Николай Васильевич Гоголь в одном из писем (опубликованных впоследствии в «Выбранных местах из переписки с друзьями») пишет своему другу такие слова: «Нужно самому узнавать, нужно проездиться по России. Это особенно хорошо для того, кто побыл некоторое время от нее вдали и приехал с неотуманенной и свежей головою… Сделайте ваше путешествие вот каким образом: прежде всего выбросьте из вашей головы все до одного ваши мненья о России, какие у вас ни есть, откажитесь от собственных своих выводов, какие уже успели сделать, представьте себя ровно не знающим ничего и поезжайте как в новую дотоле вам неизвестную землю».
Именно этими словами великого русского писателя руководствовался Сергей Викторович Забурниягин, когда несколько лет назад занимался подготовкой крестного хода «Великий Русский Северный путь». Потому что Россию нельзя познать из окна поезда или из несущегося по трассе автомобиля. Ее можно познать и осмыслить, либо, как советовал Н.В. Гоголь, в неспешной поездке в карете, либо, в пешем паломничестве. Поэтому, прошедший в 2021 году крестный ход из Москвы на Соловки пролегал не по заполненным транспортом автотрассам, а по лесным дорогам и тропам. Именно тогда, во время шествия на Соловки, и родилась мысль о продолжении этого маршрута, но уже до Москвы, от юга России.
С.В. Забурниягин – политик, общественный деятель, зампредседателя Московского областного отделения Императорского Православного Палестинского общества, является также автором проекта крестного хода «От Государя к преподобному». Первый крестный ход, от памятника Царя Николаю II в Тайнинском в Троице-Сергиеву лавру, прошёл в июле 2018 года. И теперь, это шествие стало традиционным. Знаменательно, что проходит крестный ход, главным образом, по лесным дорогам и тропам, благодаря чему, маршрут совершившегося в 2021 году «Великого Русского Северного пути», восприняв традицию предыдущего шествия, тоже проходил в стороне от автомобильных трасс. Именно на этом крестном ходе и родилась мысль о развитии проекта, с тем, чтобы соединить юг России с её севером.
Знаменательно, что предложение о необходимости совершения шествия от Чёрного моря до столицы России, Сергею Забурниягину подал профессиональный путешественник и кинорежиссер Валерий Шанин. Валерию Шанину, совершившему три кругосветных путешествия, первому открылось, что крестный ход должен быть всероссийским. То есть, от Чёрного моря и до Белого. Разумное зерно в этом предложении было, но, шествие с юга на север надо было наполнить духовным сакральным смыслом. Необходимо было решить два вопроса: «откуда должен выйти крестный ход?» И – «с какой главной святыней он должен идти?» В связи с этим, к Сергею Забурниягину пришла мысль – если начинать шествие от Чёрного моря, то, с места, где св. князь Владимир принимал крещение. То есть, из Херсонеса Таврического.
Третьим важным аспектом являлось дело прокладывания маршрута. Шествие нужно было совершить по значимым для российской истории местам. Тем более, что маршрут этот, также как в Великом Русском Северном пути, прокладывался, не по автомобильным трассам, а по лесным и грунтовым дорогам и тропам. И, входить в него должны были не только монастыри и храмы, но и места сражений, а также места значимые в плане историческом и культурном. Подсказка же о главной святыне для этого шествия пришла из Переяславль-Залесского Никольского женского монастыря.
Промыслительно, что в ведении этого монастыря находятся две очень важные в духовном плане святыни. Самой известной святыней является Небоявленный Крест (ныне именуемый Годеновским), который находится на подворье Никольского Переяславского монастыря в Годеново. Другой Крест, о котором знают немногие, пребывает в самом Никольском монастыре. Согласно преданию, Крест был заказан св. равноап. князем Владимиром и изготовлен в Константинополе греческими мастерами. Заказан этот Крест был для хождения на Иордань, с целью крещения в ней киевлян. Размеры Креста впечатляют – 2м 08см на 1м 35см. В него вставлен 21 частица древних святых: Иоанна Предтечи, Апостола Павла, Свщмч. Василия еп. Анкирского, муч. Виктора, блг. князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, муч. Димитрия Солунского, влмч. Георгия Победоносца, манна с могилы Ап. Иоанна Богослова, свщмч. Василия еп. Амасийского, муч. Агафоник Никомидийский, мученики Меркурий, Евстратий, Ореста, муч. Христина и муч. Анна, свт. Игнатий Ростовский, свт. Исайя Ростовский, блг. князь Василий Ярославский.
