«Борис Годунов»: историческая драма и метафизика истории

К юбилею А.Пушкина

0
113
Время на чтение 9 минут

Источник: Камертон

В этом году мы отмечаем 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Пользуясь случаем, хотел бы еще раз поразмышлять о таком произведении Пушкина, как драма «Борис Годунов».

Очевидно, что любое произведение Александра Сергеевича бессмертно, т.е. актуально и злободневно в любой момент времени. Ибо каждое произведение Пушкина имеет признаки притчи, которая, как известно, содержит вечные, универсальные истины, назидания человеку (читателю или слушателю).

Но все-таки драма «Борис Годунов» сегодня особенно востребована. Как в виде книги, так и виде спектакля, оперы или телевизионного фильма. И это неудивительно, поскольку в пушкинском произведении повествуется о начинавшейся в России смуте. А в нашем отечестве сегодня также неспокойно. Смуты, к счастью, пока нет, но туч на небосклоне достаточно.
Познакомился с целым рядом литературоведческих работ по «Борису Годунову». Многие из них очень подробные, авторы анализируют буквально каждое слово драмы Пушкина. Восхищаюсь усердием авторов, проделавших немалую работу. Но к драме «Борис Годунов» подхожу как к большой притче. А любая притча должна завершаться «моралью» («мораль сей басни такова…»). Которую иногда формулирует сам автор, а иногда это после соответствующего осмысления текста делает сам читатель.
Как известно, Христос учил притчами. Даже апостолов. Последние на прощальной беседе говорят Ему: «Вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой» (Ин. 16, 29). Иные притчи Христос объяснял ученикам, иные нет. Так, Он растолковывал им притчу о сеятеле. Но даже эти Его объяснения не являются исчерпывающим. Притчи неисчерпаемы. Можно и нужно продолжать углубляться в притчу. Также и в «Бориса Годунова» можно и нужно углубляться.
К сожалению, сложные и объемные литературоведческие работы по «Борису Годунову» приводят к тому, что читатель за отдельными «деревьями» (которые могут быть очень интересными) перестает видеть весь «лес» (т.е. общую мораль драмы).
Переделки пушкинской драмы (создание произведений по «мотивам» произведения Пушкина) достаточно распространены. И крайне рискованны. Так известный русский композитор Модест Мусоргский (1839—1881) создал оперу «Борис Годунов» (первая постановка в Петербурге в 1872 году). Либретто композитора по мотивам одноимённой трагедии А. С. Пушкина. И вроде бы произведение на тему морали. В фокусе оперы — трагедия мук совести Бориса. А ведь это, мягко говоря, искажение. Как пишет Михаил Дунаев:

«У Пушкина этого нет. Борис, к слову сказать, заглавный герой трагедии, проявляется лишь в шести из двадцати трех сцен её, и заняты его душа и ум в них вовсе не муками совести».

И кстати, это ошибочное представление во многих работах по творчеству Александра Сергеевича проецируется на саму драму Пушкина.
А что уж говорить о некоторых современных театральных постановках и фильмах, базирующихся на произведении Пушкина?! Они акцентируют внимание на сюжете, который действительно является острым и захватывающим. И они чем-то уже напоминают современные триллеры. Но такие попытки «популяризации» Пушкина вообще не претендуют на какой-то «твердый остаток», называемый «моралью».
Исследования и обзоры «Бориса Годунова» с четко обозначенной «моралью» выходили. Я бы особенно выделил работы религиозного философа и богослова Авраама Самуиловича Позова (1890—1984), православного литературоведа Михаила Михайловича Дунаева (1945—2008), пушкиниста Валентина Семеновича Непомнящего (1934—2020), философа и историка Бориса Александровича Куркина (1951—2023). Именно у этих авторов (а также ряда других, не названных мною) просматривается четкое понимание того, что есть две истории.
Одна — история России, которая зафиксирована в разных хрониках и документах. Применительно к «Борису Годунову» — «История Государства Российского» Николая Карамзина. Именно этот труд известного русского историка лег в основу драмы Пушкина. Другая история, которую упомянутые мною авторы называют «Над-историей» или «Сверхисторией». Это история, которая творится на Небесах. Это та история, которая движима «Промыслом Божиим». Это та история, которую можно также назвать «метафизической», т.е. надмирной.
Но А.С. Пушкин не просто предавал в своей драме текстам Карамзина художественную форму. Он также давал в «Борисе Годунове» такую картину истории, которая доступна лишь духовному зрению. Т.е. у Пушкина в драме была земная история России и была еще «Над-история», или метафизика истории. Для того чтобы понимать метафизику русской истории (впрочем, как и истории вообще) необходимо быть человеком верующим. А человеку верующему легче понять, что такое Промысл Божий, который определяет вектор мировой истории, судьбы народов и государств. А порой судьбы отдельных людей, в первую очередь царей, президентов и прочих земных правителей. Русский философ Николай Бердяев в своей работе «Самопознание» (1949) высказал такую мысль:

«Трудно защищать не веру в Бога, трудно защищать традиционное учение о Промысле Божьем в мире».

