Впечатление от «Прямой линии» с Владимиром Путиным от 19 декабря, на Святителя Николая, конечно, стабильно сильное.
Мы в очередной раз увидели мудрого, компетентного лидера, погружённого в деятельность управления обществом и государством в той мере, в какой вообще можно быть посвящённым в эти вопросы, находясь на вершине властной и социальной пирамиды.
Я далёк от мысли давать какие-то оценки, так как вообще считаю, что мы видим Путина, который показывает себя лишь в той мере, в какой это необходимо для целей его работы.
Можно понять общие свойства характера человека, оценить уровень интеллекта и способности к коммуникациям, но понять наличие или отсутствие козырей в той глобальной политической игре, которую он возглавляет со стороны России, практически невозможно.
Мы видим лишь один слой или может два слоя событий, но есть и другие слои. Вообще жизнь, а тем более столь апокалиптически конкурентная, духовно и технологически сложная, как наша современность, настолько многослойна, настолько взаимно пропитана соками этих слоев, что понять её реальное содержание чрезвычайно непросто.
Ясно одно, что базовые свойства социума, определённые параметрами потребностей и потребления, защищённости и социальной стабильности, равновесия между имущими и неимущими, между нравственностью и конкуренцией, образованием и невежеством, религиозностью и неверием, научным и духовным знанием, интуицией и логикой, схожестью и различием территорий, этносов, в том как они понимаются президентом, нельзя понять и оценить из четырехчасовой беседы.
Можно понять лишь, что он очень осторожен в любом слове и решении, которое касается болезненных для общества вопросов. Но как ни осторожничай, повод для осуждения всегда будет найден.
В сущности, формат встречи с президентом явление, говорящее о многом. Это проявление потребности русского народа в отце нации. В отцовском, семейном разговоре. В потребности защиты не по праву, а по чувству общности, по родству крови и духа.
Народное представительство, выраженное современным демократическим устройством России, естественным образом, стало представительством олигархии в одежде демократических выборов, в виде Думы и прочего антуража власти, якобы, народа.
И кроме соотношения народа и олигархии, всегда превращающейся из прекрасной кареты в тыкву в компании крыс, предложить в смысле управления ничего иного нельзя. Так как и нет ничего иного!
Общество всегда искало и находило противовес засилью олигархов в фигуре царя. Средостение между царем и народом, в виде элиты, всегда стремилось лишить прямого контакта народную среду и первое лицо в государстве. Так как народ – это источник прибыли. И его права, имеющие защиту в лице царя, командующего военной силой, богатой элите не нужны были никогда. От слова совсем.
В сути системы справедливого общества лежит исключение ожиданий социального разума от экономической элиты, всегда зацикленной на обогащении любой ценой и удержании накопленного любой ценой.
В то же время экономическую элиту нельзя запретить, так как необходимость экономического развития требует наличия людей способных это развитие обеспечивать. Ничего иного пока не придумано.
Надежды на экономическое развитие посредством искусственного интеллекта или иные распределительные системы по типу советской, не дали положительного результата.
И единственным ограничителем олигархической элиты, всегда склонной к безумствам подавления социума, является власть, олицетворённая в неизбираемом царе, получающем власть по наследству или по праву назначенного преемника. Что, конечно, не исключает, а скорее делает неизбежной горькую правду, что олигархическое окружение царствующей особы создаёт соответствующий крен её интересов в экономике и социальной политике.
Есть и другая такая правда, состоящая в том, что удовлетворение интересов народа ведёт к стагнации экономики. Так как пресыщенные люди не стремятся к активной экономической деятельности. Более того, опыт современности показывает, что социально и экономически пресыщенные общества Запада не хотят даже плодиться, не заинтересованы в деторождении и активном труде, как исполнении первых заповедей.
Первая заповедь Бога по отношении к людям, изгнанным из рая, не случайно говорит о необходимости добывать пропитание себе в поте лица и размножаться.
Мы видим, что отсутствие экономической необходимости в добывании хлеба насущного не создаёт массовой потребности в творчестве и научных занятиях. Любые положительные социальные цели, зацикленные на справедливость, ведут к человеческому тупику развития. Об этом всегда беспристрастно говорит религия, подчёркивающая, что источник совершенствования общества не в общественном устройстве, а в человеческой природе, преобразование которой массово ещё никогда не удавалось. Следует признать, что это действительно так.
Реальный взгляд на проблему позволяет сделать один вывод.
Может быть создано лишь временное, длительностью до нескольких десятилетий или столетий общество, контролируемое верховной властью уровня самодержца. Это общество стоит на основе развивающей экономику и существенно подконтрольной самодержцу олигархии. Развитие общества сочетает тренд к социальной справедливости с устойчивостью экономического развития. Что предполагает развитие его крупных экономических, то есть олигархических, сегментов, при умеренно силовом сдерживании экономических интересов моральными факторами. Что мы в существенной степени наблюдаем в сегодняшней России.
Проблема российского общества, помимо длящейся войны на Украине и взаимоотношений с совокупным Западом, состоит в необходимости определить статус лица удерживающего олигархию от разгула жадности, эксплуатации и подавления человека. Так как любой олигархат, даже номенклатурный советский, никогда не останавливался ни перед чем, для достижения своих целей.
Выборная фигура президента России, по написанной для нас в США Конституции, не имеет реальных полномочий непосредственного управления. Президент может менять фигуры некоторых ведущих управленцев. Но все остальное зависит только от его влияния, авторитета и личной способности использовать этот потенциал.
Иными словами, фигура президента, определяется авторитетом центральной власти. Это – личная власть, выстроенная, вернее воспроизведённая, Ельциным по типу времён СССР. Если фигура действующего президента исчезает по каким-то причинам из политического пространства, нарушается вся вертикаль этого влияния. Тогда вступаем в ситуацию реальных олигархических выборов, где деньги нашей олигархии будут жалкими грошами в сравнении с деньгами олигархии ненавидящего нас Запада, который и будет играть в этих выборах решающую роль.
Война самый подходящий момент для пересмотра конституции. Вопрос стоит о выживании.
И чем больше мы будем это осознавать, тем решительней возьмёмся за перекройку тупикового конституционного пространства, в которое нас загнала некомпетентность КПСС, как властной политической силы, что позволило США в начале 90-х создать искусственный хаос и потерю ориентиров обществом.
Реализация китайского сценария империи стоящей на бюрократии с культурой в несколько тысяч лет для нас невозможна. Мы имеем только один национальный сценарий, испытанный временем. Включая период с 1917 г., когда фактически реализовался сценарий народной большевистской монархии на основе заимствованной у Запада политической борьбы. Только политическая борьба партий, за их реальным неимением, была заменена политической борьбой классов. В частности, борьбой рабочего класса и крестьянства. Противоречиями социальных групп реальными, или выдуманными в ходе террора НКВД, для запугивания и тотального подчинения населения.
Не хочу входить в обсуждение тех или иных слов Путина в ходе пресс-конференции. Важнее войти в системный и систематический процесс обсуждения его статуса, как лица, олицетворяющего суверенитет страны и государства. Это жизненно необходимо.
Павел Иванович Дмитриев, правовед, публицист