Как уже сообщалось, в четверг, 30 января, в Московском Доме национальностей в формате выступления экспертов прошла научно-практическая конференция «Славянское единство в меняющемся мире». Данная конференция является частью Просветительского проекта «Монументальная летопись России». Предлагаем вниманию читателей доклад нашего постоянного автора, Дмитрия Валерьевича Куницкого, православного философа из столицы Белоруссии.
Представленная тема имеет некоторую двусмысленность: должно ли быть представлено авторское видение будущего славянского единства как взгляд из Белоруссии, либо необходимо попытаться представить некий обобщённый взгляд на него современной Белоруссии как таковой. Пока, к сожалению, совместить эти два взгляда нелегко.
Собственное видение я склонен основывать на двух встречных перспективах: из настоящего и от православных пророчеств и эсхатологии. Они также пока едва ли совместимы. Настоящий момент убеждает нас в совершенной безнадёжности и бесперспективности славянского единства. Славянский мир раздроблен как никогда. При этом его уникальная раздробленность ещё и имеет глубинные корни и предпосылки.
Самый сильный исторический удар по славянскому единству был нанесён, несомненно, католическим Римом: ему достаточно легко удалось соблазнить в католицизм те северные и южные славянские племена и народы, которые политически подчинили себе Германское королевство и империя (чехов, словенцев, лужицких сербов), причём чехов им удалось отторгнуть от Православия уже после народного крещения, имеющих великих моравских святых и живую проповедь равноапостольного Мефодия и его священное церковнославянское наследие. Почти добровольно приняли веру от Рима непокорённые немцами славянские народы – поляки, хорваты, боснийцы. Позже посредством огня и меча поляков, а также коварных римских советников краковского престола (а потом и варшавского, с которым непосредственно связано появление в Речи Посполитой иезуитов) Римско-католическому престолу удалось вклиниться и на восточнославянские земли Руси, устроив там немыслимые трагедии, нанеся кровоточащие раны, которые уже в наши дни разразились фонтанами крови.
Зародившееся в XIX веке панславянское движение, казалось бы, давало надежду на воплощение невоплощённой мечты о хотя бы относительном славянском единстве. Но силам, враждебным славянам, удалось воспрепятствовать данному сближению. Это было обусловлено несколькими причинами. Прежде всего, само данное движение побуждалось не христианским духом, но так называемой «весной народов», вдохновлённой идеями романтизма и питающегося им национализма, за которыми, в свою, очередь, стояло европейское Просвещение и в целом глубинное неозычество. Интеллигенция славянских европейцев была сконцентрирована более не на духовном призвании и божественном служении своих народов, но на их национальной самоидентичности (преимущественно направленная на «отличение» от своих ближайших соплеменников), с которой неразрывно связана гордость. Чем умело и воспользовалось европейское масонство, для которого национализм был своей законной вотчиной и во многом собственным детищем.
Во-вторых, в дело вмешался и Римско-католический престол, с середины XIX в. (после итальянского рисорджименто под водительством иллюминатов-карбонариев) успешно сближавшийся с масонством, воспользовавшись своей исторической религиозной закладкой в среде славян. Вкупе с масонами будущему Ватикану удалось разжечь вражду между славянами на религиозно-культурной основе – причём эта его деятельность в полной мере продолжается и в наши дни.
Наконец, откровенно сплошала и российская элита, которая вместо поддержки энтузиастов в славянских народах и направлении их по верному пути к кирилло-мефодиевским истокам и наследию, страшилась этого энтузиазма, видела в нём лишь потенциальную революционную крамолу и угрозу старо-европейскому «порядку, основанному на правилах», а потому предпочла псевдо-консервативную кооперацию с «уважаемыми западными партнёрами», которые не оценили этого жеста и вскоре стали не только усиленно пинать Россию, но ещё и сугубо – настраивать против России тех самых славян (включая славянизированных болгар и молдовлахов).
