Летнее солнце скатывалось к горизонту. Волны лениво набегали на берег Японского моря. Песок жадно впитывал морской соленый эликсир, и волна сползала обратно в море, оставляя обкатанную гальку и перламутровые обломки ракушек мидии. Отдыхающие нежились на песке, а более активные плескались в теплой прибрежной воде.
Летний закат по праву можно назвать временем лентяев. Этой мягкой нежной ленью пронизала вся природа: затихает ветер, на небе застывают и почти не движутся облака. Даже вечно орущие нагловатые и милые чайки качаются на волнах, как большие поплавки.
Но закат – это и время, когда особая порода людей, похожих на сектантов, с блеском в глазах, с неутомимой энергией готовятся к ночному выходу в море. У них там своя мистерия.
Ночное море требует особого внимания: фонари, правильное ходовое освещение, гармин для ориентировки, либо компас или другой гаджет, который поможет не сбиться с пути и выйти на берег.
Когда небо заливается золотом заката, а солнце начинает принимать морскую ванну, словно погружаясь в воду, рыбаки в лодках летят навстречу приключениям, нацеливаясь прям на горизонт и огненный шар солнца. До того, как наступит ночь, надо занять свое ловчее местечко в заливе, встать на якорь, собрать снасти, установить и подключить прожектора. То есть, как выражаются рыбаки, зарядиться.
Май-август – это активное время рыбалки. Ловят скумбрию, камбалу, треску, окуня, лосося. А в июле-августе ночью начинается настоящая охота. Вот где наглядно проявляется цепочка эволюции! Ночью на охоту выходит кальмар. Кидается в атаку на жертву он из темноты, внезапно, пытаясь ухватить рыбешку или креветку щупальцами. Рыбешка и креветка в свою очередь ищет свой корм там, где есть свет. Да и ей так безопаснее. У рыбака задача поймать кальмара. Поэтому на борту лодки устанавливается прожектор, который направляется на воду, создавая на поверхности ночного темного моря световое пятно. На свет прибегают стайки рыб и креветок, а для охоты на них в темноте, вокруг пятна, собирается кальмар. Вот такая охота на охотника.
Ловиться кальмар начинает в глубоких сумерках. Одними из самых популярных способов ловли среди рыбаков пользуются «в заброс», и «в отвес». То есть, на воблера или на снасть, связанную ярусом.
Рыбалку нельзя назвать обычным хобби или увлечением. Это особое отношение к миру, особое понимание природы. Настоящий рыбак не оставит мусор на берегу, не бросит пачку из-под сигарет в море. И дело не в том, что это высококультурные люди. Просто мир природы - это их мир, их дом. А в доме не свянячат. Все очень просто. Рыбаки народ резковатый, со своим, особым, юмором. Народ искренний и чистый душой. Почему? Да потому, что в море нельзя иначе. Оно и само чистое и само не прощает лицемерного отношения к себе.
Подход кальмара рыбаки ждут и готовятся: вяжут снасти, обсуждают и покупают специальные кальмарницы и воблеры для заброса.
Заходишь в рыболовный магазин, и глаза разбегаются: хочется купить все выставленные экземпляры, настолько они яркие и красивые. Научиться бы еще их видеть глазами самого кальмара!
Мы с другом Мишей, как и все рыбаки, ждали встречи с кальмаром. Погода долго была «не выходная»: волна, ветер, накат... И вот наступил благоприятный момент. Как говорится, звезды сошлись.
В ночь решили сходить поискать встречи с кальмаром. Так как Миша работал, вышли поздно. На берег приехали почти в 23 часа с хвостиком. Только спустили лодку - пошел дождь которого прогноз погоды не обещал. Ну ладно, мы не сахарные, не растаем. Решили так решили. Пока грузили лодку, с моря на берег потянулись лодки. Спросила, что так рано... Отвечали примерно одно: «Да нет кальмара». Обсудили ситуацию с Мишей, но решение не изменили. Вышли, встали напротив Рицы. Течение сильное. Бросили якорь. Ловили, точнее, старались поймать, в отвес на наш любимый набор юзуриков и прибавили «тотошки»: «пчелку» и розовый.