Нет, конечно, сегодня трудно уже защищать и веру в Бога (наверное, во времена Бердяева было несколько легче). Но то, что люди, верующие в Бога, далеко не всегда понимают, что такое «Промысл Божий» в истории, это факт. Так, вероятно, было и во времена Пушкина, поэтому Александр Сергеевич своей драмой «Борис Годунов» (равно как и другими своими произведениями) помогает людям убедиться в том, что Промысл Божий есть. И показывает, как он сопрягается с волей и поступками людей, особенно тех, кто стоит во главе государства. Михаил Дунаев подчеркивает, что каждый герой драмы Пушкина связан с обоими уровнями истории:

«В трагедии «Борис Годунов» мы видим как бы параллельное развитие истории и сверхистории, движение исторической суеты и поступь Высшей воли. Каждый из персонажей по-своему связан с обоими уровнями».

У атеиста, агностика, материалисты духовное зрение отсутствует, а потому разговоры о метафизике истории в драме «Борис Годунов» для него будут пустым звуком. А земная история будет выглядеть калейдоскопом тысяч и миллионов событий. Увязать их с помощью обычной земной логики причинно-следственными связями крайне сложно. А по сути — невозможно. И каждый наблюдатель, находящийся на уровне земной жизни, будет видеть мировую и российскую историю по-своему. И оспаривать картину других земных наблюдателей. В этой связи на память приходят слова премудрого Соломона: «Велики и непостижимы суды Твои, посему ненаученные души впали в заблуждение» (Прем.17,1).
Чтобы окончательно убедиться в том, что Земля круглая, надо взглянуть на нее из космоса. Чтобы получить целостную, непротиворечивую картину истории, на нее надо взглянуть из «духовного космоса». Как говорил русский поэт Сергей Есенин, «Лицом к лицу // Лица не увидать. // Большое видится на расстоянье». А людям с духовным зрением надо лишь помочь получше рассмотреть метафизический уровень русской истории. И Пушкин своим «Борисом Годуновым» помогает в этом. Кстати, есть фундаментальная работа, в которой пушкинский подход надмирного осмысления человеческой истории называется «метафизикой». Это книга А. Позова «Метафизика Пушкина» (Мадрид, 1967). А у Бориса Куркина одна из работ называется «Метафизические уроки пушкинского “Бориса Годунова”». В ней, в частности, Куркин пишет:

«“Борис Годунов” А. Пушкина не был понят ни при жизни поэта, ни после его смерти. Трагедию толковали или в качестве “картинок с выставки”, т.е. чисто иллюстративной “романтической” драмы, попутно называя ее композиционно “рыхлой”, “подражанием Шекспиру”, или (как в советские времена) гениального гимна “народу — творцу истории”. И дореволюционное, и послереволюционное понимание “Бориса” несло в себе общий порок — историю толковали как явление исключительно “посюстороннее” (…) Отсюда и соответствующее толкование пушкинской трагедии во всех его многочисленных вариациях. Одним словом, общим идейным знаменателем, как дореволюционной, так и советской науки было их безбожие».

Надо учитывать, что Пушкин жил в то время, когда значительная часть «образованной» элиты России уже начинала тяготиться Православием и Церковью, считая их «пережитками» прошлого. И отдавая предпочтение французским философам «Просвещения» (Дидро, Вольтер, Руссо и др.) и английским политэкономам (Адам Смит и Давид Рикардо). Поэтому Пушкин не мог не писать языком притч, который еще мог зацепить сознание «просвещенного» читателя и зрителя. Применительно к творчеству Пушкина очень подходят слова Христа, обращенные к апостолам:

«И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи». (Мк.4:11-12)

