Болезнь этноса

Что такое фаза надлома, и как она протекала в России

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Русская цивилизация 
0
384
Время на чтение 12 минут
Фото: из личного архива автора

История учит, что она ничему не учит (народная мудрость)

Прежде чем переходить к заданной теме, необходимо вкратце напомнить, в чем суть теории Л.Н. Гумилева. Этносы, как и люди, рождаются и умирают. Срок жизни этноса, суперэтноса – группы близких этносов – составляет 1200-1500 лет. Хотя бывают исключения, например: евреи-2, армяне-2. После этого этнос исчезает, или радикально обновляется: китайцы-4, индийцы-3(4), арабы-2 (суперэтнос), евреи-2(3) (суперэтнос) (евреи-3 – хасиды) и др.

Иногда этнос превращается в реликт – малый народ-долгожитель с нулевой пассионарностью (эвенки, эскимосы, бушмены и т.п.). В редких случаях пассионарность этноса «консервируется» в замкнутых диаспорах, которые существуют за счет вмещающих этносов (суперэтносов), вследствие чего продолжительность их жизни увеличивается.

Пассионарность – это сила, избыток энергии этноса. Она может быть высокая, средняя, низкая или отрицательная – ниже нуля – в период разложения цивилизации-суперэтноса. Классические пассионарии – это люди, наделенные избыточной энергией, способные на любые жертвы ради своей цели. Их в составе этноса немного, но они представляют собой тот каркас, на котором все держится. (У пассионариев – своя «иерархия».)

Субпассионарии – это люди с отрицательной пассионарностью (не путать с антисистемщиками!) – паразиты на теле этноса – бомжи, мелкие преступники, тунеядцы и пр. «расслабленный» и асоциальный элемент.

Большинство в здоровом этносе составляют люди гармоничные (нормальные). Часть из них может иметь немного повышенную, «деловую» пассионарность (их установка: «стремление к благоустройству без риска для жизни»).

В процессе этногенеза этносы (суперэтносы) последовательно проходят фазы: подъема, акматическую (перегрева), надлома, инерции (цивилизации), обскурации. Первые 500-600 лет пассионарность растёт – народ воюет за место под солнцем; на пике пассионарности, в акматической фазе этнос неодолим; в надломе (150-200 лет) этнос болеет, пассионарность резко снижается до среднего уровня; в инерции (250-300 лет) наступает стабилизация, затем медленный спад: «этнос жиреет и постепенно слабеет» (Др. Рим в I-II вв.; Зап. Европа с кон. XVII в. – до кон. XX в.); в обскурации происходит окончательное угасание и разложение (плюс-минус 200 лет). Иногда конец предваряется регенерацией (Византия, кон. XIII-XIV вв.).

Это известная науке кривая разгорающегося и остывающего костра.

Данная закономерность – самая общая. Индивидуальные этногенезы могут быть предельно разнообразными, с зигзагами и отклонениями от усредненной кривой. (См. Кривую этногенеза.)

Фаза этнического надлома – очень болезненная фаза, приходящаяся на середину жизни этноса. В это время этнос теряет внутреннее единство, т.е. системные (родственные) связи, которые повышают сопротивляемость любым ударам, как извне, так и изнутри. Происходит раскол этноса на две-три части, которые начинают люто враждовать и воевать между собой. В Европе это католики и протестанты (XVI в.); в Византии иконоборцы и иконопочитатели (VII – IX вв., мягкий вариант); в Древнем Китае – это эпоха семи «Воюющих царств» (IV в. до н. э.); в Древнем Риме – гражданские войны и восстания (I в. до н. э.); в России – красные и белые, реформаторы и консерваторы и пр. В периоды обострений брат идёт на брата, народ начинает уничтожать сам себя.

Но это не все. В фазе надлома резко уменьшается количество пассионариев и увеличивается число субпассионариев. Субпассионарии в составе этноса есть всегда, но при наличии пассионариев они не видны. Они проявляют себя, когда этнос теряет былую силу – резко в надломе (от максимума), медленно в инерции, и вновь резко в обскурации (до нуля и ниже).

