Грех как норма и первородный грех

Самое страшное, что сейчас происходит, — исчезновение человеческого в человечестве

Дискуссия о монархии  Пастырская проповедь 
1 ОСт 
256
Время на чтение 11 минут
Фото: предоставлено автором

Часть 1.

Часть 2.

Новая, самая популярная философия и идеология нового мирового порядка — не существует никакого греха! Хватит преследовать людей. Пришло время освободить их от чувства вины — идет ли речь о взаимоотношениях полов, о деньгах, о неверности, о лжи, об эгоизме, о сластолюбии, об амбициях, о свободном образе жизни и тысяче других вещей. Давно пора вырваться из стальных пут, связывающих человеческое сознание и не дающих обрести в краткой нашей земной жизни счастье. Необходимо раз и навсегда покончить с мрачными муками совести, от которых среди бела дня гаснет солнце. Современный человек, говорят нам, не хочет больше быть виноватым, и это законно. Он никому ничего не должен — в том смысле, как говорил об этом Фрейд. Он отвергает инстинкт «виноватой совести», он изгоняет из себя этого внутреннего полицейского, который держит его в тюрьме.

Эта новая философия имеет глубокие корни. Вся история современной демократии может быть воспринята как постепенная победа личной невиновности над винами прошлого. Чувство невиновности, независимости и полной открытости — это и есть наше счастье, для которого мы созданы. Попытки отстоять его были во все времена, особенно активно начались они в XVII—XVIII веках. Но с началом третьего тысячелетия они обретают всеохватывающий характер. Невидимая рука свободного рынка преобразует эгоизм в добродетель homo economicus. Падение коммунизма привело к узакониванию материального неравенства и сделало малозначащими социальные протесты. Торжествующий индивидуализм превращается в нравственную норму, в принцип «каждый для себя». Идеи долга, верности, хранения слова и т.д. становятся условными в «быстро изменяющемся» мире.

Эта «невиновность» современного человека обнаруживается и в новом прочтении истории. Прошлое оказывается под постоянным судом настоящего. Ретроспективные наставления тем, кто жил вчера, помогают утвердиться в мысли, что мы менее виновны, чем наши предки. Мы ощущаем себя видящими более ясно, чем они, более способными ужасаться несправедливости и жестокости тех времен. Постоянное обвинение их укрепляет нас в сознании собственной невиновности.

Великое дело освобождения от вины человека, предпринятое наукой начиная с XVIII века, принесло свои плоды. Психоанализ, социология, психиатрия, генетика, антропология сделали относительными понятия добра и зла, показав, что мы — игрушки слепых сил, биологических и социальных, и это в значительной степени объясняет наше поведение. Иные западные социологи незадолго до нынешнего кризиса могли уверенно говорить о наступлении гедонизма, о появлении легкой прагматической этики, вытесняющей вчерашние понятия запретов и долга. Человек, обретающий свою «невиновность», может наслаждаться жизнью, свободной от всякого морализаторства. «Дщерь просвещения, — пишет один из современных христианских философов (Ален Безансон), — демократия дышит оптимизмом и пелагианством. Она отвергает понятие первородного греха. Она верит в прогресс, в возможность достижения земного счастья, в постепенное смягчение нравов».

Вся современная массовая культура (и точно так же культура, претендующая на утонченность) за редким исключением ведет широкомасштабную наступательную войну против остатков «виноватой совести». «Смерть Бога» не избавила в полной мере человека от проклятия первородного греха. Она еще не освободила его от «обмана морали». Но этот день придет. Война не ослабевает. Человечество приглашается навсегда распроститься с устаревшим понятием стыда. Это приглашение, вернее сказать, требование чаще всего направлено против христианской нравственности, которая представляется источником наших сокровенных страданий. Христианство, утверждают они, делает человечество непрестанно виноватым, без конца сталкивая его в бездну греха.

