К сожалению, сегодня некоторые родители равнодушно относятся к призывам оберегать детей от влияния опасных религиозных организаций. Но прислушиваются к неким «специалистам», призывающим быть добрыми к любым религиозным организациям. Они объясняют доверчивым людям: «Бог один, просто все называют его по-разному. Одни Иисус, другие Будда, третьи Аллах и т.д. Поэтому все религиозные дороги духовны, т.к. ведут к одному Богу». Может быть статья поможет родителям понять, что есть организации, называющие себя «религиозными» или «церквями», но по своей сути являющиеся опасными религиозными культами. В статье приведены примеры из работ российских и белорусских психологов, психотерапевтов и религиоведов, занимающихся практической антисектантской работой.
К сожалению, некоторые религиоведы мягко относятся к деятельности нетрадиционных религиозных организаций. Это происходит не из-за того, что кого-то культисты подкупили. Их мягкость объясняется уверенностью: «Религиозные законы Европы и США цивилизованные, а у нас убогость и дикость. Поэтому приняв за основу евро-американское религиозное законодательство, мы приобщимся к религиозным ценностям передового цивилизованного общества». Из-за этого на территорию Беларуси и России постоянно появляются некие нетрадиционные религиозные организации, идеология которых противоречит духовно-нравственным обычаям коренных народов. После успешного прохождения мягкой религиоведческой экспертизы такие организации, даже если их религиозная деятельность вызывает настороженность, уже не могут называться «опасными религиозными культами», «сектами» или «деструктивными религиозными организациями». Теперь они попали в категорию «законопослушных». Из-за этого любой человек, называющий их деятельность опасной, обязательно проиграет любое судебное разбирательство, инициированное адептами (членами) таких организаций за «оскорбление религиозных чувств законопослушных верующих граждан». Поэтому в статье такие организации будут называться «сомнительными».
Итак, есть безопасные нетрадиционные религиозные организации, а есть такие, чья деятельность вызывает сомнение. В сомнительных религиозных организациях мышление и мировосприятие подростков порабощается и затем жестоко эксплуатируется. Ломаются детские судьбы, наносится тяжелый, а зачастую и непоправимый урон здоровью, как психическому, так и физическому. Но как родителям понять, какие из нетрадиционных религиозных организаций безопасны, а какие сомнительны. В статье будет рассказано о некоторых признаках, позволяющих увидеть настораживающие моменты в деятельности той или иной сомнительной религиозной организации.
Бывает, что родители уверены «Мой ребёнок в секту никогда не попадёт». Это заблуждение. От попадания в сомнительный религиозный культ никакой подросток не застрахован. Т.к. у каждого подростка бывают в жизни ситуации, когда становиться одиноко и грустно, когда нужна чья-то поддержка, а её нет. Хочется найти друзей, с которыми можно поговорить за жизнь и которые помогут в случае каких-то жизненных трудностей. И, главное, бывает, и друзья есть, но жизнь всё равно какая-то кислая: школа – дом, дом – школа. А хочется чего-то особенного, чтобы все ахнули, внимание обратили. Именно в такие моменты сознание подростков наиболее податливо для манипуляций.
Проблема в том, что подростка привлечь в сомнительную религиозную организацию сложно. Поэтому главная цель адептов таких организаций на первоначальном этапе – скрыть правду. Подростка просто обманывают. Это процесс обольщения, а не свободного выбора. Ребёнку обещают всё и сразу, осыпают комплиментами, подчёркивая его исключительность, дарят подарки, предлагают развить невероятные способности для изменения окружающего мира и т.д. Ему объясняют, что здесь он найдет добрых и верных друзей, понимающих его проблемы и готовых помочь в их решении, что здесь прекрасная возможность реализовать свои способности, стать свободным и т.д. О чём ещё может мечтать современный подросток? Тем более что для этого всего-то нужно посидеть с группой приятных ребят и девчонок. Хорошим ребятам отказать невозможно, и вот подросток на собрании организации. Здесь за него берутся профессиональные психологи, глубоко разбирающиеся в особенностях подростковой психологии. Успешность работы психологов таких организаций в том, что пока подросток общается с новыми «друзьями», идет тщательный сбор данных о его отношениях с родителями, отношениях с одноклассниками, способностях и увлечениях и т.д. Это позволяет найти точки воздействия на его мышление и мировосприятие. На чужой территории и среди незнакомых людей подросток становится более внушаемым, легче поддаётся психологическому воздействию т.к. его сознание открыто и поэтому легко впитывает любую внушаемую информацию.