Юзурики – это японские пластиковые кальмарницы. Мои «любимчики» – это нежно розовый со светонакопительными полосками и «красноголовик». Он тоже со светонакопительными полосками и с краской головой. У всех кальмарниц есть свои «прозвища». Популярностью пользуется юзурик «молочка». У него по брюшку проходит широкая светонакопительная полоса, сам юзурик лазерный, весь сверкает и переливается, а глаза огромные, гипнотические и смотрят с прилавка прямо в кошелек. Отказаться от него невозможно. В этой схватке всегда проигрывает кошелек.
Живет в моем наборе и кальмарница в форме креветочки. Она и на снасть то мало похожа, как брошка красивущая на платье: форма, как у морского конька и вся переливается. Появилась и новинка у фирмы «HIGASHI»: кальмарница «тоташка». «Тотошки» разных расцветок, но все словно опутаны мелкой светонакопительной сеточкой. В темноте создают мягкое натуральное свечение. Есть «тотошка» по прозвищу «пчелка». Очаровательная рабочая кальмарница, которая сразу приобрела популярность и появилась с арсенале многих рыбаков.
Мы вышли из бухты Прозрачной, отошли метров на 500, встали на якорь.
Увы, ловиться кальмар не желал. Вокруг лодки в свете прожектора, направленного на воду, собрались стайки мелкой рыбки и креветки. И вот долгожданный толчок по леске и кончик спиннинга пошел вверх. Часто кальмар клюет именно так: не вниз тянет, а всплывает вверх. Кручу ручку спиннинга и прищуриваю глаза в ожидании фонтана-плевка, который кальмар, появляясь из воды, обдает своего противника. Первый в ведре! Шипит и пытается хлестнуть щупальцами.
И опять тишина...
Ночью в море кажется, что лодка - это маленький остров, который принадлежит тебе. Именно ночью вспоминается то, на что днем, в суете, нет времени...
.. Кальмар не клевал.
Я сидела в лодке, вся промокшая, и вспоминала случай, произошедший много лет назад.
Мне была 4 года с хвостиком. В нашем подъезде, этажом ниже, жила моя подружка, Ленка. Она была старше на целый год. Разлучала нас только ночь. Целыми днями мы проводили на улице. Конечно, убегали, нарушая родительские запреты, на море и в лес. Недалеко от нас, на мысе Шефнера, была лодочная станция. Там давали на прокат лодки. А еще за мысом Шефнера, в море, был остров. Называли его Лисьим. Остров хорошо было видно из бухты Лашкевича, куда по выходным ходил катер и мы всей семьей, ездили отдыхать. Ленку всегда отпускали с нами.
Фантазии и романтики нам было не занимать. Только в наших головах могла родиться идея сбежать на необитаемый остров и покорить его обитателей. Опыт дрессировки крабов у нас уже был. Мы ловили маленьких крабиков в камнях, привязывали к ним ниточки, отпускали в море, потом подтягивали обратно со словами: «Ко мне!». Гладили по панцирю и отпускали снова в море. Вечером мы привязывали ниточку к колышку и убегали домой. Утром находили откусанную нитку, а наши дрессированные крабики не хотели подчиняться командам. Но мы не опускали руки, и все начиналось сначала… К счастью, в наших экспериментах ни один краб не пострадал..
Так что в себе мы не сомневались. Тайком таскали у родителей из продуктовых запасов консервы, у отцов – спички. Заранее присмотрели на лодочной станции не пристегнутую цепью лодку. Правда, она была только с одним веслом. Еще одно, сломанное, мы нашли где-то на свалке.
Выбрав штормовую погоду (конспирация превыше всего!), когда ветер хлестал дождем, и лил потоками на землю и на море, мы, прихватив запасы, пробрались на станцию, оттолкнули лодку и погребли в море. Погребли, конечно, громко сказано! Нас понесло в море. Сломанное весло мы сразу уронили за борт, а целое у нас просто вырвало волной. Откуда нам было знать, что его надо вставлять в уключины. Было темно, небо опрокинулось в море, волны захлестывали лодку. Ко всему прочему, лодка оказалась дырявой. Видимо, поэтому ее и не пристегивали. Она быстро наполнялась водой. Мы вычерпывали воду ладошками, потом сняли сандалики и стали вычерпывать ими.