Если говорить о походном Корсунском Кресте, то в срединную его часть была вставлена частица Древа Креста Господня, а в оконечностях частицы мощей святых.
Вот полный список святынь в походном Кресте: Частица Древа Креста Господня; частицы мощей – Крестителя Господня Иоанна; св. прав. Анны (матери Богородицы); преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; св. равноап. князя Владимира и св. равноап. княгини Ольги; св. вмч. Георгия Победоносца и св. вмч. Димитрия Солунского; св. благоверных князей Бориса и Глеба; сщмч. Климента Папы Римского; св. благоверных князей Андрея Боголюбского, Александра Невского и Андрея Смоленского; прп. Корнилия молчальник и прп. Иосифа Исихаста; св. великомучениц Варвары, Екатерины и Ирины; прп. Алексия человека Божия; свт. Николая Чудотворца. Таким образом, Крест представляет собой полноту чинов святости, ибо в нем присутствуют и мученики, и преподобные, и князья, и пророки. Отсутствуют только праотцы, хотя св. прав. Анну можно сопричислить к чину прародителей. Поэтому Корсунский Крест представляет собой всю полноту Церкви.
Когда и каким образом этот Крест пришёл на Русь, история умалчивает. Перенёс ли его св. князь Андрей Боголюбский, который дважды ходил на Киев с полками? Или же после воссоединения Малороссии с Московией?.. Официальная же версия говорит об изготовлении этого Креста, по образу Корсунского, мастерами Ростова Великого в XVI веке. Прообразом же стал хрустальный запрестольный Корсунский Крест, привезённый Софьей Палеолог из Рима в Россию. Не позднее XVII века изготовленную в Ростове Великом святыню передали Переяславль-Залесскому мужскому монастырю. После же закрытия обители в 1923 году Крест был передан на хранение в краеведческий музей гор. Переяславля-Залесского. В 90-х годах прошлого столетия о возвращении Креста Церкви ходатайствовал лично Патриарх Алексий II, но лишь только 12 июня 2009 года состоялась его передача Никольскому женскому монастырю.
После изучения истории Корсунского Креста, у Сергея Забурниягина возникла мысль об изготовлении уменьшенной его копии (60 на 40 см), с теми же самыми частицами мощей, которые находятся в главной святыне. Помощь в его изготовлении оказала игумения Никольской обители мать Евстолия. Когда же походный Крест был готов, то она своими руками вкладывала в него частицы мощей святых угодников.
Седьмого апреля, в праздник Благовещения, после Божественной литургии, получив благословение митрополита Симферопольского и Крымского Тихона (Шевкунова), крестный ход вышел из Херсонеса. Смысл этого шествия имеет особое значение. Так как Херсонес, это – Купель Крещения Руси, а Соловки – ее Голгофа. Как сказано в Откровении Иоанна Богослова: «Аз есмь Альфа и Омега, первый и последний, начало и конец». Крым это начало, а Соловки – конец. Москва же является узловым центром, срединой соединяющей обе части Русского Креста. Находящихся в его оконечностях мощевиков. Один из которых Крым, а второй – Соловки. О чём Сергей Забурниягин подробно рассказал в своей статье на Русской народной линии «Не крестный ход, а ход Креста».
Пройдя по берегу моря, побывав в Симферополе, у свт. Луки Крымского, а также в Феодосии, Светлое Христово Воскресение крестный ход встретил в Керчи. После же Пасхальной ночной службы крестоходцы переехали Крымский мост, и теперь движение продолжилось по Тамани, а затем по Кубани и Ростовской области. Далее же путь проходил по Воронежской земле.
С.В. Забурниягин, в указанной выше статье, дал такую характеристику «Великому Русскому пути» от Херсонеса до Соловков: «Вот эти пешеходные тропы инструмент воспитания нашего народа. Ведь если человек не знает своей страны, то не сможет её полюбить, а если он не сможет любить Отечество своё, то о каком патриотизме можно говорить? Поэтому формирование пеших троп – государственная задача!» А также: «Великий Русский Путь соединяет два мощевика – Крым и Соловки. А Москва как духовный центр играет в этом свою важную роль».
