29 августа – День Порт-Артурской Иконы Божией Матери. Все православные будут особо молиться в этот день пред удивительным и чудесным Образом Пресвятой Богородицы. У нас во Владивостоке, в Приморье уже начались праздничные богослужения. Молится Дальняя Россия Дальневосточной вратарнице о спасении всей Руси и о всех православных христианах. От Тихого океана до Карпатских гор любят и почитают Порт-Артурскую, написанную в начале грозного XX века в Киеве и отправленную на Дальний Восток в Порт-Артур в дни тяжелых для России испытаний, во время Русско-японской войны. Эта Икона духовно связывает всю нашу Русь. Утраченная в годы прихода к власти большевиков, Порт-Артурская Икона вновь была обретена в 1998 году молитвами и трудами митрополита Вениамина (Пушкаря), возглавлявшего с 1992 по 2018 годы Владивостокскую епархию. По сей день чудотворная Икона Божией Матери «Порт-Артурская» пребывает в Покровском соборе Владивостока.
Весной нынешнего 2024 года исполнилось 120 лет с тех дней, когда в России появился новый чудесный и прекрасный образ Божией Матери. Этот образ Сама Богородица явила в конце 1903 года старому матросу-защитнику Севастополя, который проживал в Бессарабии и молился о Русском флоте на Тихом океане. Тогда Матерь Божия предсказала скорую войну России на Тихом океане, повелела написать Свой Образ и доставить его на Дальний Восток в Порт-Артур.
Матрос отправился в Киево-Печерскую лавру, где рассказал монахам о явлении Божией Матери и получил благословение на создание нового Образа Царицы Небесной. Икона была написана в 1904 году в дни Великого Поста в Киеве, в мастерской известного церковного художника, иконописца Павла Штронды.
Из Киева икону доставили в Санкт-Петербург, а оттуда с большими промедлениями направили поездом во Владивосток, на Тихий океан, где уже разразилась Русско-японская война, о которой предупреждала Богородица. В Порт-Артур, как велела Царица Небесная, Образ доставить так и не смогли…
По месту назначения икону стали именовать Порт-Артурской. До революции она, еще не будучи признанной Святейшим Синодом, сразу стала широко почитаться в России. Православные люди в Российской Империи уже знали историю явления Богородицы старому севастопольскому матросу за два месяца до начала Русско-японской войны. Новый образ стал одним из знамений воодушевления и морального подъема русского общества в период тяжелой войны с японцами.
Известно о том, что Царская Семья принимала большое участие судьбе иконы. Обе российские императрицы — вдовствующая Мария Федоровна и Александра Федоровна — проявляли попечение о новоявленном образе Божией Матери. Сам Государь Николай Александрович в некоторых случаях отдавал на фронт распоряжения, связанные с Порт-Артурской иконой. Все серьезные перемещения ее происходили с ведома Императорской Фамилии и согласовывались непосредственно с вдовствующей Императрицей Марией Федоровной через телеграф.
После окончания Русско-японской войны Царской Семье лично докладывали о судьбе иконы и причинах неуспеха доставки ее в осажденный Порт-Артур. Кроме того, высказывания любимого русского пастыря святого праведного Иоанна Кронштадтского для многих были свидетельством, что через свой новый Образ Матерь Божия проявляла особое попечение о России.
К сожалению, Синод в то время увидел в иконе лишь «картину» и стал препятствовать даже попыткам снимать с образа копии, вопреки желанию простых богомольцев и верующих. Причина - «неканоничность» Образа — раздельное написание Святой Троицы. Но верующие, лично соприкасавшиеся с иконой, созданной в 1904 году по описанию моряка-севастопольца известным киевским иконописцем П.Ф. Штрондой, не взявшим за свой труд платы, были однозначно уверены в благодатности и чудотворности Порт-Артурского образа.
Много порадевший о доставке иконы в Порт-Артур чиновник Николай Николаевич Федоров свидетельствовал Синоду в своих записках, что в период, когда он сопровождал икону (из Владивостока в порт Чифу в декабре 1904 - январе 1905 годов), у него, больного человека, появлялись сверхъестественные силы и здоровье для выполнения миссии по доставке Образа в Порт-Артур. Нигде он не встречал затруднений, и обстоятельства ему благоприятствовали. Он же отмечал, что икона, пребывая в нескольких часах плавания из Чифу до Порт-Артура, «не пожелала туда отправиться», так как все время погода и ветер не благоприятствовали, и доставка иконы затягивалась до роковой сдачи Порт-Артура.
Помимо этого, икона сразу явила свою помощь русскому воинству. После падения Порт-Артура японцы намеревались атаковать Владивосток. По общим ожиданиям, в Порт-Артуре решалась участь Владивостока. Потому во Владивосток была возвращена эта чудотворная икона.
Авторы книги «Отвергнутая победа» приводят факт, что на четвертый месяц войны, с прибытием иконы из Санкт-Петербурга во Владивосток 9 мая 1904 года совпали военные успехи русских. Тогда произошла гибель сразу нескольких японских военных судов.
После того, как все попытки доставить икону из Владивостока в Порт-Артур оказали безуспешным, образ четыре месяца пребывал в ставке главнокомандующего А.Н. Куропаткина. А оттуда в 1905 году вновь возвратился во Владивосток.
Чудотворный образ Божией Матери встретил особенное почитание во Владивостоке. С иконы делалось, и без разрешения Синода, множество копий, и празднование осуществлялось 16 августа по старому стилю.
