Выступление 21 мая на Правительственном Часе в Госдуме
Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Уважаемые члены Правительства РФ!
Великий русский человек Михайло Ломоносов в свое время сказал: «...Российское могущество будет прирастать... Северным океаном...» (то бишь Арктикой).
Можно сказать, что мы сегодня подводим итоги первой пятилетки реализации решений Президента РФ.
Итак, каковы же итоги?
Если пройтись по критериям эффективности реализации государственной политики в Арктике, определенным Указом Президента, то особо радоваться пока нет оснований.
Возьмите первый показатель: ожидаемую продолжительность жизни при рождении; он не растет.
Второй показатель: коэффициент прироста населения. Растет только за счет мигрантов.
Третий: уровень безработицы среди коренного населения не снижается.
По обеспечению интернетом. Постоянные аварии. Из-за обрыва кабеля районы неделями, иногда и месяцами лишаются интернет-связи.
И так далее.
Всего 14 показателей эффективности.
Вот и в докладе министра развития Дальнего Востока и Арктики эти цифры скромно умалчиваются.
Мы понимаем, что мы имеем два магистральных направления реализации стратегии развития Арктики и Арктической зоны Российской Федерации.
Глобальное направление – это обеспечение военной безопасности, обеспечение национальных интересов страны. А также вовлечение в оборот природных ресурсов Арктики, с целью развития экономики.
Но нам, коренным северянам, хочется быстрых результатов в улучшении качества жизни конкретно на Арктических территориях.
Что или кто мешает нам быстрее идти к комфортной, качественной жизни в Арктике.
Четыре «слабых коня», характеризующее состояние инфраструктуры на Арктических территориях:
1. Транспорт;
2. Энергетика;
3. Жилье и соцкультбыт;
4. Продукты питания.
Если до 90-х годов прошлого столетия состояние этих «коней инфраструктуры» Арктики было, можно сказать, хорошим, то за последние 30 лет мы видим падение всех показателей.
Возьмем транспорт.
Цены на авиабилеты растут, самолеты безнадежно устарели, ранее действовавшие малые аэропорты закрыты. Современные виды транспорта, кроме, может быть, снегоходов, недоступны.
Второе.
Главным тормозом развития местной экономики является состояние энергетики.
Пример. Дизельная электростанция в поселке Тикси, который является одним из главных портов Северного морского пути, находится в аварийном здании, дизеля образца 30-40-х годов прошлого века работают на последнем издыхании.
И таких энергоизолированных населенных пунктов в стране 1,5 тысячи (в 17 субъектах Федерации), которые обеспечиваются таким же количеством дизельных электростанций и отапливаются почти 4-мя тысячами котельных, потребляющих дальнепривозное дизельное топливо и уголь.
Ключевой проблемой энергоснабжения здесь является его высокая себестоимость.
Поскольку экономически обоснованные тарифы на электроэнергию в 9–10 раз и на тепловую энергию – в 5,5 раз выше соответствующих средних тарифов для промышленных предприятий в централизованной зоне электроснабжения, как население, так и промышленные потребители нуждаются в субсидировании тарифов.
Общий объем субсидирования тарифов на электрическую и тепловую энергию здесь составляет по усредненной оценке 150 млрд рублей в год.
Еще одной проблемой является организационная разобщенность дизельных электростанций и котельных, что не позволяет комбинировать выработку и приводит к значительным, до 40%, потерям ресурсов, поскольку технологические процессы производства энергии разнятся.
Требуются новые технологические и организационные решения.
Министр энергетики все время ссылается на губернаторов, но, мне кажется, этот вопрос надо рассматривать именно на федеральном уровне.
Третье.
Состояние третьего «коня»: жилищного фонда и объектов социальной инфраструктуры тоже оставляет желать лучшего.
Пример. Поселок Черский, некогда бывший центром полярной авиации. Здесь даже районном центре нет больницы, поликлиники. Все находится в приспособленных помещениях. Об этом я уже говорил с этой высокой трибуны.
Вообще-то Президент РФ дал прямое поручение изменить механизм финансирования здравоохранения в Арктике.
Следующее.
Надо разрешить строить многофункциональные социальные комплексы для населенных пунктов с численностью населения до 500 человек.
В жилищном строительстве упор сделать на строительство арендного жилья.
Четвертое.
Самочувствие человека на Арктике во многом определяется доступностью, разнообразием продуктов, питания. Принятый нами закон о «Северном завозе» будет реально работать на людей, если будет нормальный финансовый механизм закупки и дотирования транспортных расходов завоза продуктов питания и товаров народного потребления. Иначе он превратится опять в «кормушку» недобросовестных людей.
В целом можем констатировать, что нам рано еще подводить какие-то итоги. Пусть даже пятилетние. Мы находимся в самом начале пути решения застарелых проблем социально-экономического развития российской Арктики.
Но кто-то ведь сказал: «Русские долго запрягают, но быстро едут!» (кажется, Бисмарк).
Спасибо за внимание!
Федот Семенович Тумусов, депутат Государственной думы