В процессе движения, крестный ход побывал в таких красивейших местах, как Белогорье и Дивногорье, в Шолоховских местах, особенно в станице Вёшенская. Побывали паломники и в Покровском соборе Воронежа, в котором находятся мощи свт. Митрофана Воронежского, а также в Задонском монастыре.
В пути не раз происходили неожиданные и незапланированные встречи, которые можно назвать «подарками Свыше». Нечто подобное случилось с прибытием на празднование 452-й годовщины Молодинской битвы. Прибыл туда крестный ход вечером 1 августа, не планируя этого события заранее, но, видимо оно было запланировано Свыше. Поскольку именно в эти дни (по Григорианскому календарю) и совершается празднование Молодинской битвы.
Несколько ранее крестный ход побывал на Куликовом поле, где был встречен хоругвеносцами Тульской богатырской заставы, главным воеводой которой является Андрей Викторович Губарь. Для того чтобы быть хоругвеносцем, надо действительно иметь богатырскую силу. Например, хоругвь с образом Царя Николая II имеет размер полтора метра на метр. При этом, укреплена она на древке, высотой в четыре метра. При порывах ветра, удержать такую хоругвь может только человек недюжинной силы. Сергей Забурниягин, во время шествия с Куликова поля в село Себино, где родилась св. прав. Матрона Московская, и пронесший эту хоругвь несколько километром, прочувствовал на себе её тяжесть. Самое важное ощущение, которое появилось во время шествия на родину Матроны Московской – это присутствие воинов, положивших свои жизни во время Куликовского сражения. Как если бы полки русских ратников сошли с небес и присоединились к этому крестному ходу.
Конечно же, не мог крестный ход пройти мимо Оптиной пустыни, хотя, ради этого пришлось отклониться от маршрута. Тем более, что после Оптиной открывался путь к музейному комплексу диорамы «Стояние на Угре», который находится во Владимирском скиту монастыря Свято-Тихонова Калужская пустынь. Само полотно диорамы размером 20 метров на 4 метра написано Павлом Рыженко всего за два с половиной месяца. Вспомним, что Павел Корин писал свое полотно «Русь уходящая» много лет, но так и не закончил его до конца. Здесь же срок написания просто фантастический. Павел Викторович как если бы чувствовал приближающуюся кончину, а потому спешил. Диорама «Стояние на Угре» стала лебединой песнью художника, реквиемом, и одновременно завещанием для нас, ныне живущих.
По пути к Москве крестный ход побывал на месте Молодинской битвы, и как указывалось выше, прибыл туда во время проходящих торжеств. Отсюда открывался путь на Москву, в Новодевичий монастырь, которому в мае этого года исполнилось 500 лет со дня основания. Поскольку решение о праздновании юбилея этой обители было принято на государственном уровне, то 13 августа в Историческом музее Москвы была открыта выставка, посвященная истории Новодевичьего монастыря.
4-го августа крестный ход совершил шествие по Москве. Путь начался из Новодевичьего монастыря, через Донской и Данилов монастыри. Далее, вокруг Кремля, и по Садовому кольцу. Завершено шествие было у памятника просветителям славян святых Кирилла и Мефодия. Разумеется, крестоходцы не могли пройти мимо Министерства Обороны, и потому, остановившись напротив фасада, осенили его Крестом. Впереди оставался завершающий участок до Переяславля-Залесского, в Никольский женский монастырь, где крестный ход ожидала главная святыня – Корсунский Крест.
Как было сказано выше, крестный ход не имел твердо утвержденных маршрута и графика. По ходу движения приходило понимание, о необходимости прохождения тех или иных мест. Поэтому, не случайно, что уже в Москве было принято решение прибыть в Никольский монастырь не в канун Преображения Господня, как планировалось, а в канун Успенского поста, на праздник Изнесения Честных Древ Креста Господня. Крест надо было принести именно к празднику Креста.
Дальнейший путь шествия пролегал по маршруту от «Царя к преподобному», то есть из Тайнинского до Троице-Сергиевой лавры, где к крестному ходу присоединились еще полтора десятка паломников. Маршрут до Гремячих Ключей и далее в Переяславль-Залесский, благодаря стараниям группы Александра Советова, был также проложен по лесным тропам. Здесь волонтеры не только исследовали пути, но и проводили маркировку деревьев цифрой – 8, давая паломникам правильный ориентир. Одновременно с тем, они делали пропилы в упавших на тропу деревьях, ставили мостки через ручьи, обустраивали места отдыха, и даже выкашивали траву на лесных дорожках.
