В Новосспасской обители, наместником которой является владыка Григорий, в день его Ангела на память святителя Григория Паламы, я прибыл ближе к концу Литургии, когда уже пели «Отче наш». Я только что вышел из больницы и не был готов действовать в полную силу. Сразу обратил внимание, что духовенства и молящихся было не так много. Служба проходила не в главном соборе, а в Покровском храме. Более того, кроме служащего духовенства был только о. Александр Туриков (с ним я заканчивал семинарию) и я.
Сказалось отсутствие оповещения и то, что владыка не так давно в столице на важных постах. Атмосфера была очень тёплой – владыка светился от радости и постоянно всех благодарил. Когда я в алтаре подошёл к нему, то услышал из его уст: «Отец Кирилл, я очень рад Вас видеть».
Я спросил владыку, есть ли у него лестовка. «Нет, но теперь будет», - и взял её из моих рук.
Для меня этот визит был еще чем-то вроде разведки - а что представляет собой мой непосредственный начальник? Сухарь или живчик? Истово или формально совершает Богослужение? Доступен, общителен или замкнут, держит на расстоянии? и т.д. Раньше пару раз я его видел, слышал, что он активно посещает приходы. Понаблюдав его в алтаре, послушав проповедь и выступление на трапезе, я сделал для себя определённые выводы: сравнительно молодой, энергичный, подтянутый, стремительно передвигается, громогласный (в связи с этим обстоятельством не сошлёшься на то, что недослышал или не так понял), доброжелательный, наконец. С любовью ко всем относится, приглашает братию приходить со своими трудностями – всегда готов помочь. Оставил о себе хорошую память на Кубани, где до перевода в Москву был архиереем. Кубанская митрополия большая и сложная, в прошлом здесь были очень сильными позиции обновленцев.
Несколько священников с Кубани приехали поздравить владыку. С одним из них я разговорился (на трапезе мы с ним сидели рядом). Батюшка интересовался старым чином. Спрашивал, много ли отличий в Богослужении. Я ответил: примерно десять крупных и несколько сот нюансов. Например, если на воскресный день приходиться полиелей (полиелос - по-старому), то на пении «Хвалите Имя Господне» кадится весь храм. Затем поётся величание и духовенство и все молящиеся начинают парами прикладываться к иконе празднуемого святого. В это время хор продолжает петь избранные стихи и величания. После заключительного величания поются степенные антифоны и читается Евангелие. После прочтения его выносят для поклонения на средину храма, т.е. прикладывание к иконе и к Евангелию происходит не одновременно.
В проповеди в храме и в выступлении на трапезе митрополит говорил о Фаворском свете и умной молитве – о том, о чём учил его небесный покровитель. Вот тут дилемма: как совместить созерцательную углублённую духовную жизнь с загруженностью под завязку теми послушаниями, которые владыка несет?! Может быть, подаренная мной лестовка как-то поможет... Самое трудное – это работа с людьми.
Ты просишь помощника пойти направо, а он идёт налево. Ты просишь его вызвать А, а он вызывает Б. Россыпь таких моментов выбивает из колеи – мне это очень знакомо на приходском микроуровне. Трудно представить, как всё это выглядит на макроуровне, превышающим приходской в сотни раз.
Ещё одно интересное знакомство состоялось у меня с иеромонахом (по-старому - священноиноком) Александром, секретарём представительства Чешской Православной Церкви в Москве. Оказалась, что он бывал в нашем храме. Стиль чтения у нас, отметил он, близок к словацкому языку. Приятно было услышать от него, что словаки в основной своей массе чужды русофобии.
Главное, что я почувствовал, побывав в Новоспасском монастыре, это то, что уровень празднования Дня Ангела владыки Григория и количество участников торжества с каждым годом будут увеличиваться.
И ещё: ощутил прилив смелости и решительности в намерении пригласить его на будущий год совершить в нашем храме по старому чину великое освящение придела, посвящённого преподобному Феодосию Великому.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России