Состояние невиновности — истинная жизнь человечества, уготовляемая современностью. Во имя исполнения этого обещания мир должен неутомимо отстаивать принципы свободы, провозглашенные в XVII и XVIII веках. На смену тирании «виноватой совести» должен прийти гедонизм без комплексов, без каких-либо попыток его подавления. Радикализм подобных программ воодушевляет и в то же время постоянно приводит людей в растерянность. Мир сознает, что все не так просто. За этой радостной упрощенностью жизни ощущается присутствие невидимой идеологии или даже принятие возрастающей жестокости «нового человека». Нет ничего страшнее совести, всегда уверенной в своей правоте. Освобождение человека от чувства вины — процесс более двусмысленный, чем тот, каким кому-то хотелось бы его представить.

Откуда родилось это убеждение, эта иллюзия, что прогресс человечества неотделим от обретения им такого освобождения? Известно, что против христианского догмата о первородном грехе, против идеи падшей человеческой природы, утратившей свою первозданную невинность, активно выступили в свое время философы эпохи Просвещения. Они хорошо поняли, что на этой платформе можно объединить, несмотря на все их различия, деистов и атеистов, английских пиетистов и французских антиклерикалов. Их выпады против католического клерикализма имели целью не только потеснить королевский абсолютизм, но главным образом отстоять право человека на земное счастье в признании его способности самосовершенствоваться без помощи Божественной благодати, одним своим разумом. Стремление освободить человека от чувства вины было с самого начала заложено в программе Просвещения. Это постепенное освобождение человека западной культуры, как видим, длится уже более трех столетий. Мы с ужасом узнаем, какие формы она приобретает сегодня.

Это не означает, что утверждение природной невинности человека было сразу признано философами того времени. Ни Гегель, ни Руссо не заходят столь далеко. Гегель говорит о необходимости некоей секуляризации первородного греха. Он видит в этом понятии не богословский догмат, но мифическое изображение человеческой истории, развивающейся согласно диалектике философа: невинность — тезис, падение — антитезис, и вновь обретенная свобода — синтез. Руссо рассуждает более двусмысленно. Наружно он решительно отвергает первородный грех как «теологическую конструкцию». В то же время он признает, что если когда-то человек был хорошим, то теперь он не является таковым. Почему? Потому что он начал жить в обществе. Вследствие этого он растлил свою природную доброту. Общество — это столкновение эгоистических интересов. Соперничество делает людей безнадежно плохими. Место христианской идеи древнего грехопадения занимает у него идея вступления в общественную жизнь. Необходима не исповедь грехов, а обличение плохого устроения общества. Современные прогрессисты идут вслед Руссо, когда старательно минимизируют личную ответственность (например, преступника), возлагая главную ответственность на общество, порой абсолютизируя ее.

В XIX веке споры вокруг первородного греха обретают особую остроту и становятся политически более агрессивными. Между наследниками просвещения и теоретиками контрреволюции не может быть примирения. Что касается первых, Шарль Фурье утверждает, например, что человек добр по природе, но общественное устройство неудовлетворительно, и люди пали не по причине так называемого первородного греха, а вследствие чрезмерного роста населения и недостаточного развития промышленности. Немецкий философ Фихте, ученик Канта, еще более настаивает на таком утилитаристском подходе. В своем «Слове к немецкому народу» он называет нелепой клеветой утверждение, что человек рождается грешником. Эрнест Ренан заклинает «ужасный догмат», который он предписывает выдумке апостола Павла, поскольку об этом ничего не сказано ни в Книге Бытия, ни в других библейских текстах. Ренан полагает абсолютно невозможным, чтобы разумный человек был зависим от таких смехотворных художеств, как первородный грех. Ницше будет еще более воинственным, объявив понятие греха, вины и вообще морали изобретением священников, которое помогает им лучше порабощать людей. Против этой «теологической лжи» автор «генеалогии морали» будет постоянно метать гневные громы и молнии.

