В эти ноябрьские дни отмечается печальная дата — 35 лет со времени падения Берлинской стены. Это всемирно-эпохальное событие ознаменовало собой начало стремительного крушения восточно-европейского социализма, крушения всех стран социалистического содружества и всего Советского Союза.
Берлинская стена, возведенная в ГДР при Вальтере Ульбрихте и Никите Хрущеве, почти 30 лет символизировала собой разделение мира на просоветско-социалистическую и капиталистическую систем. Но не только. Берлинская стена также предохраняла весь мир от возможных страшных столкновений этих систем. Она носила не только разделительный характер, но и охранительный.
До 9 ноября 1989 года в ГДР не было ни у кого стремления штурмовать Берлинскую стену. Зная, что многотысячная толпа будет брать штурмом стену, тогдашний руководитель ГДР Эгон Кренц стал звонить Горбачеву, в Москву. Но Горбачев трубку не взял. Тогда Кренц стал звонить советскому послу в Берлине. Но ему ответили, что посол… спит.
Знал ли Горбачев о том, что Берлинская стена скоро рухнет? Конечно, знал! Он прекрасно понимал и знал, что в Восточной Германии начинаются разрушительные процессы ликвидации не только Берлинской стены, но и всей ГДР.
В братской ГДР находилась громадная военная советская группировка численностью более 500 000 военных с соответствующей многомиллиардной инфраструктурой. И что самое главное – с ядерными ракетами!
Еще 1988 году канцлер ФРГ Гельмут Коль поставил перед Горбачевым вопрос о объединении Германии. Вернее, о поглощении ГДР соседней ФРГ. Но Горбачев дал туманные ответы насчет этого объединения-поглощения. В союзники ФРГ, конечно, выбрала США, которые резко активизировали свою вездесущую роль в гибели восточно-европейского блока СССР.
Что интересно? НАТО-вские союзники ФРГ, Англия и Франция выступили достаточно категорично против стремительного объединения Германии.
7 октября 1989 года ГДР отмечала свое 40-летие. В Берлин на празднества, против своей внутренней воли, прибыл Горбачев. Горбачев и Хоннекер ненавидели друг друга за горбачевскую перестройку. Старый Хоннекер прекрасно понимал, что горбачевская перестройка — это прямая гибель всей мировой социалистической системы. Он неоднократно высказывал Горбачеву свои аргументированные возражения против разрушительных процессов, начатых Горбачевым в СССР и в мире. В своей приветственной речи Горбачев ни словом не упомянул Хоннекера и его исторические заслуги перед ГДР.
ГДР при Хоннекере была образцовой витриной социализма. Прекрасное продуктово-товарное обеспечение населения, возможность иметь просторную квартиру и автомобиль, возможность немецких женщин не работать и на производстве и быть домохозяйками, идеальные чистота и порядок на улицах — все эти и другие замечательные достижения утвердились в ГДР при Хоннекере.
Однако, стоя на праздничной трибуне в Берлине перед идущими немецкими демонстрантами, Горбачев воочию увидел плакаты «Горбачев—перестройка», «Даешь свободу передвижений», «Даешь свободную Германию» и т.п. У Горбачева не осталось сомнений, что ГДР в скором будущем не станет.
После отбытия Горбачева из Берлина собравшееся руководство ГДР отстранило Хоннекера от власти.
4 ноября 1989 года в Берлине, на Александр-плац, состоялся многотысячный митинг с требованиями дать жителям ГДР свободу передвижений и свою перестройку. Власти ГДР не стали задействовать советские войска против демонстрантов. Даже не была объявлена повышенная боеготовность. Советские власти предоставили восточным немцам самим решать свои проблемы.
9 ноября толпа двинулась к стене. Кто-то из начальствующих приказал открыть все пропускные пункты и пропускать всех по документам. Однако и этот пропуск по документам перешел в пропуск всех и каждого без документов. Люди буквально потекли через стену в Западный Берлин. Затем, вдруг откуда ни возьмись, взялись ломы, кирки и кувалды, и люди стали ломать эту стену.
Берлинская стена — прямое детище Холодной войны. Федеральный канцлер ФРГ Конрад Аденауэр занял непримиримую позицию по отношению к ГДР. Началась ярая конфронтация между НАТОвским блоком и Организацией Варшавского Договора. Чтобы Берлин вновь не стал очагом новой войны, руководством СССР и ГДР решено было возвести заграждения, а затем уже и основательную бетонную стену с разделительной полосой. По незаконно пытающимся пересечь стену могли открыть пограничный огонь.
9 ноября 1989 года для всех желающих открылись пропускные пункты Берлинской стены. Более 3 миллионов восточных немцев посетили Западный Берлин в эти ноябрьские дни.
Пользуясь благоприятной ситуацией, канцлер ФРГ Гельмут Коль срочно прилетел в Берлин и пытался на митинге сагитировать восточных немцев ГДР объединиться с западными, с ФРГ. Однако на предложение к митингующим объединиться Коль тут же был освистан демонстрантами.
На ноябрьские дни 1989 года большинство восточных немцев было против объединения с ФРГ. Категорически против такого объединения выступили и Маргарет Тэтчер, и Франсуа Миттеран.
Перед 9 ноября, 31 октября 1989 года, Горбачева в Москве посетил новоизбранный руководитель ГДР Эгон Кренц, который просил Горбачева и СССР не бросать на произвол судьбы ГДР, «дочь СССР». На что Горбачев дал туманные расплывчатые ответы. Эгон Кренц без оказанной Горбачевым помощи возвратился в ГДР, где руководитель пресс-службы правящей СЕПГ Гюнтер Шабовски по ошибке и неосмотрительности ляпнул, что любой берлинец может беспрепятственно выехать в ФРГ, в Западный Берлин и так далее. Люди восприняли это сообщение буквально и ринулись ломать Берлинскую стену 9 ноября 1989 года.
Процесс поглощения ФРГ соседней ГДР был запущен вовсю. В марте 1990 года в ГДР были проведены выборы, на которых победили партии, активно агитирующие за объединение ГДР и ФРГ.
Горбачев пытался выторговывать у Коля денежную компенсацию в размере 15-16 миллиардов марок за имущество Западной группой войск в Германии. Но Коль согласился только на 11-12 миллиардов.
В июне 1990 года Берлинская стена была полностью демонтирована. Демонтированные блоки пошли на строительные объекты и на сувениры.
12 сентября 1990 года в Москве между странами антигитлеровской коалиции, ГДР и ФРГ был заключен Договор об урегулировании положения в Германии, дающей возможность Германии объединиться. Что и произошло через месяц.
Падение Берлинской стены было крайне символичным. Под обломками Берлинской стены погибла всемирная социалистическая система. Погибла ГДР. Погибла Организация Варшавского Договора. Началась прямая гибель великого Советского Союза. Объединенная Германия не вышла из НАТО, а укрепилась в ней. Продвижение НАТО на восток, к границам Советского Союза стало необратимым. Горбачевская перестройка, которая гарантировала якобы советским людям мощнейшее укрепление советского государства, привела СССР к гибели.
США, Запад и НАТО праздновали победу, а Советский Союз готовился к своему страшному разрушению, к могильной яме, на которую положили вывороченный бетонный обломок Берлинской стены.
Владимир Николаев, подполковник юстиции в отставке