По небу забегали пограничные прожектора. Наша лодка попала в свет прожектора, и через несколько минут к нам подлетел пограничный катер. Лодка почти наполовину была наполнена водой. Нас подхватили на борт катера, лодку пристегнули, и горе путешественниц доставили на берег, куда вскоре прибыли заплаканные родители.
Мама одной рукой обнимала меня, а второй шлепала по пятой точке. Она целовала меня, ругалась и плакала одновременно.
Ленке всегда доставалось больше, ее отец порол ремнем за каждое такое приключение, и мне потом было стыдно за то, что шкодим вместе, а достается только ей. Где она сейчас, моя верная подруга Ленка из далекого детства?
…За час поймала еще двух пробегающих мимо кальмарчиков. Видимо, бежали к Ливадии, догоняли своих. Остальные в том направлении сбежали раньше, поэтому нам пришлось продолжить поиски.
Ливадия - это место, которое по праву можно назвать кальмарной тусовкой. Но идти туда далеко, и мы были не готовы. Да и море раскачивало лодку, как на качелях.
Пошли к хутору. Это небольшая бухточка между двумя мысами, выступающими в море. Скалы облюбовали рыбы, крабы и осьминоги. Там взяли еще пару.
Отошли на глубину - тишина, как в потустороннем мире: ни кальмар не пробегал, ни рыба не проплывала, на птица не пролетали. Даже ночные бабочки-вампиры исчезли.
Удивительно, но, как бы далеко не уходили в море, там всегда оказывались бабочки и стрекозы. Иногда они, уставшие и обессиленные, садились на борт лодки. Понимая, что при вытаскивании рыбы или кальмара, их можно сбить, убираем несчастных насекомых под носовой тент, где они будут в безопасности. Те словно понимают, что им желают добра, переползают на подставленную руку. На берегу этих бедолаг таким же способом отправляем в прибрежную траву или кустарник.
На глубине кальмар не ловился, пришлось идти обратно, опять встали ближе к берегу. Мишка сладко спал в кресле, я периодически пинала его, чтоб не свалился за борт, и периодически вытаскивала кальмарчиков. Второе было с очень большими периодами. Мишку пинала чаще. Брался кальмар примерно с середины воды, от 5 до 12 метров при глубине 23 м. «Выплакала» 19 штук. Зато кальмар в основном крупный.
Коль не получилось с кальмаром, решили утром, с рассветом, поймать камбалу. Не тут-то было!!! Бычки вытеснили всю камбалу!!!! Захватчики!!!! По два, по три за раз, море просто кипело...Чайки уже отказались их лопать! Среди бычкового кошмара попались две хорошенькие камбалы.
И вдруг неприятность – зацеп! Обходим вокруг зацепа на лодке, подергивая снасть. Оторвалась, наконец-то, от дна!!! Тащить тяжело. Вытаскиваю – ракушка!!! Посмеялись, перешли на другое место, напротив «боевых камней».
«Боевыми» их прозвали за то, что с них постоянно ловят в заброс рыбаки, особо упорные и выносливые, как настоящие бойцы.
Только опустила – снова зацеп! Опять пришлось крутиться на лодке вокруг зацепа. Безрезультатно. Говорю Мише: «Рви!». Он тащит со всей силы, и... оторвал ото дна. Стал поднимать руками, а я подматывала шнур (боялась сломать спиннинг). Мелькнула мысль: «Неужели осьминог???».
Но когда все, что было на крючке, оказалось в лодке, мы хохотали до слез! На крючке висела большая ракушка - мидия, захватившая створками крючок, и целая гирлянда из камней и ракушек. Три оказались достаточно большими. Вот так море снабдило нас наживкой для следующей рыбалки!
Очередной выход на кальмара порадовал уловом и новыми впечатлениями.
Вышли с Рицы, это бухта Прозрачная.
Встали примерно в километре от берега. Несколько штук кальмара не поймали, а буквально вымучали. Волна, сильное течение. Без якоря шнур до дна долетал с трудом. Опустили якорь. Снасть нести стало меньше, но ловиться лучше и не думало. Ушли к хутору. Там если и клевало неважно, то хотя бы стояли в коллективе: все свои одногруппники. Волна сильная и какая-то вредная: укачивало. Но мы держались. Переходили несколько раз ближе-дальше... результат один. Ловили в отвес на ярус.
