«Эпоха идеологий прошла»

Попытка насадить единую идеологию – верный путь к гражданской войне

Освободительный поход Русской армии на Украину  Бывший СССР 
0
269
Время на чтение 8 минут
Фото: discover24.ru

«Меня всегда удивляли идеологисты. Не те толпы маргиналов, которые орут в социальных сетях "дайте нам идеологию", а умные образованные люди, рассуждающие о том, как не хватает нам идеологии и как было бы хорошо, если бы она была», – пишет в статье «Кризис идеологизма» известный политолог, обозреватель МИА «Россия сегодня» Ростислав Владимирович Ищенко. Статья опубликована на сайте Украина.ру.

«После чего, поднимающие очи горе и ждущие, что может быть с высоты кремлёвских башен наконец прольётся благодать и снизойдёт или будет спущена идеология.

Ибо не к Богу же они обращаются со своим ожиданием в умных глазах, абсолютно аналогичным маргинальному "дайте". Тем у кого есть Бог идеология не нужна – любое священное писание, не только православное и не только христианское, учит как жить в обществе, причём в конкретном обществе, для которого оно и писалось. Христианское, и в частности православное, священное писание отличается лишь большим универсализмом, то есть применимо почти для всех цивилизаций планеты.

Но идеологистам нужна светская идеология, которая будет восприниматься так же, как божественное откровение и станет обязательной для всех. Но это совершенно невозможно, если не прибегать к тоталитарному насилию», – сказано в публикации.

«Христианство давно выросло из коротких штанишек и не пытается насаждать веру силой, осознав в результате длительного эксперимента бессмысленность этого занятия. Масса скучающих по идеологии людей предпочитают оставаться атеистами, не принимая божественное откровение. Но, если значительная часть общества не желает принять сакральное, исходящее от высшей силы, то как же им навязать обыденное, исходящее от такого же человека?

Только принудительно. Но это мы уже проходили – все идеологизированные государства, построенные на принципе тоталитарного принуждения к принятию всеми и каждым одной идеологии в качестве единственно верной, были уничтожены грузом внутренних проблем. Кстати, перманентная агрессивность большинства тоталитарных режимов, как раз и является попыткой перенести внутренние проблемы на внешний контур. Даже нынешняя, априори беззубая, лево-либеральная ЛГБТ-"демократия", столкнувшись с неразрешимыми противоречиями внутри, пытается кусаться вовне.

Попытка насадить единую идеологию – верный путь к гражданской войне. Этот тезис прекрасно иллюстрируется проблемами окружающих Россию постсоветских националистических режимов, попытавшихся сделать имманентный любому современному обществу политический национализм, рассматривающий политическую нацию, как совокупность граждан, идеологией этно-национализма и закономерно срывающихся в нацизм (также латентно существующий в любом обществе, но требующий особых условий, в частности идеологизации национальной политики, для того, чтобы выйти на политическую арену в качестве серьёзной силы)», – отметил автор.

«Идеологисты-теоретики, будучи умными и образованными людьми, не могут не понимать перечисленное выше. Но они же вроде бы стремятся к единству, которого и собираются достичь при помощи единой идеологии, которая как раз и ведёт к противостоянию, тоталитарному насилию и, в конечном счёте, к гражданской войне. Как это умещается в одной голове? А никак – это политическая шизофрения, распад сознания на две независимые системы, одна из которых вполне здраво оценивает актуальные политические события и даже предлагает остроумные решения локальных проблем, а другая верит в святость идеологии, которая якобы решает всё.

При этом записные идеологисты, говоря "дайте нам идеологию" (не уточняя какую именно, вроде бы абстрактную или какую-то новую), постоянно лукавят. Они точно знают, какую именно идеологию они хотят. Большинство болеет марксизмом, на втором месте идеологизированные националисты, за ними идут достаточно многочисленные, но разбитые на отдельные группки (по гендеру, цвету кожи, пищевым предпочтениям, экологическим течениям и т.д.) либералы. Совсем мало идеологизированных консерваторов, но они тоже есть. Есть даже идеологизированные монархисты, хоть они-то точно должны были бы ориентироваться на православие, как идейный базис, но есть те, у кого православие является простым приложением к монархии – они постепенно смыкаются с сектой царебожников до полного стирания отличий.

