Сегодня, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в далёком 1672 году родился первый русский Император Пётр Великий. Об этом нам напоминает величественный Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Пётр Алексеевич воздвиг собор в память того святого, в день которого он родился. Воздвиг, конечно, не в том виде, в котором мы его сейчас созерцаем, но именно на этом месте.
Проблема заключается в том, что многие патриоты, в том числе официальные государственные лица, поздравляли друг друга с днём рождения первого русского Императора Петра 9 июня. И вот это досадное недоразумение снова заставляет нас обратиться к теме календаря.
Всякому православному человеку понятно, что день прихода в мир и день ухода из мира – человек не выбирает и человек рождается в день памяти определённых святых. И это не является игрой случая. Поэтому Император Пётр Великий, будучи православным человеком, так трепетно относился к памяти прп. Исаакия Далматского, хотя его небесным покровителем был святой первоверховный апостол Пётр, именем которого он назвал новую столицу своего государства.
Так почему же многие предлагают праздновать день рождения императора Петра 9 июня, а не в день памяти Исаакия Далматского? Тем паче теперь этот день выпадает на государственный праздник День России, у которого не очень убедительная история.
Дело в том, что в XVII веке 30 мая (день памяти прп. Исаакия Далматского по Юлианскому календарю) приходился в Европе на 9 июня по созданному веком раньше Григорианскому календарю. А теперь мы считаем юбилеи именно по Григорианскому календарю, который был введён Папой Римским Григорием и который многими весьма компетентными экспертами уже сейчас считается менее достоверным. Тем не менее, вековая инерция преобладает над нашими умами – и мы следуем в русле европоцентричной картины мира, которая и выражается в Григорианском календаре. Интеллектуально мы и в этом вопросе до сих пор зависим от Европы.
Папу Римского Григория убедили некоторые астрономы, что новый календарь, ориентированный на солнечные циклы, более точный. Это произошло после открытий, совершённых польским учёным Николаем Коперником и другими астрономами.
Кстати, Папа Григорий пригласил для разработки нового календаря именно Коперника, как самого авторитетного специалиста (не случайно ведь в науке утвердился термин «Коперниканский переворот в астрономии»). Но Николай Коперник, несмотря на то, что он был клириком Католической церкви, уклонился от этой сомнительной чести. В итоге календарь для Папы разрабатывал немецкий астроном, иезуит Христофор Клавиус. И это делает честь великому учёному-славянину Николаю Копернику.
У многих коллег, с которыми приходилось обсуждать календарный вопрос, постоянно возникает недоумение, многие даже со мной советуются на тему «в правильный ли день мы отмечаем» годовщины рождения и кончины выдающихся людей или событий.
Например, совсем недавно мы праздновали День рождения Александра Сергеевича Пушкина, который у нас является государственным праздником – Днём русского языка. Однако отмечали его по традиции на два дня раньше рождения русского гения. Поскольку подсчёты ведутся по григорианскому календарю, который мы априори считаем правильным. А то, что Церковь не в этот день чтит память апостолов от 70-ти Карпа и Алфея, в день которых родился Пушкин, людей, оторвавшихся от веры и Церкви не интересует. Главное – какой день был тогда в Европе? Какая же разница какой день был в Европе?! Да в 1799 году разница календарей была 11 дней. Но ведь не это важно!
Немудрено, что многие люди путаются в датах и недоумевают, как нужно высчитывать правильные даты. Между тем, вопрос решается просто – надо выяснить в день памяти каких святых родился или скончался тот или иной выдающийся русский деятель. Значит в день памяти этих святых и нужно праздновать его память, его очередную годовщину рождения или смерти. Всё предельно просто.
Если Бородинская битва произошла в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери 26 августа 1812 года, то отмечать её годовщину нужно в этот праздник, то есть 8 сентября, но никак не 7 сентября. Если император Петр Великий преставился ко Господу 28 января 1725 года в день памяти прп. Ефрема Сирина, то и нужно годовщину его памяти отмечать 10 февраля, в день памяти этого святого, но никак не 8 февраля. В этот же надо вспоминать и Федора Михайловича Достоевского, скончавшегося 28 января 1881 года (ст.ст), но не 9 февраля, как у нас принято из-за зависимости от Европы. А день памяти Александра Сергеевича Пушкина надо вспоминать 11 февраля, а не 10-го, поскольку на память прп. Ефрема Сирина поэт был жив, а скончался на следующий день – 29 января.
