В четверг, 13 июня, Ватикан опубликовал 130-страничное исследование о папском первенстве, содержащее предложения православных и протестантских христианских общин о том, как может выглядеть роль Римского епископа в будущей «объединенной Церкви», сообщает Седмица.ru со ссылкой на информационное агентство CNA.
Исследовательский документ под названием «Епископ Рима: первенство и синодальность в экуменическом диалоге и ответах на энциклику Ut Unum Sint» является первым ватиканским текстом после Второго Ватиканского собора, в котором изложена вся экуменическая дискуссия о папском первенстве.
Помимо определения богословских вопросов, связанных с первенством папы Римского в экуменическом диалоге, документ оптимистично предлагает предложения «по служению единства в воссоединенной Церкви», включая «дифференцированное осуществление первенства епископа Рима».
В конце текста, опубликованного 13 июня, находится раздел предложений Дикастерии по содействию христианскому единству по «осуществлению первенства в 21 веке», включая рекомендации по «синодальному осуществлению» папского первенства.
Дикастерия приходит к выводу, что «внутри Католической Церкви требуется растущая синодальность» и что «многие синодальные институты и практики восточно-католических церквей могут вдохновить Латинскую церковь».
Документ добавляет, что «синодальность дополнительно может включать в себя регулярные встречи христианских представителей на мировом уровне в рамках «соборного общения» для углубления общения».
Документ основан на диалоге с некоторыми представителями Православия (преимущественно – Фанара), которые утверждали, что «любое восстановление полного общения между Католической и Православной Церквами потребует с обеих сторон укрепления синодальных структур и нового понимания всемирного первенства – и то, и другое служит общению между Церквями».
На пресс-конференции в Ватикане 13 июня кардинал Марио Греч, генеральный секретарь Генерального секретариата Синода, заявил, что этот исследовательский документ публикуется в очень «удобное время», поскольку Католическая церковь готовится ко второй сессии Синода. Синод о Синодальности состоится осенью.
Присоединившийся к пресс-конференции по видеосвязи представитель Армянской апостольской церкви архиепископ Хаджаг Барсамян подчеркнул, что «синодальность Католической Церкви является важным критерием для Восточных Православных Церквей на пути к полному общению».
Католическая церковь считает, что Иисус Христос сделал Петра «камнем» своей церкви, дав ему ключи от Царства и сделав его пастырем всего стада. Папа как преемник Петра является «вечным и видимым источником и основанием единства как епископов, так и всего общества верующих», как это описано в одном из основных документов Второго Ватиканского Собора – Lumen gentium.
В новом исследовательском документе предлагается «провести более четкое различие между различными обязанностями Папы, особенно между его служением как главы Католической Церкви и его служением единства среди всех христиан, или, более конкретно, между его патриаршим служением в Латинской церкви и его первоначальным служением в общении Церквей».
В тексте отмечается возможность «расширить эту идею, чтобы рассмотреть, как другие западные церкви могут относиться к Римскому епископу как к предстоятелю, имея при этом определенную автономию».
В тексте отмечается, что Православная и Восточно-православная (Ориентальная) Церкви всегда подчеркивали важность регионального руководства в Церкви и выступали за «баланс между первенством и первенствами». Документ добавляет, что некоторые экуменические диалоги с западными христианскими общинами также применяли это к Католической Церкви, призывая к «укреплению католических епископских конференций, в том числе на континентальном уровне, и к продолжению «децентрализации», вдохновленной моделью древних патриархальных церквей».
Ссылаясь на принцип субсидиарности, текст утверждает, что «власть епископа Рима не должна превышать необходимого для осуществления его служения единства на вселенском уровне, и предложить добровольное ограничение в осуществлении его власти».
«В примиренном Христианстве такое общение предполагает, что отношения епископа Рима с Восточными Церквями и их епископами… должны существенно отличаться от отношений, принятых сейчас в Латинской Церкви», – говорится в документе.
Другое конкретное предложение, выдвинутое дикастерией, – это «католическая «перерецепция», «переинтерпретация», «официальная интерпретация», «обновленный комментарий» или даже «переформулировка» учения Первого Ватиканского собора», особенно в отношении к определениям примата юрисдикции и папской непогрешимости.
Первый Ватиканский Собор, проходивший между 1869 и 1870 годами при Папе Пии IX, догматически определил папскую непогрешимость в конституции Pastor Aeternus, в которой говорилось, что когда римский понтифик говорит «ex cathedra», то есть когда он официально учит в своем качестве «Вселенского пастыря Церкви» по вопросам веры или морали и адресует это всему миру, определенная доктрина не подлежит реформированию.
Представитель Англиканской церкви, выступавший на пресс-конференции Ватикана, подчеркнул, что некоторые аспекты Ватикана I стали особым «камнем преткновения» для англикан.
В исследовательском документе, опубликованном Ватиканом, указывалось на то, как в экуменическом диалоге приводились аргументы о том, что некоторые учения Первого Ватиканского собора «глубоко обусловлены их историческим контекстом», и предлагалось, что «Католическая Церковь должна искать новые выражения и словарный запас, верный первоначальный замысел, но интегрированный в «коммунио» экклезиологию и адаптированный к текущему культурному и экуменическому контексту».
В новом документе описывается, как некоторые экуменические диалоги «смогли прояснить формулировку догмата о непогрешимости и даже договориться о некоторых аспектах его цели, признавая необходимость в некоторых обстоятельствах личного осуществления учительского служения, учитывая, что христианское единство – это единство в истине и любви».
«Несмотря на эти разъяснения, в диалогах по-прежнему выражается озабоченность по поводу отношения непогрешимости к первенству Евангелия, безупречности всей Церкви, осуществления епископской коллегиальности и необходимости рецепции», – добавляет документ.
В документе обобщаются отклики различных христианских общин на энциклику Папы Иоанна Павла II 1995 года о христианском единстве «Ut Unum Sint» («Чтобы все были едины»). В частности, на содержащееся в энциклике польского Папы приглашение христианских лидеров и теологов к терпеливому и братскому диалогу о папском первенстве.
«Именно из желания истинно подчиниться воле Христа я осознаю, что как епископ Рима я призван осуществлять это служение. Я настойчиво молюсь, чтобы Святой Дух пролил на нас Свой свет, просвещая всех пастырей и богословов наших Церквей, чтобы мы могли искать – конечно, вместе – формы, в которых это служение может совершать служение любви, признанное всеми заинтересованными сторонами», – написал Иоанн Павел II.
В «Ut Unum Sint»говорится, что епископ Рима как преемник апостола Петра имеет «особую обязанность» работать во имя христианского единства.
Исследовательский документ, опубликованный Ватиканом, является результатом более чем трехлетней работы, в которой обобщены около 30 ответов на «Ut Unum Sint»и 50 документов экуменического диалога по этой теме.
Кардинал Курт Кох, префект Дикастерии содействия христианскому единству, отметил на пресс-конференции, что одним из плодов экуменического богословского диалога последних трех десятилетий стало «обновленное прочтение "петровских текстов", в котором партнерам по диалогу было предложено "по-новому рассмотреть роль Петра среди апостолов"».
Ватикан отмечает, что «проблемы, акценты и выводы различных диалогов различались в зависимости от конфессиональных традиций».
Цель документа, как ее видят в Ватикане, состоит лишь в том, чтобы предложить «объективный синтез экуменических дискуссий» о папском первенстве и «не претендует на исчерпание предмета и не суммирует все католическое учение по этому вопросу».
Кох пояснил, что Папа Франциск дал добро дикастерии на публикацию документа, но это не означает, что Папа одобрял каждое предложение.
Ян Эрнест, директор Англиканского центра в Риме, поблагодарил католических лидеров за публикацию нового документа, который, по его словам, «открывает новые перспективы для экуменических отношений по широко обсуждаемому вопросу о взаимосвязи между первенством и синодальностью».
Документ проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
Текст папской Дикастерии «Епископ Рима: первенство и синодальность в экуменическом диалоге и ответах на энциклику Ut Unum Sint» является такой же сенсацией, как следующее утверждение: «Вы слыхали? Умер великий французский писатель… Эмиль Золя».
В документе несколько новыми выражениями представлено старое и замшелое известное учение о первенстве Римского епископа и о его непогрешимости. Все разговоры о том, что оно переформулируется, излагается новыми словами не может скрыть факта, что речь идёт о том же старинном учении I Ватиканского собора о непогрешимости Папы, хоть и Ex cathedra (лат. — «с кафедры»), соответственно, навязывание этого учения всем прочим христианам, прежде всего, православным.
То же самое происходит и с учением о первенстве Папы Римского. По-прежнему Римо-католическая церковь утверждает, что «камнем Церкви» является не Христос, а апостол Пётр и что именно на Петре зиждется всё церковное единство как в рамках Латинского патриархата, так и вне его.
По-прежнему, поддерживается учение о том, что первенство Петра для Римской кафедры есть не первенство чести, а первенство власти. При этом, честно говоря, данный документ поражает своей двусмысленностью: говорится о двух служениях Петра – о служении единству внутри Латинского патриархата и вне его – то есть, по сути, вне пределах Католической церкви.
Но давайте рассмотрим Священное Писание и Священное Предание: где и когда апостол Пётр служил присоединению отпавших братьев? Где и когда он являлся экуменическим деятелем? Нигде и никогда!
Более того, в решениях III и IV Вселенских соборов особенно подчёркивалась роль апостола Петра и его преемников как хранителей Истины, как тех, кто отсекает ересь от ортодоксии, сектантство от кафоличества. То, что сейчас происходит – это какая-то новомодная выдумка. Причём, Римо-католическая церковь признаёт только самую себя как церковь, а всех остальных отделёнными братьями. Поэтому, о каком служении Римского понтифика и апостола Петра среди отделённых братьев может идти речь?
С точки зрения классической римо-католической экклесиологии – никакой! Разве что если они задумают её подменить и представить все прочие общины как часть невидимой церкви, которая находится внешне – в отпадении, внутри – в единстве. Но, извините, это чистой воды протестантизм, если не сказать более – масонская теория.
Империализм и беспринципность Ватикана особенно поражает в связи с переговорами с англиканами. Несмотря на то, что англикане признали женское священство, несмотря на то, что ряд англиканских общин уже совершают содомскую мерзость, «венчая» так называемые однополые «браки», тем не менее, Ватикан считает возможным говорить о воссоединении с англиканами в сущем виде. Тогда возникает вопрос: для чего это всё? Какое новое содомище нам готовится?
Также интересно, что особенно интенсивно ведутся переговоры с Фанаром, с патриархом Константинопольским Варфоломеем, который мнит себя «духовным вождём» всех православных и не только в смысле первенства чести, но и как Римский папа в первенстве власти. И возникает законный вопрос: а как уживутся друг с другом два папы – западный и восточный? Как уживутся два медведя в одной берлоге? Разделят ли они между собой Запад и Восток, скажем, Варфоломею отдадут на откуп всех православных и так называемых дохалкидонитов, а на самом деле монофизитов или же в конечном счёте Варфоломей сделается простым подручником Папы Римского, как некогда им был латинский патриарх Константинополя после его завоевания крестоносцами в 1204 году?
Пока больше вопросов, чем ответов. Но в любом случае документ о папском первенстве появился неслучайно. На 2025 год Константинополь уже анонсировал совершение некоего общего богослужения на Пасху с католиками и возможно проведения торжественного заседания в память 1700-летия I Вселенском собора, на котором, вероятно, объявят о соединении церквей. Если это произойдёт, то это станет окончательным крахом Константинополя, расколом внутри Фанара – уверен, что многие общины и епископии, которые не захотят иметь ничего общего с этим срамом и позором, перейдут в Московский Патриархат или в любую другую Поместную Православную Церковь, сохранившую верность православному учению. Но в любом случае это будет ещё один страшный удар по мировому Православию, который затевают фанарские христопродавцы, подкупленные глобальными структурами, вроде того же Госдепартамента США. Как сказал святой апостол Пётр: «Суд им давно готов, и погибель их не дремлет» (2Пет 2:3).
К подлинной Христовой Церкви все эти гримасы, все эти немощные дерзости нынешней экуменической бесовни не имеют никакого отношения!
3. ПАПА РИМСКИЙ УЖЕ МНОГО ВЕКОВ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ САТАНЫ НА ЗЕМЛЕ
2.
1.