В издательстве «Отчий дом» вышла новая книга протоиерея Александра Шаргунова «Без царя. Православная монархия и "новый мировой порядок"». Книгу можно приобрести в храме святителя Николая в Пыжах, в православных книжных магазинах. Предлагаем вниманию читателей предисловие автора.
Книга «Без царя» перекликается с моей прежней книгой «Царь», опубликованной ранее издательством «Златоуст» (2013 год) и издательством Сретенского монастыря (2018 год). Предыдущая книга была посвящена главным образом многочисленным чудесам по молитвам святого царя Николая II. Эти свидетельства о чудесах публиковались мною еще до канонизации царственных страстотерпцев в пяти сборниках под названием «Чудеса царственных мучеников», которые потом были объединены в двухтомник. А начало всему положила моя большая статья в «Литературной газете» (с полуторамиллионным тиражом) в 1989 году о великой княгине Елизавете Федоровне и о последнем русском царе, расстрелянном в доме Ипатьева вместе со своей семьей. В ней между прочим говорилось, что в Церкви обсуждается вопрос об их прославлении. При существовавшей еще советской власти такая тема не могла не привлечь внимания многих читателей.
Почему столько сборников содержали в себе исключительно свидетельства о чудесах? В то время, после десятков лет государственного атеизма, многие потянулись к Церкви. И живые свидетельства больше воздействовали на сердца людей, чем отвлеченное богословие. Царственные страстотерпцы столь глубоко приобщились подвигу Спасителя, что сами эти чудеса становились проповедью Креста Христова, потому что исходили от Креста. А что могло быть нужнее и утешительнее для Церкви накануне ее новых крестных испытаний, которые начинали открываться в необъявленной войне против заповедей Божиих в девяностые годы прошлого века?
Почему эта книга так названа — «Без царя»? Есть прекрасное русское выражение — «без царя в голове». Оно означает отсутствие в человеке нравственного стержня и главной жизненной цели. Это выражение может относиться и к целому обществу — к народу, теряющему нравственные и духовные ориентиры вследствие утраты веры в Бога. Интересно, что в послереволюционные годы, чтобы искоренить всякое упоминание о царе, некоторые ревнители новой жизни без царя в безумии своем пытались порой запретить употребление слова «царь» за богослужением, даже если оно относилось к Богу.
Тема царского креста раскрывается в этой книге главным образом через противопоставление строящегося «нового мирового порядка» христианской государственности и христианской нравственности. Речь идет не только о том, чему мы являемся свидетелями сегодня, но и о том, как в течение веков подготавливалась утрата здравых ориентиров (особое значение в этом процессе имели кровавые Английская и Французская революции XVI—XVII веков, вдохновившие строителей новой жизни без Бога в России [камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших (Пс.117:22-23)]. И о том, как лозунги «пролетарии всех стран, соединяйтесь» и «мы наш, мы новый мир построим» через несколько десятков лет станут призывом к отмене каких бы то ни было ограничений. Отсюда и столь неожиданный подзаголовок книги: «Православная монархия и "новый мировой порядок"». Церковь учит нас о тайне благочестия (см.: 1 Тим. 3:16), когда жизнь по заповедям Божиим — норма. А тайна беззакония (2 Фес. 2:7) утверждает грех как норму. Страшен грех, но несравненно страшнее соблазнить другого на грех. Лучше было бы тому человеку не родиться (Мк. 14:21). Эти слова Евангелия можно отнести к первой части книги. И есть другое слово Писания: Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5:19-20). Это, можно сказать, эпиграф ко второй части книги. Что сказать о соблазнении не одного, а многих? И о сохранении в исповедании истины не одного, а неисчислимого множества?
Говоря о православном царе, мы должны помнить, что по толкованию святых отцов (святитель Иоанн Златоуст, блаженный Феофилакт, блаженный Августин и др.) удерживающий (2 Фес. 2:7) беспрепятственное развитие зла — это благодать Духа Святого в Церкви и законная государственная власть. Так велико значение, которое они придают государственной власти, тем более христианской. К этому мы не можем не добавить, что в служении царя Николая II не было разрыва между личным христианским долгом и долгом правителя.