«Субпассионарии затрудняют, а то и сводят на нет усилия людей творческих и патриотичных, которых они зачастую просто убивают», – писал Гумилёв о фазе обскурации. В то же время самим субпассионариям, которые от безнаказанности становятся все более агрессивными, никто не мешает размножаться. «Идеалы патриотизма, ревности к вере, влюбленности в культурную традицию утрачиваются, что делает этносоциальную систему беззащитной».

Примечание. Можно сказать, что надлом характеризуется первой массовой дегенерацией населения (его части) в ходе этногенеза. Причина, вероятно, кроется в накоплении отрицательных мутаций в популяции (субпассионарии плюс антисистемщики), в первой половине жизни этноса, т. е. через 500-700 лет от начала этногенеза, или обновления этноса.

Последняя волна дегенерации (большинства населения) приходится на фазу обскурации. Примеры – Древний Рим в период разложения и упадка, и Западная Европа в недалеком историческом будущем. Признаки разложения этноса (суперэтноса): сексуальные извращения, феминизм, крайний индивидуализм, массовые неврозы, психозы и т.п. – на фоне поголовного безбожия (в т.ч. у язычников) и распространения антисистемных идеологий (гностического типа). Сегодня все это – с поправкой на глобализацию и технизацию, ускоряющую процессы разложения.

Вследствие обвального снижения пассионарности в надломе снижается и сопротивляемость этнической системы. Фаза надлома самый тяжёлый период в жизни этноса, это эпоха внутренних кризисов, гражданских войн, революций. Хуже – только в обскурации.

Если при этом больной этнос окружён пассионарными соседями, то велика вероятность захвата его жизненного пространства и (или) ослабления изнутри с помощью антисистем. Когда организм ослаблен – микробы найдутся.

Если же раскол этнического поля сопровождается активным проникновением чуждых культурных влияний и идей из других суперэтносов, то отрицательная нагрузка на этнос возрастает.

Выход из надлома – переходный, «шизофренический» период – всегда очень болезнен и нередко растягивается на долгие годы. (Его-то, судя по всему, мы и переживаем в последние два десятилетия; см. на РНЛ ст. «Теория Л. Гумилева о современном состоянии России».)

В Европейском суперэтносе надлом выпадает на вторую пол. XV – первую пол. XVII вв. – «длинный шестнадцатый век». Пик приходится на эпоху Реформации (XVI в). Гражданские войны в этот период ведутся под религиозными знамёнами. Западная Европа раскалывается на два лагеря – католиков и протестантов. В течение многих десятилетий между ними идёт жуткая резня. Последней из надлома выходит Германия, которая теряет за тридцатилетнюю войну (1618-1648 гг.) около 70 процентов (!) своего населения. (Демографические спады на выходе из надлома – это нормально.)

После этого Западная Европа выздоравливает и благополучно вступает в стабильную фазу инерции, она вновь становится неуязвимой и агрессивной, «но очень мало похожей на саму себя в предшествующий период. Из рыцарской она превращается в торгашескую».

А что же Россия? О фазе надлома в России Гумилёв почти ничего не писал, только в нескольких интервью, данных в последние годы жизни, он кое-что сказал об этом периоде. Попробуем, не претендуя на всеохватность, применить метод Гумилёва к истории России XIX – нач. XX вв.

Россия (не Русь!) вступает в фазу надлома в первой половине XIX века, приблизительно в 1820-30-е гг. Напомним, что разница в возрасте с Европой у нас составляет 450-500 лет.

Первым звоночком было восстание декабристов в 1825 году. К середине XIX века проявляются первые симптомы болезни национального организма: непорядок во власти, непорядок в умах, непорядок в отношениях между классами (социальное «развитие» идет с некоторым отставанием от этногенеза, иногда коррелируя с ним; см. ниже).

