Бухта Шепалова в Приморском крае по праву может претендовать на одну из красивейших бухт. Песчаный пляж, окружённый высокими сопками. Бухта глубоко вдаётся в берег, ограничиваясь слева, в восточном направлении, мысом Гранитный и мысом Поворотный на западе. Шепалова – это выход в открытое море. Погода может измениться в течение получаса. Выходя в море в полный штиль, вернуться можно по большой волне. Океаническая волна явление практически постоянное. К вечеру на водной глади начинают катиться плавные, без гребней, с редкой амплитудой, волны. Высота волн растет, как говорится, на глазах. Для многих рыбаков это сигнал к возвращению на берег: море ошибок не прощает. Глубины там серьезные. Чтобы опустить якорь, намотка должна быть метров 100.
Осенью, в октябре-ноябре к берегу подходит приморский окунь, или, как называют его рыбаки, окунь голубой. Но ловить его, как карася, не получится. Окуня надо искать по морю, поэтому ловят его без якоря. Если «наткнёшься» на косяк, ловится он, как из пулемета, гирляндой. Ну, а не найдёшь, можно и без улова вернуться на берег. Возле скал, в каменный отвалах, обитает такая красивая рыбка, как золотой мебарик. До сих пор не знаю, правильно ли я эту рыбку назвала. Местные называют его кто морским ершом, кто золотым окунем, кто мебариком, кто марулькой. Но рыбка красивая, вкусная.
Как-то, наловив таких красавцев, задав бывалым рыбакам в рыбацкой группе вопрос, разожгла горячую полемику:
- Всем добрый вечер! Рыбаки, пожалуйста, помогите разобраться (пока не подрались с рыбаком!), ёрш и окунь шлегеля – это резвые виды рыб?
- Нет ерша в море! Вообще нет! – пишет Андрей.
- Как нет!!! Мебару – это ёрш, марулька тоже ёрш, и шлегель тоже ёрш! – высказывается другой рыбак.
- Да нет у нас ершей! – вступает в диалог одногруппник, – ёрш возле унитаза стоит!
А еще на мысе Поворотном живут ларги. Частенько их любопытные мордашки с огромными, как блюдца, черными глазками, всплывают прям возле лодок. Рыбаки знают: приплыли ларги – рыба сбежала.
Вообще рыбаки народ весёлый и всегда готовы подставить плечо. Иначе в море нельзя, должна быть уверенность, что есть, кому прийти на помощь.
Мыс Поворотный выходит к морю отвесными скалами. На верху сопки вечером на маяке яркой путеводной звездой загорается прожектор.
Особое величие ощущается на закате, когда солнце, огромное, красное, словно катиться по морскому горизонту к маяку и прячется за сопку. Светило словно сдаёт свой пост, передавая кусочек света маяку.
...Мыс Поворотный... Сигнал для судов, место поворота к порту. Туда, где их ждут.
...Я сидела в лодке со спиннингом в руках в ожидании поклёвки. На закате резко похолодало. И эта перемена навеяла давние воспоминания из 90-х, когда в семьях военных царила нищета, не было денег даже на хлеб. На паёк выдавали капусту свежую, точнее подгнившую, и квашеную, вонючую, серую, страшную даже на вид.
Среди молодёжи и подростков стало круто жить по принципам вседозволенности, процветала «свободная любовь», употребление спиртного и наркотиков. Чтобы уберечь сына, записала его сразу в несколько секций. Но за всё надо было платить.
Зарплату военным не выплачивали по 6-8 месяцев. За любую подработку увольняли. Офицерам, прослужившим более 20 лет, увольняться без жилплощади – это путь в бомжи. Строительство социального жилья практически не велось, ипотек в то время не было.
Семьи военных были на грани выживания.
Я занялась перегоном машин из Германии. Тогда, в 90-е, в Польше убивали даже за простые Жигули...
Особенно заполнились два перегона: когда гнала «Мерседес», а потом, через несколько лет, почти новый «Форд».
Перегон «Мерседеса» запомнился тем, что гнала, не умея водить автомобиль и, естественно, не имея прав. Это был 1991 год. В СССР шла перестройка, а в ГДР – падение Берлинской стены. Нравы были суровые, законы – бандитские. Муж в это время служил уже в Нижегородской области, а я еще по контракту работала в Германии. Автомобиль для советского человека – это было словно коммунизм на горизонте. Когда я радостно и с гордостью по телефону сообщила мужу о покупке крутого автомобиля, вместо похвалы, услышала:
- Ну и дура! Ты гнать его как собираешься??! Ты не знаешь, как ключ в замок зажигания вставлять!
