Мы обязательно вывезем!

Рецензия на книгу Германа Садулаева «Никто не выVOZит эту жизнь»

Освободительный поход Русской армии на Украину 
0
262
Время на чтение 14 минут

1. Чудеса бывают, Вы не знали? Чаще всего они случаются там и тогда, когда этого совершенно не ожидаешь. Конечно, иначе оно и не было бы чудом!

Одно такое маленькое чудо мне подарил визит в Питер на Троицу, когда по приезде я узнал о презентации новой книги Германа Садулаева «Никто не выVOZит эту жизнь» (Садулаев, Г. Никто не выVOZит эту жизнь. СПб.: Лира, 2024. – 256 с.). Упустить такой шанс было бы непростительно…

И вот, возвращаясь домой во Владимир, я с головой окунулся в чтение книжки дорожного формата «покетбук». Буквально после пары десятков страниц самым острым желанием было закрыть книгу и похоронить ее в мусорном лотке. Не скажу за жизнь, но едва ли начальные постмодернистские этюды кроме фанатов Виктора Пелевина и Владимира Сорокина кто-то вывезет. От «похоронить» удерживал дарственный автограф автора, а от «закрыть» – надежда, что «Великий писатель земли Русской» и близкий по духу публицист всё же расскажет нам нечто куда большее и неожиданное. И в самом деле, в карусели страниц и перипетиях сюжета пытливого читателя подстерегала награда и второе чудо-открытие…

Лирический герой романа (а может, поэмы? или саги? – мы бессильны разрешить эту филологическую шараду, поэтому назовем этот жанр «романом», апеллируя к толщине книжки) Юрий «Юрец» Татаров предстает перед нами утомленным жизнью бонвиваном. Утомленным настолько, что обзавелся личными мозгоправами Станиславом Валерьичем и Игорем Олеговичем, пичкающими его нейролептиками и сеансами когнитивной терапии убойного действия. Наш герой – малоизвестный писатель и не очень успешный бизнесмен; рефлексирующий интеллигент, понахватавшийся случайных концепций из Дж. Фрэзера и ему подобных «британских ученых» и деконструирующий из жизненного опыта наивную, но по-своему оригинальную антропологию.

Жизнь в представлении Юрца представляет собой затейливую биохимическую игру нейромедиаторов, запускающих манифестацию копулятивного рефлекса, одинакового что у рыб с ампутированным мозгом, что у архантропов нижнего палеолита, что у Игоря Олеговича. Копулятивный рефлекс выражается через постоянно повторяющиеся ритмичные (компульсивные) действия, призванные купировать тревогу и навязчивые состояния. В культуре победившего копулятивного рефлекса доминируют секс и оргиастические ритуалы, архетип свиньи. Если бы нам предложили жить в таком обществе, большинство из нас с возмущением отвергло бы это приглашение. Мы ведь через одного венцы эволюции, высоко парящие над верхним, а тем более нижним палеолитом. «Человек – это звучит гордо!», говорим мы, каждодневно и самозабвенно занимаясь компульсивным саморазрушением.

Но именно в таком обществе, свинополисе, оказывается наш Юрец в начале повествования. «Клетка открыта. Она всегда была открыта вообще-то. Ты сам держался за прутья. За корм и воду в корытце» [с. 22] – так неутешительно характеризует происходящее Герман Садулаев в одном из отступлений. Юрец не негодует по этому поводу или, наоборот, не восхищается этим фактом – он его констатирует как данность и даже подводит под это научную базу своей доморощенной антропологии. Его жизнь наполнена рутинными сексуальными историями, похожими одна на другую, и такой же рутиной в перерывах между ними. Или опустошена ими? У Юрца есть хобби – собирание полудрагоценных камней и монет, которыми забита его комната. Зачем ему все эти нефриты и жадеиты, погружающие владельца в каменный век? Как тебе такое, Сизиф?