Царь явил на небывалой высоте тайну Креста Христова и тайну того, что имя Христа — любовь. Эта высота Креста — заповедь о любви. В книге намеренно несколько раз приводятся слова из известного письма дочери святого страстотерпца царя Николая великой княжны Ольги: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался верен, и тем, на кого он может иметь влияние, что зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». Противостояние врага рода человеческого и князя мира сего Кресту Христову, в котором явлена двуединая нераздельная заповедь о любви к Богу (вертикальная линия) и к человеку (горизонтальная), выражается в лжеучениях, имже несть числа (Пс. 39:13) и в подменах с напоминанием нам, что антихрист — не только тот, кто против Христа, но и тот, кто вместо Христа.
«Да будут все едины, как мы едины», — молится Спаситель на Тайной Вечере о верующих в Него (ср.: Ин. 17:21). Это единство может быть только в истине и любви. В то время как антихрист попытается объединить всех против Христа, а значит, и «всех против всех» — во лжи и ненависти. Смысл слова «любовь» в современном мире либеральных идеологий, утверждающих «права человека» на выбор зла, становится иным и даже противоположным ей: христианское понимание любви как союза совершенства по дару Христа извращается и предается поруганию. То же самое происходит со словом «свобода». Где Дух Господень — там свобода, свидетельствует апостол Павел (2 Кор. 3:17). А о противляющихся Кресту Христову он говорит: Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет. 2:19). Мы знаем, как велики могут быть подмены: крест (любовь) превращается в свастику (ненависть) у тех, у кого тайна Боговоплощения «с нами Бог» становится сатанинским надмением: «Gott mit uns». Их бог — чрево (Фил. 3:19). А «свобода», которую постхристианский Запад и Америка хотят насадить сегодня всюду, не пренебрегая для достижения этого даже военной силой, — превращение человека в скота (см.: Пс. 48:21). И именование «царь», которое принадлежит прежде всего нашему Господу, а также земным царям, верным «Царю царствующих и Господу господствующих», может быть украшением современного Навуходоносора и самого антихриста.
На всем пространстве современной жизни мы видим эти проявления крестоборчества. Достаточно упомянуть одно из самых зловещих и масштабных за последнее время — открытие Олимпийских игр в Париже. Это объединяющее почти все человечество мероприятие было ознаменовано кощунством без границ — по существу «черной мессой», надругательством над Тайной Вечерей, совершенной ведущими представителями либеральной элиты через так называемых трансвеститов. Это был откровенный вызов христианству, объявление ему войны на полное его истребление, демонстрацией того, кому принадлежит реальная власть в мире. Подобные сатанинские игры с адским огнем начинались у нас в России в послереволюционные годы и после развала СССР. Господь попускает этому быть, давая злу раскрыться до конца, чтобы уничтожить его до конца духом уст Своих (2 Фес. 2:8) во Втором и славном Своем Пришествии.
Столкновение мира с тем, что он почитает безумием, неизбежно. Святой страстотерпец царь Николай II — «внешний епископ» Церкви, призванный хранить ее от угроз извне. После его убийства и разрушения православной монархии было устранено одно из главных препятствий для врага рода человеческого и его слуг в борьбе с Церковью Христовой. Начались небывалые гонения на верующих. В центре этой борьбы мы видим православного монарха, святого царя Николая II, как это изображено на иконе новых мучеников и исповедников Церкви Русской. С одной стороны, гонения были попущены Богом вследствие теплохладности в вере или утраты веры большей частью приближенных царя и значительной частью народа. С другой, согласно благодатному закону духовного восхождения, были неизбежными по причине верности царя Кресту Христову и любви ко Христу Богу в мире, лежащем во зле. Так открывается нам слава царского креста. Мы должны увидеть значение этого страдания для нас и для будущего России.
История Церкви пишется день за днем, слезами и скорбями, в противостоянии духу мира сего. Ибо принятие человеком Духа истины, означает объявление войны духу лжи. Если мы подлинно возлюбили истину и вступили в завет со Христом, чтобы хранить высший дар, который мы получили от Него — усыновление Богу Отцу, — значит, мы неизбежно вступаем в противостояние врагу.
Никто из тех, кто Христов, не может избежать этой войны. Сам Христос открыто возвестил об этом Своим ученикам в конце Своего служения, перед самым восхождением к Отцу: Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое. И когда приидет Утешитель, Дух истины, Он будет свидетельствовать о Мне, и вы будете свидетельствовать (ср.: Ин. 15:18—21; 26—27). Идет ли речь о сражении всей Церкви или о сражении, которое ведет каждый крещеный человек, принявший помазание Духа Святого (тем более если он имеет ответственность за очень многих), — мы не одни в наших испытаниях.