Во всем пути следования крестного хода не раз происходили неожиданные встречи, которые простыми случайностями посчитать трудно. Так было и на этот раз, когда паломники покинули Гремячий Ключ. На границе Московской и Владимирской областей, в селе Слотино, остановились у церкви Апостола Иоанна Богослова. Навстречу к нам из автомобиля вышел только что приехавший молодой мужчина. Представился. Его звали Павел. Мужчину очень заинтересовал рассказ руководителя шествия, и он решил пройти с паломниками часть маршрута. Но, прежде этого предложил чай и кофе. Ради такого случая, его тринадцатилетняя дочь Майя напекла оладий для нечаянных гостей, и после трапезы (здесь же, у церковной ограды) они присоединились к крестоходцам. Когда же уставшие, но радостные они дошли до пос. Струнино Владимирской обл., то попрощались с паломниками как с родными. Павел обещал подумать над тем, чтобы самому начать прокладывать маршруты, либо пройти часть уже пройденного ранее Великого Русского Северного пути.
Другая такая незапланированная встреча случилась в городе Александрове. Автор этого материала, во время нахождения паломников в кафедральном соборе Рождества Христова, спросил у церковной причётчицы: «Как себя чувствует духовник епархии, митр. прот. Андрей Устюжанин?» Женщина горько вздохнула, и ответила, что о. Андрей отошёл ко Господу. Сегодня у него девятый день. Надо ли говорить, что крестоходцы устремились к могилке священника, находящейся перед алтарем Рождественского собора. Паломники, не сговариваясь, пропели тропари заупокойной литии. На душе было двойственное чувство. Грусти и светлой радости одновременно. Многие знают о Клавдии Устюжаниной из Барнаула, которую Господь воскресил в феврале 1964 года. Но, увы, немногие знают о её сыне, отце Андрее, воистину пастыре добром. Царствие ему Небесное, вечная память и вечный покой.
После же молитвы у памятника Царю Ивану Грозному, находящемуся на набережной в городе Александрове, и посещения Успенского монастыря, в который Царь ушел из-за непокорства бояр, и из которого вышло затем опричное войско, грянула краткая, как бы очистительная гроза. На душе было радостно и светло. Одни паломники возвращались домой. Обменивались друг с другом телефонами. Другие продолжили путь.
В последний день шествия, 13 августа, к крестоходцам присоединились из Москвы и Переяславля около десяти паломников, которые еще в 2021 году шли на Соловки с Сергеем Забурниягиным. Вечером того же дня шествие прибыло в Никольский Переяславль-Залесский монастырь, где оно было торжественно, под звон колоколов, встречено игуменией Евстолией и монастырским священством. Крестный ход принёс малую копию Корсунского Креста к самому началу вечернего богослужения праздника Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Очень символично и знаменательно.
В связи с совершимся событием, невольно приходит понимание о неслучайности нахождения в ведении одной обители, в вотчине св. князя Александра Невского, двух значимых для судеб России Крестов. Отметим, что оба Креста заключают в себе как духовный, так и державный смысл.
Ибо, если говорить о Кресте явленном на Сохотском болоте (и находящемся ныне в Годеново), то в этом событии можно увидеть прообразовательное действие о передаче скипетра Удерживающего от Византии к Московскому государству. Обретение же Корсунского Креста более прикровенно. Так как, если первый Крест знаменовал собой утверждение на Руси царства, то, есть основания полагать, что Крест Корсунский говорит о его возрождении. И, возможно, именно по этой причине, его почитание стало возрастать лишь в последние годы.
Отсюда, не является случайным строительство в Годеново храма Святой Софии с криптовым приделом во имя Святых Царственных мучеников. Не случайна и ведущая к Годеново покаянная Царская аллея. Оба Креста как бы свидетельствуют – время близко! Царь грядет!
Постараемся же осмыслить задачу прошедшего в этом году крестного хода. Отметим, что об этих задачах Сергей Викторович Забурниягин говорил еще в 2023 году, в беседе с Александром Нотиным «Россия стягивается Крестом»; а также в приведённом выше материале «Не крестный ход, а ход Креста» и в статье «Иконы поновляются – Россия просветляется».
