Как сообщалось, 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, после Божественной литургии из купели русского крещения – Херсонеса – вышел Великий Русский Путь. Паломническую группу возглавляет постоянный автор «Русской народной линии», член «Русского Собрания» Сергей Викторович Забурниягин. У Великого Русского Пути – двуединая задача: духовная – это Крестный путь, или путь Креста, как говорит сам С.В. Забурниягин, и государственная – прокладка маршрута для пешего туризма с элементами паломничества по России.
Недавно мы поздравляли Сергея Викторовича с днем рождения, которое он встретил в пути.
В предыдущей публикации о Великом Русском Пути С.В. Забурниягин рассказал о начале Крестного хода – по Крыму и Тамани. Теперь пеший Крестный ход прошёл степями Дона. О чудесах, прекрасных людях и событиях в пути Сергей Викторович рассказал в новом своём повествовании для читателей «Русской народной линии»:
Великий Русский Путь составляет более пяти тысяч километров и состоит из нескольких этапов: Крым, Тамань, Ростов-Воронеж, Воронеж-Москва (через Оптину пустынь). На днях мы завершили третий этап, дошли до Воронежа. Начинаем четвертый этап – на Москву.
После ходьбы вдоль Дона, тишины и завораживающей красоты, прекрасных восходов и закатов, мы вошли в город-миллионник Воронеж. Было чувство, что тебя оглушают ударом по голове – в городе шум, гам и суета.
Долгое время мы шли вдоль Дона. Там нет дорог, не везде можно проехать на машине. Порой, где можно пешком пройти 30 километров, на машине в объезд выйдет 100-150 километров. И красота невероятная! Ростовская область – это лесостепь. Теперь после Воронежа уже начинается лес, появляются привычные нам берёзы...
Впечатление двойственное: с одной стороны мы видим невероятную красоту вокруг, а с другой стороны – удручающее состояние сёл и деревень, население которых еще в советское время в разы превышало численность нынешнего.
Конечно, меня поразили места, связанные с жизнью писателя Михаила Александровича Шолохова. Великий творец, проникновенно писавший о Доне и о его людях. А как к нему относятся местные жители! Сколько всего он сделал благого для своего родного края и людей! Он ведь отказался жить в Москве, заявив: «Я хочу жить там, где родился». Многое сделал для станицы Каргинская, где начинал свой творческий путь. 22 апреля 1960 года Шолохову была присуждена Ленинская премия за роман «Поднятая целина». А 7 июля Шолохов в телеграмме обратился в Комитет по присуждению Ленинских премий с просьбой передать полученную им премию на строительство новой школы. Сумма премии в 75 тысяч рублей положила начало средствам на возведение Каргинской школы, которое обошлось в итоге в 750 тысяч рублей! Так великий писатель понудил власти к строительству школы в станице Каргинская, в которой до сих пор учатся дети. Правда, увы, намного меньше, чем во времена Михаила Александровича.
Мы были в станице Каргинская, в которой Шолохов начинал писать небольшие пьесы для постановки в местном театре. Причём, он не признавался в авторстве, поскольку зрители часто покидали зрительный зал, узнавая самих себя в героях пьесы. Так что Шолохов изначально был актуальным писателем, всегда творил на злобу дня.
На Воронежской земле к нам присоединился наш соратник Дмитрий Сагал. Это его малая родина. Дмитрий Алексеевич прошёл с Крестом по своей родной Воронежской земле, принёс Крест в Новый Воронеж, где нас радушно встретили местные жители. С Крестом был совершён объезд Нового Воронежа. Благочинный отец Михаил, который когда-то крестил Дмитрия, нас радушно принял, накормил, мы душевно пообщались. Нас буквально умоляли оставить Крест в храме на ночь, пообещав, что утром мы сможем спокойно отправиться в путь. Так и случилось. Больше того, утром к нам присоединились прихожане храма, пройдя с нами 15 километров. (Рассказ Дмитрия Сагала об участии в Крестном ходе мы опубликуем чуть позже. – РНЛ).
Наш ежедневный путь составляет не менее 30 километров, а в ближайшие дни намечается ежедневно по 40 километров. Конечно, за три тысячи километров накопилась усталость, но мы держимся и идём. Между Воронежем и Задонском нас ждут большие переходы. А в Задонске нас встречают, в том числе глава поселения. Ожидается небольшое торжество в честь Крестного хода, нас ожидают гашение марок и экскурсия.
Вообще интерес к нашему проекту растёт. Хотя бывает, к сожалению, и прохладное отношение, и что особенно печально – со стороны священства. Некоторые в пылу подозрительности требуют письменное благословение Святейшего Патриарха Кирилла? Наличие устного благословения в расчёт не принимают. Без письменного благословения общаться не хотят.
Секретариат Святейшего Патриарха знает о нас, мы вписаны в программу празднования 500-летия Новодевичьего монастыря. Но мы и не пытались получить письменное благословение, поскольку в принципе нам не нужна помощь. Да и опыт есть: если захочешь попросить помощь у государства или у церковных структур, замучаешься бумаги писать. Бюрократия наша этим знаменита…
Расскажу забавную историю. Как-то мы пришли на вечернее Богослужение в храм, к нам вышел священник, стал рассматривать Крест-мощевик. Мы заинтересовались в чем причина такого пристального интереса к святыне. А он говорит: кто вас знает, кто вы такие, может быть, всё это начинено взрывчаткой…
Я говорю, что у меня есть документ из Переяславского Никольского монастыря, подтверждающий принадлежность ему Креста-мощевика. Но батюшку это не убедило, видимо, до принятия священства он служил таможенником. Я даже предложил ему связаться по телефону с матушкой-настоятельницей, чтобы убедиться, что монастырь действительно доверил мне идти крестным ходом с такой святыней.
