придется умирать, все равно придется возвращаться к Нему! Но уже на суд… Может, все-таки позаботиться о том, чтобы не осудил нас Господь. Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам (Пс. 102:10). Поэтому постараемся мы жизнь свою исправлять. Каждый по своей силе, сколько кому возможностей Господь дает, а усердие уже от нас зависит. Это ведь несложно. 

Все мне можно, но не все полезно… Вот сказал что-то кому-то… А полезно ли для тебя было это говорить? И даже стоило ли вообще это говорить? Вот эту истину нужно чаще себе напоминать. Как сказал кто-то из святых: когда я говорил, то иногда жалел, а когда молчал – никогда не жалел. Если что-то действительно нужное, про это и потом можно будет сказать. Это все есть в Библии: мудрый молчит до времени, безумный говорит без времени (см.: Сир. 20:7). Больше того, отвечать прежде вопроса – безумие. Не только терпеть до времени, прежде чем сказать (и то, если что-то умное), а тем более если не спрашивают, то зачем говорить? Для чего?

Все это нам будет предлагаться как раз Великим постом. Будут читаться паремии, и там мы услышим все эти изречения. Сколько там прекрасных наставлений для повседневной жизни. И про раздражение, которое у нас постоянно в разной степени бывает, – и про это есть. Удержаваяй гнев паче вземлющаго град (Притч. 16:32). Гнев бо мужа, правды Божия не соделовает (Иак. 1:20). Не судите, да не судими будете (Мф. 7:1). А что судить? Имже бо судом судите, судят вам: и в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7:2). Да ведь каждый судит, как говорится, в меру своей испорченности. Мы все на свой аршин меряем. Сколько у нас этого неправедного суда, не говоря уже о судьях! 

Так, у Исаии пророка сказано: …како бысть блудница град верный Сион полн суда? В немже правда почиваше, ныне же убийцы. Сребро ваше неискушено, корчемницы твои мешают вино с водоюКак сделалась блудницею верная столица… Правда обитала в ней, а теперь – убийцы… Вино мешают с водой… Князи твои не покаряются, общницы татем, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии и суду вдовиц не внимающии (Ис. 1:22–23). То есть везде обман, подделка, это же все написано. Князья твои, сказано, законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою. «Князи» – так называют воров в законе. Но это же взято из Библии. Советую посмотреть Книгу пророка Исаии, первую главу, там все это прочтете. И написано это более двух с половиной тысяч лет назад.

Не пренебрегайте Священным Писанием. Сейчас почти никто не читает Священное Писание, зато все смотрят последние известия. Да там чаще всего сплошное вранье. Это, конечно, печально. Старшее поколение, которое было воспитано в духе Православной веры, ценило это. За счет кого мы достигли каких-то высот, успехов в жизни, в военной деятельности? 

У нас говорят: вот было советское время, тогда пересажали, перестреляли много, о чем мы сегодня и вспоминаем. Но, с другой стороны, и тогда жизнь все равно шла. Потому что люди-то были не советские. Люди были царские. Как я уже сказал о своих преподавателях, у которых учился, – они еще были поколением конца XIX века. Господь сподобил меня служить здесь с отцом Сергием, который тоже родился в позапрошлом веке. 

Кто был учителем маршала Жукова? Борис Михайлович Шапошников. Это был человек, который не расставался с крестом и иконкой Святителя Николая Чудотворца. Я лично эту икону видел, когда был у его сына, генерал-лейтенанта Игоря Борисовича, который старался всегда быть около отца. Он спал просто на диване, а рядом всегда лежала Библия. Я его причащал, поэтому я все это знаю. А Борис Михайлович каждый день делал земные поклоны за свою страну, за свой народ. Вот что значит старое поколение.

В свое время, когда я преподавал «Основы духовной культуры» в Академии ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, как-то туда приехал патриарх. Начальником академии тогда был Юрий Иванович Плотников. И вот идет эта процессия военных, и там еще два каких-то старичка – шлеп, шлеп. Думаю: что тут делают эти пенсионеры? Но офицеры стоят навытяжку, проходит начальство, а двое старичков присоединяются к этой толпе людей – и все расступаются. Думаю: кто же они такие? И вот показывают патриарху баллистические межконтинентальные ракеты, мощнейшее оружие нашей страны, и полковник, который рассказывал о ракетах, говорит: «Мне неудобно в присутствии авторов». И поворачивается как раз к создателям этих ракет – двум старичкам. 

Вот что значит старцы-то! Оказывается, даже в ракетных войсках стратегического назначения есть старцы. А мы потрясаем этим мечом на весь мир. Неслучайно и не зря. А в основе всего лежит как раз преемство. И только там что-то достигается, где обращаются и прислушиваются к советам старцев. 

Архимандрит Серафим (Кречетов), почетный настоятель храма Покрова Божией Матери, с. Акулово, Одинцовский благочиннический округ, духовник Одинцовской епархии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Серафим (Кречетов)
Все статьи Архимандрит Серафим (Кречетов)
Пастырская проповедь
Мы переворачиваем последнюю страницу Ветхого Завета
Евангелие праздника Сретения Господня (Лк, 7 зач., 2, 22—40)
15.02.2025
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...
Проповедь на Сретение Господне
14.02.2025
Пророчество, перед которым мы предстоим в эти дни
Слово на праздник Сретения Господня
14.02.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
«Вси уклонишася, вкупе непотребни быша»
Новый комментарий от sergsmirn
15.02.2025 15:15
Мины для советского «Титаника»
Новый комментарий от C. Гальперин
15.02.2025 14:58
Дзержинск – новое название на карте России
Новый комментарий от Апографъ
15.02.2025 14:35
Ложь и правда романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.02.2025 14:07
Поставьте памятник Сталину на Поклонной горе...
Новый комментарий от С. Югов
15.02.2025 12:42
Тайна Великой войны
Новый комментарий от С. Югов
15.02.2025 12:40