А во времена Пушкина «образованная» элита за редкими исключениями имела уже весьма смутное представление о том, что представляла собой Великая смута (хотя прошло всего-то два века). История смуты представлялась как сказка для взрослых и детей со счастливым концом. И вот первый шаг в преодолении этого иллюзорного представления смуты сделал Николай Карамзин своей «Историей Государства Российского» (правда, дописать историю смуты ему помешала смерть в 1826 году. Текст рукописи XII тома обрывается на главе «Междуцарствие 1611—1612»). А второй шаг сделал Александр Пушкин своей драмой «Борис Годунов». И русский поэт еще более ярко показал удивительный парадокс смутного времени. В 1833 г. в отзыве на трагедию историк Н. Полевой писал, что «смелый, сильный, могущий властитель» вдруг нисходит в могилу «от бродяги, дерзкого расстриги, от ничтожной толпы его сообщников… никогда фантазия никакого поэта не превзойдет поэзии жизни действительной». Пушкин ничего не сочинял, он лишь подметил и положил на бумагу. А разве подобные трагические парадоксы не происходили позднее в нашей стране? Я имею в виду прежде всего события 1917 и 1991 годов. Да и сам Пушкин был свидетелем начала одной смуты, которая получила название «восстание декабристов» (1825 г.) и которую, к счастью, удалось загасить.
По ходу отмечу, что тема «смуты» у Пушкина присутствует не только в «Борисе Годунове», но также в «Полтаве», «Медном всаднике», «Истории Пугачева» и в «Капитанской дочке». У Пушкина смута — почти синоним слова «бунт». Особенно много Пушкин размышляет и пишет о пугачевском бунте 1773—1775 гг. Бунтом Пушкин считает также восстание в Польше в 1830—31 гг. (о нем он пишет в 1831 г. в стихотворении «Клеветникам России»). «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» — фраза из произведения Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» стала бессмертной, охарактеризовав все массовые народные выступления эпохи Российской империи.
Но вернемся к «Борису Годунову». Пушкин в драме не дает понимание метафизики истории в «разжеванном виде», а заставляет читателя «мораль» драматической притчи домысливать самому. Лично мне драма «Борис Годунов» интересна тем, что я уже пытался осмысливать с позиций православия метафизику истории. См., в частности: Катасонов Валентин. «Метафизика истории». М.: Институт русской цивилизации, 2019. Пушкинская драма дает пищу для дальнейших размышлений.
Не претендую ни на какую оригинальность, а просто попытаюсь максимально точно и не очень пространно изложить некоторые слегка закамуфлированные задумки Пушкина в «Борисе Годунове», которые относятся к метафизике истории. Опираясь на работы наших православных пушкинистов, которые достаточно детально «расшифровали» эти замыслы поэта. За что им спасибо. Иногда задаются вопросом: а зачем Пушкин писал языком притч, зашифровывая свои мысли? Тут на память приходят слова Спасителя из Евангелия. Нет никаких разногласий среди пушкинистов по вопросу о том, что главными героями драмы являются два человека:

  • Борис Годунов — боярин, шурин (брат жены) царя Фёдора Иоанновича, в 1587—1598 годах опекун царя Федора, фактический правитель государства; с 17 (27) февраля 1598 года до своей смерти 13 (23) апреля 1605 года — избранный народом первый русский царь после правления династии Рюриковичей.
  • Гришка Отрепьев, он же Лжедмитрий — изначально монах, дьяк Чудова монастыря (в московском Кремле), одно время выполнял секретарские обязанности при патриархе Иове. Около 1601 г. бежал из монастыря. Впоследствии выдавал себя за царевича Дмитрия и взошёл на русский престол под именем Дмитрия I. В мае 1606 года был убит.

Иные важные действующие лица — князь Шуйский, Василий Иванович; князь Воротынский, Иван Михайлович; монах-летописец Пимен; патриарх (Иов); Пушкин, Гавриил Григорьевич; князь Курбский, Дмитрий Андреевич; поэт Мнишек, Ежи; Мнишек, Марина; Басманов, Пётр Фёдорович и др. Конечно, можно добавить, что многие пушкинисты относят к главным действующим лицам (или даже самому главному лицу) народ. Для справки: пушкинисты насчитывают в общей сложности около 60 действующих лиц в драме.
Но вот некоторые пушкинисты (в первую очередь, упомянутые мною выше Авраам Позов, Михаил Дунаев, Валентин Непомнящий, Борис Куркин), не оспаривая главенство Бориса Годунова и Гришки Отрепьева в списке действующих лиц, справедливо концентрируют внимание на одном герое, которого они считают «ключом», с помощью которого открывается понимание метафизического смысла драматических событий того времени. Это монах-летописец Пимен. Но об этом в следующей статье.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. На 2 комментарий

Династия Годуновых- это упущенный (вернее, убитый) шанс России на дальнейшее стабильное спокойное поступательное развитие без Смуты, без Раскола, без бешеной Петровской ломки через колено (мало кто знает, что именно при Борисе Годунове был открыт порт в Архангельске, на целое столетие ставший окном и воротами России на Запад, что именно он первым послал боярских сыновей на учёбу в Европу, хотел открыть в Москве университет, т.е. делал то же, что и Пётр через сто лет, но не такими жестокими средствами и методами, и не такими бешеными темпами), без позорнейшего богопротивнейшего двухвекового крепостного рабства с потопленными в Русской крови народными восстаниями Степана Разина, Кондратия Булавина и Емельяна Пугачёва, без тотального засилья немцев, на целое столетие устроивших грязные кровавые дворцовые игры с Русским Престолом, ставшим игрушкой в их лапах...