Для того, чтобы проверить данное утверждение достаточно предложить идеологистам, в разгар их стенаний о "пропавшей идеологии", принять в качестве руководящей фашистскую идеологию и строить соответствующее государство. Они тут же окрысятся и пойдут в атаку. Не потому, что так уж не любят фашизм, многие идеологисты, особенно из числа безграмотного маргиналитета, но не только, называя себя марксистами, социалистами, националистами, либералами, высказывают вполне фашистские идеи, просто не знают об этом, ибо ничего в своей жизни, кроме чата в котором спорят, не читали. Что же касается умных, то они пытаются модернизировать свою идеологию, не замечая, как она смыкается с чужой, которую такие же умные тоже модернизируют.

Просто у каждого из них есть сверх-идея. Каждый уже является приверженцем определённой идеологии. Обычно приверженность эта сводится к названию, двум-трём лозунгам и утверждению, что "внедрение" этой идеологии в массы немедленно приведёт к всеобщему счастью. При этом, называющие себя марксистами, посмеиваясь над крестьянином из фильма Чапаев, спрашивавшего у Василия Ивановича за коммунистов он или за большевиков (кстати, киношный Чапаев сам не знал), не понимают, что разницы между коммунистами и большевиками не было в конкретный период (1917-1952 год), в конкретной стране (РСФСР/СССР), а в принципе-то разница огромная (как между атомной электростанцией и атомной бомбой)», – подчеркнул политолог.

«В свою очередь современные либералы уверены, что либерализм – это свобода меньшинств, хоть на деле это – идеология, провозглашающая примат личного над общественным, а общественного над государственным. Она фактически отрицает наличие у государства интересов, отдельных от интересов гражданского общества и видит в нём только слугу гражданина, хоть государство, как и гражданин, является одновременно и слугой, и хозяином. Диалектика…

В общем, люди не просто сражаются за то, что невозможно реализовать, но они даже не понимают за что именно они сражаются. Идеология видится им чем-то вроде "горящего сердца Данко", за которым толпа идёт добровольно и радостно. Но они забывают, что народ шёл за горящим сердцем ровно до того момента, пока ему грозила опасность всеобщего уничтожения, вынуждавшая его консолидироваться в тёмном лесу, вокруг единственного источника света. Как только были достигнуты пригодные для жизни места – люди занялись своими делами, а горящее сердце потушил осторожный человек.

И это не просто образ, тем более не негативный образ – это глубокое интуитивное философское осмысление Горьким пользы и вреда идеологии. Сплачивавшее в минуту опасности горящее сердце, с момента достижения спокойной гавани становилось опасным источником общественного возбуждения, который помешал бы людям спокойно обустроить свою жизнь на новом месте», – говорится в статье.

«Разного рода идеологии и идеологические политические системы заняли в истории человечества короткий период (с начала по конец ХХ века). За это время они доказали свою полную непригодность для эффективного государственного строительства. В этом плане идеология, как допинг в спорте – даёт быструю мобилизацию организма, но при попытке длительного использования ведёт к столь же быстрой деградации.

Именно поэтому с начала ХХ века новые идеологии так и не появились. Всё что мы имеем сейчас работает только с приставкой нео-: неолиберализм, неокоммунизм, неофашизм, неонацизм, неоклерикализм, неоконсерватизм. При этом внутренне все эти нео- очень друг на друга похожи, не случайно все эти неоидеологии присутствуют на всех майданах, где, в тесном сотрудничестве друг с другом, выступают против государства – против любого государства, даже против американского государства. При попытке его деидеологизации (частичной, но достаточно глубокой) Трампом левые правые и серо-буро-малиновые выступили единым фронтом, поддержали же его деидеологизированные стихийные традиционалисты (рэднэки). Ибо традиция – не есть идеология – это политико-исторический геном общества, делающий его единым организмом и воспринимаемый на уровне инстинкта (впитывается с молоком матери).

