С точки зрения Большой истории, Серебряный век – это предчувствие близкой катастрофы. Писатели, поэты и художники убегают от страшной действительности кто куда: кто в «декаданс», кто в оккультизм, кто в глубины своего бессознательного. А кто просто в алкогольно-наркотические кошмары, которые потом и воспроизводят в своем «творчестве». Не все, разумеется, но многие…
Посягают на святое: поэты А. Блок и В. Иванов воспевают проститутку как Пречистую Деву. В. Брюсов заявляет, что ему все равно кого славить в своих стихах – Бога или дьявола. «Аристократы духа» Мережковский и Гиппиус – увлеченно проповедуют «новую религиозную философию», которая на деле является старой философией антисистем. Педагог Федор Сологуб проявляет интерес к садо-мазохизму и рассуждает о самоубийстве. Из прозаиков особенно популярен полусумасшедший Леонид Андреев, которого сегодня почти забыли. Он пишет о смерти. И его много читают…
Начавшись в нездоровой дымке импрессионизма Серебряный век заканчивается черной дырой Малевича.
К 1917 году пассионарная депрессия и общественный психоз достигают своего пика.
Несколько портретов в заданном аспекте.
Валерий Брюсов. Происходил из купцов-старообрядцев. Хотя существует версия, что он был потомком первого русского масона Брюса. Его отец симпатизировал революционерам-народникам, в Бога не верил. Мать боялась «чертовщины» и запрещала сыну читать сказки. Был изгнан из гимназии за «пропаганду атеизма». Женился на инославной чешке. Урбанист. Восхищался городом, не любил деревню. В его стихах не раз проходит тема самоубийства и смерти. Умел манипулировать людьми, имел диктаторские замашки. Мог унизить человека. Был склонен к гностицизму. Говорил, что добро и зло равны: «Два брата и друзья…» Состоял в поэтической «масонской ложе» «Люцифер». Много и свободно писал на сексуальные темы, часто менял любовниц. Принял революцию, служил большевикам. Злоупотреблял наркотиками: сначала модными – морфием и кокаином, затем героином. Потерял здоровье. Умер в 1924 г. в возрасте 50-ти лет.
Зинаида Гиппиус. Из русско-немецкой дворянской семьи. Выдающиеся способности. Любительница эпатажа. Любила ставить людей в неловкое положение, в том числе пристально рассматривая их через лорнет. Мания величия. Однажды накричала на Льва Толстого; в другой раз сделала замечание и погрозила пальцем (!) сербскому королю. Существо неопределенного пола. Брак с Мережковским – чисто платонический, где она была «мужем», а он «женой» (со своими «симпатиями на стороне»). Гиппиус писала о себе: «в моих мыслях, моих желаниях, в моем духе — я больше мужчина, в моем теле — я больше женщина». Половой акт с мужчиной вызывал у нее отвращение: «акт обращен назад, вниз… в деторождение». Исключением был гомосексуалист Д. Философов, в которого она влюбилась. После отказа Философова от интимной близости, Гиппиус взяла его в «семью» из чувства «духовного родства». Втроем они прожили много лет, вплоть до эмиграции в 1920 г. Затем «третьим» стал секретарь писательницы В. Злобин. Ее называли «ведьмой» и «демоном» декаданса. Павел Флоренский называл ее «извращенной натурой». Отвергала православие. Посещала секту хлыстов. Вместе с Мережковским искала «новую религию» «Третьего Завета» (гностицизм). Однажды, в ночь на Чистый четверг, они с Философовым совершили кощунственное «причащение» вином и хлебом из чаши у себя на дому, образовав «церковь на троих». Умерла в Париже в 1945 г. в возрасте 75 лет. До последнего дня вела чрезвычайно активную жизнь, много писала.