Как правило, в начальный период родители радуются, что их ребенок, наконец-то нашел настоящих, положительных друзей. Они не пьют, не наркоманят, вежливы, жизнерадостны, читают духовные книжки, говорят о хорошем и т.д. Но по прошествии некоторого времени, родители неожиданно для себя замечают, что их ребёнок уже не тот, которого они знали. Что его поступками руководят не они, а посторонние люди и на окружающий мир он уже смотрит чужими глазами. Это происходит из-за того, что ребёнок в организации программируется, и в его мышлении и сознание происходят изменения, иногда необратимые. Так, например, в «Белом братстве» (отделения которого сегодня продолжают существовать и имеют много названий) подростков причащают т.н. «богороднической водичкой». «Причастившись» подросток начинает испытывать легкость и веселье, краски окружающего мира становятся необычно яркими и чёткими, а запахи более острыми. Выйдя из организации, подросток перестает «причащаться» и его жизнь становится сплошным кошмаром. Адепты ему объясняют, что теперь он беззащитен пред силами тьмы и жуткое состояние объясняется их нападениями. Поэтому, чтобы прекратить это тяжелейшее состояние, необходимо вернуться под защиту организации, т.е. начать заново «причащаться богороднической водичкой». Более того, в некоторых организациях подростков программируют на запрет выхода: «Что пришло, не должно уйти». Поэтому у подростков, пытающихся самостоятельно выйти из некоторых сомнительных религиозных организаций, могут появиться суицидальные мысли.
Несколько советов родителям. Не всегда с первого взгляда удается разглядеть, кто скрывается под доброжелательной маской адептов (членов) той или иной сомнительной религиозной организации. Тем более, что все они активно занимаются подростковым досугом. Так, например, бахаи иногда привлекают подростков и молодых людей в танцевальные кружки. Шри Чинмоевцы приглашают заняться спортом, организуют соревнования по легкой атлетике «Радуга» или марафоны «Самоопределение». Так же организуют спортивные секции и соревнования некоторые организации неопятидесятников-харизматиков. А муниты ведут беседы о вреде абортов, наркотиков и пьянства. Задушевно говорят о любви и обещают найти пару для семейной жизни в США или Европе, с последующим переездом туда на постоянное место жительство. МОСКовцы привораживают романтическими сказками о божествах Индии, о здоровом образе жизни, об экзотических способах духовного роста. Не отстают в этой деятельности и некоторые другие религиозные организации. Разобраться, кто есть кто, может специалист, а родители таковыми не являются. Поэтому им необходимо очень внимательно присмотреться, к тому, чем и как занимается ребенок в «группе», «кружке» или «секции», организованных сомнительными организациями.