В октябре 1905 года, в период кровопролитных бунтов низших чинов армии и флота во Владивостоке, недовольных тем, что их не отправили домой после завершения войны, икона спасла город. Бунтовщиками были устроены пожары и грабежи. Духовенство и верующие провели с чудотворной иконой Крестный ход в горящую часть города. На следующий день состоялись молебен и панихида по убитым на главной площади Владивостока. Бунт был погашен, произошло примирение сторон.
Позднее икона пропала, хотя Дальняя Россия дольше всех сохраняла порядки Российской Империи. В 1938 году был взорван Успенский собор Владивостока, в котором находился чудотворный Образ. В каком именно году исчезла икона, пока неизвестно.
В 1998 году 17 февраля чудотворная икона после многих десятилетий ее безвестной утраты была дивным образом обретена в Иерусалиме приморскими священниками, отправившимися на Святую Землю по благословению правящего Владивостокского архиерея Владыки Вениамина (Пушкаря). Паломники случайно зашли в антикварную лавку недалеко от Лифостротона и там обнаружили утраченную более полувека назад икону Божией Матери «Порт-Артурскую». После улаживания всех проблем в связи с вывозом святыни, Порт-Артурская икона была торжественно принесена во Владивосток.
Возвращение иконы во Владивосток произошло 6 мая 1998 года. Образ торжественно встретили верующие в кафедральном Свято-Никольском соборе города. Владыка Вениамин, тогда епископ Владивостокский и Приморский, сказал в своем слове: «Возвращение этой иконы в наше время, безусловно, имеет промыслительное значение. Думается, что это знамение для нас в утешение нынешних и будущих событий. Нам не дано знать, что ожидает Церковь впереди. Скорби и гонения часто сопутствуют христианской жизни. Но чудесное обретение иконы Божией Матери свидетельствует о благодатном Покрове Пресвятой Богородицы над православными христианами. Это придает нам мужество и самоотверженность при несении каждым своего креста».
Так, в период духовного возрождения и восстановления Церкви после эпохи богоборчества, Россия вновь обрела любимую икону — заступницу российских пределов на границах с языческим азиатским миром.
Наш дорогой Владыка Вениамин (Пушкарь) в своих проповедях говорит, что Любовь Божия непреходяща, «не так, как у людей — сегодня любим, а завтра предаем и отрекаемся — Господь любит нас всегда». И Бог, возлюбив русский народ и Дальнероссийские пределы, послал в начале ХХ века сюда Свою святыню — «Порт-Артурский образ Богородицы».
Эту святыню полюбили поколения людей, живших сто лет назад. Многие из них положили душу свою за Веру, Царя и Отечество и пали героями на фронтах Русско-японской войны. Наверное, и в память о них, по их молитвам и молитвам их родных, Господь вернул в Дальнероссийские пределы чудотворный образ Своей Матери как символ непреходящей Божественной любви к нам.
Сегодня эта икона — символ необоримой Христовой Церкви и Православной России, над которой простирается Покров Божией Матери и возносится молитва от Тихого океана до Карпатских гор. И в то же время, это молитвенный памятник павшим русским героям, православным воинам и морякам, которые остались лежать в чужой азиатской земле, освящая ее своим христианским подвигом. Во многих городах России построены храмы в честь этого любимого русским народом образа Богородицы. Перед прекрасным Образом Пресвятой Девы, держащей в руках главный духовный и воинский стяг христианского мира — плат с Нерукотворным Образом Спасителя — молятся христолюбивые русские Армия и Флот.
Иностранные туристы из Азии — китайцы, корейцы, японцы, - нередко в молчании останавливаются перед прекрасной живописной иконой Богородицы в Покровском соборе Владивостока. Вероятно, их удивляет эта большая икона в высокохудожественном окладе из орехового дерева со сканью и флорентийской мозаикой. Они видят загадочное для их азиатской души изображение Девы с воздетыми в молитве руками и платом с Нерукотворным образом Спасителя, которое заставляет их своей кроткой и тихой силой помолчать и задуматься. На иконе — привычные дальневосточным азиатам тихоокеанские пейзажи, скалистые сопки и море, ясное океанское небо, полное солнца, и невиданная Прекрасная Дева. С утонченным ликом редкого овала и крупными ясными глазами. В этом лике есть то, чего не заметят европейцы, но увидят азиаты. Такие черты воплощают в азиатском мире эталон красоты и редкую аристократичность.
В руках Девы плат с Ликом Бога, вочеловечившегося и пришедшего на землю спасти всех людей. И их, азиатов, тоже Он пришел спасти. Под ногами Девы сломленные восточные мечи. Чем отзывается в азиатских душах этот древний отблеск Византии? Икона-оранта, молитвенница, и Нерукотворный Спас, воспринимаемый в Византии императорами и Церковью подобно скрижалям Завета, предварявшим еврейские войска в битвах с языческим миром.
Порт-Артурский образ еще называют «Дальнероссийскою Вратарницей», именно этот образ встречает азиатских гостей (друзей и недругов) в христианском городе-крепости на грани с Азией. И указывает на сломленные мечи под пречистыми стопами Божией Матери.
Эта икона символически отражает всю суть истории Христианской цивилизации. Все века человеческой истории идет битва добра и зла. Веками христианские императоры и князья выступали в битвах на супротивных со стягами, на которых изображены Нерукотворный Спас и Крест. И всегда «Взбранная Воевода», святые и всё воинство небесное были на стороне христианского народа. Вот она, суть Православной России и источник ее силы — на стороне Христианских народов Сам Бог.
Романов Игорь Анатольевич, Романова Владислава Николаевна, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
1.
Это очень интересное наблюдение. Если это действительно так (а авторы, думаю, проживая на Д. Востоке, имеют основания так говорить), то это лишний раз свидетельствует о неслучайном, сверхестественном образе явления иконы, имея, в частности, ввиду "прозападное" её происхождение.