Отталкиваясь от материала «Россия стягивается Крестом», в котором речь идёт о зарубежных аналогах масштабных шествий (прежде всего о «Пути святого Иакова, апостола Христова»), отметим, что традиция паломничеств к мощам св. Ап. Иакова в испанский гор. Сантьяго-де-Компостелло, стала возрождаться только в 60-х годах ХХ столетия. Огромную работу для возрождения этой традиции проделал католический священник Элиас Валинья Сампедро, защитивший в 1965 году диссертацию на тему «Путь Святого Иакова». В течение последующих лет он занимался работой по восстановлению Пути Святого Иакова, привлекал к этой работе государственные и церковные власти, строил приют и гостиницу для паломников. В 1983 году им был написан первый «Путеводитель паломника». Годом позже, вместе с помощниками он промаркировал желтыми стрелами маршрут по паломническому пути.
Характерно, что к освещению этой работы подключились кинематографисты и писатели. В 1969 году вышел фильм Луиса Бунюэля «Млечный путь», рассказывающий о «мерзости запустения» на месте святом. Согласно сюжету, двое бездомных бродяг идут к святому Иакову, не имея в этом ни нужды, ни особой веры. По большому счету, им всё равно куда идти. По ходу действия, бродяги попадают в ситуации, обнажающие духовное запустение, ханжество и фарисейство внутри католической церкви. В конечном итоге, они так и не доходят до Сантьяго-де-Компостелло. Печальный финал. По Святой Тропе никто не больше не ходил. Но Элиас Валинья Сампедро продолжал работу, и в 1978 году, как бы предвосхищая взрыв интереса к забытой традиции, вышел фильм «Песнь о Роланде», героическая сага, где также говорится о «Млечном пути» – Дороге Святого Иакова. И наконец, в 1979 году, когда все подготовительные работы были закончены, по Пути Апостола Иакова прошли первые 13 человек.
Согласно преданию, императору Карлу Великому приснился сон, в котором он увидел, что по территории Северной Испании проходит млечный путь, приводящий в Сантьяго-де-Компостелло, к нетленным останкам Апостола Иакова. Карл Великий воспринял сон, как повеление Свыше и употребил все усилия, чтобы очистить этот регион от господства мавров. С тех пор паломники могли свободно путешествовать к великой святыне. В средние века к мощам Апостола Иакова ходили многие тысячи людей, о чем говорится в германском фильме «Пилигрим» (2014 г.).
В литературе о Пути Апостола Иакова рассказывают многие авторы. В первую очередь, это книги бразильского прозаика Пауло Коэльо «Дневник мага» и «Алхимик», также книга кубинского писателя и музыковеда Алехо Карпентьера «Дорога Святого Иакова», книга «Терапия» Дэвида Джона Лоджа – литературоведа из Англии, «Столпы земли» – британца Кена Фоллетта, «Безсмертным путем святого Иакова» – французского писателя и путешественника Рюфена Жан-Кристофа, а также и других писателей и журналистов. Есть все основания полагать, что не только исследования Элиаса Сампедро, но также журналистика, литература и кинематограф возбудили у людей интерес к древней традиции, а потому не случайно, что в 2010 году по Дороге Святого Иакова прошли уже 145 тыс. паломников, а в настоящее время это число достигло пятисот тысяч человек.
Главным же аспектом в шествиях по святым местам является дело духовного изменения. Как это и показано в фильме «Путь» («The Way») Эмилио Эстевеса (2010 г.), и лирическом детективе «Липкие пальцы» (Канада). Герои в этих фильмах, после прохождения по Тропе Святого Иакова, внутренне меняются. Они начинают задумываться о вечном. Соприкоснувшись со святыней, исполнившись Божией благодати, паломники начинали по-другому смотреть на жизнь. В этом, пожалуй, и состоит главная ценность пеших паломничеств по святым местам. Духовное преображение, и памятование о вечных ценностях.
Отсюда, не случайно, что Сергей Забурниягин, используя пример Дороги Святого Иакова, положив в основу не только дело возрождения традиций, но поставив главным целеполаганием – достижение святости, обозначил вопрос развития пеших паломничеств первоосновным для духовного возрождения России.
