Депутат Государственной Думы, доктор экономических наук Федот Семёнович Тумусов прислал в редакцию «Русской народной линии» статью о проблеме взаимоотношений Учителя и ученика. Он убеждён, что «это очень нужно стране. И, прежде всего, ученикам».
Федот Семёнович призывает читателей присылать свои мнения о его предложениях: «Все высказанные при обсуждении статьи мысли я намерен обобщить и использовать в работе. По теме статьи я планирую провести круглый стол в стенах Государственной Думы».
Итак, дорогие читатели, предлагаем Вашему вниманию статью депутата и профессора Федота Семёновича Тумусова:
Недавно я встречался и беседовал с директором одной из московских средних общеобразовательных школ. Мы поговорили о престиже профессии учителя, об авторитете учителя, об уважении к учителю.
Директор говорил о том, что сегодня учитель – это настолько бесправное существо, что он не имеет никаких законных прав воздействия на учеников.
И это приводит к тому, что на уроках и вообще в школе ученики ведут себя очень плохо. Единственный страх для нерадивого ученика – это ОГЭ и ЕГЭ. Если он не сдаст или получит низкие баллы, то у него теряются всякие перспективы на хорошее высшее образование.
Но многие и эту проблемы решают своеобразно – переходят в средние специальные учебные заведения.
В общем, проблема повышения качества российского образования во многом решается и на плоскости взаимоотношений, которую можно выразить по формуле: «Взаимоотношения Учителя и ученика».
Престиж профессии Учителя. В начале нулевых годов я был очень удивлен после беседы с одной из выпускниц университета, которая заканчивала высшее образование по специальности «Русский язык и литература». Я ещё помнил своих прекрасных учителей русского языка и литературы. И думал: «Какая это хорошая профессия – быть учителем литературы!».
Но выпускница сказала, что ни один из её одногруппников не собирается идти работать в школу. Потому что там низкие зарплаты и работать с современными детьми – это сплошная морока. В общем, не престижно.
И мы помним, в 90-е годы многие учителя ушли из школы, особенно мужчины-учителя.
Государство осознало проблему и принимает меры по повышению престижа учителя путем повышения зарплаты. Это необходимо, но достаточно ли для повышения авторитета Учителя?
Авторитет Учителя. Я учился в советской школе. Там авторитет учителя был непререкаемым. Учителя, по крайней мере, учителя, у которых я учился, очень интересно, красиво, увлекательно рассказывали о своих предметах. Они несли знания, а мы жаждали знаний.
Мы, дети, конечно, не были идеальными. И баловались, и шалили. Но учитель мог и указкой чуть по голове постучать, и за уши немножко подёргать. Но, самое главное, была целая система морального поощрения и порицания. Потому что была государственная идеология – учили и воспитывали строителей коммунизма, лучших людей в мире – советских людей!
Ставили оценки по дисциплине. И получить «неудовлетворительную» оценку по дисциплине было равносильно краху.
За хорошую учёбу награждали благодарностями, почётными грамотами. Я свои школьные награды до сих пор бережно храню. Отличников по итогам года награждали путевками в «Артек». Лучшие первыми становились октябрятами, пионерами, комсомольцами.
Но в 90-х годах отказались от государственной идеологии и, самое главное, от воспитательной функции школы.
Учитель стал просто ретранслятором, неким передатчиком знаний. Одновременно пошатнулась и та база, на которой держался авторитет Учителя.
А я прекрасно помню, у нас в классе была стенгазета «ФАКЕЛ». И там чёрным по белому было написано: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь!».
Мне кажется, что этот лозунг сегодня стал еще более актуальным, потому что мы детей должны учить умению добывать знания, умению учиться. В век интернета и искусственного интеллекта найти тот или иной факт, инструкцию – это, как говорят, «пара пустяков».
Авторитет Учителя зависит не только от его профессиональных знаний, навыков, но и от масштаба его личности. И системы образовательного, воспитательного процесса, которая выстроена в конкретной школе.
Уважение к Учителю. «Боится – значит, уважает» – это та формула, которая могла работать в старые добрые времена, когда была всеобщая неграмотность и появлялся в этом тёмном царстве светоч, который излучал знания.
Как строятся взаимоотношения между Учителем, классным руководителем и родителями сейчас?
По мессенджеру учитель пишет родителю: «Вот твоё дитя провинилось, сделало что-то плохое в школе, в классе». Каждый родитель, конечно, реагирует по-своему.
