Символ необоримой Церкви Христовой

От Тихого океана до Карпатских гор любят и почитают Порт-Артурскую Икону Божией Матери

Российская Империя 
0
216
Время на чтение 7 минут

29 августа – День Порт-Артурской Иконы Божией Матери. Все православные будут особо молиться в этот день пред удивительным и чудесным Образом Пресвятой Богородицы. У нас во Владивостоке, в Приморье уже начались праздничные богослужения. Молится Дальняя Россия Дальневосточной вратарнице о спасении всей Руси и о всех православных христианах. От Тихого океана до Карпатских гор любят и почитают Порт-Артурскую, написанную в начале грозного XX века в Киеве и отправленную на Дальний Восток в Порт-Артур в дни тяжелых для России испытаний, во время Русско-японской войны. Эта Икона духовно связывает всю нашу Русь. Утраченная в годы прихода к власти большевиков, Порт-Артурская Икона вновь была обретена в 1998 году молитвами и трудами митрополита Вениамина (Пушкаря), возглавлявшего с 1992 по 2018 годы Владивостокскую епархию. По сей день чудотворная Икона Божией Матери «Порт-Артурская» пребывает в Покровском соборе Владивостока.

Весной нынешнего 2024 года исполнилось 120 лет с тех дней, когда в России появился новый чудесный и прекрасный образ Божией Матери. Этот образ Сама Богородица явила в конце 1903 года старому матросу-защитнику Севастополя, который проживал в Бессарабии и молился о Русском флоте на Тихом океане. Тогда Матерь Божия предсказала скорую войну России на Тихом океане, повелела написать Свой Образ и доставить его на Дальний Восток в Порт-Артур.

Матрос отправился в Киево-Печерскую лавру, где рассказал монахам о явлении Божией Матери и получил благословение на создание нового Образа Царицы Небесной. Икона была написана в 1904 году в дни Великого Поста в Киеве, в мастерской известного церковного художника, иконописца Павла Штронды.

Из Киева икону доставили в Санкт-Петербург, а оттуда с большими промедлениями направили поездом во Владивосток, на Тихий океан, где уже разразилась Русско-японская война, о которой предупреждала Богородица. В Порт-Артур, как велела Царица Небесная, Образ доставить так и не смогли…

По месту назначения икону стали именовать Порт-Артурской. До революции она, еще не будучи признанной Святейшим Синодом, сразу стала широко почитаться в России. Православные люди в Российской Империи уже знали историю явления Богородицы старому севастопольскому матросу за два месяца до начала Русско-японской войны. Новый образ стал одним из знамений воодушевления и морального подъема русского общества в период тяжелой войны с японцами.

Известно о том, что Царская Семья принимала большое участие судьбе иконы. Обе российские императрицы — вдовствующая Мария Федоровна и Александра Федоровна — проявляли попечение о новоявленном образе Божией Матери. Сам Государь Николай Александрович в некоторых случаях отдавал на фронт распоряжения, связанные с Порт-Артурской иконой. Все серьезные перемещения ее происходили с ведома Императорской Фамилии и согласовывались непосредственно с вдовствующей Императрицей Марией Федоровной через телеграф.

После окончания Русско-японской войны Царской Семье лично докладывали о судьбе иконы и причинах неуспеха доставки ее в осажденный Порт-Артур. Кроме того, высказывания любимого русского пастыря святого праведного Иоанна Кронштадтского для многих были свидетельством, что через свой новый Образ Матерь Божия проявляла особое попечение о России.

К сожалению, Синод в то время увидел в иконе лишь «картину» и стал препятствовать даже попыткам снимать с образа копии, вопреки желанию простых богомольцев и верующих. Причина - «неканоничность» Образа — раздельное написание Святой Троицы. Но верующие, лично соприкасавшиеся с иконой, созданной в 1904 году по описанию моряка-севастопольца известным киевским иконописцем П.Ф. Штрондой, не взявшим за свой труд платы, были однозначно уверены в благодатности и чудотворности Порт-Артурского образа.

Много порадевший о доставке иконы в Порт-Артур чиновник Николай Николаевич Федоров свидетельствовал Синоду в своих записках, что в период, когда он сопровождал икону (из Владивостока в порт Чифу в декабре 1904 - январе 1905 годов), у него, больного человека, появлялись сверхъестественные силы и здоровье для выполнения миссии по доставке Образа в Порт-Артур. Нигде он не встречал затруднений, и обстоятельства ему благоприятствовали. Он же отмечал, что икона, пребывая в нескольких часах плавания из Чифу до Порт-Артура, «не пожелала туда отправиться», так как все время погода и ветер не благоприятствовали, и доставка иконы затягивалась до роковой сдачи Порт-Артура.

