В начале мая МИД РФ выступил с жестким заявлением по Грузии и выразил сомнение в продолжении встреч в «женевском формате». Реакция МИД связана с решением Комитета министров Совета Европы, который с подачи официального Тбилиси декларировал «несуществующую принадлежность Абхазии и Южной Осетии Грузии» и предпринял попытку возложить на Россию ответственность за «конфликтные отношения» с этими республиками и внутреннюю ситуацию в них. «Тбилиси при поддержке западных покровителей продолжает плодить на международных площадках политико-пропагандистские пустышки, единственный смысл которых - «узаконить» нежелание Грузии наладить нормальные отношения с соседями. Удивительно ли, что грузинская делегация систематически отказывается конструктивно работать на Женевских дискуссиях по вопросам безопасности в Закавказье? В этой ситуации приходится серьезно задуматься о продолжении женевских встреч в их нынешнем формате», - говорится в заявлении МИД РФ.
В Грузии отреагировали на заявление российского внешнеполитического ведомства достаточно резко. Министр иностранных дел республики Михаил Джанелидзе сослался на «нормы международного сообщества», в соответствии с которым Тбилиси якобы ведет свою политику, а спикер парламента Ираклий Кобахидзе еще раз подчеркнул незыблемость прозападного внешнеполитического курса страны. «Внешняя политика Грузии очень важна для страны и этот вопрос отражен в Конституции. Отдельная статья посвящена этому в Конституции Грузии. Там прямо написано, что нашим приоритетом является вступление в НАТО и Евросоюз. Это написано черным по белому», - сказал Кобахидзе.
Данные достаточно жесткие для российской дипломатии высказывания и вообще всю эту «дипломатическую перепалку» стоит рассматривать в общем контексте интенсивного российско-грузинского, армяно-грузинского, ирано-армянского и ирано-грузинского диалога в Закавказье в последние несколько месяцев. В марте проходит информация о том, что Россия и Грузия якобы предварительно решили реанимировать договоренности 2011 года о формате транзита грузов через Южную Осетию по Транскавказской магистрали и через Республику Абхазия с задействованием железной дороги. Этот транзит важен в контексте укрепления стратегических связей с Арменией и налаживанием сухопутного товаропотока с Ираном. Эксперты неоднократно писали об интересах иранцев к транзитному маршруту в Россию через территорию Армении, Грузии и Осетии (РСО-А и/или независимой Республики Алания (РЮО)), но не через территорию Азербайджана. Сразу после сообщения о такой договоренности грузинская сторона немного «сдала назад». Но в то же время в Тбилиси прибыл с официальным визитом премьер-министр Армении. И также пошли сообщения о том, что основная тема переговоров - транзит в Россию. Правда, достаточно дипломатично с подключением армянских экспертов по Грузии акцент был сдвинут на использование портов Батуми и Поти для перевалки грузов в Новороссийск. Еще позже, в апреле, состоялся исторический визит президента Ирана Хасана Роухани в Иран. И (что за «совпадение») в ходе этого визита также обсуждался вопрос запуска коридора из Ирана через Армению и Грузию. Но не в Россию, а в сторону грузинских черноморских портов. Ведь реальный стратегический настрой иранских властей прозападный, точнее проевропейский. Тегеран проводит самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику и готов развивать связи с Россией, но с точки зрения стратегических торгово-экономических связей ориентирован, прежде всего, на Европу. И такая повестка дня выгодна и близка в контексте усиливающихся прозападных настроений части элит в Ереване и, конечно же, в Тбилиси.
Отсюда именно из этого общего контекста и жесткая реакция Москвы. В условиях резкого роста военных и стратегических вызовов и угроз все эти «проектные танцы» в регионе России не нужны и просто опасны. Тем более уже готовы к реализации планы по наращиванию логистической инфраструктуры в Северной Осетии, а в Южной (Государстве Алания) к власти пришел ориентированный на «полную» интеграцию с Россией «военный» президент Анатолий Бибилов, близкий к группе министра обороны РФ Сергея Шойгу. Полное взаимопонимание у Москвы и с президентом Абхазии Раулем Хаджимба (реанимирован блокировавшийся Александром Анкваб проект дороги из Кабардино-Балкарии до портов Сухума и Очамчиры). В условиях роста напряженности отношений с Евросоюза появления альтернативной логистики и продолжения официальным Тбилиси дрейфа Грузии в НАТО и ЕС (притом, что мнение население начинает меняться в пользу России), активизации работы Турции в Аджарии, могут сложиться оптимальные условия для реализации давно проговоренных экспертами сценариев переустройства нынешней Грузии по федеральному сценарию, который учел бы права армян Джавахка, азербайджанцев Марнеульского района, осетин Казбекского района и мингрелов Западной Грузии при гуманитарной и экономической поддержке из России, Абхазии, Государства Алания (РЮО), Армении и Азербайджана. Быстрый запуск транспортных коридоров из Ирана и Армении в Россию и к черноморскому побережью способствовал бы улучшению экономической ситуации в Армении, Джавахке, центральных районах Грузии и в РЮО.
Агаси Арабян, ведущий научный сотрудник РНИОО, «Институт политических и социальных исследований ЧКР»