Фальсификации российской истории, российско-армянской ее части полностью встроены в организационные войны, которые ведутся коллективным Западом, Турцией, Азербайджаном, Израилем, Пакистаном и их прокси против России, Армении, Ирана. К сожалению, Армения среди других стран постсоветики сегодня наиболее уязвима. И даже при таком давлении врагов она пытается сражаться за свои цивилизационные коды, где принадлежность к восточнохристанской парадигме (где Россия и Армения являются важнейшими форпостами) является ключевой. В то время, когда в России был отменен Бессмертный полк в целях безопасности, 9 мая 2024 года огромное число армян шли в колонне Бессмертного полка с фотографиями своих героических предков и маршалов Победы. В армянской обществе память о погибших родственниках в Великой Отечественной войне также свята, как и о безвинных жертвах Геноцида армян в Османской империи. Такие великие потрясения являются мощной основой для исторической памяти.
Но к сожалению, технологии позволяют ломать сознание целым народам. Известный российский историк Андрей Фурсов в книге «Россия между революцией и контрреволюцией. Холодный восточный ветер» пишет:
«Одновременно с горячей войной, то переплетаясь с ней, развивается набирающая силу иная форма Холодной войны – организационная. Её главной целью является разрушение оргструктур (структур управления) общества-мишени – всех: от социальных и финансовых, до структур сознания и познания, т.е структур психосферы в самом широком смысле этого слова. Именно эта сфера постепенно становится войной психоисторической. Психоисторическая война – это целенаправленное долгосрочное воздействие на общественное сознания и подсознание (взгляды, идеалы, идентичность, историческая память, эмоции и т.п.) определенной группы, как правило, интеллектуальной и политической элиты, общества-мишени (или на это общество в целом) с целью провести классовое и/или цивилизационное перекодирование».
Итак, в это время такой мишенью оказалась Армения. Попытки её квазиэлиты перекодировать армянский народ вот уже активно идет с апреля 2018 года, когда произошёл Оранжевый Ереван. Надо сказать, что в армянское общество методичка Джина Шарпа вошла гораздо позже, чем в другие русофобствующие сегодня постсоветские республики. Армения самая последняя из всех республик под давлением западных и турецко-азербайджанских эмиссаров стала искажать историческую правду и писать об «оккупации» Восточной Армении Россией после заключения Туркманчайского договора 1828 года. Надо сказать, что он был третьим в ряду стратегических исторических армяно-российских союзов. После Кюрекчайского мирного договора 1805 (подтвердившего переход Карабахского ханства в подданство Российской империи), Гюлистанского мирного договора, закрепившего Карабахское ханство в зоне ответственности Российской империи, и, наконец, Туркманчайского мира 1828 года, после которого Восточная Армения почти на два века обрела спокойное развитие в составе Русского Проекта.
Но именно Армении сегодня не прощают то, что прощали 30 лет странам Балтии, пытаясь использовать порты как транзитные зоны, Азербайджану, в Конституционном Акте которого от 30 августа 1991 года зафиксировано следующее: «Но 27-28 апреля 1920 года РСФСР, грубо нарушая нормы международного права, без объявления войны ввела в Азербайджан части своих вооруженных Сил, оккупировала территорию суверенной Азербайджанской Республики, насильственно свергла законно избранные органы власти и положила конец независимости, достигнутой ценой огромных жертв азербайджанского народа. Вслед за этим Азербайджан, так же как и в 1806-1828 годах, был вновь аннексирован Россией. Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 года был призван закрепить эту аннексию. В дальнейшем, на протяжении 70 лет против Азербайджанской Республики фактически проводилась политика колониализма, беспощадно эксплуатировались природные ресурсы Азербайджана и растаскивались его национальные богатства, азербайджанский народ подвергался преследованиям и массовым репрессиям, попиралось его национальное достоинство. Несмотря на все это, азербайджанский народ продолжал свою борьбу за государственную независимость». Такова была благодарность азербайджанских элит за то, что благодаря русскому народу он получил государственность при советизации.
Повторюсь, что клиническую русофобию в Азербайджане, ложь про «оккупацию» российское экспертное сообщество, особенно в ее протурецком сегменте, предпочитало не замечать. Но когда Республика Армения встала спустя тридцать лет на эти исторические «грабли», ей этого не простили. Более того, сегодня идет опять равноудаленная кривизна, когда ситуацию с фальсификацией истории в Армении и Азербайджане, ставят в один дискурс, не замечая, что Азербайджан – это оккупант и насильник, а Армения – жертва, пострадавшая сторона, находящаяся в оккупации, которую без стабилизации российско-армянских отношений не разомкнуть.