- Об этом я потом подумаю. Смогла купить, смогу и перегнать, – упрямо и самонадеянно заявила я.
Конечно, это была безумная авантюра. То, что в этом перегоне я осталась жива, просто чудо.
Перегоняли мне его человек 5, кто сколько мог. До Франкфурта за рулем сидел коллега. А дальше я просто стояла на обочине и «голосовала» тем проезжающим авто, где сидели двое мужчин. Если останавливались, просила сесть за руль моей машины и проехать, сколько смогут.
Очередная такая вынужденная остановка была ночью в Польше. Был ноябрь, шел снег с дождем. Я стояла и ревела от страха. Рядом остановилась машина, из которой вышли два молодых парня метра под два ростом. Увидев, что я одна, они были поражены и из жалости догнали мой «мерс» до самой границы. Там уже помогали другие перегонщики. Не обошлась эта история и без юморной ситуации.
Когда десяток машин собрались в отстойнике, оказалось, что в каждой по одному водителю. Это было в Бресте. Отстойник был огорожен забором из металлических прутьев. Выпускали из этого отстойника сразу все 10 машин, потом запускали новую партию. Пока все не покинут отстойник, следующую партию не запускали. Ситуация сложилась пятовая. Я подошла к человеку с ружьем:
- Пожалуйста, пропустите назад водителя, когда он выгонит свою машину. Он рядом встанет. Вы все видеть будете. Я водить не могу, – слезно уговаривала я служивого.
- Не положено! Там СССР, а здесь – заграница!
- Ну как же быть???
- Не знаю.
- Позовите старшего!
- Не положено!
- Пустите меня, я обращусь к руководству.
- Не положено.
Мне казалось, что я говорю с каменным изваянием. Опять полились слезы. Тогда двое мужчин подошли ко мне и приложили такой выход: один выезжает и ждёт с той стороны, второй подгоняет мой «мерс» к самым воротам. Там я сажусь за руль, держу его мертвой хваткой, переднюю часть авто выталкивают вручную с территории отстойника, я перебираюсь внутри машины на пассажирское сиденье, за руль садится водитель, который уже «пересек запретную черту» и отгоняет мою машину в сторонку, где я дожидаюсь мужа. Служивый с интересом наблюдал начальную процедуру «выката» авто. Но, когда я стала перебираться на пассажирское сиденье, а место за рулем занял другой водитель, служивый закричал:
- Стоять!!! Так не положено!
И тут у меня сорвалась фраза (видимо, сказалось перенапряжение и стресс), от которой все расхохотались в голос:
- Отстань, служивый!!! У меня морда в СССР, это задница заграницей!
Это был 1991 год.
Потом я сдала на права, несколько перегонов прошли довольно спокойно.
...Перегон «Форда» был уже в 1994 году, в первой половине декабря. Из Германии мы выезжали с напарником Сашей, он гнал «девятку», ну а я свой «Форд». Двумя машинами ехать всегда надежнее.
Саша жил в Киеве. Меня муж с сыном должны были ждать на Киевском вокзале.
Готовясь к перегону, Саша меня предупредил:
- Смотри, с такой тачкой в Польше может быть всё слишком лакомый кусок. Если что, я вмешиваться не буду. Толку мало, хуже сделаю. Буду ждать в стороне, хоть тебя подберу, чтоб не замерзла. Личные документы держи в кармане. Кричать, угрожать полицией бесполезно.
Выехали мы с севера Германии в три часа ночи, шел дождь. Пока доехали до Франкфурта, резко похолодало. Дождь перешел в мокрый снег, дорога обледенела.
Когда въехали в Польшу, трасса была, как каток. Ехали мы медленно. Через несколько часов пути, на глухом перегоне, меня из общей колонны стали оттеснять два джипа. Вернее, джипов было три, но «выталкивали» меня на обочину, то есть брали в «клещи», два авто.
Конечно, им это сделать не составило труда. Я ревела в машине навзрыд, ведь для того, чтобы купить «Форд», мне пришлось продать свою шубу машину, ювелирку... А еще я везла сыну подарок: футляр для концертной гитары, ведь он очень увлёкся музыкой....
Заставив меня съехать на обочину, третий джип встал возле моего авто и здоровый амбал, сидевший на пассажирском сиденье, показал жестом, чтобы я опустила все окна.
