И сколько нас, искренне верующих?

Впечатления участника пастырского совещания в Москве

0
4
Время на чтение 4 минуты

Источник: Русский Вестник
   
Совещание проходило в великолепном актовом зале Свято-Тихоновского гуманитарного университета (пожалуй, это самое великолепное помещение подобного рода). Первые два доклада были несколько неожиданны – А.В. Щипкова, ректора Российского православного университета св. Иоанна Богослова, «Сколько верующих в России?» и прот. Николая Емельянова, проректора по стратегическому развитию Свято-Тихоновского университета, «Почему не растет число воцерковленных людей?»

Первый докладчик поведал, что нерелигиозных людей в России приблизительно 15 %. В советское время утверждали противоположное: верующих – 15 %, неверующих – 85 %. По мнению выступавшего, главный критерий для обозначения религиозной принадлежности человека – это то, как он сам себя позиционирует. Конечно, встает вопрос о качестве тех, кто называет себя верующими православными людьми – среди таких людей немало тех религиозных, которых докладчик назвал «непросвещенными». Сам выступавший уделил немало времени проведению полевых исследований с широким охватом этой темы. Выступление А.В. Щипкова вызвало оживленную дискуссию. Прот. Максим Первозванский, так оппонировал: «Если человек не верит в Воплощение и воскресение мертвых – его нельзя назвать православным». Один батюшка, по-видимому, армянин по национальности, так возражал: «Армяне (да и прочие нехалкидониты. – Иг.К.) тоже называют себя православными, но остаются монофизитами, пусть и умеренными». Пафос А.В. Щипкова был в том, что разве лучше, если цифра будет меньшей? И настаивал, что Россия по всем международным критериям является моноконфессиональной православной страной.

Второй докладчик свое выступление сопровождал несколькими схемами. Кое-какие цифры я записал: в Москве действует около 1200 церквей, в которых несут служение 1500 священников. Митрополит Григорий прокомментировал эти цифры, сказав, что священников недостаточно. Так, в Польше один священник приходится на тысячу верующих, а в России – на шесть тысяч, это меньше, чем врачей и полицейских. Только 7 % прихожан регулярно обращаются к священнику, 15 % – изредка. Количество духовенства сравнительно с перестроечным периодом в России увеличилось с 6000 до 36 000. Выступавший посетовал, что ни один человек из круга его близких прихожан не сказал, что желает, чтобы их сын стал священником. Раньше, по словам о. Николая, крестилось по 50–60 человек, а в настоящее время всего лишь 5–6. Кстати, у батюшки – восемь детей. По-настоящему воцерковленных верующих всего лишь около 6 %.

На мой взгляд, главный критерий воцерковленности человека – это как минимум ежегодное исповедование и причастие.

Некоторые задававшие вопросы после выступлений докладчиков развертывали их в мини-выступления. О. Андрей (Ткачев) констатировал, что, благодаря многолетнему накоплению количественных параметров расширения церковной деятельности, мы стоим на пороге качественных изменений в обществе по проблемам абортов, разводов и пр. Запомнилось цитирование им учителя церкви III века Тертуллиана, который в своей апологии христианства писал: «Если нас убрать, то города опустеют». И. о. настоятеля церкви Сщмч. Климента Римского о. Алексий (Марченко) обратился к проблеме миграции, которая вызывает тревогу.

Пожалуй, самым интересным был доклад известного миссионера, клирика церкви Св. Иоанна Предтечи в Сокольниках о. Олега (Стеняева). Доклад был посвящен работе с молодежью. По мнению выступавшего, ни детство, ни старость, а именно молодость является самым сложным периодом в жизни человека. В ее среде преобладает растабуированность в поведении. Очень часто, достигая примерно 14 лет, дети уходят из Церкви, а в 15 лет, встретив священника на улице, переходят на другую ее сторону. Однако многие в 50–60, под 70 лет возвращаются. Важно, подчеркнул докладчик, слышать тех, кто уходил и вернулся. Молодежи, по словам о. Олега, нужно движение – активное участие в Богослужении или Крестном ходе, в мыслительной деятельности. Запомнилось, что о. Олег был участником Крестных ходов из Витебска в Смоленск.

В продолжении дневного пути было 4–5 остановок, на каждой из которых он начинал беседу на определенную духовную тему и на последующих остановках продолжал ее раскрывать. Как-то он выступал в Беларуси в колонии для несовершеннолетних. Важно, отмечал он, чтобы к молодежной аудитории подбирался ключик (отмычка). В данном случае он, учитывая, что в колонии строго запрещено пользоваться сотовыми телефонами, отметил, что в их обстоятельствах самым лучшим телефоном было бы молитвенное обращение к Богу, что можно сделать в любое время. Раскрывая тему Страшного суда, батюшка удачно обыграл евангельскую терминологию про «козлов и овец», применительно к лагерной действительности. Запомнилась приведенная им цитата из блаженного Августина: «Бог никогда не допустил бы зла, не имея в виду обращения его в добро», и такой приведенный им пример: в 60-е годы прошлого века в Римско-Католической церкви было движение священников-рабочих. Эти священники стремились спуститься вниз с тем, чтобы поднять выше массу рабочих, а получилось так, что они сами остались внизу. Среди них были сторонники теологии освобождения. Некоторые из них даже снимали сан и становились партизанами.

О. Олег привел примеры удачного миссионерствования среди сектантов. Так, в Православие вернулась группа студентов-адвентистов. Был случай, когда в Православную Церковь перешла целая община с пастором, который стал рассматриваться как кандидат на рукоположение. До революции миссионер не мог быть настоятелем храма и заниматься духовничеством. Обращенным нельзя оставаться вокруг миссионера, чтобы не повторить ошибок о. Георгия (Кочеткова), когда все превращается в театр одного актера.
   
   

Игумен КИРИЛЛ (Сахаров)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Среди татар распространяется провокационный «неоордынский» проект
Записки участника учредительного заседания Касимовского Клуба
11.04.2025
О трёх важных мероприятиях в Москве
Беседы с прихожанами
10.04.2025
Научно-практическая конференция «Актуальность
наследия Николая Данилевского». Часть 1
02.04.2025
Современный Запад воспроизводит Ветхий Израиль
В Московском Доме Национальностей состоялась конференция «Актуальность философского наследия Н.Я.Данилевского»
27.03.2025
«Мои опасения были рассеяны»
Впечатления от участия в пастырском совещании в Москве
25.03.2025
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Космонавтика – это хорошо. А Космизм – плохо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.04.2025 12:16
Глас из космоса: «Мы русские, с нами Бог!»
Новый комментарий от Александр Волков
22.04.2025 11:56
Предпосылки и особенности Русского космизма
Новый комментарий от Рабочий
22.04.2025 11:07
Лучше уж сквер, чем такой храм!
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2025 10:04
Идти царским путём
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2025 09:51
Папа Франциск умер, конец света откладывается
Новый комментарий от Александр Волков
22.04.2025 08:43
Трудные пути поиска государственной идеологии
Новый комментарий от Александр Волков
22.04.2025 05:17