Освободить славянский мир из-под власти германо-латинского Запада удалось только в результате Второй мировой войны. Однако к этому моменту Западу удалось довести отчуждение славянских народов до кровной вражды. А духовно-идеологические основания и методы, на которых выстраивался социалистический союз, были так далеки от славянских (социалистическая же Югославия Тито, основанная на костяк православных монархистов и национал-русофилов, почти сразу перешла в стан врага), что только углубили эту враждебность и привели к скорому распаду союза и буквально эпидемии западничества среди славянских народов ко времени краха Варшавского договора.
На эту нездоровую тягу обманутых славянских народов наложились ещё и традиционно искусные коварства Запада, которому удалось взять под контроль всю гуманитарную сферу славянских стран, взрастив при её помощи и на почве симбиоза из коммунистических и диссидентско-националистических космополитов совершенно русофобскую, а значит, и славянофобскую, «соросятскую» до мозга костей элиту. В данный момент славянские страны под западным протекторатом (а ЕС – это не что иное, как Четвёртый Рейх, в котором восточные страны славянских народов являются полуколониями) представляют собою остриё Запада против России. Несомненно, что Запад собирается использовать «своих» славян как таран и расходный материал против России – подобно тому, как он ныне делает это с малороссами и великороссами Украины.
И, казалось бы, просвета нет. Но вот эта самая жестокость и коварство Запада и должны послужить невозможному – чуду пробуждения славян. К жестокости и коварству добавляется ещё и идеология Евросодома и более широкая стратегия Вавилона с его трансгуманизмом. Хотя духовно заблудшие славянские народы и являются ныне весьма толерантными по отношению к их содомизации и вавилонизации, однако здоровый резерв ещё имеется. И, конечно, здесь, как всегда, все надежды возлагаются на Русь или на Союз России и Белоруссии, к которыми должна присоединиться Малороссия. Ну а ключ к запуску всего механизма лежит, очевидно, в Православии и в том, насколько быстро и основательно сможет обратиться к нему русский народ, как справится с этим Русская Церковь, которой пока это никак не удаётся. Тем не менее имеется и знаменитое пророчество преподобного Серафима Саровского о слиянии всех славян в единое славянское море под водительством России перед последним временем, и призыв святителя Николая Сербского к славянам с «мечтой о славянской религии». И возрождение Русского мира необходимо не в пику славянскому единству, а в качестве ядра такового (как и условия правильного евразийского содружества с азиатскими народами).
Если сказать несколько слов о взгляде на славянское единство от лица всей Белоруссии, то следует отметить, что этот взгляд пока ещё очень туманный. Если Российская Федерация в значительной мере забросила славянские направления и всё своё внимание концентрирует на происходящем в Вашингтоне, Лондоне, Париже, Берлине и Пекине, отчасти также Ближнем Востоке, то Республика Беларусь и подавно погрузилась в свои приземлённые вопросы. На первом плане у работников внешнеполитического направления и политологов – экономически выгодные регионы, прежде всего, Китай, арабский мир, в последнее время Африка. Внимание всё более обращается и на запад – прежде всего, в славянском контексте, к Польше и Словакии (а не Сербии и Болгарии): но не в контексте славянофильской цивилизационной и геополитики, но в контексте восстановления отношений с ЕС: Польша здесь мало чем отделяется от Германии, а Словакия от Венгрии. Нельзя, мягко говоря, сказать, чтобы славянофильские идеи захватывали и гуманитарную интеллигенцию и молодёжь. И в основе всего этого лежит то же самое общерусское проклятие, захватывающая белорусов, – секуляризация, отход от православной жизненной веры, погружение в приземлённо-бытовой уклад «хлеба и зрелищ», откуда и желание встроиться в глобальный порядок – пусть и в мнимом «многополярном» виде, которого, разумеется, нет и не будет.
И, однако же, очаги славянофильства (особенно сербофильства) в Белоруссии имеются: в политикуме, научной, образовательной, художественной и прочей интеллигенции. Белоруссия по-прежнему может стать своего рода локомотивом как Русского мира, так и славянского единения. Но во многом воплощение этого потенциала будет зависеть от того, насколько удастся сблизиться и объединиться славянофильско-патриотическим силам России и Белоруссии.
Куницкий Дмитрий Валерьевич, православный философ, Минск