Работа протурецких, произраильских и проазербайджанских лоббистов в эти годы очень ударила по состоянию российской академической науки. Только сейчас арменоведение начинает возвращаться в востоковедческие дисциплины. К сожалению, очень много времени упущено, но в лагере российских патриотов сегодня есть убежденность: после стабилизации Донбасского и Курского направления Россия и Иран должны сделать стяжку региона и вернуть свое влияние на христианские народы Грузии, Армении.
В 2009 году Национальная лаборатория внешней политики организовала изучение преподавания истории в школах постсоветских государств и восприятие истории XX века их населением. Это было не первое обращение российских историков к этой теме. Доктор исторических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, член Академии гуманитарных наук, член Союза писателей России Александр Иванович Вдовин в статье «Россия и русский народ в школьных учебниках истории бывших республик СССР» («Сборник русского исторического общества. Правда истории». Том № 11 [159]) пишет о том, что 30 марта 2010 года в Государственном центральном музее современной истории России проходила научная конференция «Основные направления противодействия искажению ключевых проблем отечественной истории». Историками были собраны, частично переведены с национальных языков и проанализированы 187 школьных учебников истории и учебных пособий 12 стран бывшего СССР. Как считает А.И. Вдовин, «анализ школьных учебников истории постсоветских стран показывает, что, за исключением Белоруссии и (в меньшей степени) Армении, все остальные страны пошли по пути преподавания подрастающему поколению националистической трактовки истории, основанной на мифах о древности своего народа, о высокой культурной миссии предков и о “заклятом враге”, который представлен в образах России, СССР и русского народа».
Историк говорит о том, что в учебнике, подготовленном в Прибалтике, всерьез обсуждается и даже вынесена в название главы тема «Этническое происхождение людей каменного века». Предки азербайджанцев объявляются современниками шумеров, якобы оставивших о них первые письменные свидетельства, а «современная Армения возникла на территории древнего Западного Азербайджана». Вдовин подчеркивает: «общей чертой школьных учебников новых национальных государств (за исключением Беларуси и Армении) является стремление представить контакты с русскими и Россией как источник постоянных бедствий. Присоединение тех или иных территорий к России, как правило. оценивается негативно. Выгоды, получаемые народами в рамках большого государства, замалчиваются, акцент делается на утрате самостоятельности».
В 2020 году после нападения на Республику Арцах (Нагорный Карабах) и оккупацию исторической армянской территории президент Азербайджана Ильхам Алиев при поддержке своего союзника Турции, Израиля, Пакистана провёл в Баку парад победы в Отечественной войне. Этим самым он отмежевался от участия предков азербайджанцев в Великой Отечественной войне. Сразу же после этого он начал сносить памятники и дома героев Великой Отечественной войны армянского происхождения. В России и Армении ветеранские и общественные патриотические организации ужаснулись: как можно осквернять святую память Победы? Но для закусившего удила Ильхама Алиева это было возможно. Вдовин отмечает, что в учебниках Азербайджана и Украины термин «Великая Отечественная война» не употребляется, заменяется «войной с фашизмом», «Второй мировой войной». Вместе с тем, участие Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана в Великой Отечественной войне пронизано патриотическим пафосом. Однако, деятельность армянских эмигрантов, сотрудничавших с нацистами, описывается без осуждения.
Думается, что этому докладу Александра Вдовина о состоянии учебников истории в СНГ и Балтии надо придать самое пристальное внимание, чтобы было видно в широком контексте, кто и как хранит свою историческую память. Надо сказать, что после того, как в Армении и России появился общественный резонанс на ложь и фальсификации пашисткого режима, ряд видных армянских историков выпустили публикации в поддержку Туркманчайского договора как базового в союзе двух христианских народов, 200-летие которого мы просто обязаны отметить в 2028 году. Туркманчайский договор называет Армянским чудом директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин, давший в 190-летие мирного договора интервью «Спутнику Армения», подтвердив, что армянский этнос после семи веков рассеяния и пребывания в религиозно чуждой ему среде получил возможность восстановления и развития в пределах цивилизационно близкого ему мира – христианской России.
Агаси Арабян, Президент НКО «Джавахкская диаспора России», член Лазаревского клуба