Получается так: мы хотим почтить память нашего великого предка, скончавшегося или родившегося до начала 20 века, но делаем это не в тот день, в который он скончался или родился. Это же важно. Мы ведь свой день рождения не отмечаем накануне или после реально дня рождения!
Календарный вопрос – проблема не только для исчисления юбилеев и годовщин. Хотя и этот вопрос важный, поскольку мы утрачиваем понимание русской истории как продолжения священной истории, ибо все важные события нашего прошлого происходили в день каких-то больших церковных праздников, в русской истории возникала симфония духовного измерения и материального. Я пишу об этом давно в 2011 года, см. например здесь.
Однако через 76 лет новые поколения граждан нашего Отечества столкнутся с куда более серьёзной проблемой – в 2100 году Григорианский и Юлианский календари разойдутся на 14 дней. И тогда придётся менять многие даты нынешних праздников и памятных дат нашей истории, в том числе государственных праздников. Если ничего не изменится, придётся государственный праздник Рождество Христово переносить на 8 января. А день празднования Русского языка будет отстоять от реального дня рождения А.С. Пушкина уже не на два, а на три дня.
Нужно уже теперь готовить почву для возвращения России на аутентичный, подлинно русский Юлианский календарь, который к тому же является более точным. Ведь именно по Юлианскому календарю рассчитывается важнейшее для жизни Церкви – Пасхалия.
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России
54. Ответ на 52, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
Проф. Пыжикова убили. Именно он призвал изучать сибирскую культуру. Русский народ - из Сибири.
Там - озера, изобильные рыбой. Пастбища. Там, в горах, жил Великий народ. Туристы всего лишь кучкуются возле озёр. Дальше не идут.
Я хотел всего лишь стать простым учителем истории школы, будучи кандидатом исторических наук, чтобы с ребятами исследовать эту проблему. Но... обращался ко главе Горного Алтая. Молчок.
53. Ответ на 42, Анатолий Степанов:
(М.В.Ломоносов)
52. Павел Тихомиров
Проф. Пыжикова убили. Именно он призвал изучать сибирскую культуру. Русский народ - из Сибири.
51. доп. п. 48
50. доп. п. 48
Нельзя Слово Божие читать и служить на испоганенном некогда великорусском языке.
Церковно-славянский язык - это язык Бога для нас, славян.
До чего мы, русские, опустились...
См.: https://yandex.ru/video/preview/17849277075170204075
49. Ответ на 44, Анатолий Степанов:
Христос пришёл в мир, чтобы родиться или чтобы распяться за грехи людей, искупить род человеческий? Собственно в этом вопрос. Католики делают акцент на Рождество, православные на Крест и Воскресение. В этом фундаментальное различие наших культур.
Да, это фундаментальное. Но вот вопрос - это различие - почему различие? Почему это не антагонистическое противоречие, то есть, почему мы, христиане, имея Науку, еще не понимаем этого различия как соединение противоположностей в гармонию Истории?
Ведь рождение Христа, по Предначертанию, - не требует смерти за грехи, которые вопреки Предначертанию. По Предначертанию, Христос есть утренняя звезда для человечества, культур Истории. По Предначертанию нет смерти, нет греха, но есть развитие человечества, есть то, что сказано - хранение и возделывание рая.
Католики слишком идеалистичны, в нашем мире, и за это они страдают от обратной стороны, изнанки хитрости - им недостает мудрости при их идеализме. Это в целом относится к Западной Культуре. Она слишком романтична, и тогда она впадает в грех по изнанке этого. Становится, наоборот, слишком анти-идеалистичной, оставаясь таковой по форме идеализма.
Впрочем, у нас то же самое, но по нашему, по православному. Мы истинно верим, но изнанка этого - оторванность от материи. Поэтому в Революции 1917 поднялась необходимость восполнения этого недостатка христианства - материализм (одна из сторон Революции). На Западе, по этой же причине, появился фашизм (романтизм, идеализм католичества и протестантизма).
Но не пора ли прийти к полноте Христианства? Может быть, впрочем, не может быть, а так и есть - это требование к окончанию СВО, как устранению метафизического конфликта между Западом и Россией. Полнота Христианства метафизическая. Ведь ясно, что сама религия не сможет пойти на это. Слишком большой вопрос для религии. А вот политика может потребовать этого от мира. От общества. От государств. Политики могут "заставить" науку, общественную науку - решить этот вопрос. Соединить христианство под давлением опасности ядерной войны. Соединить Предначертание, идеал и материальную реальность.