Прежде обратить внимание на следующие:
1. Если там, обожествляют некоего живого человека, который является создателем или организатором «нового духовного пути» или «нового прогрессивного движения». Он единственный знает истину. Поэтому «старые» члены кружка беззаветно преданно служат лидеру группы (учителю, пастору, гуру и т.д.) и не подвергают сомнению ни одно из его слов или действий. Мыслить, действовать, чувствовать разрешается только по одобрению лидера организации или согласно установок его учения;
2. Если там, требуют от подростка отделиться от окружающего мира, непринятия других мировоззрений. Учение (идеология), с которым знакомят подростка, является, по мнению членов организации единственно правильным и способным решить все проблемы;
3. Если адепты проповедуют закрытость: «Хочешь присоединиться к нам, закрой за собой дверь и за ней оставь всё, что у тебя есть: друзей, учёбу и увлечения. Всё это не имеет смысла, мешает тебе развиваться и стать успешным». Позже потребуют оставить и родителей;
4. Если там уделяют чрезвычайное внимание различным способам добычи денег. Например, муниты объясняют подросткам, что на каждом человеке лежит грех Иуды, продавшего Христа за 30 серебряников. Поэтому, чем больше денег он принесёт в организацию, тем больше и скорее освободится от греха Иуды. А добытые деньги якобы будут потрачены на добрые дела: на «благотворительность», на оплату лекций приезжих лекторов «по духовным тематикам», на издание и продажу: «замечательных» книг, видеофильмов и презентаций, на издание и распространение листовок, объявлений и т.д. И всё это преподносится подростку, как путь для достижения неких «высших целей». Вскоре на «благие дела» подростку придётся везде искать деньги, вплоть до воровства у родителей.
Если родители увидели наличие в «кружке» (секции, группе) хотя бы один из перечисленных моментов, то им в кратчайший срок необходимо сразу увести оттуда ребенка. Пока не стало поздно.
Дело в том, что в традиционных вероучениях для ребёнка всегда свободен вход и выход. Его сознание никто не промывает, он не подвергается индокринации. В традиционной Церкви подростку никогда не будут внушать, что его родители являются удобрением, которое он должен использовать, а, став совершеннолетним, выбросить на помойку. Покинув традиционную Церковь, подросток продолжает комфортно существовать в окружающем его мире. Уход из нетрадиционной религиозной организации зачастую оборачивается для подростка тяжелейшей депрессией и невозможностью вжиться в окружающий социум. Повторюсь, это может подтолкнуть подростка к суициду.
Родители часто задают вопрос «Как наиболее эффективно защитить детей от опасных религиозных организаций?»
Нельзя пытаться сделать атеистом подростка, уже подвергшегося «промывке мозгов» в некоторых нетрадиционных религиозных организациях. Это приведёт к негативным проблемам в психике (к слому сознания). Любые попытки сделать его неверующим, только подтолкнут подростка к возврату в организацию. Потому что он остаётся верующим. Психологи, психотерапевты и психиатры, практически занимающиеся такими подростками, утверждают, что единственным эффективным методом в таких случаях является депрограммирование подростка, через приобщение к традиционному вероучению его народа. Только так возможно безболезненно и безопасно для психики ребёнка вытеснить негатив позитивом.
Отсюда наиболее эффективным средством профилактики попадания подростков в опасные религиозные организации, является воспитание у ребёнка с малых лет уважения к вероучению его народа. Необязательно воспитывать ребёнка верующим, главное воспитание уважения к вероучению традиционной Церкви. Если, например, семья имеет православные корни, то ребенка нужно воспитываться в уважении к Православной Церкви, как к культурообразующей религии народа и охранительнице его духовно-нравственных ценностей. Тогда при встрече с адептами опасных религиозных организаций ребёнок будет защищен убеждением, что традиционная религия его народа единственно верная.
Остальные профилактические меры по преодолению влияния опасных нетрадиционных религиозных организаций на подростков, могут быть только дополнением к воспитанию у ребёнка уважения к духовно-нравственным и вероучительным традициям своего народа.
И здесь некоторым активистам-атеистам необходимо понять, что воспитание у ребёнка неуважения или отрицания традиционной веры его народа, дает опасным религиозным организациям успешную возможность овладеть детским сознанием и мышлением. Хотя, как показывает опыт, активистам-атеистам бесполезно что-то объяснять по этому поводу. Для них главное принципиальным является борьба с тем или иным традиционным вероучением того или иного народа. А судьбы детей для них второстепенны или вообще неважны. Поэтому родителям следует задуматься, стоит или нет идти на поводу у таких «специалистов».
Леонид Анатольевич Чепелев, учитель истории, психолог, логотерапевт, Могилёв (Беларусь)