Потому идеологисты и обращаются к деидеологизированному государству с требованием ввести, наконец, идеологию. Без государственной силы они не могут принудить остальное общество, разделить их взгляды. Не могут потому, что пережив идеологический кошмар ХХ века, большинство обществ поняли, что обязательная идеология несёт в себе разрушительный заряд, а построенное на её базе государство опасно для своих граждан», – отметил обозреватель.

«Взгляните на Украину – её малограмотная "элита" опоздала на идеологический праздник ХХ века – тогда эти люди были всего лишь провинциальными чиновниками идеологизированной империи большевиков. Но поскольку другого метода государственного строительства (кроме воссоздания идеологизированного государства) они не знали, они построили националистическую идеологизированную систему. Буквально на наших глазах эта система за тридцать лет сожрала и украинское государство, и так и не успевшую сформироваться нацию, и миллионы конкретных людей.

При этом масса украинских идеологистов, организовывавших кто первый, кто второй майдан, а кто и оба, проиграв внутривидовую борьбу за фюрерство своим нацистским коллегам, перебрались в Россию и моментально примкнули к различным идеологическим кружкам, став ярыми антифашистами и "главными" поборниками СВО.

Они дистилированные, чистейшей воды идеологисты. Они не поняли, но прочувствовали на собственном опыте, что кормит любая "идеология". При этом, чтобы стать идеологистом не надо даже уметь читать, тем более не надо быть грамотным. Надо только иметь лужённую глотку и громко кричать "Даёшь!" и "Да здравствует!"

Грамотные российские идеологисты-теоретики ненавидят этих пришельцев за их эффективность. Они (пришельцы) как Ленин, который быстро понял, что марксизм не догма и начал успешно приспосабливать эту меняющуюся и, главное, легко меняемую не догму под свои практические нужды. У них гигантский практический опыт организации современных революций, которые, в отличие от революций XIX и ХХ веков опирались не на одну идеологию, а на весь их спектр», – подчеркнул политолог.

«Выше я писал, что правые и левые шли свергать государство плечом к плечу с фанатами здорового образа жизни и любителями вышивать крестиком, так как государство, действуя в интересах общества, а не идеологизированных бандитов мешало им реализоваться в качестве "вождей" и "вождиков", куда-то ведущих, но ни за что не отвечающих. Вот этот-то опыт и создал циничных украинских идеологистов-практиков, спокойно втапытвающих в грязь своих российских коллег-теоретиков, так как последние держатся каждый за свою идеологическую кормушку (за ту горку, у которой он царь горы), а практичные пришельцы легко меняют свои взгляды, даже не пытаясь объяснить, как это случилось.

Какая-то часть общества всегда будет нуждаться в вождях. С этой части и кормятся нюхом чувствующие смену общественного запроса практики, готовые отстаивать сегодня то, что клеймили вчера, в отличие от нудных теоретиков, которые "всё пишут и пишут, немцы какие-то, конгресс". Теоретики искренне верят, что они могут принести счастье всему человечеству. Поэтому они, пытающиеся доказать праведность своей теории, мене опасны, чем безмозгло-циничные практики, усвоившие одно – людей надо в любой форме позвать "грабить награбленное" или "взять всё и поделить". Чем больше в обществе маргиналов, тем больше адептов откликнется на призыв.

Но вот знамя надо менять в соответствии с переходящей политической модой. Поэтому у практиков в запасе мешок идеологий – на любой цвет, вкус и запах.