Неожиданное для всех поражение в Крымской войне 1853-1855 гг., после двухсот лет побед в акматической фазе, а так же череда крестьянских восстаний конца 1850-х, явилось следствием этого нарастающего системного кризиса.

В это время становится заметным самый яркий признак надлома – раскол этноса на враждующие группировки с резко отличающимися стереотипами поведения и ментальностью. Начало этого раскола было положено декабристами, затем продолжилось противоборством западников и славянофилов, потом борьбой либералов и консерваторов, ну а там – пошло-поехало… вплоть до революций 1905-1917 гг. и Гражданской войны между белыми и красными в 1918 - 20 гг.

С 1860-х гг. в России начинает бурно развиваться капитализм. В отличие от Европы, у нас он растёт резко и с большими перекосами. Главное противоречие, с точки зрения этногенеза, заключается в том, что капитализм уже появился и требует быстрого развития, а подходящих для этого строя людей – накопителей буржуазного типа (кулаков) в русском этносе ещё недостаточно. Они преобладают в следующей, сытой и стабильной фазе инерции (с поправкой на природно-климатические и геополитические особенности цивилизации, в нашем случае – крайне неблагоприятные для «развития капитализма»).

Капитализм и начавшаяся глобализация резко обостряет развивающуюся естественным путем этническую болезнь. В середине XIX века в России появляются первые революционеры. Они возникают всегда, когда этническая система выходит из состояния равновесия. Именно этническая! Социальная система валится следом, как надстройка. Революционеры – за радикальное лечение. Вопрос о выборе подходящей идеологии решается очень быстро. На Западе уже давно изобретены все необходимые идеологии: социализм, марксизм, анархизм, либерализм. Выбирают по вкусу.

По поводу заимствования чужих идей Гумилёв писал: «Идеологические воздействия иного этноса на неподготовленных неофитов действуют подобно вирусным инфекциям, наркотикам, массовому алкоголизму. То, что на родине рассматривается как обратимое и несущественное отклонение от нормы, губит целые этносы, не подготовленные к сопротивлению чужим, завлекательным идеям»…

Дряхлеющее самодержавие в лице Победоносцева, а затем, Столыпина пытается остановить нарастающий распад, приструнить либералов и подавить революционеров. (Победоносцев: «Россию надо подморозить, чтобы она не гнила!») Но защитникам самодержавия не на кого опереться – правящий дворянский класс стремительно дегенерирует. Наиболее яркие признаки этого гниения верхов: отрыв от национальной почвы, безбожие, безответственность и кумовство. Позорное поражение в русско-японской войне 1904-1905гг. – яркое тому подтверждение.

В высших классах общества процветают разврат, пьянство, спиритизм. В моду входит наркомания (кокаин), выходят из тени гомосексуалисты.

В нижних слоях не намного лучше – растёт бытовая преступность (новое явление – хулиганство), дешевая проституция и алкоголизм.

Количество субпассионариев заметно увеличивается во всех социальных слоях. Сверху вниз – от промотавшихся дворян и «ноющих интеллигентов» – до люмпенов и бродяг на дорогах (у субов – тоже своя «иерархия».) Меньше субпассионариев наблюдается в деревне, среди крестьян, особенно по окраинам империи, гораздо больше в историческом центре и крупных городах, где скапливается огромное количество бомжей и уголовников. Дикий капитализм только подстегивает этот естественный процесс размножения субпассионариев. Достаточно почитать русскую литературу конца XIX – начала XX века, от Горького и Чехова до Куприна и Гиляровского, чтобы увидеть эту не очень весёлую картину.

Весьма показательно, что к началу XX века снижается религиозное напряжение (термин Гумилёва). Православная Церковь теряет свое влияние. В верхах общества распространяется атеизм и оккультизм. Внизу – народное сектантство. Хлысты, скопцы, бегуны, молокане и пр. призывают бежать от неприятной действительности в свои «антимиры».

