Есть такая шутка (с большой долей правды): «Почему стал популярным рэп? – Потому, что не стало хороших песен – все красивые мелодии разобрали советские композиторы». И среди лучших советских композиторов – Александра Николаевна Пахмутова. Впрочем, красивые мелодии она где-то выискивала ещё и в 1990-е, и даже в 2000-е годы (вспомним «Русский вальс», «Мать и сын», «Остаюсь с обманутым народом», «Горькая моя Родина»), когда Советского Союза уже не было, и на дворе стояла «мерзость запустения».
Писать о ней трудно, ибо написано о ней много и подробно. Стоит набрать её фамилию в Яндексе или Гугле, как выскочат десятки файлов о ней и сотни её фотографий. Её не забывает даже телеканал «Культура», патронируемый «хозяином русской культуры», зоологическим русофобом М. Швыдким. А этот канал, как известно, никогда «не злоупотребляет» передачами о русских музыкантах, художниках, артистах и прочих талантах.
Чем выше талант, тем больше у него недоброжелателей. Пахмутову в своё время иронически-пренебрежительно называли «комсомольско-молодёжным» композитором, «певцом ударных строек коммунизма». Она, мол, и достойна-то только Премии Ленинского комсомола. Эту премию она действительно получила в далёком 1966 году. Но потом её наградили двумя Государственными премиями СССР (1975 и 1982 гг.), орденом Ленина (1979 г.), званиями Народной артистки СССР (1984 г.) и Героя Социалистического Труда (1990 г.).
Советская власть её ценила. Ценит её и рыночно-демократическая власть (кто знает, насколько искренне?): орден Андрея Первозванного, ордена «За заслуги перед Отечеством» всех трёх степеней. Но – её высоко оценили и в народе, а это – самое главное. Оценили потому, что большинство её песен – не только красивы, но и задушевны. И ещё потому, что они полны оптимизма. Их пели под гитару на привалах у костра, в электричках, в студенческих общежитиях и в домашних застольях.
Музыковеды относят эти песни Пахмутовой к жанру «гражданской лирики» («Геологи», «ЛЭП-500», «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Как молоды мы были», «Надежда» и мн. др.). Однако немало песен у неё написано и в жанре «любовной лирики» («Старый клён», «Мелодия», «Нежность», «Я не могу иначе» и др.), нет только в них драмы разбитой любви. Есть песни и в жанре просто «лирики», без прилагательных («Беловежская пуща», «До свиданья, Москва, до свиданья» и др.). А кроме того – песни о космонавтах, о спорте и о многом другом. Есть даже шутливые песни («Слушай, тёща, друг родной»). Кажется, нет тем, которые ей не были бы близки.
Славу композитора по праву разделяют и авторы стихов, а больше всех – поэт Николай Николаевич Добронравов (1928 – 2023), её верный спутник по жизни, самый близкий её друг и самый частый её соавтор.
В поганые 90-е годы они не уехали из России, хотя могли бы – их песни были популярны на Западе, а её симфонические произведения были в репертуаре европейских оркестров. Они остались с обманутым народом.
У всех деятелей искусства период вдохновлённого творчества длится недолго, на смену ему приходит мастерство. Самый короткий творческий «век» – у песенных композиторов, ибо в песнях вдохновение мастерством не заменить, и лучше всего это чувствует «простонародье» – такие песни в памяти не задерживаются, ни петь, ни даже слушать их не хочется. Свои лучшие песни И. Дунаевский написал в 1930-е и в первые послевоенные годы, В. Соловьёв-Седой, Б. Мокроусов и А. Новиков – в 1940 – 1950-е.
Первые песни Пахмутовой («Песня о тревожной молодости» и «Геологи»), сразу сделавшие её имя известным, прозвучали в конце 1950-х, а последние – в 2010-е. Её творческое долголетие не имеет равных среди песенных композиторов. Из 400 написанных ею песен более 150 стали особенно популярными, или, как сейчас говорят, хитами. Она вложила в нашу духовную культуру такой огромный капитал, что «процентами» с него будет пользоваться много поколений русских людей.
9 ноября Александре Николаевне исполняется 95 лет. Пожелаем ей здоровья! Здоровья – на радость всем нам!
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств
Фото из открытых интернет-источников