Русская культура всегда была и остается одной из главных проповедниц Евангельского духа. Она удивительно чутко, глубоко и пророчески показывает и раскрывает главные смыслы бытия. Вскормленная православным миросозерцанием, она на протяжении всей своей истории была верным ориентиром для чутких сердец, ищущих Высшей Правды. Но, наверное, ни в ком так цельно, гармонично и глубоко она не раскрылась, как в А.С.Пушкине, о котором И.Ильин сказал: «Он дал нам право верить в призвание и творческую силу нашей Родины, благословлять её на всех её путях и прозревать её светлое будущее, какие бы страдания, лишения или унижения ни выпадали на долю русского народа. Иметь такого поэта и пророка, значит иметь свыше великую милость» (Ильин И.А. Пророческое призвание Пушкина).
Не зря Пушкин сам себя называл эхом русского народа, народа с огромной открытой душой, способной вместить в себя все страдания человечества. И если бы он написал лишь одно свое произведение «Сказку о рыбаке и рыбке», поразительное по своей простоте и глубине, лично для меня он уже был бы великим писателем и мыслителем. Это произведение, как часть великой русской культуры, вполне можно назвать посланием русской души «просвещенному» человечеству, в котором Пушкин гениально показывает этому человечеству путь правды и лжи, путь спасения и погибели.
В образе простого и смиренного старика легко угадывается Россия, призванная Богом пребывать в трудах и молитвах и желающая жить спокойно и праведно.
А рядом сварливая старуха, беспокойная, ненасытная и неблагодарная.
И вот, за свое долготерпение старик сподобляется поймать рыбку, готовую исполнять его желания. Но удивительно то, что он ничего не просит у Неё для себя. Почему? Да потому что у него всё есть: и мир на душе, и любимое дело, и даже сварливая жена, которой постоянно чего-то не хватает и с которой он обречён жить бок о бок всю свою жизнь. У древних христиан рыба была символом Христа – Спасителя. Полагаю, что и в сказке Александра Сергеевича она также символизирует Господа, который всегда «гордым противится, а смиренным дает благодать». Так что же старуха, наказание или награда для старика? Можно предположить, что взирая на его праведность, и старуха станет добрее. Но если этого не произойдет, а старик претерпит все её выходки, он может стать святым, а потом и её вымолит.
Но, читая сказку, мы что-то не видим, чтобы старуха становилась лучше. Чем больше она получает, тем больше ей хочется. А старик по-прежнему остается для неё дурачиной и простофилей, впрочем, как и Россия для «просвещённых» народов Запада. Несмотря на всё это, он переживает за свою жену, пребывающую в зависти и ненависти, и кажется, ему неловко за неё и перед всем миром и, конечно же, перед Рыбкой, то есть, пред Господом. Он печалится, взирая на её безумие, но снова идет к морю и снова просит Владычицу морскую о милости. И она снова посылает ему эту милость, и делает это до тех пор, пока старуха в безумии своем не переступает черту: ей уже мало повелевать людьми и народами, и она теперь желает занять место самой Рыбки и чтобы Та была у неё на посылках.
О, как это напоминает современное общество потребления во главе с США и большей частью западноевропейского мира. Они вовсе не прочь выстроить свое благополучие за чужой счёт, при этом беззастенчиво используя остальной мир в своих корыстных интересах, легко избавляясь от тех, кто не разделяет с ними их идеалов. Желание повелевать народами настолько вошло в их обычай, что даже далекая мысль о том, что кто-то может составить им какую-то конкуренцию, приводит их в ярость. И чувство собственной непогрешимости и исключительности, вероятно, настолько ослепляет их, что они, кажется, были бы не прочь в конечном итоге занять место самого Творца.
А что же Россия? Так же, как и старик, который готов был нести на себе старуху, терпя её причуды, так и она по образу Христа отдает себя в жертву миру, пропуская через себя всё его несовершенство. Она жертвует собой и тогда, когда стоит за правду, защищая своих православных братьев, и тогда, когда становится площадкой для страшных экспериментов, и тогда, когда, как всегда оболганная, измордованная, но не сломленная, возвращается к себе самой, возвещая миру Правду о подлинных нравственных ценностях, которые мир растерял, и образом жизни которого стали циничная ложь и двуличие.
Итак, как у старика со старухой, так и у России с США и Европой, увы, две совершенно разных миссии. У первых, это взыскание Небесной Правды и Евангельского блаженства, а у вторых – взыскание радостей и наслаждений земных, и только земных. Нетрудно догадаться, куда приведет человека первый путь и куда его может привести второй.
Сегодня Россия вновь на Голгофе, распинаемая врагами Христа. И, если мы духовно сплотимся и не разбежимся «страха ради иудейского» и сможем воззвать к Нему, как некогда благоразумный разбойник и принести Ему достойное покаяние, то, может быть, тогда, вдохновляемые Его распятием и воскресением, мы найдем в себе силы сказать последние Его слова на Кресте: «Господи, прости их, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23:34).
Без всякого сомнения, все народы мира призваны к тому, чтобы с любовью возделывать прекрасный сад под названием Земля, но, увы, человечество планомерно и жестоко уничтожает его. И, наверное, это потому, что оно перестало понимать Евангелие. Единственная держава, где еще теплится огонёк подлинной веры, это Россия. Русский народ сумел увидеть Евангельскую глубину, и в лице своих лучших сынов и дочерей доказал это на деле. И если мы будем чтить их память и хотя бы пытаться жить жизнью Церкви, которая является подлинной хранительницей Божественной Правды и Любви, то Россия не станет «шлаком истории», а исполнит свое подлинное предназначение, сохранив для погибающего мира неискаженный образ Христа.
Протоиерей Николай Германский, настоятель Свято-Никольского храма п. Ракитное, руководитель Регионального центра собирания русского опыта
1.
"Потому что мы рождены православными, и, как православные, мы закончим свою жизнь. И мы никогда не будем ни папистами, ни экуменистами, ни модернистами, ни либералами, ни сторонниками каких-либо сатанинских, патологических и девиантных явлений в наше время."
============================================= ОТ РНЛ. По просьбе автора, о.Николая Германского, публикуем его ответ: "Приношу мои извинения,если я кого-то обидел своими словами «Единственная держава, где еще теплится огонек подлинной веры, это Россия». Православных по всему миру не мало, а в Сербии у меня есть прекрасные друзья. Я имел ввиду лишь то, что Россия, это единственная Держава, которая, с Божьей помощью, может дать достойный отпор мировому злу, что собственно сегодня и происходит. И, конечно же, мы ценим вклад в дело общей победы всех людей, которые разделяют наши общие нравственные ценности, к какой бы конфессии они не принадлежали. Мы знаем и помним, что Православие, это религия радости и любви, которая «многие грехи покрывает»".