Гумилёв писал: «Идеологическая система, как религиозная, так и атеистическая, будучи создана на ранней стадии этногенеза, превращается в символ. Символ становится индикатором этноса, исповедание его – частью стереотипа поведения… Отрицание символа означает выход из этноса или раскол этнического поля». Это – важнейшее положение у Гумилёва!

Безбожие русской интеллигенции и дворянства, а так же части народа (!) означало не только раскол на враждебные лагеря, но, что хуже, – выпадение из этноса «иванов не помнящих родства». Это к вопросу о русской эмиграции, как добровольной (с 19 в.), так и вынужденной (после 1917 г., см. ниже), а также о современных «иноагентах», «релокантах» и прочих «испуганных патриотах» с русскими фамилиями…

У Чехова есть один весьма показательный рассказ. Называется «Свирель». На первый взгляд ничего особенного, но он о том самом времени (конец XIX в.), когда надлом уже вышел из скрытого периода, и наступила «пассионарная депрессия» (термин Гумилёва).

Там старик-пастух рассуждает о скорой гибели мира. Вначале он сетует, что в природе все стало хуже – зверя и птицу повыбили, леса свели, реки сохнут, «всякая растения на убыль пошла…» И в небе непорядок – затмение было. В общем, все к одному клонится…

«Зато народ лучше стал... умней», – замечает собеседник. «Умней то умней, да только что толку? – отвечает старик, – Бог человеку ум дал, а силу взял. Слаб народ стал, до чрезвычайности слаб. К примеру меня взять… Грош мне цена…, а все-таки, паря, сила есть… мне седьмой десяток, а я день-деньской пасу, да еще ночное стерегу за двугривенный и спать не сплю, и не зябну; сын мой умней меня, а поставь его заместо меня, так он завтра же прибавки попросит или лечиться пойдет… Я кроме хлебушка ничего не потребляю… а нынешнему мужику и чаю давай, и водки, и булки… и всякое баловство».

С господами еще хуже: «Нынешний барин все превзошел, такое знает, чего бы и знать не надо, а что толку? Поглядеть на него, так жалость берет… Худенький, мозглявенький, словно венгерец какой или француз, ни важности в нем, ни вида… Нет у него сердешного, ни места, ни дела, и не разберешь, что ему надо. Али оно с удочкой сидит, рыбу ловит, али оно лежит вверх пузом и книжку читает, али промеж мужиков топчется и разные слова говорит, а которое голодное, то в писаря нанимается… Прежние баре наполовину генералы были, а нынешние – сплошной мездрюшка…».

В ответ на это, погрустневший собеседник начинает было жаловаться старику на свою тяжелую, беспросветную жизнь, но – потом машет рукой и резко заканчивает: «Коль погибать миру, так уж скорей бы! Нечего канителить и людей попусту мучить…» А старик ему отвечает: «Жалко, братушка!… Пропадёт все ни за грош. А пуще всего людей жалко!»

В этом маленьком рассказе – всё.

Чехов очень тонко чувствовал свое время. А время было больное. Поэтому он и мечтал о том, какая славная жизнь наступит у нас лет через сто. В своем прогнозе Чехов немного ошибся, через сто лет оказалось всё то же самое, даже хуже (1990-е). (Правда, в промежутке было несколько энергичных десятилетий – сталинская радикальная терапия, а затем брежневский «санаторный период» – до нового расслабления «всех членов» в 1980-е.)

Но главное – Чехов чувствовал, что эта болезнь рано или поздно должна пройти (выздоровление в фазе инерции!). Чехов говорил Гиляровскому, который был типичным пассионарием: «Твои герои – в прошлом, сильные, могучие, с порывами (акматическая фаза); а мои нынешние все кислота, киснут и скулят…. Да ведь так гнить без конца нельзя…» Когда-нибудь должно наступить выздоровление. И далее Чехов заканчивает: «Всё повторится, что было… Только мы с тобой не доживём до этого… Не вовремя ты родился. Или опоздал на триста лет, или раньше явился на сто».

Вот вам и фаза надлома!..

