С тех пор, как Екатериной II и грузинским царем Ираклием II в 1783 году был подписан Георгиевский трактат, российско-грузинские отношения не раз переживали свои взлеты и падения. Но такой затяжной стагнации, как после развала СССР, еще в истории наших государств не было. Причина ясна: в 1991 году была сломана вся система не только безопасности постсоветских республик, но и всего мира. О том, что демонтаж СССР нарушил мировой геополитический баланс, в том числе и во вред англосаксам и их сателлитам, писал даже сам бывший госсекретарь и советник по национальной безопасности США Генри Киссинджер.
Для всех народов, населявших когда-то Советский Союз, пришли трагические времена, сопряженные с локальными войнами, разрушением промышленности и сельского хозяйства, торговых связей, безработицей, упадком науки и культуры. Болезненнее всего переживался разрыв отношений с теми народами, которые находились в русской парадигме несколько последних веков. Потому что за это время эти народы выработали единые духовные ценности и традиции. А при потере советской идеологии, и прихода на постсоветику дикого капитализма, глобализма (подчас либерального фашизма с его продвижением самых греховных и деструктивных тенденций), русские, белорусы, грузины и близкие им народы Восточной Европы выжили благодаря сильным православным традициям. Грузии в геополитическом отрыве от России (экономические и культурные связи все же сохранялись) удалось удержать позиции христианства значительнее, чем соседней Армении, так как фактор Диаспоры для грузин никогда не был доминирующим. Святейший и Блаженный Католикос-Патриарх Грузинской Православной Церкви Илия II для грузин – действительно неоспоримый, непоколебимый авторитет. Практически у каждого грузина, придерживающегося традиций и веры отцов, в доме висит портрет Патриарха.
В этом контексте грузины являются даже более верующими, чем сами русские или белорусы.
Большое впечатление оставила вовсе не толерантная встреча Папы Римского в 2017 году, во время его поездки по Закавказью. В отличие от армян грузины встретили приход Ватикана на свою землю вовсе не с благостной сердечностью, а с желанием отстоять свою идентичность в лоне православия. «Ватикан – духовный агрессор», «Держись подальше от Грузии, антихрист» - таковы были лозунги. Все это причудливым образом накладывалось на теплый прием, оказанный Понтифику президентом Георгием Маргелашвили.
Начало СВО в России в феврале 2022 года стремительно запустило те процессы, которые до того принимали или спящий, или откровенно деструктивный характер. Хотя уже после навязанной Западом войны 2008 года, куда толкнули грузинский, осетинский и русский народы, Россия и ее грузинская община уже стали искать решения для поиска урегулирования. В декабре 2008 года в галерее Винзавода москвичам была представлена выставка картин великого примитивиста Нико Пиросмани.
Надо признать, что в России грузинская община (диаспора) в целом никогда не была мощным контраргументом для русофобии, которая нагнеталась в Грузии при помощи западных политтехнологов. Но все же время от времени в России звучали довольно убедительные голоса общественных организаций, заслуженных деятелей и политологов. Так, например, наша общественная организация неоднократно ходатайствовала по снятию запрета и возобновлению прямых авиасообщений Россия-Грузия. Неустанно поднимала на разных уровнях вопрос по отмене визового режима для граждан Грузии. Или же, к примеру, совместно с генеральным секретарем Всемирного конгресса народов Грузии, доктором экономических наук, профессором, кавалером ордена чести Грузии Владимиром Хомерики после войны 2008 г., когда занимались вопросами снятия санкций с грузинских вин и иных продукций грузинского производства. Следует отметить, что Владимир Хомерики и многие почтенные грузины, проживающие в России, практически непрерывно давали интервью и публично выступали в поддержку грузино-российского стратегического союза.
Работал на укрепление наших политических и культурных связей глава «Партии справедливости», председатель Всегрузинского патриотического альянса «Родина», экс-министр безопасности Грузии Игорь Гиоргадзе. Не мог поиск форм разорванного диалога идти помимо усилий армянской общины России. Особенно повышалась ее роль в дни празднования 90-летнего юбилея Сергея Параджанова или художественной выставки «Эривань-Тифлис», которая проходила несколько лет назад в Гостином дворе в Москве.
Будет важным отметить, что впервые в истории Закавказья, видя, в каком тяжелейшем положении оказалась вчерашняя метрополия – Россия, грузинские и армянские деятели культуры, журналисты, политологи старались, несмотря на общую энтропию и деградацию, сохранить диалог. Так, недавно в армянском Горисе (Сюник) прошла поистине историческая встреча. Накануне 125-летнего юбилея писателя Акселя Бакунца в его доме-музее встретились представители грузинской и армянской научной и художественной интеллигенции. Гостем стал сам известный историк, директор Национального центра рукописей Заза Абашидзе. Разговор за травяным чаем, который делал сам директор музея Вардан Саркисян, шел, конечно, на русском языке. Много говорили о том, что молодые армяне и грузины, к сожалению, утратили русский язык и поэтому оскудевает культурное и научное поле. Но это часть проблемы. Заза Абашидзе сказал, что в Армении сегодня, пожалуй, не найдется специалиста, кто может читать рукописи на грузинском языке, или счет таким пошел на единицы. Получается, что со сжиманием так называемого Русского Мира ослабли национальные связи, и исторически и экзистенциально близкие культуры стали деградировать.
Между тем за эти годы российско-грузинские связи были отмечены творческими контактами. В Тбилиси спустя 30 лет несколько лет назад приезжал на гастроли московский театр «Современник», в российскую столицу тоже приезжают театральные и танцевальные коллективы, которых встречают с неизменным восхищением.
С декабря 2023 года по июнь 2024 года в Новой Третьяковке на Крымском валу демонстрировалась выставка «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Государственная Третьяковская галерея, Общество содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова и Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря представили выставку копий русских и грузинских средневековых фресок.
А нынче грузинское современное искусство представляется даже на той стороне русской ойкумены – во Владивостоке.
Разумеется, все эти уверенные шаги по сближению наших близких, но утративших диалог народов поддерживаются грузинскими политиками, которые сегодня в большей мере работают на сохранение традиций, православия и идентичности грузинского этноса.
Агаси Арабян, президент НКО «Джавахкская диаспора России», член Лазаревского клуба
2.
Чтения посвящены памяти Давида Ильича Арсенишвили - уроженца Грузии, искусствоведа и первого директора Музея им. Андрея Рублева. Чтения проводятся в ноябре. Приезжают архиереи из Грузии, музейные работники, искусствоведы. Доклады на конференции имеют самую разную тематику. История, архитектура и реставрация храмов; новые исследования искусствоведов, реставраторов икон; исторические события, касающиеся отношений Грузии и России и многое другое.
Вход на конференцию всегда свободный.
1.
Вдруг услышит..? Вдруг поможет..? Если вместе...
Не допустят... У нас нет общего врага...
А Илию и в России... Это ТАКОЕ сокровище.!