Показателен бизнес, которым занимается Юрец: продажа туалетных ершиков, буквально воспроизводящих рутинный компульсивный ритуал своими реципрокными движениями по стенкам унитаза. Но даже на поприще ёршиков у Юрца облом – фирма по сборке (!) ёршиков во Владимире не вывозит эту нелегкую технологию, и Юрец остается у разбитого корытца. Добавлю в скобках, что чтение романа происходило в поезде, едущем во Владимир, увековеченный в книге как город мастеров-ёршикоделов.

А тут еще антропология, доставляющая ударную дозу абсурда в и без того кринжовую жизнь героя: оказывается, его с ёршиком компульсии – продукт длительной эволюции рептильного мозга в неокортекс, а архантропа в неоантропа. Троглодиты нижнего палеолита содрогаются от своей эволюционной перспективы – в венце венцов стать безвольным придатком туалетного ёршика. Эволюция удалась, нечего сказать.

Едко и колюче Садулаев высмеивает рутинную жизнь Юрца, превратившегося в такого вот ёршика, то ли чистящего среду, где он компульсивно ёрзает, то ли ее загрязняющего, то ли без толку перемешивающего тошнотворную субстанцию вокруг себя и в своей голове. Но самый ужас-ужас-ужас в том, что Юрец – не распоследний негодяй, а очень даже добрый малый. И с беспощадной ясностью становится ясно, что мы все – такие вот юрцы, которые ничего не вывозят. Через повествование Герман сам является колючим ёршиком, скоблящим наши заплывшие цинизмом и обывательским равнодушием души до тех пор, пока нас не переполнит стыд и мы протестующе не закричим: стоп, хватит, мы этот срам больше не вывозим! Вот и славно, – удовлетворенно ухмыльнется автор, – доскреб до совести, значит. Ай да, Герман, ай да, молодец!

Так и Юрец однажды перестал вывозить жизнь сериального маньяка. Что Юрец – вся страна забуксовала. Потому что не вывозила никуда, а совершала беспричинные и бесплодные компульсивные движения туда-суда-обратно. Антидепрессанты, кушетка психиатра, суицид – есть ли избавление от захватившей всех компульсивной агонии, от перемалывающего всё на своем пути колеса майя-сансары?

2. Да, есть! Внезапно СВО оказалась таким парадоксальным избавлением. Жизнь для многих россиян обрела цель и наполнилась смыслом, а копулятивный рефлекс уступил дорогу постуральному рефлексу, рефлексу прямохождения, поднимающего человека не только из нижнего в верхний палеолит, но и еще выше – туда, куда Сизиф не толкал свои камни. Воз теперь появился шанс вывезти, потому что появилась цель – Победа, VOZхождение, и потому что появился VOZничий, выVOZящий VOZ в единственно верном направлении – вверх из топкого болота. Два сюжета – один про жизнь Юрца, другой про какую-то там СВО – шедшие параллельно и независимо на протяжении первой тетради, наконец встретились; точнее, сюжет СВО захватил и опрокинул сюжет про Юрца. Впрочем, уже нет жалкого Юрца, а есть вызывающий уважение Юрий Татаров – сперва доброволец на Донбассе, а потом не то волонтер, не то военкор на СВО с позывным Фармацевт. 22 февраля 2022 года Юрий Татаров заново родился в санатории Старой Руссы. Это физиотерапия чудеса творит, или перед нами чудесное превращение Савла в Павла, Юрца в Юрия?

Юрий Татаров, в молодости увлеченный индуизмом и зачитывавшийся Бхагават-Гитой, принял СВО как мокшу, освобождение от опостылевшего колеса сансары и от житейских передряг, в которых окончательно запутался. Этим Татаров очень напоминает Владлена Татарского, сбежавшего из тюрьмы на войну. СВО в индуистской оптике предстает как Курукшетра, одновременно и междоусобная разборка близких родственников, и мировая война добра со злом. Возничим Арджуны в той эпической битве был сам Шри Кришна – кто же будет VOZничим на нынешней «курукшетре», СВО? Христос, благословлявший русское воинство на ратный подвиг? Пресвятая Богородица, осенявшая своим Святым Покровом воинов на Куликовом поле и других сражениях? Герман не дает ответа на эти вопросы. Наверное, не пришел срок узнать нам эту тайну. Но то, что VOZничий сидит на передке и твердой рукой управляет птицей-тройкой, уже нет сомнений. Об этом поведает всякий, побывавший на «передке».