Возрождение же это жизненно необходимо, ибо, и автор этой статьи свидетельствует – шествие по российской глубинке ничего кроме щемящей боли вызвать не может. Умирает деревня, а вместе с ней умирают русские традиции, умирает народ. И, если в этом ключе обратиться к европейским, ведущим в Сантьяго-де-Компостелло маршрутам, то некогда заброшенные местности в Испании, Франции и Германии, возродились благодаря проходящим здесь паломникам. Ибо, для сотен тысяч путников необходимы тысячи гостиниц, хосписов и кафе. Цены же в этих гостиницах и кафе вполне умеренные. Хосписы рассчитаны, в том числе, на паломников, не имеющих средств. В монастырях принимают и вовсе безплатно, либо на пожертвования. В связи с чем, необходимо поднять вопрос о культуре пожертвований.
До революции, в монастырских гостиницах от паломников не требовали денег. Единственно, при входе стоял ящик с табличкой – «Проживание на пожертвования». Когда же задавался вопрос: «Сколько это будет, на пожертвования?», ответ бывал таким: «По совести и по возможности». Поэтому, культура пожертвований заключается именно в этом – сколько подскажет совесть, в зависимости от возможности. Вопрос же совести является первоосновным в христианской жизни. Ибо, забывший про совесть христианин Богу угодить не может. По большому счету, это вопрос сотериологический. Это вопрос спасения души.
Разумеется, формат шествий и паломничеств не подлежит унификации. Потому что, одно дело, если проходят епархиальные крестные ходы, по благословению архиереев. Также и крестные ходы, получившие благословение патриарха. Они должны совершаться по храмам и монастырям, с пожертвованиями со стороны принимающих их приходов. Здесь, паломники жертвуют своими силами и временем, молятся о проходимых ими землях. Поэтому и принимающая сторона тоже жертвует, оказывая гостеприимство прибывшим к ним крестоходцам.
Но, другое дело, если по маршруту постоянно, и даже в течение всего года, проходят тысячи паломников. Проходят как индивидуально, так и группами. Именно в этом случае и можно применить опыт Тропы Святого Иакова.
Замысел же Сергея Забурниягина состоит в том, чтобы и в других местностях применяли разработанный им метод. Так как пройденный маршрут от Херсонеса до Соловков может повторить любой желающий. С этой целью маршрут «Великого Русского пути» был зафиксирован с помощью GPS, который выложен в интернете, а потому, любой желающий может его повторить.
В завершение же хочется рассказать об одном случае, показывающем, что молитва является делом очень важным, если не первостепенным. От насельников монастырей стало известно об одном случае, когда прибывшая в Россию группа американцев стала ездить по святым местам. Когда гостям задали вопрос – «почему они это делают», то один из представителей группы ответил, что он является участником космической экспедиции «Союз – Аполлон». Космонавт, когда находился в космосе, видел, что из некоторых мест Советского Союза в небо уходили тонкие лучи света. Когда же он наложил на карту излучающие свет местности, то оказалось, что лучи исходили из недр монастырей и храмов.
В отношении этого видения будет уместна аналогия. Потому что, такие же потоки света исходят и во время движения крестных ходов. Как о том и сказано: «Крестный ход идёт – ад трепещет, бесы падают, воздух очищается». А потому, если по России пойдут десятки протяжённых молитвенных маршрутов, а также, и малых крестных ходов. Если пойдут сотни местных крестных шествий, от деревни к деревне, на престольные праздники, как это было прежде на Руси, то, благодаря им, начнется процесс великого духовного очищения, процесс духовного возрождения России. Вспомним, что подобный процесс происходил в Сербии, после Первой мировой войны, благодаря чему произошел подъем национального самосознания. Этот же процесс начался и у нас в России, с конца 90-х годов. Крестный ход как школа соборности, как путь следования по стопам святых отцов. В этом, пожалуй, и состоит главная суть сотериологии крестных ходов.
Сороковиков Александр Степанович, православный писатель, гор. Покров, Владимирская область
Фото предоставлены автором
Ад трепещет
Александров, у Царя Ивана IV
Александров. Успенский монастырь
Благословение Крестом
Крест прибыл в обитель
На входе в Переяславль
Спасский собор - Переяславль
Торжественная встреча