Умер скульптор, заслуженный художник России В.И. Пурихов. Мы с Виктором Ивановичем приятельствовали. За долгий срок нашего более чем двадцатилетнего знакомства он подарил мне четыре небольших скульптуры, среди которых я особенно дорожу двумя: «Святая равноапостольная Нина Грузинская» и «Идущий Иисус Христос» и ещё бюстик В.И. Даля, который неизменно стоит на стеллаже с книгами.
В первое посещение мастерской Виктора меня поразило в ней и обилие больших скульптур, вырубленных в дереве, и бесчисленные этюды мелкой пластики на стеллажах, и большой бюст первого космонавта Земли из меди... В шумной компании Виктор Иванович был гостеприимным хозяином, у которого хорошо выпивалось и разговаривалось. Тогда мы сразу и навсегда, до самой кончины скульптора, что называется, сошлись. Обо всём этом есть в моих книгах романа-дневника «Искры потухающих костров», «За тайной гранью», «Путешествие за звёздами».
У Виктора был не простой путь в искусстве. Долгое время талантливый и трудолюбивый скульптор находился как бы в тени. Его памятники устанавливали либо в районах области (в Заволжье Юрию Гагарину, в Городце Александру Невскому), либо на окраинах города, например, маршалу К.К. Рокоссовскому, пока в 2008 году не появилась его скульптурная композиция в самом центре Нижнего Новгорода, в Кремле – святому благоверному князю Юрию Всеволодовичу и епископу Симону. С того времени художник полноценно реализовался. Памятник святому равноапостольному князю Владимиру, памятники нижегородскому городскому голове Д.В. Сироткину и купцу Н.А. Бугрову, да много ещё чего создано этим незаурядным человеком.
Я не единожды писал о творчестве Пурихова, выступал на открытии его персональной выставки. Однажды мы втроём – я, Пурихов и художник Владимир Занога устроили поездку на родину Виктора Ивановича в Бутурлинский район, и память о тех вместе проведённых днях оставила во мне особое чувство. Так появился написанный мною очерк «И просто жить». Теперь, когда я смотрю на последнюю фотографию в мастерской скульптора, то думаю – как же ещё молоды мы были в той поездке, сколько за прошедшие годы всего произошло в нашей жизни, и вот освобождается мастерская, передаются работы в созданную на родине скульптора галерею его имени.
Скульптор, казалось, был всегда сосредоточен, не разговорчив. Тут смешались воедино два начала, две основы характера – исконно крестьянского и творческого. Оба начала предполагали больше трудиться, чем вести праздные разговоры. Потому и оставил Виктор Иванович такое большое наследие родной нижегородской земле. А ещё добрую память в сердцах друзей, которая помогает преодолеть обрушившуюся на нас скорбь.
В опустевшей мастерской скульптора. Слева направо: В.И. Пурихов, В.В. Сдобняков, В.И. Занога
Валерий Викторович Сдобняков, секретарь Союза писателей России, главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век»