А между тем для внимательного духовного взора жизнь — даже в чисто внешнем аспекте — никогда не перестает подтверждать истинность этого учения Церкви. Революционный хаос и террор во Франции в 1792—1794 годах был следствием забвения греховного состояния человека. Попытка создать «естественный порядок», отвергнув учение Церкви, не могло не привести и к тем рекам крови, которыми прославится в двадцатом веке революция в России. Не надо было быть просвещенным богословом, чтобы видеть это. Люди подлинного таланта и культуры во все эпохи отвергали «атеистическую невинность». Французский поэт Шарль Бодлер в своих знаменитых «Цветах зла» говорит о зависимости от зла и склонности к нему как об одной из составляющих человеческой природы. Он отвергает гипотезу Руссо о добром по природе человеке. И исповедует учение о первородном грехе. Современник Бодлера американский поэт Эдгар По подчеркивает в своих книгах испорченность человеческой природы. Интересно, что именно Бодлеру принадлежит знаменитое, часто после него повторяемое изречение: «Самая великая хитрость диавола заключается в том, чтобы убедить вас, что он не существует».

Нам необходимо снова и снова возвращаться к христианскому учению о первородном грехе. Этот догмат представляется столь фундаментальным, что его отрицание уничтожает, по сути, всю христианскую культуру, все христианство. В самом деле, первородный грех напоминает нам, что зло не есть нечто внешнее по отношению к человеку, но с него начинается все, что происходит в человеческой истории. Зло уже здесь, в глубине нас самих, а не только в других. Зло — в подлинном первоначальном значении — прежде всего в нас, а не в общественных условиях. Христос заповедует нам начать с уничтожения зла в нас самих, а не с того, чтобы убивать тех, кого мы считаем так или иначе злыми. Новое видение первородного греха в свете нашего исторического опыта заключается в том, чтобы увидеть в богословском догмате драгоценное напоминание о внутренней природе зла. Каждый человек связан со злом. Зло не может быть выведено вовне. Зло, разумеется, присутствует в мире. Оно может воплощаться через другого, но оно также — неискоренимо — во мне самом. Это его глубинное присутствие, это его изначальное пребывание в нас может приводить к преступным в своей абсурдности попыткам уничтожить его на земле, когда мы полагаем, что избавимся от зла, если уничтожим его в тех, кто воплощает его. Бессознательное отвержение первородного греха — во всех бунтах, революциях, в коммунистической революции Маркса-Энгельса, в мессианском фанатизме Гитлера: «Человечество, я даю тебе последний шанс!» В нем — полное и решительное освобождение человека от ответственности, а также оправдание самых чудовищных злодеяний палачей большевизма и нацизма ради всеобщего блага. В нем, несмотря на все недавние уроки истории, — нынешнее утверждение греха как нормы, которое с неизбежностью приведет человечество к глобальной катастрофе. Почему никто никогда не сказал, почему не хотят понять, что умерщвление миллионов людей в гулагах и освенцимах совершается по причине отвержения догмата о первородном грехе? И что по этой же причине неумолимо утверждается сегодня ад на земле. В то время как первородный грех, попущенный Промыслом Божиим, должен стать, когда он осознан, золотой преградой на пути окончательной гибели человека. И возможностью принятия им благодати вечного спасения. Догмат о первородном грехе позволяет нам избежать отчаяния при виде нашей греховности и зла мира. И только он. Узнавание абсолютного зла дает нам возможность обойти бездну безысходности. Кроме того, это вызывает у нас сострадание к другим. Даже интуитивное принятие учения о первородном грехе содействует единению всех людей перед лицом зла, в котором они участвуют, не зная об этом.