Но самый главный вопрос: «Принимаются ли совместные, согласованные меры воспитательного воздействия на ребенка?» Скорее всего, нет.
Потому что понимание целей у родителей и у учителей – разные. И поведение ребёнка дома и в школе тоже разное. Потому что, хотя суть человека одна, но в зависимости от среды обитания человек выполняет разные роли. В доме он – дитя, внук. В компании ровесников он – приятель, друг. В больнице – больной. В школе – ученик. И каждая среда имеет свои правила, требования, моральные, нравственные, поведенческие.
Хорошо, если создана продуманная система взаимоотношений между школой и родителями. Через классные часы, родительские собрания, родительские советы, другие методы взаимодействия. Потому что цель одна – воспитать патриота, гражданина, семьянина, Человека, жаждущего и умеющего добывать знания.
Как выстраиваются взаимоотношения Учителя и ученика? Это та самая точка бифуркации, где решается вопрос эффективности всего образовательного процесса.
Мне по жизни очень повезло с хорошими учителями. И даже моя мама говорила: «Вот те мои дети, у которых были хорошие первые учителя, тем повезло – они получили высшее образование. А тем, кому не повезло, с высшим образованием не получилось...».
Но в школе у меня были два учителя, с которыми мне не повезло. Вполне мог бы в жизни пойти по путям, которые начинаются с этих школьных предметов. Предметы очень нравились, а вот с учителями-предметниками не повезло. Я не говорю о тех учителях, которые ставили «двойки», делали замечания – я в тех случаях понимал, что сам виноват.
Любой Учитель на уроках всеми силами пытается передать знания ученикам. В обмен он ждёт от учеников трудолюбия: внимательности, усидчивости, старания, конспектирования, задавания вопросов, усвоения знаний.
Вот тут и появляются проблемы. Учитель старается, но в ответ разное поведение учеников. Умение управлять этим самым образовательным процессом и вызывает уважение к Учителю.
Или наоборот. Как сделать так, чтобы дети исправно играли роль прилежных учеников? Несмотря на то, что они все разные и каждый из них личность. В этом заключается мастерство, если хотите, искусство Учителя.
Система воспитания школы. В детских садах были воспитатели. Они воспитывали наших детей. Правильному поведению, режиму дня, коллективизму. Сейчас они стали педагогами. Наверно, ещё стали учить чему-то. Или просто зарплата выше?
Воспитательные функции мы в школу вернули. Но создали ли в каждой школе полноценные системы воспитания?
Далее изложу своё видение системы воспитания в школе.
Директор школы говорил о совершенном бесправии Учителей. В том числе в вопросах воспитательного воздействия на учеников. Но с чего надо начинать?
1. Надо разработать и утвердить Систему ценностей школы.
Да, раньше был Моральный кодекс строителя коммунизма. Он был един для всех.
Но сейчас мы сильны многообразием. Наверное, типовая для всех школ страны должна быть система ценностей. Но не ждать, а каждой школе дать право разработать и утвердить свою систему ценностей. Пусть учредитель школы или даст право в Уставе школы, или пусть утвердит.
И всю воспитательную работу в школе строить вокруг этой системы ценностей.
2. Разработать и утвердить систему морального поощрения учеников, учителей за образцовое соблюдение и развитие системы ценностей школы.
Например:
- каждый предметник в каждом классе ежемесячно объявляет, вручает благодарности лучшим ученикам по своему предмету. Это дополнительно к оценкам. И вручается торжественно. В этом мера морального воздействия;
- по итогам четверти вручаются грамоты завучей школы по представлению предметников;
- особо отличившимся вручаются Почётные грамоты директора школы;
- в каждом классе устанавливаются Доски Почёта Учеников. Решение принимает совет класса, школы. Совместно с классным руководителем.
Наравне должна быть система порицания.
Например, «Доска желтых карточек» – еженедельно обновляемая доска, где на желтой карточке записываются имена учеников, грубо нарушивших Систему ценностей школы.
Все доски могут быть интерактивными.
3. Предлагаю проводить ежеквартальные голосования учеников «Учитель ученических признаний».
Ученики голосованием определяют свои симпатии к Учителям. Вручать таким учителям Дипломы, сертификаты.
Воспитание не может быть абстрактным. Оно должно прививать ценности. И всё должно оцениваться. И достижения, и упущения. Не только материально, но, самое главное, морально.
А есть ли в какой-либо школе страны подобная система?
Поделитесь, пожалуйста, опытом.
И как вы относитесь к предлагаемым идеям? Напишите, пожалуйста.