- Б..., да тут одна баба! В салоне шмутьё и никого больше! – сказал он тому, кто сидел за рулем.
Тот наклонился к окну:
- Ты чё, на всю голову отморожена? Одна такую тачку гонишь, да еще по такой трассе???!!!
И тут меня прорвало, плохо помню, что именно я орала ему в лицо:
- Сволочи!!! Фашисты!!! Ваши бабы ж...й в мягком кресле дома сидят, а мне ребенка кормить надо, за обучение его платить!!! Стервятники!!!..
А они смотрели на мою истерику и молчали. Потом один сказал:
- Утри сопли. Хватит истерить. Езжай дальше, до границы в Польше тебя никто не тронет.
Они исчезли быстро, а я словно окаменела...
Ко мне подошел Саша:
- Они уехали слышишь?!!! Уехали!!!
И тут я стала реветь, точнее выть в голос. Саша схватил меня за грудки и стад трясти, не помогало. Тогда он влепил мне пощечину. Я резко замолчала и совершенно спокойно сказала:
- Саша, я еще покричу три минутки, и мы едем, – опять стала орать.
Через несколько минут истерика прошла.
- Ехать то сможешь? – спросил Саша.
- А что, варианты есть? Конечно, смогу. И мы поехали дальше.
На границе Польши с Украиной меня ждало следующее испытание, у меня украли деньги, приготовленные для получения транзитных номеров, уплаты эко налога и на бензин. У Саши было всё впритык.
И опять истерика. Но, видимо, Бог держал надо мной ладошку.
- Что ревешь? – спросил меня мужчина в форме. Наверное, таможенник. Я, как на душу, взахлеб, рассказала все: и про страх, и про необходимость догнать до места авто, чтобы продать и заплатить за учебу, за все секции, в которые ходил сын...
- Ну вот что, дочка, ты не плачь. Машину я тебе заправлю, не велики деньги. Без эко талона выпущу, а то, что без транзитных номеров ехать будешь, вали на меня. Кому смогу, позвоню, чтоб не трогали на трассе...
Я не верила тому, что слышала...
Мы выехали на трассу. Проехав примерно км 50, нас остановил дорожный патруль для проверки документов. Я достала свою папочку со всеми документами, а там лежали деньги и записка: «Доброй дороги, дочка! Это тебе на заправку, вдруг не хватит!»
- Документы можно? Вы, правда, одна едите? Пройдёмте на пост. И напарник Ваш сейчас приглашен будет.
Когда открылась дверь поста, нас с улыбкой пригласили выпить кофе и съесть по бутерброду:
- Да нам сказали, что Вы машину гоните, да еще и деньги украли. Держитесь!
Пока мы доехали до Киева, нас останавливали несколько раз, везде угощали кофе. Во время одной из «проверок документов», рядом с патрульными стоял мужчина. Оказалось, владелец придорожного кафе:
- Не спрашивай ничего, и не говори. Пока шашлыка не поедите, не отпустим....
При прощании в Киеве, Саша с улыбкой сказал, что такого перегона в его жизни еще не было...
...И вот 2024 год. Война. Война с той Украиной. С той самой Украиной, где меня оберегали по всему пути патрульные, где по-отечески помог таможенник...
Что же случилось с нами и с ними? В какой момент погас тот маяк на повороте истории между Россией и Украиной?..
Я сидела в лодке и думала о том, что именно маяк на Поворотном разбудил во мне воспоминания о том, когда наши страны и народы жили, помогая и поддерживая друг друга.
В жизни каждого из нас хоть раз требуется увидеть сигнал маяка, чтобы повернуть в правильном направлении.
Где же тот маяк, и на каком Поворотном пути должен зажечь огонь, который укажет путь к миру?
Альбина Волкова, член Союза журналистов России, член Ассоциации юристов России
2.
«Что же случилось с нами и с ними? В какой момент погас тот маяк на повороте истории между Россией и Украиной?..
/////////////////
«По моменту» – пожалуй, у Владимира Семеновича Высоцкого имеется ответ:
«Двери наших мозгов
Посрывало с петель
В миражи берегов,
В покрывала земель,
Этих обетованных, желанных
— И колумбовых, и…» - теперь вот – «магелланных..»?
PS
Ну и такой – сугубо «прагматический» - с момента решения «приватизировать» некогда единую конструкцию-сооружение?
1. Не было никакого маяка!
Украина - искусственное образование. Как поползли в фашизм - все. Или это Россия, или Антироссия. Не было никогда никаких "братских народов". Все чушь большевистская.