Сегодня, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в далёком 1672 году родился первый русский Император Пётр Великий. Об этом нам напоминает величественный Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Пётр Алексеевич воздвиг собор в память того святого, в день которого он родился. Воздвиг, конечно, не в том виде, в котором мы его сейчас созерцаем, но именно на этом месте.
Проблема заключается в том, что многие патриоты, в том числе официальные государственные лица, поздравляли друг друга с днём рождения первого русского Императора Петра 9 июня. И вот это досадное недоразумение снова заставляет нас обратиться к теме календаря.
Всякому православному человеку понятно, что день прихода в мир и день ухода из мира – человек не выбирает и человек рождается в день памяти определённых святых. И это не является игрой случая. Поэтому Император Пётр Великий, будучи православным человеком, так трепетно относился к памяти прп. Исаакия Далматского, хотя его небесным покровителем был святой первоверховный апостол Пётр, именем которого он назвал новую столицу своего государства.
Так почему же многие предлагают праздновать день рождения императора Петра 9 июня, а не в день памяти Исаакия Далматского? Тем паче теперь этот день выпадает на государственный праздник День России, у которого не очень убедительная история.
Дело в том, что в XVII веке 30 мая (день памяти прп. Исаакия Далматского по Юлианскому календарю) приходился в Европе на 9 июня по созданному веком раньше Григорианскому календарю. А теперь мы считаем юбилеи именно по Григорианскому календарю, который был введён Папой Римским Григорием и который многими весьма компетентными экспертами уже сейчас считается менее достоверным. Тем не менее, вековая инерция преобладает над нашими умами – и мы следуем в русле европоцентричной картины мира, которая и выражается в Григорианском календаре. Интеллектуально мы и в этом вопросе до сих пор зависим от Европы.
Папу Римского Григория убедили некоторые астрономы, что новый календарь, ориентированный на солнечные циклы, более точный. Это произошло после открытий, совершённых польским учёным Николаем Коперником и другими астрономами.
Кстати, Папа Григорий пригласил для разработки нового календаря именно Коперника, как самого авторитетного специалиста (не случайно ведь в науке утвердился термин «Коперниканский переворот в астрономии»). Но Николай Коперник, несмотря на то, что он был клириком Католической церкви, уклонился от этой сомнительной чести. В итоге календарь для Папы разрабатывал немецкий астроном, иезуит Христофор Клавиус. И это делает честь великому учёному-славянину Николаю Копернику.
У многих коллег, с которыми приходилось обсуждать календарный вопрос, постоянно возникает недоумение, многие даже со мной советуются на тему «в правильный ли день мы отмечаем» годовщины рождения и кончины выдающихся людей или событий.
Например, совсем недавно мы праздновали День рождения Александра Сергеевича Пушкина, который у нас является государственным праздником – Днём русского языка. Однако отмечали его по традиции на два дня раньше рождения русского гения. Поскольку подсчёты ведутся по григорианскому календарю, который мы априори считаем правильным. А то, что Церковь не в этот день чтит память апостолов от 70-ти Карпа и Алфея, в день которых родился Пушкин, людей, оторвавшихся от веры и Церкви не интересует. Главное – какой день был тогда в Европе? Какая же разница какой день был в Европе?! Да в 1799 году разница календарей была 11 дней. Но ведь не это важно!
Немудрено, что многие люди путаются в датах и недоумевают, как нужно высчитывать правильные даты. Между тем, вопрос решается просто – надо выяснить в день памяти каких святых родился или скончался тот или иной выдающийся русский деятель. Значит в день памяти этих святых и нужно праздновать его память, его очередную годовщину рождения или смерти. Всё предельно просто.
Если Бородинская битва произошла в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери 26 августа 1812 года, то отмечать её годовщину нужно в этот праздник, то есть 8 сентября, но никак не 7 сентября. Если император Петр Великий преставился ко Господу 28 января 1725 года в день памяти прп. Ефрема Сирина, то и нужно годовщину его памяти отмечать 10 февраля, в день памяти этого святого, но никак не 8 февраля. В этот же надо вспоминать и Федора Михайловича Достоевского, скончавшегося 28 января 1881 года (ст.ст), но не 9 февраля, как у нас принято из-за зависимости от Европы. А день памяти Александра Сергеевича Пушкина надо вспоминать 11 февраля, а не 10-го, поскольку на память прп. Ефрема Сирина поэт был жив, а скончался на следующий день – 29 января.
Получается так: мы хотим почтить память нашего великого предка, скончавшегося или родившегося до начала 20 века, но делаем это не в тот день, в который он скончался или родился. Это же важно. Мы ведь свой день рождения не отмечаем накануне или после реально дня рождения!
Календарный вопрос – проблема не только для исчисления юбилеев и годовщин. Хотя и этот вопрос важный, поскольку мы утрачиваем понимание русской истории как продолжения священной истории, ибо все важные события нашего прошлого происходили в день каких-то больших церковных праздников, в русской истории возникала симфония духовного измерения и материального. Я пишу об этом давно в 2011 года, см. например здесь.
