После обсуждения первой части статьи, стало понятно, что тема не раскрыта и корни проблемы не ограничивается внешними идеологическими влияниями последних 30 лет. Все-таки, вымирать мы начали еще во времена СССР: уровень рождаемости снизился ниже порога простого воспроизводства еще в конце 60-х годов.
Поэтому возникла необходимость углубить историю вопроса, как минимум на советский период нашей истории. Эта статья не претендует на глубокое историческое исследование, я историком не являюсь, задача лишь обозначить некоторые вехи, связанные с идеологическими изменениями, оказавшими существенное влияние на формирование менталитета современных жителей Российского Государства.
Начнем с «начала». Собственно, с революции 1917 года. Уже первые декреты советской власти касались семейных отношений (декреты «Об отмене семьи» и «О гражданском браке, о детях и о внесении в акты гражданского состояния»).
Так называемая «сексуальная революция» в стране советов произошла на несколько десятилетий раньше, чем в либеральных странах. Пик её пришелся на 20-е годы, когда она разрослась до таких масштабов, каких мир ещё не знал. Вряд ли будет преувеличением сказать, что не знал вплоть до наших дней. До вакханалии, захватившей западный мир в последние годы.
Нет смысла описывать всю сексуальную свободу того времени (включая однополую любоф), на эту тему есть немало хороших, проработанных статей. Отмечу только «вишенку» на этом торте: Советская Россия, была первой страной в мире, легализовавшей аборты. Произошло это в 20-м году.
Я же, по своему обыкновению, хочу сделать акцент на идеологической природе этого явления. Сексуальная революция в советской России не была спонтанной. Это не было только результатом резкого снятия ранее существовавших ограничений, что часто приводит к развращению людей, да и само снятие ограничений было целенаправленной политикой, идеологически обоснованной.
Многие идеологи революции (как например, Лев Троцкий, другом и единомышленником которого был Карл Радек, глава знаменитого, в рамках темы сексуальной революции, общества «долой стыд») открыто поддерживали и пропагандировали сексуальную свободу, прямо декларировали необходимость разрушения патриархальной семьи. Идеологически это обосновывалось необходимостью разрушения всех остатков старого патриархального уклада. Также декларировалось, что подлинная свобода недостижима без свободы сексуальной. В этом смысле, идеологи революции вполне действовали в рамках марксистской идеологии.
Эти явления явно указывают на антитрадиционалистскую направленность марксизма. В этом контексте, это, те же «фаберже», только в профиль, что и либеральная доктрина. «Одной мамы дети», «одного папы наследники». Об этом прямо говорит политический философ Павел Щелин. И либерализм, и марксизм – это две ветви модерна, логическим финалом развития которого, по его словам, является трансгуманизм.
И пусть длилась эта вакханалия сравнительно недолго (до начала 30-х годов) но целое десятилетие плотной пропаганды не могло не отразиться на менталитете последующих поколений (наглядный пример – современная Украина, где за 10 лет удалось кардинально изменить мировоззрение людей (и это при широком доступе к альтернативной информации, как минимум значительную часть этого периода).
Иными словами, как минимум часть этих культурных кодов ушло в поколения и присущи и ныне живущим. В частных беседах мне рассказывали множество примеров поведения «позднесоветских» людей (60-80 годы), которые это подтверждают. Есть даже теории (довольно обоснованные), которые говорят, что поведенческие сценарии наследуются генетически. Теории эти не являются общепризнанными, но и без генетических механизмов, с передачей поведенческих механизмов вполне справляется процесс социализации. Большую часть информации и ментальных установок, формирующих картину мира, человек воспринимает в раннем возрасте, без какого-либо критического осмысления. Именно поэтому менталитет является такой ригидной структурой. На порядок проще внедрить в него новые ментальные установки, нежели стереть уже имеющиеся.