Помимо этого, икона сразу явила свою помощь русскому воинству. После падения Порт-Артура японцы намеревались атаковать Владивосток. По общим ожиданиям, в Порт-Артуре решалась участь Владивостока. Потому во Владивосток была возвращена эта чудотворная икона.

Авторы книги «Отвергнутая победа» приводят факт, что на четвертый месяц войны, с прибытием иконы из Санкт-Петербурга во Владивосток 9 мая 1904 года совпали военные успехи русских. Тогда произошла гибель сразу нескольких японских военных судов.

После того, как все попытки доставить икону из Владивостока в Порт-Артур оказали безуспешным, образ четыре месяца пребывал в ставке главнокомандующего А.Н. Куропаткина. А оттуда в 1905 году вновь возвратился во Владивосток.

Чудотворный образ Божией Матери встретил особенное почитание во Владивостоке. С иконы делалось, и без разрешения Синода, множество копий, и празднование осуществлялось 16 августа по старому стилю.

В октябре 1905 года, в период кровопролитных бунтов низших чинов армии и флота во Владивостоке, недовольных тем, что их не отправили домой после завершения войны, икона спасла город. Бунтовщиками были устроены пожары и грабежи. Духовенство и верующие провели с чудотворной иконой Крестный ход в горящую часть города. На следующий день состоялись молебен и панихида по убитым на главной площади Владивостока. Бунт был погашен, произошло примирение сторон.

Позднее икона пропала, хотя Дальняя Россия дольше всех сохраняла порядки Российской Империи. В 1938 году был взорван Успенский собор Владивостока, в котором находился чудотворный Образ. В каком именно году исчезла икона, пока неизвестно.

В 1998 году 17 февраля чудотворная икона после многих десятилетий ее безвестной утраты была дивным образом обретена в Иерусалиме приморскими священниками, отправившимися на Святую Землю по благословению правящего Владивостокского архиерея Владыки Вениамина (Пушкаря). Паломники случайно зашли в антикварную лавку недалеко от Лифостротона и там обнаружили утраченную более полувека назад икону Божией Матери «Порт-Артурскую». После улаживания всех проблем в связи с вывозом святыни, Порт-Артурская икона была торжественно принесена во Владивосток.

Возвращение иконы во Владивосток произошло 6 мая 1998 года. Образ торжественно встретили верующие в кафедральном Свято-Никольском соборе города. Владыка Вениамин, тогда епископ Владивостокский и Приморский, сказал в своем слове: «Возвращение этой иконы в наше время, безусловно, имеет промыслительное значение. Думается, что это знамение для нас в утешение нынешних и будущих событий. Нам не дано знать, что ожидает Церковь впереди. Скорби и гонения часто сопутствуют христианской жизни. Но чудесное обретение иконы Божией Матери свидетельствует о благодатном Покрове Пресвятой Богородицы над православными христианами. Это придает нам мужество и самоотверженность при несении каждым своего креста».

Так, в период духовного возрождения и восстановления Церкви после эпохи богоборчества, Россия вновь обрела любимую икону — заступницу российских пределов на границах с языческим азиатским миром.

Наш дорогой Владыка Вениамин (Пушкарь) в своих проповедях говорит, что Любовь Божия непреходяща, «не так, как у людей — сегодня любим, а завтра предаем и отрекаемся — Господь любит нас всегда». И Бог, возлюбив русский народ и Дальнероссийские пределы, послал в начале ХХ века сюда Свою святыню — «Порт-Артурский образ Богородицы».

Эту святыню полюбили поколения людей, живших сто лет назад. Многие из них положили душу свою за Веру, Царя и Отечество и пали героями на фронтах Русско-японской войны. Наверное, и в память о них, по их молитвам и молитвам их родных, Господь вернул в Дальнероссийские пределы чудотворный образ Своей Матери как символ непреходящей Божественной любви к нам.

Сегодня эта икона — символ необоримой Христовой Церкви и Православной России, над которой простирается Покров Божией Матери и возносится молитва от Тихого океана до Карпатских гор. И в то же время, это молитвенный памятник павшим русским героям, православным воинам и морякам, которые остались лежать в чужой азиатской земле, освящая ее своим христианским подвигом. Во многих городах России построены храмы в честь этого любимого русским народом образа Богородицы. Перед прекрасным Образом Пресвятой Девы, держащей в руках главный духовный и воинский стяг христианского мира — плат с Нерукотворным Образом Спасителя — молятся христолюбивые русские Армия и Флот.