Константин Бальмонт. Из дворян. Происхождение (возможно) шотландское или скандинавское. Мать имела восточные корни, была «страстной» женщиной. В юности Бальмонт состоял в гимназическом революционном кружке и был отчислен из гимназии (позже закончил другую). Рано женился. В возрасте 23 лет разочаровался в любви и выпрыгнул из окна третьего этажа. Выжил, но остался хромым навсегда. Дважды эмигрант (1906-1913; 1920-1942 гг.). Был трижды женат и имел любовниц. Долгое время жил на две семьи. После очередного разочарования вновь выпрыгнул из окна. Опять выжил. Много пил. Как большинство поэтов был самовлюблен, эгоистичен. Дожил до 75 лет. В конце жизни заболел психической болезнью (с просветлениями). К христианству относился отрицательно, но в старости, под влиянием Ивана Шмелева, смягчил свое отношение к религии. Перед смертью исповедался…
Андрей Белый. Из семьи профессора-разночинца (?). Мать была «нервной», склонной к мистике. Родители часто ссорились. Мать долгое время одевала маленького сына девочкой. В юности интересовался эзотерикой, оккультизмом. Женился поздно. Брак неудачный. До брака А. Белый дважды состоял в «любовных треугольниках»: с семьей (гражданской) В. Брюсова и семьей А. Блока. От первой любовницы Нины Петровской, чуть не получил пулю (пистолет дал осечку), от второй, Любы Менделеевой, – отставку. После всех неприятностей, подумывал о самоубийстве, но нашел спасение в антропософии (ответвление теософии – кабаллистика, индуизм, медитации и пр. «эзотерика».) Увлекся учением настолько, что под руководством гуру антропософов Р. Штейнера участвовал в строительстве «Всемирного храма антропософии» в Швейцарии. Посещал могилу Ф. Ницше и языческое капище венедов на острове Рюген. Подолгу жил за границей. Встретил революцию с энтузиазмом. Пьянел от двух-трех рюмок. Любил танцевать. В 1920-е г. увлекся фокстротом. По воспоминаниям Марины Цветаевой, «его фокстрот – чистейшее хлыстовство…» (см. ст. на РНЛ о хлыстах и капитонах). Умер в 1934 г. в возрасте 53 года от солнечного удара, вызвавшего инсульт. Считается, что этот удар он предсказал в своих стихах.
Вячеслав Иванов. Из разночинцев. Отец в Бога не верил, симпатизировал нигилистам. Мать, внучка священника, была религиозна и воспитывала сына в православном духе, что вызывало неудовольствие отца. (Перед смертью отец «отрекся от материализма» и исповедался.) В подростковом возрасте В. Иванов порвал с религией, превратился в атеиста и бунтаря. Женился рано. Брак неудачный. В молодости много лет провел за границей. Вторая (незаконная) жена – Лидия Зиновьева-Аннибал, сбежала от первого мужа с тремя детьми в Европу, где и встретилась с Ивановым. Происходила из русско-шведской аристократической семьи (ее мать баронесса Веймарн, была дальней родственницей А. Пушкина). Феминистка. Проявляла склонность к лесбиянству. Написала первую в России повесть о лесбийской любви, вызвавшую скандал. После десяти лет совместной жизни Иванов и Зиновьева около года «жили втроем», что тогда не было редкостью. Их особенностью было то, что они жили и с мужчинами (С. Городецкий), и с женщинами (М. Сабашникова). В это время Иванов испытал сильное влияние выдающейся оккультистки и теософки своего времени Анны Минцловой, покончившей с собой в 45 лет. (См. фото Зиновьевой и Минцловой «в старости».) После смерти Зиновьевой Иванов «женился» на дочери своей жены, падчерице Вере Шварсалон. Февральскую революцию он принял восторженно, после Октября сотрудничал с большевиками. В 1924 г. эмигрировал. В 1926 г. принял католицизм («сохранив восточный обряд»). Сотрудничал с Ватиканом, преподавал (см. ст. на РНЛ об униатах). Умер в Риме в 1949 г. в возрасте 83 лет.