А свернул всю эту вакханалию, товарищ Сталин. Так же необоснованно демонизированный, как необоснованно идеализируют многие весь советский период. До сих пор, в массовом сознании Сталин воспринимается как кровавый полоумный тиран (как, кстати, и Иван Грозный), который устроил какие-то фантастические по масштабам репрессии, что уже давно документально опровергнуто. На эту тему много говорил и писал Анатолий Вассерман. Поэтому распространяться не вижу смысла.
Для себя, в контексте этой статьи, считаю важным отметить, что «сталинский проект», по сути, являлся традиционалистской реакцией (ренессансом традиционализма). В общественную жизнь начали активно возвращаться традиционные ценности, были запрещены аборты и содомия, и даже Православную Церковь Сталин, во многом, реабилитировал. Это был именно «державный» проект с высокой ролью в нем русского народа (напомню, что для идеологических противников Сталина, в лице, Троцкого, русский народ был «дровами в костре мировой революции». Русская государственность, как таковая, их не интересовала). И, во многом, именно благодаря такому идеологическому развороту, страна смогла сделать колоссальный прорыв в экономике и выиграть тяжелейшую в истории войну. И тут можно даже провести исторические параллели между 20-ми годами и 90-ми, равно как и между 30-40-ми и 00-10-ми. Вызовы и задачи во многом схожи.
С приходом же Хрущёва, начался возврат к марксистско-троцкистской идеологии, и внедрению «мещанско-либеральных» ценностей Вновь начались репрессии в отношении Русской Православной Церкви, реабилитированы многие, как бы сейчас сказали «иноагенты», ну и как чёткий маркер – вновь были легализованы аборты. Ну и покатилось, вплоть до развала СССР Ну а с приходом 90-х, уже всерьёз пришла либеральная идеология в наиболее диком своём виде, и пришла она, надо отметить, на «подготовленную почву».
Но и до гибели Российской Империи, вопросов, в контексте «идеологических интервенций» – масса. Как минимум, начиная с реформ Петра I или даже с падения династии Рюриковичей, и предшествующей ей идеологической борьбы, идущей со стороны той же Западной Европы.
В итоге, на сегодняшний момент, мы имеем менталитет с очень пёстрым набором ментальных установок, из совершенно разных идеологических систем, многие из которых противоречат друг другу, что формирует неразрешимые внутренние конфликты на уровне личности. И большая их часть людьми, естественно, не осознаётся, потому что воспринято без критического осмысления в раннем возрасте в процессе «социализации».
Я вижу только один выход из этой ситуации. Нам необходимо заняться «идеологической (ментальной) археологией»! Провести ревизию «ментального генома» граждан России. Нужны широкие социологические исследования по выявлению ментальных установок наших сограждан, их классификации по сферам жизни, отнесению к той или иной мировоззренческой парадигме, их дифференциации на адаптивные и дезадаптивные, выявлению частоты и так далее.
Да, это колоссальная междисциплинарная работа, но без неё мы так и не поймём, кто мы и что нами фактически движет, и, соответственно, не сможем никак это движение скорректировать.
Возможно, даже некоторые моменты нашей истории эта работа могла бы прояснить или изменить наше понимание тех или иных исторических процессов.
Максим Андреевич Тихомиров, психолог, публицист
62. Сразу на два вопроса
61. Ответ на 45, Кузя:
Да многие и могут содержать, но всё равно не рожают. Мне кажется не рожают не из за бедности (после войны тоже не до жиру было, а всё равно рожали) - страшно людям рожать в такой неопределенности.