Ограничение или свобода от запретов — вот перед каким вопросом в результате неизбежно оказывается общество. Этот выбор можно сформулировать следующим образом: раскрытие человеческой личности достигается через ограничение ее действий или, напротив, через смелое, по возможности «творческое», преодоление запретов. Что определяет человека — вольное подчинение общепринятым нравственным нормам или те усилия, которые он предпринимает, чтобы освободиться от них? Это значит — от навязанных норм, от боязливой морали, от суеверий прошлого. Наша личная свобода не хочет знать ограничений по определению. По крайней мере, такой она видит себя и такой заявляет себя. Она с вызовом отвергает «табу, которые мешают нам жить». Пришло время презреть условности, нарушить молчание, не повиноваться «старым запретам», восстать против предрассудков.

Это желание покончить с лицемерием прежних времен во имя наконец-то завоеванной свободы оказывается очень заразительным. У многих почти рефлексивно возникает ужас при одном упоминании об идее ограничения или, хуже того, идее нравственности. Человек по своему естеству устремляется к добру, без которого он не может жить. Однако современное общество делает все больший выбор в сторону зла. Оно больно сегодня этим противоречием. Разочарованное во всем, томимое смутным страхом перед будущим, оно все растерянней чувствует себя в современности, где происходит все больший распад на атомы с утратой центра жизни. Оно находится в каждодневном поиске правил, ориентиров, смысла, чтобы возвратиться к общепринятым нормам, одновременно отвергая прежние. Другими словами, мир ищет — во всех областях — новые определения ограничения. Потому что культура, то есть отношения людей друг с другом, что бы они ни предпринимали, зиждется прежде всего на ограничении: «не убивай, не воруй, не блуди». В противном случае наступает торжество антикультуры, эпоха варварства.

Однако в современном обществе господствующая культура — культура свободы от ограничений. Так что она уже отождествляется с самой современностью. Все большее число людей полагают, что они современны в той мере, в какой освобождаются от навязанных им прежних норм. Все рекламы, афиши, экраны, телевидение, воздух, которым мы дышим, напоминают изо дня в день об этом предпочтении большинством свободы от ограничений. Оно преподносится со знанием дела. В нем помимо всего — прекрасный способ обезопасить нас от возможного возвращения самого ужасного, что только может быть, — «нетолерантности» или «дискриминации меньшинств». Здесь — утверждение культурного, этнического, конфессионального плюрализма, который заранее делает подозрительными или маргинальными всякие попытки оспорить его. Разве не в этом воля большинства — находить лучшие способы жить вместе? Но мало кто замечает, что такой настрой все более приближает мир к упразднению самой идеи ограничения.

Самое страшное, что сейчас происходит, — исчезновение человеческого в человечестве. Не хочется предсказывать, что будет, но ясно, что мир все более погружается во мрак релятивизма и нигилизма. Миазмы «нигилятины», о которых говорил Достоевский, проникают буквально во все. Сегодня нигилизм, наверное, самая ощутимая проблема для всей планеты.

Мы постоянно напоминаем об особенностях зла в сегодняшнем мире. Зло становится все более организованным. То, что было в минувшем веке: большевизм и нацизм, — только прелюдия. Благодаря новейшим техническим средствам оно может сразу войти во все дома в любое мгновение с любым непотребством. И все более за этой организованностью ощутимо присутствие организующего ее. Зло становится все более открытым, потому что сознает свою силу и безнаказанность. Оно становится все более обыденным и все меньшее встречает сопротивление, хотя, казалось, должно бы быть наоборот.

Отвержение догмата о первородном грехе с неизбежностью приводит к утверждению греха как нормы. Зло все более возрастает в мире и будет возрастать. Однако заблуждение думать, что это освобождает нас от главного выбора или делает этот выбор как бы не зависящим от нас. Живая рыба способна плыть против течения, а дохлую и полуживую сносит потоком. Необходима воля к сопротивлению. Великая ложь нашего времени заключается в том, чтобы, исходя из необратимых перемен, происходящих на наших глазах, демонизировать всякую волю к сопротивлению. Это не просто ложь, это безумие. Присоединиться к ней — значит согласиться быть не чем иным, по определению философа, как «специалистами без видения и сластолюбцами без сердца». То, что мы отстаиваем, есть безмерное достоинство человека, которое заключается в его свободном выборе. Этот выбор возвращает нас к ответственности, которую никакая наука, никакая техника, никакая механическая или генетическая фатальность не могут упразднить. Человеческое в человеке существует, потому что вопреки всему мы хотим остаться людьми. Самое главное, что мы должны помнить: мир начался Богом и закончится Богом.