Эти-то две вещи: отсутствие на протяжении столетия новых идеологий и явная готовность нуждающейся в вожде части общества ориентироваться на откровенных аферистов, и свидетельствуют о том, что эпоха идеологий прошла. Дантон и Робеспьер, Маркс и Энгельс, Ленин и Сталин, Гитлер и Муссолини, Перон и Салазар, Мао и Кастро были очень разными людьми. Они создали совершенно разные режимы и даже декларируемые цели у них были различны. Их объединяет одно – они, как и нынешние идеологисты-теоретики, верили в идеи, которые проповедовали. Нынешние практики ни во что не верят, для них идеологизм – просто бизнес, причём бизнес аферистический, в котором адепт выступает не партнёром, даже не "винтиком" в машине построения прекрасного будущего, а обычным лохом, которого разводят на деньги.

Выродился идеологизм в аферизм, а аферистические политические системы существовать не могут. Если же, как украинская, временно создаются, то тут же рушатся, погребая под обломками всех, кто не успел убежать», – заключил Ростислав Ищенко.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Идеология отключает мозги. Вместо оценки ситуации идет оценка соотнесенности с идеологией.

Но! То, что нет идеологий - это не положительный, а отрицательный момент. Как говорится, всё ещё хуже! Идеологий нет не потому, что мозги включились и стало ценным уметь думать. А потому, что даже соотнесение с идеологией - слишком сложная ментальная операция для современного человека. Это ведь тоже думать надо - соответствует ли тезис идеологии или нет. Надо помнить, что есть твоя идеология, на чем она стоит. Надо проводить какую-о верификацию. Надо иметь последовательность суждений. Всё это утомительно. И в режиме "памяти рыбки" недостижимо.
Андрей Карпов / 15.05.2024, 12:52
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ростислав Владимирович Ищенко
«ЕС пытается как можно дольше продлить украинскую агонию»
Цель одна – додержать умирающую Украину хотя бы до конца текущего года и попытаться убедить российские власти и народ, что выход один – мириться на условиях Запада
18.07.2024
Несостыковки в покушении на Трампа и
украинские депутаты против Сырского
17.07.2024
«Европа включается в войну сознательно»
Нынешнее противостояние с Западом по своему уровню значительно более серьезно, чем те, из-за которых раньше начинались войны
16.07.2024
«Украина – одно большое противоречие учению Христа»
Почему Украина метила в рай, а попала в ад
11.07.2024
Все статьи Ростислав Владимирович Ищенко
Освободительный поход Русской армии на Украину
Имперский военный социализм в российской перспективе
Стране потребны путеводный православно-имперский курс и полноценная всеобъемлющая стратегия национального развития
18.07.2024
На Украине больше не будет места смертоносному трезубцу
Сквозь слёзы, копоть, гарь, лютую ненависть войны станет проступать восхитительный, живущий в сердцах украинцев образ, мистическая мечта, которая когда-то сделала Киев матерью городов русских
18.07.2024
Наказание за героизм
Справедлив ли отказ бойцам «Шторма Z» в получении статуса ветерана боевых действий?
18.07.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
Бремя четырёхкратного греха
Если нагрешившие предки наши «не доросли» до покаяния – это должны сделать мы
18.07.2024
День обретения мощей преподобного Сергия Радонежского
Сегодня мы также празднуем день памяти прпмцц. вл. кн. Елисаветы и инокини Варвары, вспоминаем Императора Иоанна VI и живописца В.Д.Поленова
18.07.2024
Империя Сталина
Вышла новая книга нашего автора Владимира Анищенкова
17.07.2024
Царские дни
Важно извлечь правильные уроки
17.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Империя Сталина
Новый комментарий от учитель
18.07.2024 12:30
Когда вернётся царская власть?
Новый комментарий от С. Югов
18.07.2024 12:26
В «Собачьем сердце» злодей вовсе не Шариков
Новый комментарий от Сибирка
18.07.2024 12:21
Конец Дома Романовых, или начало новой истории?
Новый комментарий от РомКа
18.07.2024 11:55
Бремя четырёхкратного греха
Новый комментарий от Владимир С.М.
18.07.2024 11:34