Снасть я вяжу, используя специальный вертлюжный блок. Лично мне нравится от HIGACHI. Это такой пластиковый бочонок размером миллиметра 3-4, через который проходит стальной стержень, с одной стороны которого карабин для пристегивания кальмарницы. В центре бочонка отверстие, именно в него продевается леска, размером 0,4 и завязываются два узелка на расстоянии 1,5-2 см, между которыми бегает вертлюжный блок, создавая хорошую игру приманке. Приманками, как всегда, у меня были розовый полосатик, полосатый красноголовик, сгущенка большеглазик лазерка, красноголовик тряпочка и решила поставить креветку стекляшку. На этот раз креветка обскакала всех. Ради интереса меняла местами, креветка все равно находила своего кальмара. Глубина 23-25 метров, все клевали со дна.
В этот раз практически не было скумбрии. Зато увидели кальмаровый детсад на прогулке. Маленькие карандашики, примерно от 5 до 10 см бегали в догонялки вокруг лодки. Маленькие, тоненькие, такие забавные! В общем, до трех ночи занимались больше созерцанием и философскими рассуждениями. Посчитали не справедливым, что рыбачить надо в свободное от работы время. Лучше бы наоборот: работать в свободное от рыбалки время, т.е., в «нелетную» погоду. И куда депутаты смотрят!!!!
После трех ночи пошли дуплеты, а после четырех - триплеты. За два предутренних часа поймали больше, чем за всю ночь. На берег вышли, качаясь в такт волнам , но с довольными мордами на лицах. Счастье полное: рука болит (таскала якорь и крутила катушку), ноги не держат... зато душа поет!
После рыбалки приезжаем домой настолько уставшими, что падаем почти без сознания и засыпаем.
Открыв глаза, сразу хватаю телефон и открываю рыбацкие группы, чтобы узнать новости, кто, где и как ловил и где лучше ловилось. Вот такое оно, рыбацкое братство: подсказать, помочь, поделиться, подставить плечо.
Хватает и шуток, и юмора.
Снасти рыболовные довольно дорогие, рыбаки шутят, что если продать весь арсенал спиннингов, катушек, блесен, флешеров, кальмарниц, тасманов... можно купить лексус.
Просматривая новое поступление снастей в магазине «Восход», читаю шутливый комментарий: «Познакомлюсь с женщиной, которая хочет отомстить своему мужу и продаст все его рыболовные снасти за пол цены».
Конечно, это юмор. Большинство жен разделяют увлечение рыбалкой, и тогда... крах семейного бюджета.
А тут Наталья из «Восхода» выкладывает видео новых кальмарниц, светящихся в темноте, переливающихся лазерными брюшками. Демонстрация сопровождается мягким говором: «Вот эта модель новая, но уже успела зарекомендовать себя очень хорошо. А эту вы все знаете, эта старая рабочая кальмарница».
Наташа работает в рыболовном магазине. Несмотря на многочисленные удары судьбы, она смогла выстоять и не бросить свое дело. В рыболовных снастях она разбирается, как заправский рыбак. Даже суровые мужчины, заходя в магазин, улыбаются, увидев Наташу.
- Всем привет! – принеслось в группе «НХНЧ 125» сообщение от Никиты Ковтунова, – был ночью на кальмаре. Рыбалка трудовая. Но порадовал один экземпляр. Прям огнетушитель, а не кальмар!
Фото «огнетушителя» впечатлило: очень крупный экземпляр, не часто такие встречаются...
Большинство рыбаков выходят на своих лодках, в море держат связь через группы. Если что, всегда бросят рыбалку и помчатся на помощь. Но есть и те, кто объединяется, и группой ходят на катере. Вот где концентрируется рыбацкая энергетика! Катер «MIAMI» ведет знающий «банки» капитан, там без улова на берег не приходит никто. Группа набирается дружная. Смотришь на их счастливые лица и понимаешь, что, нет ничего дороже, чем тепло, полученное от общения друг с другом.
Каждый человек всегда в чем-то превосходит тебя и знает больше.