Из новой книги протоиерея Александра Шаргунова «Без царя. "Православная монархия и новый мировой порядок

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3.

Против опыта ПГ как Империи лжи, можно и нужно сказать, - поднялся весь христианский мир. Но каждый - по-своему, в соответствие со своей логикой Истории, генезиса исторического развития до и после принятия христианства. Каждая страна, христианская, восстала верой против всемирного опыта лжи в Истории. Свидетель этого - Первая и Вторая мировые войны.
Свидетель со стороны христианства. Но каждая страна восстала в силу своего опыта веры и опыта ПГ, наложенного на ум общества, государства. Ведь сказано, что начертание зверя будет положено на руку и чело, то есть на опыт человека. И все оказались обмануты и все восстали, но обман был сильнее.
Именно вера лежала в импульсе Первой мировой войны - вера как восстание, вера как Революция. Но только в России была Революция. А во всех странах - война мировая, друг с другом. Только Россия смогла подняться в Революции против опыта своего исторического греха в себе - опыта ПГ в масштабе Истории. Против своего греха, против своего ума. С чистого листа. От чистой души и чистой веры. Но опыт ПГ оказался сильнее. Печать зверя - сила ума Антихриста - до сих пор царит в мировоззрении.
Игорь Бондарев / 16.12.2024, 20:34

2.

Еще раз. ПГ впечатан в ум, а не в душу. Душа человека - образ и подобие Бога. А вот ум - удел свободной воли человека. Мы рождаемся с печатью греха в уме, но получена эта печать греха не до рождения души, и не при рождении, а при начале опыта человеческой жизни. Вот именно опыт человека - абсолютно тождественен ПГ. Абсолютно. Но только опыт. Душа же человека остается безгрешной, но не ум, который прирожден душе и становится умом лишь в опыте. Даже по своей прирожденности душе, ум не тождественен ПГ, а лишь в момент начала опыта. Но вот то, что наш мир лежит под проклятием - факт. И т. Эволюции это ярко показывает и доказывает. Но и это - не истинная суть вещей мира. Потому, что закон хищничества - закон от Бога, и содержит в себе истину спасения и животной природы. Но что мы знаем об этом законе? Ничего. Знаем, что одни стремятся сожрать других, а другие убежать. Т. Эволюции толкует это по-своему. По своим законам. Но там тоже нет смысла. Потому, что смысл этого закона дан не для животного мира, а для человека. Как и сказал Апостол Павел, что вся тварь стенает и мучается за человека.
Игорь Бондарев / 16.12.2024, 20:05

1.