Однако через 76 лет новые поколения граждан нашего Отечества столкнутся с куда более серьёзной проблемой – в 2100 году Григорианский и Юлианский календари разойдутся на 14 дней. И тогда придётся менять многие даты нынешних праздников и памятных дат нашей истории, в том числе государственных праздников. Если ничего не изменится, придётся государственный праздник Рождество Христово переносить на 8 января. А день празднования Русского языка будет отстоять от реального дня рождения А.С. Пушкина уже не на два, а на три дня.
Нужно уже теперь готовить почву для возвращения России на аутентичный, подлинно русский Юлианский календарь, который к тому же является более точным. Ведь именно по Юлианскому календарю рассчитывается важнейшее для жизни Церкви – Пасхалия.
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России
22. Ответ на 18, Анатолий Степанов:
Выходит, для того, чтобы правильно праздновать православную Пасху нужно просто внимательно следить за евреями. Они по своему календарю определят, когда у них наступает 14-ый день месяца Нисана (их Пейсах) - и в первое же воскресенье после этого - православная Пасха! И зачем тогда юлианский календарь?
21.
20. Ответ на 17, Анатолий Степанов:
Сейчас получается отрыв Церкви от общества. Например, идёт церковный Рождественский пост, а христиане (пусть только по факту крещения) весело, изобильно и прекулинарно отмечают Новый год.
В этой связи следует вспомнить церковную историю. Становясь на ноги, Русская церковь применялась к языческим праздникам, устанавливая свои значимые даты совместно с языческими, естественно, давая им свои наименования. Т. е. была мудрая рецепция.Ну Вы революционер, отец Александр! Так может и на русский язык в богослужении перейдём? И второбрачие духовенства разрешить? И женское священство? У нас же в Церкви женщин гораздо больше.
М. б., дорогой Анатолий Дмитриевич, я диалектик? Разве можно возлагать на современного человека неудобоносимые одежды? В частности, шахтёр, теряющий за смену 2-3 кг веса, сможет на "траве" выдержать Великий Пост?
19. Ответ на 14, Р.Б.Павел:
18. Ответ на 16, Анатолий Степанов:
Сейчас получается отрыв Церкви от общества. Например, идёт церковный Рождественский пост, а христиане (пусть только по факту крещения) весело, изобильно и прекулинарно отмечают Новый год.
В этой связи следует вспомнить церковную историю. Становясь на ноги, Русская церковь применялась к языческим праздникам, устанавливая свои значимые даты совместно с языческими, естественно, давая им свои наименования. Т. е. была мудрая рецепция.Ну Вы революционер, отец Александр! Так может и на русский язык в богослужении перейдём? И второбрачие духовенства разрешить? И женское священство? У нас же в Церкви женщин гораздо больше.
Ваши инсинуации полностью отметаю.
О второобрачии священства вопрос - к священноначалию. Это уже давно есть.
О текстах. Я сторонник старообрядчества. Дома читаю на старообрядческом языке.
Я по духу - старообрядец.
17. Ответ на 15, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
Сейчас получается отрыв Церкви от общества. Например, идёт церковный Рождественский пост, а христиане (пусть только по факту крещения) весело, изобильно и прекулинарно отмечают Новый год.
В этой связи следует вспомнить церковную историю. Становясь на ноги, Русская церковь применялась к языческим праздникам, устанавливая свои значимые даты совместно с языческими, естественно, давая им свои наименования. Т. е. была мудрая рецепция.Ну Вы революционер, отец Александр! Так может и на русский язык в богослужении перейдём? И второбрачие духовенства разрешить? И женское священство? У нас же в Церкви женщин гораздо больше.
16.
Формы - разные.
15.
Сейчас получается отрыв Церкви от общества. Например, идёт церковный Рождественский пост, а христиане (пусть только по факту крещения) весело, изобильно и прекулинарно отмечают Новый год.
В этой связи следует вспомнить церковную историю. Становясь на ноги, Русская церковь применялась к языческим праздникам, устанавливая свои значимые даты совместно с языческими, естественно, давая им свои наименования. Т. е. была мудрая рецепция.
14. Ответ на 8, Анатолий Степанов:
католики Пасху празднуют, то вместе с иудеями, то раньше иудеев А имеет ли это существенное значение? Иудаизм давно уже самостоятельная религия, не имеющая отношение к христианству, еврейский Песах совсем другой праздник, нежели христианская Пасха, какой смысл на них оглядываться? А если вдруг евреи проведут реформу своего календаря и изменят дату Песаха, нам тоже надо будет свой календарь поменять? И потом – «праздновать одновременно» это совсем другое чем «праздновать вместе». Если дата Пасхи совпадет с датой Курбан Байрама, будет ли это означать, что христиане празднуют вместе с мусульманами?
13. Ответ на 7, учитель: