Ещё раз о календарном вопросе

Нужно готовить почву для возвращения России на аутентичный русский Юлианский календарь

Русская цивилизация 
0
686
Время на чтение 4 минуты

Сегодня, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в далёком 1672 году родился первый русский Император Пётр Великий. Об этом нам напоминает величественный Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Пётр Алексеевич воздвиг собор в память того святого, в день которого он родился. Воздвиг, конечно, не в том виде, в котором мы его сейчас созерцаем, но именно на этом месте.

Проблема заключается в том, что многие патриоты, в том числе официальные государственные лица, поздравляли друг друга с днём рождения первого русского Императора Петра 9 июня. И вот это досадное недоразумение снова заставляет нас обратиться к теме календаря.

Всякому православному человеку понятно, что день прихода в мир и день ухода из мира – человек не выбирает и человек рождается в день памяти определённых святых. И это не является игрой случая. Поэтому Император Пётр Великий, будучи православным человеком, так трепетно относился к памяти прп. Исаакия Далматского, хотя его небесным покровителем был святой первоверховный апостол Пётр, именем которого он назвал новую столицу своего государства.

Так почему же многие предлагают праздновать день рождения императора Петра 9 июня, а не в день памяти Исаакия Далматского? Тем паче теперь этот день выпадает на государственный праздник День России, у которого не очень убедительная история.

Дело в том, что в XVII веке 30 мая (день памяти прп. Исаакия Далматского по Юлианскому календарю) приходился в Европе на 9 июня по созданному веком раньше Григорианскому календарю. А теперь мы считаем юбилеи именно по Григорианскому календарю, который был введён Папой Римским Григорием и который многими весьма компетентными экспертами уже сейчас считается менее достоверным. Тем не менее, вековая инерция преобладает над нашими умами – и мы следуем в русле европоцентричной картины мира, которая и выражается в Григорианском календаре. Интеллектуально мы и в этом вопросе до сих пор зависим от Европы.

Папу Римского Григория убедили некоторые астрономы, что новый календарь, ориентированный на солнечные циклы, более точный. Это произошло после открытий, совершённых польским учёным Николаем Коперником и другими астрономами.

Кстати, Папа Григорий пригласил для разработки нового календаря именно Коперника, как самого авторитетного специалиста (не случайно ведь в науке утвердился термин «Коперниканский переворот в астрономии»). Но Николай Коперник, несмотря на то, что он был клириком Католической церкви, уклонился от этой сомнительной чести. В итоге календарь для Папы разрабатывал немецкий астроном, иезуит Христофор Клавиус. И это делает честь великому учёному-славянину Николаю Копернику.

У многих коллег, с которыми приходилось обсуждать календарный вопрос, постоянно возникает недоумение, многие даже со мной советуются на тему «в правильный ли день мы отмечаем» годовщины рождения и кончины выдающихся людей или событий.

Например, совсем недавно мы праздновали День рождения Александра Сергеевича Пушкина, который у нас является государственным праздником – Днём русского языка. Однако отмечали его по традиции на два дня раньше рождения русского гения. Поскольку подсчёты ведутся по григорианскому календарю, который мы априори считаем правильным. А то, что Церковь не в этот день чтит память апостолов от 70-ти Карпа и Алфея, в день которых родился Пушкин, людей, оторвавшихся от веры и Церкви не интересует. Главное – какой день был тогда в Европе? Какая же разница какой день был в Европе?! Да в 1799 году разница календарей была 11 дней. Но ведь не это важно!

Немудрено, что многие люди путаются в датах и недоумевают, как нужно высчитывать правильные даты. Между тем, вопрос решается просто – надо выяснить в день памяти каких святых родился или скончался тот или иной выдающийся русский деятель. Значит в день памяти этих святых и нужно праздновать его память, его очередную годовщину рождения или смерти. Всё предельно просто.

Если Бородинская битва произошла в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери 26 августа 1812 года, то отмечать её годовщину нужно в этот праздник, то есть 8 сентября, но никак не 7 сентября. Если император Петр Великий преставился ко Господу 28 января 1725 года в день памяти прп. Ефрема Сирина, то и нужно годовщину его памяти отмечать 10 февраля, в день памяти этого святого, но никак не 8 февраля. В этот же надо вспоминать и Федора Михайловича Достоевского, скончавшегося 28 января 1881 года (ст.ст), но не 9 февраля, как у нас принято из-за зависимости от Европы. А день памяти Александра Сергеевича Пушкина надо вспоминать 11 февраля, а не 10-го, поскольку на память прп. Ефрема Сирина поэт был жив, а скончался на следующий день – 29 января.

Получается так: мы хотим почтить память нашего великого предка, скончавшегося или родившегося до начала 20 века, но делаем это не в тот день, в который он скончался или родился. Это же важно. Мы ведь свой день рождения не отмечаем накануне или после реально дня рождения!

Календарный вопрос – проблема не только для исчисления юбилеев и годовщин. Хотя и этот вопрос важный, поскольку мы утрачиваем понимание русской истории как продолжения священной истории, ибо все важные события нашего прошлого происходили в день каких-то больших церковных праздников, в русской истории возникала симфония духовного измерения и материального. Я пишу об этом давно в 2011 года, см. например здесь.

Однако через 76 лет новые поколения граждан нашего Отечества столкнутся с куда более серьёзной проблемой – в 2100 году Григорианский и Юлианский календари разойдутся на 14 дней. И тогда придётся менять многие даты нынешних праздников и памятных дат нашей истории, в том числе государственных праздников. Если ничего не изменится, придётся государственный праздник Рождество Христово переносить на 8 января. А день празднования Русского языка будет отстоять от реального дня рождения А.С. Пушкина уже не на два, а на три дня.

Нужно уже теперь готовить почву для возвращения России на аутентичный, подлинно русский Юлианский календарь, который к тому же является более точным. Ведь именно по Юлианскому календарю рассчитывается важнейшее для жизни Церкви – Пасхалия.

Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

22. Ответ на 18, Анатолий Степанов:

Важно, чтобы Пасха была после еврейского пейсаха, как было исторически, как это описано в Евангелии. Есть определенный порядок чтения Евангелия, чтобы мы прочувствовали именно эту канву событий. Воскресение Христа происходит каждый год, это не символическое событие, которое можно отметить в любой день, когда захотим.


Выходит, для того, чтобы правильно праздновать православную Пасху нужно просто внимательно следить за евреями. Они по своему календарю определят, когда у них наступает 14-ый день месяца Нисана (их Пейсах) - и в первое же воскресенье после этого - православная Пасха! И зачем тогда юлианский календарь?
E.O. / 14.06.2024, 13:09

21.

См.: https://yandex.ru/video/preview/14567901994966748773

20. Ответ на 17, Анатолий Степанов:

На мой взгляд, нужно РПЦ переходить на григорианский календарь.
Сейчас получается отрыв Церкви от общества. Например, идёт церковный Рождественский пост, а христиане (пусть только по факту крещения) весело, изобильно и прекулинарно отмечают Новый год.
В этой связи следует вспомнить церковную историю. Становясь на ноги, Русская церковь применялась к языческим праздникам, устанавливая свои значимые даты совместно с языческими, естественно, давая им свои наименования. Т. е. была мудрая рецепция.

Ну Вы революционер, отец Александр! Так может и на русский язык в богослужении перейдём? И второбрачие духовенства разрешить? И женское священство? У нас же в Церкви женщин гораздо больше.


М. б., дорогой Анатолий Дмитриевич, я диалектик? Разве можно возлагать на современного человека неудобоносимые одежды? В частности, шахтёр, теряющий за смену 2-3 кг веса, сможет на "траве" выдержать Великий Пост?

19. Ответ на 14, Р.Б.Павел:

католики Пасху празднуют, то вместе с иудеями, то раньше иудеев

А имеет ли это существенное значение? Иудаизм давно уже самостоятельная религия, не имеющая отношение к христианству, еврейский Песах совсем другой праздник, нежели христианская Пасха, какой смысл на них оглядываться? А если вдруг евреи проведут реформу своего календаря и изменят дату Песаха, нам тоже надо будет свой календарь поменять?

Конечно имеет существенное значение, поскольку нарушается историческая достоверность событий. Поэтому и трудились лучшие умы Церкви над высчитыванием Пасхалии, очень серьёзно к этому относились. И если евреи поменяют вдруг календарь, чего, думаю, не произойдёт, то для нас это не будет иметь никакого значения. Важно, чтобы Пасха была после еврейского пейсаха, как было исторически, как это описано в Евангелии. Есть определенный порядок чтения Евангелия, чтобы мы прочувствовали именно эту канву событий. Воскресение Христа происходит каждый год, это не символическое событие, которое можно отметить в любой день, когда захотим.

18. Ответ на 16, Анатолий Степанов:

На мой взгляд, нужно РПЦ переходить на григорианский календарь.
Сейчас получается отрыв Церкви от общества. Например, идёт церковный Рождественский пост, а христиане (пусть только по факту крещения) весело, изобильно и прекулинарно отмечают Новый год.
В этой связи следует вспомнить церковную историю. Становясь на ноги, Русская церковь применялась к языческим праздникам, устанавливая свои значимые даты совместно с языческими, естественно, давая им свои наименования. Т. е. была мудрая рецепция.

Ну Вы революционер, отец Александр! Так может и на русский язык в богослужении перейдём? И второбрачие духовенства разрешить? И женское священство? У нас же в Церкви женщин гораздо больше.


Ваши инсинуации полностью отметаю.
О второобрачии священства вопрос - к священноначалию. Это уже давно есть.
О текстах. Я сторонник старообрядчества. Дома читаю на старообрядческом языке.
Я по духу - старообрядец.

17. Ответ на 15, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

На мой взгляд, нужно РПЦ переходить на григорианский календарь.
Сейчас получается отрыв Церкви от общества. Например, идёт церковный Рождественский пост, а христиане (пусть только по факту крещения) весело, изобильно и прекулинарно отмечают Новый год.
В этой связи следует вспомнить церковную историю. Становясь на ноги, Русская церковь применялась к языческим праздникам, устанавливая свои значимые даты совместно с языческими, естественно, давая им свои наименования. Т. е. была мудрая рецепция.

Ну Вы революционер, отец Александр! Так может и на русский язык в богослужении перейдём? И второбрачие духовенства разрешить? И женское священство? У нас же в Церкви женщин гораздо больше.

16.

Земной путь христианина всегда заканчивается Голгофой.
Формы - разные.

15.

На мой взгляд, нужно РПЦ переходить на григорианский календарь.
Сейчас получается отрыв Церкви от общества. Например, идёт церковный Рождественский пост, а христиане (пусть только по факту крещения) весело, изобильно и прекулинарно отмечают Новый год.
В этой связи следует вспомнить церковную историю. Становясь на ноги, Русская церковь применялась к языческим праздникам, устанавливая свои значимые даты совместно с языческими, естественно, давая им свои наименования. Т. е. была мудрая рецепция.

14. Ответ на 8, Анатолий Степанов:

по "точному" григорианскому календарю не возможно правильно рассчитать Пасхалию.

Это не так. Существует формула Гаусса для вычисления даты Пасхи, как католической, так и православной.
католики Пасху празднуют, то вместе с иудеями, то раньше иудеев

А имеет ли это существенное значение? Иудаизм давно уже самостоятельная религия, не имеющая отношение к христианству, еврейский Песах совсем другой праздник, нежели христианская Пасха, какой смысл на них оглядываться? А если вдруг евреи проведут реформу своего календаря и изменят дату Песаха, нам тоже надо будет свой календарь поменять? И потом – «праздновать одновременно» это совсем другое чем «праздновать вместе». Если дата Пасхи совпадет с датой Курбан Байрама, будет ли это означать, что христиане празднуют вместе с мусульманами?
Р.Б.Павел / 14.06.2024, 08:57

13. Ответ на 7, учитель:

Да так и будет. Доллары и евро запретили в России. Дальше запретят интернет , компьютеры и серверы в Россию продавать. AUTOCAD уже заблокирован , проекты не на чём делать , станки с ЧПУ заблокируют. Электричество тоже Советская власть дала, богоборческая. Остаётся как при царе - лучина, дрова, будка с соломенной крышей. Да и календарь мужики в деревне не пользовались в старину, когда зима , то снег, как тает, так весна. Исконная жизнь.

Нет, давайте всё у Европы и США перенимать, это же прогрессивно, это же общечеловеческие ценности. А то останемся в лаптях ходить, а это ужасно не комфортно.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Мина под будущее России
Диверсия пятой колонны в образовании
13.06.2024
Он смиренно несёт государево тягло
Выдающемуся учёному Андрею Леонидовичу Вассоевичу – 70 лет!
12.06.2024
Путин против идеологии?
Как понимать слова Президента России на Петербургском экономическом форуме
10.06.2024
О «русском вопросе»
О некоторых ошибках архиепископа Саввы (Тутунова)
29.05.2024
Праздник русской литературы
Лауреатами Патриаршей литературной премии 2024 года стали Владислав Артёмов, Владислав Бахревский и Вадим Кирюшин
29.05.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Русская цивилизация
Цель «борцов с домашним насилием» – запрет семьи
В Госдуме вновь раздаются голоса по созданию «системы поддержки жертв домашнего насилия»
14.06.2024
«Благодарю за высокое служение Родине»
В Кремле прошло вручение медалей Героя Труда и Государственных премий
12.06.2024
Два взгляда на православных священников
Несколько примеров из жизни священнослужителей
12.06.2024
О русском этносе и русской эмиграции
Реплика на реплику архиепископа Саввы (Тутунова)
11.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности
Новый комментарий от Вадим Винер
14.06.2024 13:13
Ещё раз о календарном вопросе
Новый комментарий от E.O.
14.06.2024 13:09
Игорь Тальков – Господь воздаст отмщение
Новый комментарий от Русский танкист
14.06.2024 12:25
«Борис Годунов»: историческая драма и метафизика истории
Новый комментарий от Русский Сталинист
14.06.2024 12:25
Мина под будущее России
Новый комментарий от Владимир С.М.
14.06.2024 11:40
Украинский нацизм: проблемы идентификации
Новый комментарий от Русский танкист
14.06.2024 10:06