…Раньше на месте Свято-Троицкого собора в Магадане стояла контора «Дальстроя», организации, обеспечивавшей ГУЛАГ рабочей (рабской) силой. Затем на её месте власти вознамерились поставить «Дом Советов», гигантское, по местным меркам, здание – то ли 14 этажей, то ли 12. А такое строительство ввиду особенностей почвы в этой местности невозможно. Вот и получилось, что возведенное с помпой здание сначала превратилось в долгострой, его никак не могли ввести в эксплуатацию, затем оно дало трещину и вовсе стало опасным. Мало того: немедленно оно было «освоено» склонными к употреблению спиртного людьми – вонь стояла жуткая. Затем начались подростковые самоубийства – прыгали с крыши. Лишь решение убрать это здание и поставить на его месте кафедральный собор спасло положение. Во-первых, исчезло уродство, центр города преобразился. Во-вторых, здесь прекратились пьянство и самоубийства. В-третьих, в сердце русского города никогда не было церквей – вполне естественно, таким образом, если они появятся на радость людям.
Русский город Магадан, на мой взгляд стороннего наблюдателя, небезуспешно борется с навязанными стереотипами в свой адрес: мол, Магадан, Колыма – это только места заключения, земля ужаса, страданий и несправедливости. Ни в коем случае не отрицая печальной истории этих мест, должен заметить, что она, история, состоит не только из крови и боли узников. Кстати, не всегда невинных. Конечно, были здесь сотни, тысячи новомучеников и исповедников, чьи подвиги за Христа – своеобразный «русский антиминс», свидетельство верности Богу до конца, и мы должны знать и помнить этих святых людей, почитать их страдания, благодаря которым, наверное, Русь всё еще можно называть святой. Но были ведь и другие люди, несшие наказание согласно нормам уголовного права, и поступки этих людей вряд ли вызовут понимание и сострадание. Проще говоря, были здесь уголовники, несшие вполне заслуженное наказание. «Революция пожирает своих детей»: вот вы видите в местном, очень неплохом, краеведческом музее фотографию начальника лагеря, затем его же фото, но уже в качестве заключенного – какие изменения во взгляде!
Сводить всю жизнь, всю историю Магадана исключительно к ГУЛАГУ, повторяю, ошибочно. Здесь невысокого мнения о литературном творчестве Шаламова, кстати. Говорят, далеко не всё, описанное Варламом Тихоновичем, – правда. В качестве «заманушки» для некоторых туристов, ищущих тюремной романтики, это, быть может, ещё работает, но, честное слово, надоело: на Колыме есть чем заняться и без самозабвенного углубления в особенности несовершенной пенитенциарной системы. Туризмом, среди прочего, например. Этнографией. Палеонтологией. Историей освоения Россией своих восточных владений. Рыболовством. Золотодобычей. Строительством. И желающих заниматься этим много. То, как выполняется работа, опять же, на сторонний взгляд непрофессионала, вызывает уважение: одна новая набережная города чего стоит. Действительно, и красиво, и с умом сделано, и дает надежду, что если и дальше так будет хорошеть город, то лозунг «Колыма – золотое сердце России» оправдает себя.
Благодаря кому оправдает? Вот здесь вопрос, и вопрос серьезный. Который местные жители, как я заметил, задают постоянно. Нет: речь не идет о пресловутом оттоке населения «на материк», как говорят в Магадане. Речь идет ровно об обратном: о притоке населения, без которого Дальний Восток вполне мог бы обойтись. Да-да, я о «трудовых» мигрантах, засилью которых на наших русских просторах вроде бы ставятся преграды. Официально. Разница между «официально» и «на самом деле» русским очень хорошо знакома.
Год назад губернатор Магаданской области Сергей Носов в ответ на реплику Вячеслава Володина, председателя Государственной Думы, «покинувшие страну и поддержавшие киевский режим должны осознавать: по возвращению на родину им “обеспечен Магадан”», справедливо заметил: «Колыма не принимает людей подлых, не принимает предателей. И это стереотипы или клише, старые клише, от которых давно пора избавиться, тем более, эти клише от релокантов прошлого. Они, к сожалению, имеют место». Сергей Константинович подчеркнул, что на Колыме живут настоящие патриоты страны, которые работают на её благо. Регион развивается динамично, поэтому он ждет в гости грамотных, образованных и профессиональных людей.
Насчет появления на Колыме людей, искренне и от души ненавидящих Россию, желающих «в европейскую цивилизацию» с её «ценностями» полностью согласен: такие «ценные кадры» даром не нужны. Вопрос в том, можно ли заменять их на «кадры», часто с не меньшим презрением относящиеся к России и русским, видящим в нашей стране только и исключительно возможность заработка, «трамплин» в более теплые страны, а то и вовсе – освоение русских территорий, то есть вытеснение коренного населения. «Ценные специалисты» этого особо и не скрывают.
– Ваши здесь спиваются: зачем нам агрессия? – говорит водитель такси. – Везде «наливайки», алкомаркеты. В прошлом году открыли один – сейчас их уже семь. В городе 90 тысяч населения. Вы сами себя убиваете алкоголем – сами и виноваты. Мы, мусульмане, не пьём. Кто будет жить на Дальнем Востоке после русских, подумай сам. Мне вас жалко, но что делать, если вы убиваете сами себя?
Мой собеседник, как вы понимаете, из Средней Азии. И к русским у него нет никакой агрессии – есть искреннее недоумение: как можно говорить о культурных и нравственных ценностях, провоцируя пьянство?
Да: в русском городе Магадане я, активно передвигающийся по городу и окрестностям, смог найти только одного (!) русского водителя такси. Печально усмехнутся жители обеих столиц, Сибири, Мурманска, других городов и губерний.
Женщина рассказывает: повела сына к врачу, тоже приезжему специалисту из бывшей братской республики. Тот по-русски слова вымолвить не может. С грехом пополам рассказал, как лечить болезнь – оказалось, категорически неверно, у сына появилась опухоль, пришлось проходить серьезное лечение. Разбирательства. «А она меня не так поняла!» – «Как же она может тебя понять, когда ты по-русски почти не говоришь? Медик, тоже мне!»
С горькой усмешкой вспоминают в Магадане, как несколько лет назад были доставлены среднеазиатские специалисты на самолете: все билеты были выкуплены организатором строительных работ, как говорят, из местной администрации. А сейчас еще строится микрорайон «Гороховое поле», ведутся дорожные работы в области, идет (должна идти) реновация рыбного и морского портов, аэропорта имени Владимира Высоцкого, в планах строительство морского туристического центра – кто, какие специалисты, откуда, будет работать? Не раз слышал опасения от местных жителей, что, несмотря на заверения в понимании далеко не простой этнической составляющей, опять приедут граждане других государств, с русской культурой имеющие мало общего.
А вот с российским гражданством проблем меньше, говорят. Поработал «специалист» годик-другой – получи российский паспорт. Воссоединение семьи? – всем по паспорту! Все теперь «дорогие россияне». То, что по-русски не говорите, ладно, спишем как-нибудь. Может, выучите. Северные льготы, сельские льготы – пожалуйста. Так что никакие они теперь не иностранные рабочие, а самые что ни на есть соотечественники. Ловко.
Как мне рассказали горожане, пару лет назад к ним обратился старейшина общины одной из бывших братских республик. Говорит, помогите разобраться с молодыми – меня, старика, уже не слушают: криминал, агрессия, вас ненавидят, презирают. Нам, старшим, такой ужас не нужен. Помогите. – Русские Магадана вызвали представителей среднеазиатской молодежи на встречу – шутить, говорят, больше не будем. Знаете, кто приехал? ОМОН приехал – успокаивать жителей Магадана, призывать к «межконфессиональному миру» и «мультиэтническому добрососедству».
То, что мы молчим о проблемах, эти проблемы не решает. Мой приятель из Эстонии, испытывая на себе все прелести прибалтийского нацизма, решил было перебраться в Россию – столкнулся с равной по силе бюрократией и чиновничьим презрением к соотечественникам. Ещё и предателем обозвали: мол, жил всю жизнь в своей Эстонии – чего сюда прёшься. Педагог, переводчик, филолог, политолог. Действительно знающий и любящий Россию и – «предатель». Хлопнул дверью. Думаете, единичный случай? Такие вот особенности выполнения чиновниками программы переселения соотечественников. Неутешительные. Не получилось бы у нас очередного ГУЛАГа, на сей раз с «мультиэтническими» особенностями.
Пётр Михайлович Давыдов, публицист
Фото предоставлены автором