Но много вполне адекватных священников, которые прекрасно видят, что мы не сектанты и не раскольники, и поддерживают наш проект. Они понимают, что пешее паломничество – один из инструментов, позволяющих воцерковить гораздо большее число людей, чем любые передачи на телевиденье. И есть такая закономерность: чем более глухие деревни, тем отзывчивее священство и прихожане.
Я вообще отношусь к этому спокойно, понимая, что сейчас время напряжённое, и люди все очень разные. Но я понимаю, что страх, как бы чего не вышло, убивает любую инициативу. Но мы люди дерзновенные, поэтому и идём крестным путём. Но на тему нашего пешего крестного хода я надеюсь потом пообщаться со Священноначалием. И я непременно отмечу, что инициатива священства на местах настолько зажата, что явственно заметны перегибы…
Надеюсь, что наш пеший крестный ход сподвигнет нашего Президента к тому, чтобы Великий Русский Путь стал одним из важнейших национальных проектов России. Это – всероссийская историко-культурная паломническая тропа.
Я абсолютно уверен, что Великий Русский Путь – важнейшая тропа России, пройдя которой человек погружается в историко-духовную суть Руси. Тут и красивейшие места России – Белогорье, Дивногорье. А путь от Ростова до Воронежа – это дорога русской доблести. Да и сегодня Крым, Воронеж, Ростов – это, по сути, линия фронта. Это чувствуется и даже слышится.
В Воронежской области мы посетили Дворец князей Ольденбургских. Это пример служения людей на этой земле: первая поликлиника, хирургическое детское отделение, стекольные заводы, аграрные технологии (передовые технологии того времени), бесплатные школы. Всё это их рук дело. И уникальный случай – местные крестьяне спасли князей от красного террора, преодели в крестьянскую одежду и помогли бежать. А будут ли люди спасать при необходимости тех, кто сегодня понастроил себе дворцы? Многим богатым людям стоит над этим задуматься.
Хочу рассказать о таком явлении, как поновление икон, с чем мы нередко встречаемся. А в селе Покровка в храме Николая Чудотворца икона начала мироточить. На мой взгляд, это важно. Это – знамение того, что и Россия поновляется – просветляется. Иконы поновляются – Россия просветляется! Это происходит медленно, но происходит.
Здесь, в глубинке, нам нередко встречаются уникальные люди духа служения, духа любви к России и родному краю. Они заточены не на осуждение, не на том, чтобы рассуждать это правильно, а это неправильно. Нет, они говорят: я буду делать то, что должен, что от меня зависит. Конечно, я и сам нередко критически настроен, но я радуюсь, когда вижу, что так много людей духа служения…
В этих краях жив казачий дух. В Покровке, например, местные жители собрались и прошли с нами 10 километров, а кто-то и больше. Просто взяли крест и пошли. Да так, что мы еле их догнали.
Был такой уникальный случай. 10 дней с нами шёл профессор МГУ Сергей Малков. Однажды я повредил себе ногу и не мог ходить несколько дней. Мой товарищ, один из основных наших крестоходцев, известный путешественник Валерий Шанин идёт с камерой. Бывает, что он идёт и с камерой и с Крестом. А тут так вышло, что мне нужно было отлучиться на перевязку. И я решил поручить несение Креста профессору. А он говорит: «А я некрещёный». Я даже воскликнул от удивления: «Как некрещёный?». «Так вышло», – отвечает. Что делать? Я позвонил своему другу-священнику и поведал об этой истории. А он мне напомнил, что Равноапостольный Император Константин, даже председательствуя на Первом Вселенском соборе, был некрещёным. А крестился только перед смертью.
Я подхожу к профессору и говорю: «Вы сейчас идёте с крестом, благословляете землю, но при этом должны принять крещение перед тем, как умереть. Ваш путь с Крестом означает, что Вы даёте обязательство покреститься». Он вспомнил, что его ныне живущая мать, которой уже за 90 лет, приняла крещение 10 лет тому назад. Походил-подумал и говорит: «Я согласен, иду». И даже выучил тропарь Кресту. И на следующий день он нёс Крест вместо меня.
Наша основная задача – сопровождать Крест. А Крест уже сам избирает того, кто должен его нести.
Впереди нас ждёт посещение Куликова поля, а это особое место нашей истории. В музее «Куликово поле» запланированы встреча и концерт. Впрочем, наблюдая события в пути, я уже перестал что-то планировать. Ведь, всё идёт своим путём – по воле Божией!
Незатейливые видеосюжеты дают возможность воочию увидеть будни крестоходцев, их путь по просторам нашей Родины. Можно смотреть здесь, здесь и здесь. А по этой ссылке репортаж нововоронежского телеканала.
О маршруте Великого Русского Пути, о том, как присоединиться к крестоходцам, можно узнать на специальном сайте проекта.