Согласен и не согласен. Согласен, что первородный грех необходимо видеть постоянно. Не согласен, что этот грех внедрен в душу человека, мол душа и ПГ стали тождественные. Нет.
Есть фильм "Начало". Священник говорит Жанне о том, что человек жалок по причине первородного греха, а Жанна отвечает, что человек способен на подвиг жертвуя свою жизнь ради спасения ребенка из под колес несущейся повозки с лошадями. Не может душа совершить подвиг, даже в порыве, если оказывается тождественной с ПГ. ПГ не даст совершить подвиг. Другое дело, что этот подвиг может быть правильным, но не истинным. А вот для этого и надо говорить о Господе как о истинном пути спасения. Только Господь знает и показал этот путь христианам. Причем, в разных странах - по разному.
Язычник может совершить подвиг ради ближнего, как например, гитлеровские фашисты. Но это не есть истинный подвиг, так как он оправдывает и служит власти палача народов. Пусть палач народов и обманывает свой народ. Но душа то этот подвиг совершает? Да. А подвиг оказывается не истинным. Как так?
Потому, что ПГ тождественен не душе, а уму человека. В свою очередь ум человека тождественен обществу. При Адаме умом Адама был окружающий мир чувств, то есть рай.
Более того, ПГ необходимо , нам, всегда иметь ввиду, то есть видеть в уме. Вот например, закон хищничества - закон природы - закон от Бога. Как так? Для чего? Чтобы вывести человека из поклонения природе в ПГ. Здесь же и помрачение мира, проклятие земли за человека. По причине власти человека над миром, которой он поклонился - своей же власти, а не поклонился Тому, Кто дал ему эту власть. Своим умом Адам поклонился - себе, отсюда и рай постиг переворот.
И вот этот переворот, кстати говоря, и лежит в основании Революции в России в 1917. Россия восстала против обмана научного христианского цивилизованного мира Империи. Но восстала именно душой - верой. Вот тут бы ей, то есть Революции и показать путь Господа, как истину. Но таковых не нашлось. Даже святые не смогли указать этот путь истины - умом. Не было ума ни у кого. Даже у святых. Ни у кого в церкви. Ни у кого в мире. Даже у России не было ума - она восстала в безумии против обмана Всемирной истории в своем конце.
Это настолько не просто, что сегодняшние разговоры о идее в России - это именно разговоры о этом пути истине для России - путь Господа. Вроде бы понятно, а - ничего не ясно.
Тем не менее, сегодня мы выходим из этого периода Истории - из эпохи Антихриста в Истории.
Игорь Бондарев / 16.12.2024, 19:04
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Кто служит не Богу, а себе во имя Бога?
Евангелие четверга (Мк, 57 зач., 12, 38—44)
16.01.2025
Спасение от отчаяния и безверия
Слово в день памяти преподобного Серафима Саровского
15.01.2025
Время богословских споров закончилось
Евангелие среды (Мк, 56 зач., 12, 28—37)
15.01.2025
Прежде чем мы вступим в праздник на водах
Евангелие вторника. Евангелие Недели пред Богоявлением (Мк, 1 зач., 1, 1—8)
14.01.2025
Тайна послушания
Слово в день праздника Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого
13.01.2025
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Дискуссия о монархии
Богородица «Державная» и «Сонеты Пречистой Деве»
Памяти поэта и писателя Владимира Борисовича Микушевича и генерала графа Федора Артуровича Келлера
13.01.2025
Главное событие 2024 года оказалось незамеченным
Реставраторы уничтожили икону Божией Матери «Державная» – что это значит?
06.01.2025
Это вопрос о судьбах России и русской души
Размышления о причинах Раскола
18.12.2024
Смысл поражения Православной монархии
Чтобы познать подлинную человеческую историю в ее целостности, надо быть Богом или надо быть божественным — тем, кто по дару Христа, как святой царь-страстотерпец Николай, знает, куда мы идем
14.12.2024
Все статьи темы
Пастырская проповедь
Дело Христово будет всегда победоносным
Евангелие субботы по Рождестве Христовом (Мф, 46 зач., 12, 15—21)
11.01.2025
«Год змеи»?
Вера в астрологию — бич человеческого общества
10.01.2025
Они абсолютно точно знали, что это Сын Божий
Евангелие пятницы (Мк, 53 зач., 12, 1—12)
10.01.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Ритуальный погром Русской Культуры
Новый комментарий от Фиалка
16.01.2025 07:59
Русский писатель и «кольцо власти»
Новый комментарий от Сергей из НН
16.01.2025 07:17
«Перелётные люди» Эвелины Азаевой
Новый комментарий от Павел Тихомиров
16.01.2025 03:56
О так называемом подсознании
Новый комментарий от архетипика
15.01.2025 23:19
Как заменить капитализм на солидарный строй
Новый комментарий от учитель
15.01.2025 21:19
Секрет Шафаревича
Новый комментарий от Elenaelena
15.01.2025 21:09