А по поводу женщин которые должны дома сидеть, так то оно конечно в идеале так, но вот семьи то у нас вообще не крепкие ни разу. Вот женщина выйдет замуж, а потом развод и будет одна с ребенком сидеть. Вот женщины и не верят в семью, идут делать карьеру, чтоб потом у разбитого корыта не остаться. Женщины не доверяют мужчинам, мужчины женщинам. Так и живем. Быт влияет на сознание людей. Об этом, как раз первая часть статьи
60. Ответ на 22, Денис Никонов:
Массовая многодетность в обществе как и общинный уклад жизни всегда идет рука об руку с нуждой. Когда твой собственный труд примитивен, и ты можешь своих детей обучать нехитрому ремеслу, чтоб они тебе сызмальства помогали. Когда ресурсы скудны и коллектив (село к примеру) решает, кому что достанется, тогда прямой мотив плодить свой коллектив, чтобы проще было выживать и не подстраиваться под соседей.
Это даже в Ветхом Завете описано, про то, что если нет у тебя своих сыновей, то некому будет защитить твой дом, когда придет сосед со своими сыновьями.
Когда ты зависишь от помощи людей на деревне, чтобы срубить избу, вспахать огород, привезти дрова, потому что все на бартере. Денег ни у кого не густо, нужен бартер и "отношения". Когда жена не может "жить для себя" или уйти к другому, потому что сразу окажется в нищете. ("Бедные люди" Достоевского).
Разговоры про то, что советская власть что-то там изменила переделала в русском человеке вопреки его воли - это вранье.
Все, зарабатывающие тяжелым трудом, говорят своим детям - "учись, а то всю жизнь канавы копать будешь".
Как только появилась возможность у людей уйти от общинного уклада и переселиться в города - они это с готовностью сделали.
Появилась возможность разводов - с радостью приняли.
Появилась возможность у женщин не выходить рано замуж и рожать-рожать, а учиться в техникуме или ВУЗе, получать непыльную работу в кабинете - с радостью приняли.
Появилась техническая возможность без особых последствий делать аборты - начали массово делать.
Появилась возможность делегировать государству многие функции общинного уклада - сделали. Теперь большинство за железными дверями в квартирах под присмотром полиции, и никакие соседи никому не нужны. Появилоь центральное отопление, общественный транспорт, телики, ютубы, маркетплейсы, возможность непыльно заработать бабла и заказать все с доставкой - с радостью стали пользоваться. В итоге атомизация общества - еще Высоцкий пел - "что мне окно, я в окно и не плюну".
Все эти разговоры про то, что дети - это счастье, они ни о чем (зачем нам тогда Средняя Азия скидывает лишнее население, пусть сидят и радуются). Вода нужна для жизни, но она не имеет вкуса. Зачем придумывать себе, и строить какую-то политику государства на том, что вода - это кока-кола или счастье. Вода - это вода.
Пока государство будет делать вид, что демография - это про субсидии, ипотеки (ни у какого государства на хватит ресурсов таким образом перерожать конкурентов с юга или азии) или пока будут рассказывать, что дети - это счастье (как в анекдоте про Ивана-дурака, Василису-Премудрую и мед), и старательно будут делать вид, что можно выкинуть из уравнения нужду - все это будет без толку.
Тут рекомендую послушать подскаст Павла Щелина "Парадокс Пинкера"
59. Ответ на 2, Агафон:
Пример: масонская люциферская пентаграмма, убившая царя и его семью, мирно соседствует с царским двуглавым орлом. Россия все еще считается православной, а ее "православный" люд ставит свечки в основном за материальные желания; крещеная молодежь блудит; крещеные женщины по заповеди "не убий" убивают в утробе своих детей. Как выйти "быстро" из этого хаоса? Только с помощью воспитания и с помощью умной и скрытой, латентной "промывки мозгов" через подконтрольные державникам медии, что делает для своих целей иудейская Закулиса, контролирующая сознание через свои СМИ. Сталин действительно, распознав дьявольщину коммунизма, повернул к традициям и державности (за это и убили). В его активную эпоху было много полезного, что нужно бы сегодня перенять. Например, систему воспитания Макаренко. Сталину удалось поднять нравственность народа на небывалую высоту. Известно, когда нацисткий врач обследовал угнанных советских женщин в Германию, он был поражен, что большинство из них были девственницы. Он написал записку Гитлеру: такой народ невозможно победить. Это все можно возродить. Но для этого нужна державная воля. Наш народ дитя по сути и без сильной власти развращается. Надо добиться деурбанизации и возвращения минимум трети населения на землю. Многие городские мертвецы*, развращенные бессмысленностью городов, даже не догадываются, какое счастье жить в многодетной семье в своей просторной усадьбе на чистой природе на земле, с неотравленными продуктами питания. У нас главенствует массовое пребывание в духовном сне и бездейственном параличе. Только язык еще вертится.