Но все-таки первым из писателей почуял неладное Достоевский. Он показал главную беду надлома – нарастающее разъединение русского общества, или по Гумилёву, – раскол этнической системы. Устами старца Зосимы Достоевский говорит: «… все-то в наш век разделились на единицы, всякий уединяется в свою нору, всякий от другого прячется, прячется и, что имеет, прячет, и кончает тем, что сам от людей отталкивается и сам людей от себя отталкивает».

«Братья Карамазовы» – это роман о разъединении. Раскол и вражда в семье Карамазовых – это раскол и вражда в самом русском этносе. Деляга и мерзавец Карамазов-отец, рационалист Иван, анархист Дмитрий, богоискатель Алеша и, наконец, антисистемшик Смердяков – все они уже давно не семья, а какие-то осколки. Люди остались, и пассионарность осталась, а семьи-системы – нет!

Достоевский увидел в современной ему действительности (1870-е гг.) то, что неспособны были увидеть ни либеральные мыслители-западники, которые оперировали поверхностными понятиями «прогресс – отсталость», ни революционные публицисты, упиравшие только на классовый антагонизм: «богатые – бедные». Достоевский увидел наступление тяжелой этнической болезни, когда в русском «коллективном бессознательном» возникает когнитивный диссонанс, вызванный какофонией несовместимых мировоззрений и стереотипов поведения. (Подробнее о фазе надлома см. в моей кн. «Пассионарная теория этногенеза Л. Н. Гумилёва…» в интернете.)

Продолжение следует

Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Болезнь этноса

Это любвеобильность алабая.Как то так...
Русский Иван / 29.01.2025, 17:56
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Альбертович Евтушенко
Краткое жизнеописание Льва Гумилёва
Почему учёный опасался за свою жизнь в последние годы?
07.05.2025
Краткое жизнеописание Льва Гумилёва: 14 лет лагерей и 12 книг
Судьба ученого, который хотел стать священником
17.04.2025
О постороннем этническом вмешательстве в ход истории на примерах Петра I и Екатерины II
Или почему Ален Делон и Ив Монтан Россию не полюбили
24.03.2025
Скандал с митрополитом Иларионом (Алфеевым)
Что он значит для ситуации в Церкви
10.03.2025
Как попы хотели разрушить Церковь
Обновленцы в РПЦ в 1920 -х гг. Несколько портретов
24.01.2025
Все статьи Евгений Альбертович Евтушенко
Традиционные духовно-нравственные ценности России
«Ваша преданность делу просвещения вносят неоценимый вклад в наше общее дело»
Анатолий Степанов получил благодарность от организаторов форума ВРНС в Новосибирске
03.06.2025
«Четверть детей в детских домах и приютах находятся необоснованно»
На встрече с Президентом Мария Львова-Белова предложила создать Всероссийскую службу помощи семье
03.06.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация
«Недопустимы панические оценки случившегося»
Духовная, военная, организационная мобилизация российского общества будет ответом на совершённую украинцами диверсию
03.06.2025
Кто же «проиграл» Перестройку?
Государственная власть предала идеалы, укоренённые в нашей многовековой истории
02.06.2025
Философия идеологического безвременья
Национализм как ложный выбор
31.05.2025
Диалог и партнёрство культур и цивилизаций
В Москве состоялась презентация книги Лидии Довыденко «Сухейль Фарах. На перекрестке культур и цивилизаций. Научная и общественная деятельность»
30.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
О причинах неприятия сталинского горельефа православными патриотами
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
03.06.2025 22:31
О причинах неприятия сталинского горельефа православными патриотами
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.06.2025 22:31
Православные антисталинисты в печали
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
03.06.2025 22:19
Платим кровавую цену за молчание
Новый комментарий от prot
03.06.2025 21:52
Сhronicles Мagazine: Папа римский Сингулярности
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
03.06.2025 20:41
«Быть или не быть» человеку человеком?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
03.06.2025 20:07
Вновь о «звезденях», или «Их» возвращают!
Новый комментарий от Калужанин
03.06.2025 19:41