Иностранные туристы из Азии — китайцы, корейцы, японцы, - нередко в молчании останавливаются перед прекрасной живописной иконой Богородицы в Покровском соборе Владивостока. Вероятно, их удивляет эта большая икона в высокохудожественном окладе из орехового дерева со сканью и флорентийской мозаикой. Они видят загадочное для их азиатской души изображение Девы с воздетыми в молитве руками и платом с Нерукотворным образом Спасителя, которое заставляет их своей кроткой и тихой силой помолчать и задуматься. На иконе — привычные дальневосточным азиатам тихоокеанские пейзажи, скалистые сопки и море, ясное океанское небо, полное солнца, и невиданная Прекрасная Дева. С утонченным ликом редкого овала и крупными ясными глазами. В этом лике есть то, чего не заметят европейцы, но увидят азиаты. Такие черты воплощают в азиатском мире эталон красоты и редкую аристократичность.

В руках Девы плат с Ликом Бога, вочеловечившегося и пришедшего на землю спасти всех людей. И их, азиатов, тоже Он пришел спасти. Под ногами Девы сломленные восточные мечи. Чем отзывается в азиатских душах этот древний отблеск Византии? Икона-оранта, молитвенница, и Нерукотворный Спас, воспринимаемый в Византии императорами и Церковью подобно скрижалям Завета, предварявшим еврейские войска в битвах с языческим миром.

Порт-Артурский образ еще называют «Дальнероссийскою Вратарницей», именно этот образ встречает азиатских гостей (друзей и недругов) в христианском городе-крепости на грани с Азией. И указывает на сломленные мечи под пречистыми стопами Божией Матери.

Эта икона символически отражает всю суть истории Христианской цивилизации. Все века человеческой истории идет битва добра и зла. Веками христианские императоры и князья выступали в битвах на супротивных со стягами, на которых изображены Нерукотворный Спас и Крест. И всегда «Взбранная Воевода», святые и всё воинство небесное были на стороне христианского народа. Вот она, суть Православной России и источник ее силы — на стороне Христианских народов Сам Бог.

Романов Игорь Анатольевич, Романова Владислава Николаевна, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

На иконе — привычные дальневосточным азиатам тихоокеанские пейзажи, скалистые сопки и море, ясное океанское небо, полное солнца, и невиданная Прекрасная Дева. С утонченным ликом редкого овала и крупными ясными глазами. В этом лике есть то, чего не заметят европейцы, но увидят азиаты. Такие черты воплощают в азиатском мире эталон красоты и редкую аристократичность.

Это очень интересное наблюдение. Если это действительно так (а авторы, думаю, проживая на Д. Востоке, имеют основания так говорить), то это лишний раз свидетельствует о неслучайном, сверхестественном образе явления иконы, имея, в частности, ввиду "прозападное" её происхождение.
Владимир С.М. / 30.08.2024, 08:11
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Анатольевич Романов
Израиль и Трамп ждут машиаха
Зачем им нужна большая война на Тихом океане и во всём мире?
12.11.2024
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Пусть сдохнут упыри и бесы, мечтающие устроить на месте России большой некрополь!
05.11.2024
Тогда не диктатура, а Сам Господь поможет обрести России Царя
Беседа с митрополитом Вениамином (Пушкарём) о монархии
02.11.2024
На жидомасонов и масоножидов валить не надо
Многим уже тяжко терять своих детей, тяжко смотреть на их страдания духовные и телесные…
01.11.2024
Истоки замысла о большом кафедральном соборе Владивостока
Предстоятеля Русской Церкви снова ждут в столице Дальней России…
25.10.2024
Все статьи Игорь Анатольевич Романов
Владислава Николаевна Романова
Архиепископ Вениамин принадлежит всей Триединой Руси
Слово на презентации книги об архиепископе Вениамине (Новицком) в Чебоксарской епархии
15.10.2024
Божественный свет с таежных дальневосточных сопок
К 30-летию восстановления Рождество-Богородицкого женского монастыря близ села Линевичи в южном Приморье и 25-летию игуменства настоятельницы обители матушки Варвары (Волгиной)
13.01.2024
Кому нужен «левый поворот» в советское прошлое?
Здравомыслящей части русского народа он не нужен
03.01.2024
Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого)
Глава VI. Служение архиепископа Вениамина в Чувашии (1973 – 1976 годы)
16.11.2023
Все статьи Владислава Николаевна Романова
Российская Империя
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Славянофилы и «Дом сумасшедших…» графини Евдокии Растопчиной
В защиту честного имени Алексея Степановича Хомякова
15.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58