_________________
*По Библии бездетный человек — мертвый человекДа. без государственной политики и пропаганды вопрос не сдвинуть.
58. Ответ на 6, Ленчик:
1. "Вот какая свара идет между народом, друг другу рады горло перегрызть. А из-за чего, спрашивается, - путем никто уяснить не может. У солдатки Афимьи телка сдохла - рады. Петруха Тетерев с вина сгорел, - рады. У Якова мальчонка кашей подавился, помер - рады. Жена Обабка, баба беднеющая, тройню родила - рады!" -это у Шишкова https://proza.ru/2020/04/20/2312
2 "Крестьянин этот рассказал о своем исцелении одному из своих соседей, и тот говорит:
- Пойду и я к ней: нас замучили дети, скоро двенадцатый родится; попрошу ее помолиться, чтобы Господь прекратил у нас детей.
Пришел он к Матреше и попросил помолиться. "
http://pravicon.com/info-3639
В обоих случаях дети воспринимаются как какое-то зло и наказание. Мне такое отношение кажется странным и не вполне нормальным, но что есть - то есть. И советское восприятие детей как "обузы" просто повторяло традицию. Но как такая возникла?Вот поэтому я и говорю, что культурные коды нужно глубоко исследовать
57. Ответ на 51, иерей Илья Мотыка:
Между собой очень даже обсуждают. И в проповедях кое-где говорят. Земная жизнь - подготовка к Вечной. И все вопросы земной жизни, естественно, обсуждаются.
56. Ответ на 50, Сергей из НН:
Вот устроила РПЦ себе такой раскол (зачем?). Половина вроде как и нормальные вполне, а другая половина всё - царь, царь, царь. Кузя, несостоятельны обе части процитированного текста.
1. Если "в церкви ни ногой" - то "верить верят" уже не относится к православной вере. Это уже "какая-то своя" вера, коих миллион. Не бывает нецерковного Православия.
2. Никакого "раскола" по признаку отношения к монархии в современной Церкви нет. И Ваши знакомые ушли почти наверняка не из-за этого - потому что в обычной приходской жизни ни с какими монархическими дискуссиями и не столкнёшься. Приходи, молись, исповедуйся, причащайся, слушай духовные поучения - а кто что думает в плане строя и политики, это если и обсуждается желающими, то не в храмах.
Это то понятно. Но многие нынче батюшки полезли в телевизор. Один о.Ткачев чего стоит или митр. Шевкунов.
55. Ответ на 53, Ленчик:
Вот и большевики тоже так считали. Поэтому и была программа - Мир народу, Фабрики рабочим, Землю крестьянам.И не дали.
А Хрущев уничтожал деревни. Почему?
Ну почему не дали. Дали. Потом решили, что колективное хозяйство эффективнее.
Ну а Хрущев, не знаю, как на счет деревень, но всю Сталинскую экономику начал ломать. Тут надо понимать, что Хрущев начал процесс реставрации капитализма и для этого ему нужно было постепенно через базис менять настройки в головах людей.
54. Ответ на 48, учитель:
Есть карта комфортности климата, там совсем маленький кусочек отмечен как пригодный. Псков в него входит. И Питер (хотя это и странно)
53. Ответ на 44, Кузя:
Вот и большевики тоже так считали. Поэтому и была программа - Мир народу, Фабрики рабочим, Землю крестьянам.И не дали.
А Хрущев уничтожал деревни. Почему?