48. Ответ на 43, Анатолий Степанов:
А Христос - это не святыня, это Истина.
В древности разное было. Вот сейчас кочетковцы предлагают вернуться к традициям древней Церкви. А на деле это значит разрушить реально существующую традицию во имя якобы возрождения древней традиции. Это вопиющий антиисторизм. Это есть чистый модернизм, прикрывающийся тезисом возвращения к традиции.
Традиция - это то, что существует. В ней могут быть какие-то наслоения, которые нужно осторожно и кропотливо удалять, но саму реальную традицию рушить нельзя.
Я старомодный человек. Уже, пожалуй, старик. Я категорический противник служения по-русски. Церковно-славянский язык наиболее точен, ясен и образен.
Например, по-русски: Возлюби ближнего своего, как самого себя". Я должен любить подонков, ублюдков, которые рядом со мною?! По-церковнославянски: "Возлюби ИСКРЕННЕГО своего, как самого себя". Всё становится на свои места.
47. Ответ на 46
Хотя сам Эрик ушёл на покой, его сыновья продолжили исследования. Примерно в 1000 году Лейф Эрикссон открыл землю, которую назвал Винланд — территорию современной Северной Америки. Другие сыновья Эрика, Торвальд и Торстейн, тоже совершали туда экспедиции.
Впоследствии наступил Малый ледниковый период, льды сковали путь викингов. Население Гренландии погибло. Но сведения о земле на Западе викинги передали Ордену тамплиеров. Во время разгрома этого ордена , тамплиерам удалось вывезти из Европы накопленые богатства. Уже более 10 лет на Дубовом острове братья Лагино проводят масштабные раскопки в поисках этих сокровищ. Которые спрятаны там в глубоких шахтах.
46. Ответ на 45, Анатолий Степанов:
Наука, действительно, развивается, но это вовсе не означает, что ВСЕ научное знание относительно - т.е., что оно ВСЕ может оказаться ложным в свете дальнейшего накопления фактов. В противном случае было бы невозможно практическое применение научного знания. Невозможно добиться положительного и ожидаемого результата используя представления о реальности (т.е. научное знание), которые ей (т.е. реальности) не адекватны, которые ей не соответствуют.
Непонятно, что именно вы выше назвали гипотезой. Множественность планет во Вселенной? Но это вот как раз гипотезой не является, это можно считать достоверным знанием. Или вы назвали гипотезой - ваше утверждение об отсутствии жизни везде, кроме Земли? Ну тогда, да. Просто вы высказываете ее как-то слишком категорично. Так гипотезы не высказывают.
А вот Евангелие - истина абсолютная. Господь един, Он управляет всем миром.
Это вопрос религиозной веры. С научной точки зрения это утверждение вообще лишено какого-либо смысла.
И если бы были другие цивилизации на других планетах, Он бы нам об этом сказал, но нет даже никакого намёка.
А вот это уже смешно, правда! Учитывая, что Господь даже не намекнул своим ученикам о существовании огромных американских континентов, населенных массой людей со своей специфической цивилизацией и люди Старого мира 14 веков после Христа ни сном, ни духом об этом не ведали, пока случайно на них не наткнулись, думая, что это Индия!
45. Ответ на 29, E.O. :
И то, что жизнь существует только на Земле никто сейчас утверждать не может. Число планет во Вселенной таково, что никакое воображение вместить не способно. И что там на этих планетах может быть - никто сейчас не ведает.Наука развивается, ее знания относительны. Появятся новые факты, будут новые обобщения, пока это только гипотеза, как всякая гипотеза она имеет право на существование.
А вот Евангелие - истина абсолютная. Господь един, Он управляет всем миром. И если бы были другие цивилизации на других планетах, Он бы нам об этом сказал, но нет даже никакого намёка. Про невидимый мир - мир ангелов и бесов - Церковь нас учит, а вот про инопланетные цивилизации нет. Это фентези. Ангелы и бесы являлись и являются в мир, бесов раньше изображали с рогами, в соответствии с культурными стереотипами, сейчас изображают как космонавтов с антеннами - в соответствии с новыми стереотипами.