Сегодня начинаются богослужения из Постной Триоди. В прошлый воскресный день была Неделя о Закхее, когда читалось Евангелие, напоминающее нам о начале подготовительных к Великому посту недель. И других великопостных текстов в службе не было. Вчера же вечером мы услышали умилительное песнопение «Покаяния отверзи ми двери», напоминающее нам о приближающемся посте и о том, от чего мы никогда не должны отрываться, – от чувства покаяния.
Великий пост следует после праздника Крещения, поскольку человек по немощи своей и по лукавству диавольскому впадает в прегрешения после того, как он уже очищен в Таинстве Крещения. Господь дал нам такую возможность – снова очиститься. Как говорится в Таинстве Покаяния, внемли же, понеже вторым крещением крещаешься по таинству христианскому (Требник. Последование о исповедании).
Покаяние есть второе крещение, очищение от грехов, поэтому вчера и запели мы: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, / утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, / храм носяй телесный весь осквернен. / Но яко щедр, очисти / благоутробною Твоею милостию» (Триодь Постная. Неделя о мытаре и фарисее. Стихиры по 50-м псалме). Здесь удивительным образом раскрывается тайна спасения человечества. Как сказал Ангел пастухам при рождении Спасителя, родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь (Лк. 2:10). А Иосифу же Ангел сказал, что Мария, жена его, родит Сына, и наречеши имя Ему Иисус, Той бо спасет люди Своя от грех их (Лк. 1:20–21).
Смысл воплощения Сына Божия в том, чтобы спасти людей от их грехов. Но спасение без участия человека невозможно, Бог насильно не спасает. Есть такая замечательная духовная книга «Илиотропион» святителя Иоанна Тобольского (Максимовича). Это согласие воли Божией и воли человеческой. Воля Божия всегда направлена ко благу. Сказано: Бог …иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити (1 Тим. 2:4). Воля же человеческая, к несчастью, все время колеблется. Она то устремляется к Богу, то к земному, и, как говорится в Священном Писании, человек ступает по пути жизни или по пути смерти. От человека зависит, как принять то, что ему дается.
Эта истина проста, и в жизни мы это постоянно встречаем. Только, когда речь идет о духовном, мы забываем о том, что мир земной дан нам для того, чтобы понять мир духовный. Как сказал святитель Николай Сербский (Велимирович), мир видимый есть символ невидимого. Солнце, свет, тепло символизируют собой Святую Троицу. И три измерения пространства, три вида вещества – твердое, жидкое и газообразное – тоже есть отражение Святой Троицы. Везде мы видим печать Творца. Но, к сожалению, человек часто не видит и не задумывается.
Например, в школе преподают всем, но учатся дети по-разному: одни учатся, а другие не учатся, одни трудятся, а другие ничего не делают. Результат же каждый получает соответственно тому, как он трудился. И в духовной жизни то же самое. Господь дает вразумление через пророков, через Священное Писание, полагает на сердце мысли, но человек часто не обращает на это внимание. Он зачастую пренебрегает вечным, принося его в жертву временному. Об этом печальном состоянии человека сказал святитель Феофан, Вышенский Затворник: благодать изливается на всех, только ее некуда принять. Как дождь: если у человека есть большой сосуд, то можно собрать много воды, если небольшая кружка – мало. А если решето, то ничего не соберешь.
Хотя и здесь Господь иногда посылает такие условия, что человек все равно что-то собирает, просто иначе у него не получается. Наступает зима, и та влага, которая пролетала мимо, засыплет тебя еще с головой. Как сказал некий старец, когда к нему обратился раб Божий:
– У тебя получается, а у меня ничего не ладится.
– Терпение нужно.
– Да что такое терпение? Терпишь-терпишь, ничего не меняется, все равно что воду решетом носить.
– Так ты дождись зимы.
Зима, в смысле суровости жизни, как раз часто и дает возможность соприкоснуться с благодатью. Поэт Аполлон Майков писал:
Чем ночь темней, тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог.
Суть в том, что Господь направляет все на спасение человека. И человек, как школьник, может учиться, может не учиться, а может вообще в школу не ходить. Школа – это храм. Замечательно, что теперь при храмах, чтобы напомнить об этом, стали создавать Воскресные школы, чтобы дети и взрослые могли учиться хотя бы в воскресенье. А храм дает возможность учиться каждый день. Более того, кроме школьных занятий есть еще домашние задания. В храме – духовной школе – преподают уроки, а когда придете домой, надо будет выполнять домашнее задание. У каждого свое: кто семейный, у того вторая половина, потом еще «четвертушки или восьмушки» – детишки. Можно практиковаться. Если у кого нет такой возможности, то есть соседи, есть сотрудники на работе. В общем, домашнего задания на целую неделю хватает, только трудись.
А примеры нам даны в Евангелии. Один из них – в сегодняшней притче. Есть люди, которые стараются исполнять законы, правила, уставы Церкви; есть те, которые их не исполняют – из-за воспитания или еще по какой-либо причине. В сегодняшней притче говорится о том, с каким устроением нужно входить в храм Божий независимо от того, выполняешь ли ты уставы или нет. И что замечательно – евангельские притчи исполняются в реальной жизни прямо на страницах Евангелия. Сегодня мы слышали, как фарисей говорит: …Боже, хвалу Тебе воздаю, яко несмь якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее, или якоже сей мытарь. А мытарь же, издалеча стоя, не хотяше ни очию возвести на небо, но бияше перси своя, глаголя: Боже, милостив буди мне, грешнику (Лк. 18:11–13). Ведь это исполнилось в жизни. Помните, как Господь пришел к Симону-фарисею? И в этот же дом пришла грешница, которая омыла ноги Спасителя слезами, вытерла их волосами своими и помазала миром. И фарисей сказал в себе: …Сей аще бы был пророк, ведел бы кто и какова жена прикасается ему, яко грешница есть (Лк. 7:39). И в ответ на его помыслы Господь предлагает ему притчу о двух должниках, которые были должны некоему заимодавцу – один 500 динариев, другой 50. И поскольку им нечем было вернуть долг, заимодавец простил им. И вот Господь спрашивает: который из двух должников паче возлюбит его? На что Симон ответил: тот, которому больше простилось.
И Господь сказал: …отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много, а кому мало оставляется, меньше любит (Лк. 7:39–47). В сегодняшней притче фарисей говорит: …я не такой, как сей мытарь. А в жизни другой фарисей Симон мыслит в себе: …а она грешница есть. А суть-то все одна. Пример этот замечательный, поучительный. Потому что на самом деле нужно иметь это мытарево устроение.
Но заметьте, насколько Господь все доброе принимает и отвергает только недоброе и нечистое. Если есть хоть капля добра, Господь ее принимает. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что все наши добродетели – с примесью нечистоты. Все земное, плотское к ним примешивается, но в глубине-то может быть желание чистоты и добра. Господь и говорит, что мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели фарисей, ибо всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется (Лк. 18:14). Не сказано, что фарисей был вообще не принят. То, что фарисей исполнял закон, Господь принял. А его превозношение и тем более осуждение грешника Господь отверг. Покаяние же мытаря Господь принял. Об этом же говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), что лучше грешник, сознающий себя грешником, чем праведник, сознающий себя праведником.
Вот это устроение и предлагается нам в приближающемся посте. Мы-то, в основном, приходим с грехами. Теперь мало кого и найдешь, кто бы хоть что-то исполнял, пусть даже как этот фарисей. Но все, что человек делает с сердцем сокрушенным и смиренным, очищается Благодатью Божией. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене (Пс. 50:12–13). И песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» заканчивается словами: «…яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости». Вот такова духовная высота нашей Православной веры. Здесь и доброе принимается в меру, и по немощи сотворенное, но исповеданное с сокрушенным сердцем, прощается.
У нас часто в жизни поступают по примеру сектантов: хватают одно, а другое отбрасывают или о нем умалчивают. Если человек что-то полезное делает – ходит в храм, старается молиться, поститься по уставу, то на все это часто вешают ярлык: «фарисейство». Эта притча говорит о том, что исполнение фарисеем закона Господу как раз и угодно. А неугодно превозношение и осуждение. Но кичиться, хвастаться и осуждать других может и не обязательно фарисей. Фарисей хоть что-то делал. У нас теперь живут, как мытарь, а осуждают, как фарисей. А вот если б соединить исполнение закона с сердечным сокрушением, с сознанием своей греховности, то получился бы идеальный вариант. А у нас – все наоборот. Берут от фарисея осуждение и превозношение, а от мытаря – грехи. И в этом как раз и заключается лукавство мира сего.
Интересно вот что: мытарь ведь был оправдан паче фарисея, но почему-то не слышно в обиходе слова «мытаревство» – не говорят так. Говорили бы: вот это мытаревство, когда человек сокрушается о грехах. Видно, мало таких примеров. Отсюда и появилось нарушение уставов Церкви, потому что неправильно называют их исполнение фарисейством, даже чуть ли не лицемерием. Это как раз бесовская уловка, чтобы отвести людей от исполнения законов. В притче очень ясно говорится том, что фарисей кичился и хвастался, именно это и названо фарисейством. А не то, что он исполнял закон.
Обратите внимание, какими словами кончается сегодняшнее апостольское чтение. И вси же хотящии благочестиво жити о Христе Иисусе, гоними будут (2 Тим. 3:12). То есть если человек будет стараться жить так, как подобает, то он должен ожидать насмешек, гонений. Так и есть. Не сказано «благочестно живущие». Это высоковато будет. А «хотящии благочестиво жити». Если человек хочет жить благочестиво, начинает в церковь ходить, молиться – сразу: о, фарисей! Да нет, это может быть и мытарь, который молится и просит, потому что чувствует себя грешным. Как только решит человек начать исправляться, тут же начинается: «Вот, фарисейство». Почему так? Это лукавство мира, который старается всячески сбить человека с истинного пути.
Кстати, в Священном Писании часто звучат откровенно резкие выражения. Как сказано в сегодняшнем Апостоле, злые люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. Они будут преуспевать в своих трудах, потому что …от дний же Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное нудится (требует усилий), и нуждницы восхищают е (Мф. 11:12). Здесь говорится о том, что в мире идет война против истины, против добра, против Бога. Война эта идет при помощи всяких лжеучений, ересей. Человека стараются увести от истины. Церковь же есть «столп и утверждение истины» (см.: 1 Тим. 3:15). И все, что есть в сокровищнице Церкви, необходимо нам для спасения. Каждый пользуется этим по силам и по возможности. Но использовать это богатство необходимо!
Эти замечательные дни богослужений Триоди Постной, которая началась сегодня и будет продолжаться до Страстной седмицы, нужно стараться провести с пользой для души. Как в институте существуют более интенсивные занятия, бывают сессии, зачеты, экзамены, так и у нас в Церкви тоже – нужно исповедоваться, причащаться, проходить экзамены. Главное – учиться и трудиться, а Господь поможет. У всех разные способности: одному что-то дается легче, другому тяжелее, но легче дается потому, что Бог дал эти способности. Если тебе дано, благодари Бога. Если же не дано – что ж, значит, это дело Божие. Но не нужно никого осуждать.
Я много раз приводил поучительный рассказ о том, как встретились одноклассники: он – доктор наук, а она – простой врач. Он увидел у нее цепочку и спрашивает:
– Что это там у тебя? Крест? Ты что, верующая?
– Да.
– Я вот не понимаю этого.
А он доктор наук! И не понимает.
– Ну что ж, Петя, значит, мне дано, а тебе не дано.
Такой умный стал, что не понимает…
Или еще один случай. Собрались как-то у тещи зятья, да еще пришла ее подруга. Сидят, беседуют. А зятья уже достигли каких-то военных чинов и между собой хвастаются. Один говорит:
– У меня два поплавка.
(«Поплавками» называются значки-ромбики, которые выдают по окончании высшего учебного заведения.)
А теща ему:
– Милый, что ж тебе одного образования не хватило, чтобы поумнеть?
Он хвастается, что у него столько образований, а теща его так смирила. Как говорил Аристотель, «множество знаний еще не предполагает наличия ума». Важно смирение. Яко всяк возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется (Лк. 14:11). Когда человек со смирением взирает на то, что происходит, Господь открывает ему смысл этого: …се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси (Пс. 50:8). И над всей премудростью – святая простота. Будем стараться и мы, с Божией помощью, посещать храм, исполнять Церковный Устав, как полагается. А уж если в чем согрешили – каяться и просить у Бога прощения и помощи.
Архимандрит Серафим (Кречетов), почетный настоятель храма Покрова Божией Матери, с. Акулово, Одинцовский благочиннический округ, духовник Одинцовской епархии