2. Ответ на 1, Русский Сталинист:

Пушкин, при всей своей гениальности, дарованной ему от рождения Богом, всё же был человеком своего времени и своей эпохи. А жил он в то время и в ту эпоху, когда главными антигероями Отечественной истории были объявлены Иван Грозный и Борис Годунов, которые благодаря стараниям тогдашних официальных придворных историков были превращены в то, чем сейчас является фигура Сталина. Особенно в этом деле постарался и преуспел масон Карамзин (впрочем, даже он при посещении гробницы Династии Годуновых в Сергиевой Лавре публично высказал сомнения в своей же версии истории). К счастью, теперь уже доказано многими честными историками и исследователями, что Третий Русский Царь Борис Феодорович Годунов не убивал царевича Дмитрия и не "похищал" Престол. Это надо учитывать и иметь в виду при чтении "Бориса Годунова". Пушкинский "Борис Годунов" и реальный человек Борис Годунов- это разные фигуры. Реальный Борис Годунов является одной из величайших фигур Отечественной истории, и при этом одной из самых оболганных и оклеветанных наравне с Грозным Царём, с Императором-мучеником Павлом, с Царём Страстотерпцем Николаем и Богоданным Вождём Иосифом Сталиным.

Вечная Память и Царствие Небесное рабу Божьему Борису!


Борис Годунов трижды отказывался взойти на Царский Трон. Трижды! О каком властолюбии может идти речь. Лишь угроза быть отлученным от Церкви со стороны святителей буквально заставила его смириться и согласиться с венценосным жребием.
В то время были настоящие духоносные архиереи...
В 1605 г. царя Бориса Годунова убили...

1. "Дочь своего времени"

Пушкин, при всей своей гениальности, дарованной ему от рождения Богом, всё же был человеком своего времени и своей эпохи. А жил он в то время и в ту эпоху, когда главными антигероями Отечественной истории были объявлены Иван Грозный и Борис Годунов, которые благодаря стараниям тогдашних официальных придворных историков были превращены в то, чем сейчас является фигура Сталина. Особенно в этом деле постарался и преуспел масон Карамзин (впрочем, даже он при посещении гробницы Династии Годуновых в Сергиевой Лавре публично высказал сомнения в своей же версии истории). К счастью, теперь уже доказано многими честными историками и исследователями, что Третий Русский Царь Борис Феодорович Годунов не убивал царевича Дмитрия и не "похищал" Престол. Это надо учитывать и иметь в виду при чтении "Бориса Годунова". Пушкинский "Борис Годунов" и реальный человек Борис Годунов- это разные фигуры. Реальный Борис Годунов является одной из величайших фигур Отечественной истории, и при этом одной из самых оболганных и оклеветанных наравне с Грозным Царём, с Императором-мучеником Павлом, с Царём Страстотерпцем Николаем и Богоданным Вождём Иосифом Сталиным.

Вечная Память и Царствие Небесное рабу Божьему Борису!
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Юрьевич Катасонов
Греф усомнился в устойчивом рейтинге России
Сенсационная новость о перспективах экономики РФ погрузила главу Сбера в раздумья
12.06.2024
О последней сказке великого поэта
К юбилею А.С. Пушкина
12.06.2024
Назревает ядерный конфликт? План золотого
миллиарда. Удары по территории России
11.06.2024
«Пир во время чумы»: Пушкин как будто видел день сегодняшний
Трагедия великого поэта, написанная почти два столетия назад, — это не о прошлом
10.06.2024
Все статьи Валентин Юрьевич Катасонов
Последние комментарии
Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности
Новый комментарий от Вадим Винер
14.06.2024 13:13
Ещё раз о календарном вопросе
Новый комментарий от E.O.
14.06.2024 13:09
Игорь Тальков – Господь воздаст отмщение
Новый комментарий от Русский танкист
14.06.2024 12:25
«Борис Годунов»: историческая драма и метафизика истории
Новый комментарий от Русский Сталинист
14.06.2024 12:25
Мина под будущее России
Новый комментарий от Владимир С.М.
14.06.2024 11:40
Украинский нацизм: проблемы идентификации
Новый комментарий от Русский танкист
14.06.2024 10:06