Война, однако, дело не только молодых, но и героев. Юрий, побывав добровольцем во время 8-летней недовойны на Донбассе, вскоре уехал в отпуск и… не вернулся. К войне надо привыкнуть, в нее надо заходить постепенно, как в ледяную воду из теплого шезлонга. Но обожженный первой войной, в следующий раз, на СВО, Юрий уже сознательно идет – волонтером и гуманитарщиком. Он уже не может жить прежней жизнью улитки, а тем более овоща. Он пробудился, выполз из ракушки и встал в полный рост.

Юрий Татаров, встретившись с войной лицом к лицу, сразу забывает про свою «компульсивную антропологию» (Фрэзер к концу повествования разоблачается как пошлый мистификатор). Юрий формулирует «золотое правило» волонтера, одновременно устанавливая диагноз, первопричину и источник всех зол: «Деньги – это горящий уголь, или яд, или скорпионы. Получив их в свои руки, ты должен как можно скорее передать их дальше, потратить по назначению. С деньгами люди отдают свои грехи, страшные грехи, смертные. Если ты присваиваешь деньги, то только вместе с грехами. И даже если просто держишь слишком долго в своих руках. Яд впитывается сквозь кожу» [с. 172‑173]. Юрий без сожаления бросил никому не нужный воз грехов и накоплений (5 центнеров камней!) – зачем и куда вывозить всё это барахло! – и впрягся за гуж общего VOZа.

Но и тут мудрый Герман Умаралиевич не спешит ставить восклицательный хеппи-энд. Вторая тетрадь к концу наполняется тревогой, болью и отчаянием – мы не выVOZим! Мы сдаем Херсон. Героическая оборона 205-й бригадой Снегирёвки оказывается ненужной. За 2 часа до объявления о сдаче Херсона погибает руководитель Херсонской ВГА Кирилл Стремоусов. Юрий Татаров погибает в сожженной колонне при отходе из Херсона. Неужели никто не выVOZит эту жизнь?

3. Третья и четвертая тетради – две короткие военные новеллы, фабулой никак не связанные с предыдущими тетрадями. Но они вселяют в приунывшего читателя надежду и оптимизм. Если мы не вывозим – нас обязательно вывезут. Но только если мы сами не падаем духом и беззаветно выполняем свой долг до конца. В первой новелле к оставленному в промке раненому бойцу Велесу прибивается пес, благодаря чему бойца замечают товарищи и, рискуя жизнью, вывозят с поля боя. Пса тоже берут с собой – СВОих не бросаем!

Во второй новелле к погибающим в Шервудском лесу под Славянском бойцам приходит помощь… из 1941-го или 1942-го года. Их спасает внезапно появившийся в лесу отряд красноармейцев. Немного фантастический сюжет причудливо смешивает физическую и метафизическую реальность, оставляя нас перед загадкой: то ли это небесное воинство спустилось с небес, то ли это погибшие бойцы вознеслись на небеса, чтобы на новом уровне довершить начатую брань. Массовая гибель защитников и жителей Новороссии, о чем почти с отчаянием писал Садулаев в конце второй тетради, словно бы проламывает брешь в доселе непроницаемой границе между Землей и Небом, и небесное воинство спешит на помощь своим земным товарищам – защитить землю Русскую и хоть немного, хотя бы в этом бою, остановить страшную жатву смерти и спасти бойцов от практически неминуемой гибели: если Бог за нас, кто против нас? VOZничий (для индуиста Кришна, для православного Христос) невидимо, но твердо повелевает нашим возом – нет, теперь боевой колесницей.