Вот, например, вроде и знаешь хорошо русский язык, но порой не заем, как правильно определить какое-то явление.
Спрашивая перед выходом о том, какое море, в группе отвечают:
- Море раздуло, волны большие, качает. Пошли на берег.
Сергей Игнатюк поправил:
Это неправильное выражение, но им почему-то все рыбаки пользуются. Раздувает облака на небе. Правильно говорить «море вздуло». Так наши предки говорили. У поэтов и писателей это упоминается.
Так вот! Век живи – век учись.
….С нетерпением жду следующих выходных у моего напарника. И опять ночь, лодка, небо, звезды и море.
Выходили с Рицы, точнее из бухты Прозрачная. Хотели пойти к Ливадийским пляжам, туда, где кальмар обитает в больших количествах. Но решили начать с самой ближней точки и передвигаться в том направлении. Встали напротив Рицы, чуть ближе к боевым (с левой стороны бухты), примерно в км от берега. Глубина около 20 м. Якорь не бросали, море было, как бархат. Двигались потихоньку в дрейфе. Ловили в отвес на моих любимых полосатиков: розовых и красноголовик, полосы светонакопительные. Использовали зеленые погружные фонари и прожектора для света. Ловиться стало сразу. Вокруг лодки носилось очень много рыбы: скумбрия, сарган и стайки какого-то малька кружили хороводы. После 23 часов кальмар просто сошел с ума: прыгал свечкой, вдогонку, то выпрыгивали сразу три из одной точки и разбегались прямо, налево и направо. Зрелище было просто завораживающее. Первых раз в жизни искренне пожалела, что не взяла спиннинги для заброса. В отвес мы ловим хигашевскими тонюсенькими, 1,8 м. Очень чувствительные, гибкие, но не для забросов. Поэтому только наблюдали «кальмарный водевель».
Один подплыл к борту и застыл. Такой наглости я не выдержала и легонько тюкнула удочкой. Он взвился вверх, обрызгал меня и лодку и удрал. Тут через минуту другой запрыгнул в лодку сам. Ловились по два, и даже по три. Примерно до половины второго. А потом... редко, капризно и мало. Но все равно поймали 9,5 кг. Для нас это очень даже хорошо.
День отводится на сон, и, пока держится погода, опять в ночь идем в море.
Эта ночная рыбалка была особенная.
Кальмар или не ловился, или ловился плохо. Мне попался триплет, Мише – двуплет, а дальше одиночно выхваченные мимо пробегающие. Всего мимо пробежало 15 штук. Но при этом тихое, спокойное море, летнее черное небо с рассыпанными звездами и огромная красная звезда. Она по-особому сверкала на небе, и была в ней какая-то сказочная загадка. Может, на ней тоже в лодке сидели рыбаки и смотрели на нашу планету…
Вообще рыбаки – это особенные люди – романтики. Люди, чувствующие не только природу, но и особо воспринимающие мир. Только настоящие рыбаки, выходя на берег с небольшим уловом, говорят: «Классно отдохнул!». Мужчины немногословны, но в том, как они это произносят, сразу чувствуется любовь к этому удивительно прекрасному миру. А кальмар – это повод выйти в море, встретить друзей и понять, сколько замечательных людей среди рыбаков! Ловили и в отвес, и на воблер. Правда, на воблер не ловилось. Ходили к танкерам. Потом напротив Рицы, напротив хутора, и ближе и дальше. Картина одна: кальмар ловиться не хотел. Не клевал одинаково на юзурики, на перья, на воблеры.
На салатик поймали.
Из-за сопок поднималось Солнце. Оно отгоняло ночь к горизонту, заливая море золотым сиянием…
Вечером мы провожали Солнце, желая ему «спокойной ночи», а утром встретили с ним рассвет.
А между «пока!» и «привет!» – романтическая ночь в лодке со спиннингами, звездами и воспоминаниями…
Кальмар - фото Альбины Волковой
Кальмар-огнетушитель - фото Никиты Ковтун
Кальмар - фото Альбины Волковой
Луна над морем - фото Никиты Ковтун
Ночной улов - фото Альбины Волковой
Рыбацкая дружба - фото Виктории Филипповой
Улов кальмара - фото Альбины Волковой