Марина Цветаева. Отец из семьи священника. Профессор. Тайный советник. Мать из немецко-польской дворянской семьи. По словам М. Цветаевой мать всю жизнь испытывала «необъяснимое тяготение к евреям». В 18 лет вышла замуж за Сергея Эфрона, который происходил из русско-еврейской семьи. Его мать – из аристократического рода Дурново, революционерка, повесилась в зрелом возрасте. Через два года после замужества Цветаева завела любовницу-еврейку Софию Парнок (Парнох). Лесбийский «роман» продолжался полтора года, связь с Эфроном при этом не прерывалась. Симпатизировала хлыстам, выражала желание, чтобы её похоронили на хлыстовском кладбище в Тарусе. Не любила младшую дочь, которая в 1919 г. умерла от голода в приюте в возрасте 3 лет. В 1922 г. эмигрировала в Европу. Воссоединилась с мужем, белогвардейцем, ставшим агентом НКВД, который после возвращения на родину в 1937 г. был арестован и расстрелян в 1941 г. Сама Цветаева на родину возвращаться не хотела, но уступила просьбам мужа и в 1939 г. приехала в СССР вместе с сыном. В августе 1941 г., будучи в эвакуации в г. Елабуге, повесилась в возрасте 48 лет. В предсмертной записке просила, чтобы позаботились о ее несовершеннолетнем сыне.
Леонид Андреев. Из русско-польской семьи. Отец – разночинец, мать – дворянка. Две попытки самоубийства. Запойное пьянство (с перерывами). Несколько раз был женат. Ценил своих жен за то, что помогали ему держаться на плаву. По воспоминаниям М. Горького, один раз Андреев напугал своего маленького сына рассказом о том, что «смерть ходит по земле и душит маленьких детей». До слез. Написал кощунственную повесть «Иуда Искариот», в которой оправдывал предательство Иуды. После Октябрьской революции 1917 г, которую не принял, проживал в Финляндии, почти без средств. Умер в 1919 г. в возрасте 48 лет (см. на РНЛ ст. «Кто такие антисистемщики»).
Заключение. Повторим, что не все литераторы Серебряного века были больными людьми. Среди них попадались и вполне нормальные люди (или относительно нормальные). И, конечно же, многие из них создали замечательные художественные произведения, которые вошли копилку отечественной культуры. При этом, разумеется, писатели и поэты смотрели на реальность со своей колокольни. Как говорил Лев Гумилёв: «Поэт, как правило, помещает в центр мира себя, он – эгоист; ученый, если это настоящий ученый, помещает в центр мир, который он изучает».
Но здесь не об этом. Нас интересует феномен Серебряного века не с культурологической и даже не с социальной точки зрения, а с точки зрения этнологии: как иллюстрация обострения болезни национального организма в фазе этнического надлома. (См. гл. «Фаза надлома» в моей кн. «Пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилёва…» в интернете.)
Если посмотреть на персонажей Серебряного века с позиции этногенеза, то мы обнаружим следующую особенность: многие из них, или их партнеров, имели смешанное происхождение; в основном – русско-европейское или, реже, русско-еврейское. Это укладывается в учение Льва Гумилёва, об этнических химерах, которые появляются в результате длительных контактов с представителями чужих суперэтносов (несовместимых с российским суперэтносом – по наследственным архетипам (кодам) и этническим полям; см. у Л. Гумилёва понятие комплиментарность).
Если добавить к этому главный фактор – нарастание этнического раскола в самом русском этносе (российском суперэтносе) в фазе надлома (с сер. 19 в.), когда единый народ раскалывается на две-три враждующие группы с разными этническими полями (красные-белые), то феномен истеричного Серебряного века, как и всего революционного периода, вполне объясним. Это закономерный результат столкновения чуждых мировоззренией и стереотипов поведения, а так же несовместимых этно-полей внутри одного народа.
С точки зрения теории этногенеза тот предреволюционный массовый психоз, который отмечают исследователи, объясняется просто: когда этническая система (фундамент!) раскалывается на части, то в политической, социальной и культурной среде возникает «сумбур вместо музыки». Все остальные деструктивные факторы – вмешательство этно-химер и их порождений – антисистем (революционеры и пр.), вырождение аристократии (потеря идентичности и пассионарности), экономические противоречия (капитализм), внешнее вмешательство (войны) – действуют как катализаторы.
Как справедливо говорил герой М. Булгакова, главная разруха – в головах!
Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск
47. Ответ на 46, учитель:
46. Ответ на 40, Русский танкист:
У тех же, кто плачет по царской России, получается Коли Вы сами плачете о стране, век которой был в 5 раз короче, чем у царской России - отчего же не понимаете других плачущих?Мы жили в СССР, а у вас одни фантазии про монархию. Вас там не было ! Плачете по чему? По вашим выдумкам и бреду!Всё верно. Выдумали какую-то "цветущую Россию", в то время как Российская Империя стояла на крови и на костях безбожно эксплуатируемого простого русского народа, средняя продолжительность жизни которого составляла тридцать лет, а каждый второй крестьянский ребёнок не доживал до совершеннолетия. Да и империей (подменив исконно русское Царство) она стала по наущению немцев и голландцев, плотно окружавших Петра Великого. Сами слова "империя", "император" - НЕ РУССКИЕ!Этот "русский" Иван никогда не работал , барыжничал на рынке , купи - продай, обдирал честных людей, наживался на чужом горе. Советская власть запретила ему крахоборничать , вот и пишет всякую ахинею. Они все такие эти псевдомонархисты. Думают как при крепостном праве будут жить за чужой счёт и только возлежать на кушетке. Ещё некий Vladislav тоже писал , что работать не хочет, а хочет быть помещиком, потому что он православный монархист.
45. Ответ на 42, С. Югов:
Клинический садомазохизм + перенос собственных комплексов на оппонента (или, как вариант, на известную личность). Случай известный. Имя им легион.
44. Ответ на 43, С. Югов:
Помните: наша история едина!Никак нет. Всё, что у нас с ними может быть общего, это линия боевого соприкосновения.
43.
Помните: наша история едина!
42. Мухоморы?
41.
40. Ответ на 33, учитель:
У тех же, кто плачет по царской России, получается Коли Вы сами плачете о стране, век которой был в 5 раз короче, чем у царской России - отчего же не понимаете других плачущих?Мы жили в СССР, а у вас одни фантазии про монархию. Вас там не было ! Плачете по чему? По вашим выдумкам и бреду!Всё верно. Выдумали какую-то "цветущую Россию", в то время как Российская Империя стояла на крови и на костях безбожно эксплуатируемого простого русского народа, средняя продолжительность жизни которого составляла тридцать лет, а каждый второй крестьянский ребёнок не доживал до совершеннолетия. Да и империей (подменив исконно русское Царство) она стала по наущению немцев и голландцев, плотно окружавших Петра Великого. Сами слова "империя", "император" - НЕ РУССКИЕ!
39. Ответ на 35, Русский Иван:
Никто на сталинские или хрущёвские хламиды не смотрит.Петербург по сию пору самый красивый во всём мироздании город на болоте.
Русский народ внёс свою лепту в облик Вселенной,а чистейший по красоте алмаз.Это Православные Русские Обряды.Это нечто...Чистейшие духовные церковные песнопения мастеров русских Чеснокова,Архангельского,Гречанинова,Бортнянского,Рахманинова,который научил американцев музыкальному искусству и другие.Свиридов родился при Царе Батюшке,Шостакович тоже.
А советские композиторы придумывали в стиле ритуальных негритянских ритмических дёрганые стили.Под уклон и как же иначе?
Сравнивать русского Гулливера с лилипутами советскими и выдавая при этом лилипутов за Гулливеров красными фантазёрами горлохватами с педерастически упоением.
Как упоительны в ГУЛАГе вечера...Тебе мало Семнадцатого и Сорок Пятого? Можем повторить. Обязаны. Ибо слишком добр и наивен был товарищ Сталин.
38. Ответ на 35, Русский Иван:
Никто на сталинские или хрущёвские хламиды не смотрит.Петербург по сию пору самый красивый во всём мироздании город на болоте.
Русский народ внёс свою лепту в облик Вселенной,а чистейший по красоте алмаз.Это Православные Русские Обряды.Это нечто...Чистейшие духовные церковные песнопения мастеров русских Чеснокова,Архангельского,Гречанинова,Бортнянского,Рахманинова,который научил американцев музыкальному искусству и другие.Свиридов родился при Царе Батюшке,Шостакович тоже.
А советские композиторы придумывали в стиле ритуальных негритянских ритмических дёрганые стили.Под уклон и как же иначе?
Сравнивать русского Гулливера с лилипутами советскими и выдавая при этом лилипутов за Гулливеров красными фантазёрами горлохватами с педерастически упоением.
Как упоительны в ГУЛАГе вечера...
Вот что делает с человеком ильинизм животворящий (и колчаковщина).