Третья и четвертая тетради – прекрасный образец русской и советской прозы. классического линейного письма, от которого Садулаев пытался откреститься на презентации. Прозы, вчера сказали бы «лейтенантской», теперь – «военкоровской». Хочется читать и читать эти восхитительные истории о замечательных и мужественных людях, но эта часть романа удручающе коротка. Не лишена оснований аналогия советской военной прозы с Житиями святых: подобно тому, как жития учат читателя добротолюбию, так и рассказы о подвиге Зои Космодемьянской, Алексея Мересьева, генерала Карбышева и тысяч героев учат храбрости, стойкости, мужеству и беззаветной любви к Родине. Вкрапленные в роман очерки Германа, вместе со стремительно возникшей Z-прозой и Z-поэзией, возрождает эту славную литературно-воспитательную традицию. Прощай, глумливый и зубоскалящий постмодерн – здравствуй, облагораживающая и подлинная русская проза.

Заключительная часть так коротка потому, что мы в самом начале повести о Герое нового времени. Это, новое, время еще не совсем наше – мы одной ногой всё еще во второй или даже первой тетради. Новое время, Время Героев, проанонсировано, но еще не наступило. Наверное, мы сами должны приложить усилия, чтобы оно наступило, и нам бы открылись захватывающие дух высоты человеческого духа. Мы своей жизнью должны вписать новые страницы, собственным потом и кровью.

4. Роман Германа Садулаева – квест. Интерактивное письмо, требующее от читателя соучастия. В зависимости от этого соучастия читатель, как и надлежит участнику квеста, вывозит свою миссию или нет. Даже миссий оказывается много: при первом прочтении одна, при в втором – более сложная и так до тех пор, пока главная миссия – VOZ – не выйдет за пределы романа и не зажжет огонь в сердце читателя подобно легендарному пеплу Клааса.

В конце второй тетради и на презентации Герман Умаралиевич иронично прошелся по «арке (дуге) героя», как заезженном литературном штампе, и которого якобы нет в обсуждаемой книге. «У моего персонажа нет никакой *** дуги. Он просто живет. Тетради – слепок его жизни, моей жизни. Вся жизнь человека происходит в его уме. Поэтому вот его ум, распотрошённый, вывернутый наизнанку. Если моя жизнь интересна, если мой ум интересен, то и тетради будут интересны, без всякой *** арки. А если я внутри себя неинтересен, то никакая арка не поможет» [с. 183].

Ну правильно, раскрыть все козыри будущему читателю – это всё равно что объяснить анекдот перед его рассказом. Всё испортить. Надо заинтриговать читателя, пустить его по ложному следу. Поверит читатель, что герой добрых 200 страниц слоняется без арки, – хорошо, не поверит и таки отыщет особо не маскируемую арку – еще лучше. У Юрия Татарова выведена не просто арка – арища. Герой в начале и конце повествования – два совершенно разных персонажа. Первый, Юрец, – брат-близнец пелевинского Владлена Татарского; второй, Юрий, написан практически с Максима Фомина. У героя не просто дуга – у него парабола, VOZходящая и VOZносящаяся вверх на бесконечность.

Или – Садулаев прав, а дуги и вправду нет? Может быть и так, что герой Юрий Татаров – цельная натура, просто когда среда требовала от него компульсий, он подчинялся и медленно загибался. А ожил и раскрылся, когда жизнь поставила его на самый край жизни и смерти – туда, где сгорает и опадает все лишнее и наносное, где открывается и раскрывается Подлинное Я. В таком случае «дуга» Юрия Татарова повторяет «дугу» Ильи Муромца, который 33 года лежал на печи, а потом встал и пошел крошить супостатов. Наверное, и в самом деле это никакая не дуга, а русский архетип: мы не вывозим, когда все кругом сыто и комфортно, и доблестно тянем за троих, когда весь мир ополчается на нас войной. Захар Прилепин в одном из интервью высказал очень глубокую мысль: русский человек погибает от сытости и комфорта: где немцу хорошо – там русскому смерть. И напротив, русский оживает, когда надо спасть – соседа, Россию, мир. Такая вот «русская дуга», которую очень искусно изобразил Герман Садулаев.

5. Какой же квест без зашифрованных ребусов и ложных ходов? Постмодернистская часть романа, как и положено, полна аллюзий, намеков и даже прямых ссылок на других авторов (порой вымышленных). На презентации Герман утверждает, что предельно честен с читателем и везде расставил указательные знаки, чтобы помочь читателю. Но так ли это, и не поставлены ли одни указатели, чтобы скрыть другие?

Герман говорит, что своим письмом отчасти подражает аргентинскому писателю Хорхе Луису Борхесу, мастеру метапрозы – многосмысловой и «многозадачной» прозы, полной рефлексии, иронии и неожиданных поворотов. Наверное, так и есть, но куда больше сходства романа можно найти с другим знаменитым аргентинцем Хулио Кортасаром, особенно с его экспериментальным романом «Игра в классики». Романы роднит фрагментарность повествования, резкий переход от одной сюжетной линии к другой, поначалу не имеющей ничего общего с главной фабулой; использование нескольких повествовательных техник, которые часто пересекаются, в том числе от первого и третьего лица, включая «поток сознания» главного героя Орасио Оливейры, рефлексирующего интеллектуала из богемы. Жизнь Орасио и других персонажей кажется такой же безнадежной и бесцельной, компульсивной детской игрой в «классики», как довоенная жизнь Юрия Татарова, но она не приводит героя к сколько-нибудь глубокой экзистенциальной катастрофе. Жизнь – игра с нулевой суммой, бесцельность которой Кортасар подчеркивает зацикленностью сюжета в конце романа. В романе Садулаева игра (компульсия) идет ровно до того момента, пока Жизнь не встречается лицом к лицу со Смертью. Game over, мир освещает Подлинность. Встреча с Подлинностью приводит Юрия Татарова и Германа Садулаева (которые к концу второй тетради уже неразличимы: мысли военкора и гуманитарщика Юрия – это мысли военкора и гуманитарщика Германа) к неизбежному и единственно возможному выводу: жизнь – это задание, это воз, который непременно надо вывезти, пусть даже ценой этой жизни.

В продолжение темы Борхеса-Кортасара: четвертая тетрадь – это очерк в жанре магического реализма, которым так мастерски владели латиноамериканские писатели.

Другим подсвеченным маркером является роман французского писателя Луи-Фердинанд Селин «Путешествие на край ночи», посвященный описанию человеческого скотства, материального убожества и нравственной грязи, в которой барахтаются персонажи, включая главного героя, от лица которого ведётся повествование. «Путешествие…» утверждает принципиальную безысходность и тотальное разочарование в человеке – и упоминание Селина в первых тетрадях романа призвано усилить впечатление непроходимого скотства в жизни героя. А смешение высокого и низкого, героики с почти порнографией вызывает в памяти не менее скандального французского писателя Бориса Виана и его роман «Пена дней». Юрий Татаров также отчаянно барахтается и почти захлебывается в «пене» дней – дней сурка, бесцельных и неотличимых друг от друга, убивающих героя до тех пор, пока он не сделает шаг из хоровода майя-сансары.

Венгерский палеопатопсихолог Эгон Винце и его трактат «Человек безумный», подводящий псевдоантропологическую базу под никчемную жизнь героя и ставящий крест на человеке, как эволюционном сбое, – плод остроумной мистификации Садулаева. Но за этой мистификацией проглядывает немецкий писатель Бенджамин Леберт с автобиографической повестью «Crazy» про подростка-бунтаря. Юрий Татаров предстает перед нами таким же «крейзи», безуспешно пытающимся встроиться в «нормальную» жизнь. А может, это общество однажды сошло с ума, а «крейзи» – единственно не поврежденные душой люди? Всех этих крейзи либеральное общество пытается «утилизировать» на войне, но чудесным образом происходит не утилизация, а трансформация – на войне зарождается Новое общество, нормальное без кавычек. Предстояние перед смертью открывает истинную антропологию русского человека – антропологию ума, чести и доблести.

Чтение романа-квеста «Никто не выVOZит эту жизнь» не может не вызвать ассоциаций с самой знаменитой после «Одиссеи» «бродилкой» – трилогией Дж.Р. Толкина «Властелин колец». Хоббиты-недотепы жили беспечной обывательской жизнью в своем Средиземье, пока враг не оказался и самых ворот. И так оказалось, что мир спасать оказалось некому: ни всемогущему магу Гэндальфу, ни ангелоподобным (чуть было не написал «рукопожатным») эльфам Лориэна, ни гномам-скопидомам Эребора, ни отважным супергероям Гондора. Только мохноногим хоббитам (а по-нашему «ватникам») под силу эта задача. Это ведь только в голливудских боевиках мир спасают супергерои Сталлоне и Уиллис. А в жизни всё по-другому – мир спасают тихие и незаметные люди, которые не думали спасать мир и сильно бы удивились, услышав, что они выполняют столь пафосную миссию. Они просто вывозили VOZ – как умели. Но может, именно так и спасается мир – тяжелой рутиной. И еще полной самоотдачей. Мир не принимает спасения на расслабоне и вполсилы, ему непременно надо, чтобы всё рушилось и висело на волоске, чтобы все были на грани отчаяния, потому что «не вывозим!». А оказывается, только так и вывозим – когда не вывозим.

6. «Мы вывозим, когда не вывозим» – русская жизнь построена на парадоксах и, возможно, на чуде. Юрий Татаров вывез свой воз давно, он в последние секунды жизни в отчаянии не за себя, а что не выVOZит Россию, не вывозит общий VOZ, в который дружно и самоотверженно впряглись вчерашние «крейзи». Но VOZ тронулся, Россия перестала буксовать на обочине и выехала на столбовую дорогу истории…

Герман Садулаев, подписывая книгу на презентации, оставил в ней подсказку: «Андрей, мы вывезем!». Мы вывезем – надо только дружно всем впрячься и понять простую истину: у нас один VOZ на всех, только его и надо вывозить, позабыв о собственных возках. И тогда чудо случится, мы вывезем, даже если весь мир ополчится против нас.

Мы обязательно вывезем – доказано Садулаевым.

Андрей Борисович Костерин, православный публицист, г. Владимир

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Костерин
Сколько алчных тварей окрест нас?
Идеократия как точная наука
02.09.2024
Игры патриотов
Блогерские войны как конфликт интерпретаций
20.08.2024
«Враг будет разбит! Победа будет за нами! Смерти нет!»
Памяти военного корреспондента Максима Фомина
25.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
Сокровенная глубинка
Рецензия на фильм политолога Л.В. Савина «Глубинка»
21.03.2024
Все статьи Андрей Костерин
Освободительный поход Русской армии на Украину
Вопрос жизни и смерти
Речь идет о существовании России-Руси и всей мировой цивилизации, о разыгрывании мировой войны
08.10.2024
Православие в Колыбели Крещения Руси спасёт только Русская Армия
Первое после освобождения интервью митрополита Ионафана произвело эффект разорвавшейся бомбы
08.10.2024
Роберт Фицо — настоящий мужик
Премьер Словакии ответил, почему покушение было именно на него, вновь обозначив пророссийскую позицию
08.10.2024
«Народ Украины сейчас безмолвствует»
Митрополит Ионафан рассказал о преследовании киевским режимом УПЦ
08.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Кибермошенничество есть наказание за отказ от личного общения
Новый комментарий от Владимир С.М.
08.10.2024 14:27
Увидеть Промысл Божий в Русской истории
Новый комментарий от Русский танкист
08.10.2024 14:03
Разговор со стеной
Новый комментарий от Фиалковский
08.10.2024 13:37
О современном миссионерстве
Новый комментарий от Александр Волков
08.10.2024 13:16
Письмо-завещание
Новый комментарий от Ленчик
08.10.2024 11:50