Сегодня зло достигает последнего напряжения, и мы призываемся понять глубину происходящего. Причина и смысл всех потрясений, революций и войн — в той войне, которую ведет мир против Церкви, и которая направляется диаволом против нас. Мы не должны никогда рассматривать их чисто индивидуально или отдельно от единого всеохватывающего сражения. Пусть порой кажется, что искушения зла превосходят силы каждого из нас. Но Бог бдит, чтобы они не были больше того, что может вынести каждый верующий человек по мере своей веры и крепости своего терпения. Будем помнить, что это нам Богом дано. Этими испытаниями Бог ведет нас в Небесное Царство вслед за святыми царственными страстотерпцами, всеми новомучениками и исповедниками Церкви Русской и всеми святыми. Он не оставляет нас одних вести эту войну нашими слишком немощными силами, открывая нам путь к победе, ибо Он победил князя мира сего. Мужайтесь, — говорит Он, — Я победил мир (Ин. 16:33), ибо идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего (Ин. 14:30).
Он дает нам власть, как Он дал всем, кто прошел впереди нас, побеждать во имя Его и силою Креста Его все силы зла и все дела тьмы при условии, что мы держимся Его имени и преклоняем колена перед Спасителем нашим и перед всеми, кто сохранил верность ему, с покаянием и смирением. Чем страшнее тьма, чем ближе конец мира — тем ближе Пришествие Христово со славою, явление нового неба и новой земли. Тем осмысленнее наша надежда, тем яснее для нас победа Божия и наша победа. Если мы стремимся хранить верность Господу, нам дано будет узнать, куда идет мир, что будет с нами и что мы будем.
Эта книга — о любви и о Кресте, которому дано было приобщиться святому царю, и потому произнести самые главные слова, как Символ веры, во все времена освящающий жизнь и смерть каждого верующего человека. Как первомученику архидиакону Стефану и как преподобномученице великой княгине Елисавете, родной сестре святой царицы Александры, дано было произнести слова Спасителя на Кресте: Отче, прости им, не знают, что творят (Лк. 23:34), так святой царь-страстотерпец Николай II сподобился дара произнести, как собственные, слова Христовы о любви.
Заповедь о любви, данная Христом: как Отец возлюбил Меня, так вы любите друг друга (ср.: Ин. 15:9; 12), должна быть услышана нами в полноте как принятие нами креста от Христа. Она имеет непостижимое никаким умом человеческим измерение. Речь идет о той новой любви, которую принес Бог и глубина которой открывается только тогда, когда человек узнает глубину зла, действующего в мире, а также силу и глубину Христовой любви, обращенной ко всем людям. Никакие достижения человечества, в том числе духовные, не страшны диаволу и слугам его, кроме нашего приобщения свету Креста Христова. Господь говорит: Да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 13:34). Всякий, кто сподобился по благодати узнать, что такое любовь Христова, не может не воскликнуть: «Почему, за что Ты, Господи, так нас возлюбил?» Потому что Он хочет, чтобы мы научились, приобщаясь Ему, любить друг друга. Мы должны любить других людей не за какие-то их качества, пусть самые высокие, не за их таланты, не за их ум, даже не за их доброту, а потому что Христос всех нас возлюбил и мы, творения Божии, отпавшие от Него своими грехами, искуплены Его драгоценной кровью, Его любовью.
Христос говорит еще, что мы должны любить своих врагов (своих, то есть личных, а не врагов Отечества и врагов Божиих, как учит нас святитель Филарет Московский). Величайший долг христианина, главное отличие христианства от всех других религий — любить своих врагов. Когда мы предстоим перед трудной, по-человечески невозможной любовью, мы не можем уже оставаться только на плоскости психологии, социологии и даже морали. Мы должны поставить себя перед распятым Христом. И принять завещание святого царя о всепобеждающий силе Христовой любви как благословение на верность Христу. Что бы ни происходило, свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1:5). И любящим Бога, как свидетельствует святой царь и все новые мученики и исповедники Церкви Русской, все содействует ко благу (ср.: Рим. 8:28). Если наша жизнь в приобщении Богу станет такой, какую Он нам дает, ничто и никогда не сможет сокрушить ее, как ничто не сможет сокрушить Господа нашего Иисуса Христа, Его Креста и Воскресения.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России