Дорогой брат или сестра! Если ты – читатель «Русской народной линии», значит, вероятно, ты – человек верующий. Даже не просто верующий, а, наверное, верующий в Господа Иисуса Христа, в Бога – Троицу, в Пресвятую Богородицу, в святых православной Церкви, в Ангелов… А в кого и во что еще ты веруешь? И что тебе даёт твоя вера? Есть ли у тебя доказательства ее истинности? Зачем ты веруешь? Что ты надеешься с помощью своей веры приобрести и от чего избавиться?
Разные люди верят по-разному. В мире много различных религий и верований. Но, вероятно, ты считаешь себя православным человеком? Если это так, то – слава Богу! Православие – единственно истинная Вера по сравнению со всеми остальными религиями и христианскими конфессиями.
Но для того, чтобы стать по-настоящему православным христианином, недостаточно просто верить в Господа Иисуса Христа, в Бога-Троицу, в Пресвятую Богородицу, в ангелов, иметь некоторые другие понятия о христианстве, посещать храм, читать молитвы и делать разные добрые дела. Православие потому и называется православием, тем отличается от других христианских конфессий, что содержит в себе правую веру, то есть Истину. Остальные христианские конфессии (католичество, протестантство, баптизм, адвентизм и проч.), хотя и имеют свои определённые понятия о христианстве и опираются в своем учении на Евангелие, однако эти их понятия искажены ложью в той или иной степени. Поэтому эти христианские конфессии в Православии называются еретическими (то есть ложными), и, пребывая в них, спастись невозможно.
Чтобы быть по-настоящему православным христианином и иметь надежду на спасение, нужно иметь правильную веру, не отравленную никаким ядом лжи. «Вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть – губит», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). Святой Дух – Дух Истины, пребывающий в Церкви, не терпит никакой лжи. У Истины и лжи не может быть ничего общего, потому что отец всякой лжи – дьявол [«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44)]. Этому учит нас Сам Бог в Евангелии, как и тому, что Истина – это наш Господь Иисус Христос [«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6)]. Поэтому, если человек добровольно хранит в своем уме ложь, то он постепенно и незаметно для себя становится чадом сатаны. Но как же тогда он может быть членом Православной Церкви, в которой пребывает Дух Истины? «Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2Кор. 6:15).
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «"Одна мысль ложная, – сказал некоторый святой Отец, – может низвести в ад"… Мыслям ложным всегда соприсутствует и содействует темный и лукавый дух обольщения. Отец лжи – диавол, так говорит Евангелие; ложь – диавольское свойство. Усвоивший себе мысли ложные усвоил себе свойства диавола, вступил в сродство с отверженными ангелами, сделал для себя соединение с Богом несродным, неестественным. Чуждый Бога – чужд спасения и жизни духовной.
Будем сохранять себя от мыслей ложных и истекающих от них сердечных ощущений. Из таковых ложных мыслей и ощущений составляется так называемая прелесть или самообольщение, имеющие бесчисленные разнообразные виды, по степени, по роду принятых человеком ложных мыслей и ощущений за истинные».
Вот поэтому каждый верующий во Христа человек должен убедиться в том, что его понятия о своей вере – истинные, и в них нет никакой лжи. Иначе он может считать себя и считаться между людьми православным, а на самом деле будет чужд Христа и Его Церкви. По этой причине для научения своих будущих членов истинной Вере Православная Церковь установила обязательное Оглашение для всех верующих людей, желающих принять святое Крещение в ее лоне. Это закреплено в канонах Церкви и так учат святые отцы [«Крещаемым должно изучать Веру, и в пятый день седмицы давать ответ епископу или пресвитерам» (Правила 78-е Вселенского Шестого Собора и 46-е Лаодикийского Собора); Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Учение вере должно предшествовать Крещению; учение жительству по заповедям должно последовать Крещению. Первое учение – теоретическое, второе – практическое... Первое учение можно уподобить основанию здания, а второе – самому зданию, воздвигнутому на этом основании»; «Покаяние возможно только при точном, хотя б и простом, знании Православной христианской веры, чуждом всякой ереси и зломудрия»]. Оглашение – это изучение основ Православной веры – главных вопросов ее догматического и нравственного Преданий.
Правильное Оглашение всегда носит довольно длительный характер по причине косности и инерционности человеческого ума, повреждённого грехопадением. Несколько бесед не дадут никаких результатов – человек сразу же забудет то, что он услышал, даже если что-то и поймёт (хотя и с самим пониманием материала обязательно возникнут проблемы). Полученные знания должны твёрдо уложиться в его уме, стать его достоянием и неотъемлемой принадлежностью, чтобы в дальнейшем могла полностью измениться и сама жизнь человека в соответствии с этими полученными знаниями. Оглашение – это фундамент, без которого нам не удастся построить дом своего спасения. Чтобы изучить основы Веры, в прежние времена, когда проводилось обязательное Оглашение, людям требовалось от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от их духовного состояния, их ревности к спасению и их жизненных обстоятельств. Пока же человек не проходил должного Оглашения, до Крещения его не допускали, потому что это запрещено канонами Православной Церкви.
И такая практика вполне естественна – ведь все мы знаем, что для того, чтобы освоить какую-то профессию или специальность, нужно много учиться – сначала в школе, потом в институте. И только после того, как человек потратит целые годы на обучение, ему выдают диплом. И если земным наукам нужно обучаться годы, то как же нам не потратить время на обучение науке небесной? Насколько же обучение Православной вере – этой небесной науке – важнее обучения земным наукам и профессиям! Настолько, насколько небо выше земли и насколько важнее наша вечная участь нашего временного земного положения.
Однако, к сожалению, в последние десятилетия это спасительное учение Церкви об обязательном изучении Православной веры перед Крещением забыто, и большинство нынешних верующих людей приняли таинство Крещения без должного Оглашения. В конце 80-х, в 90-х годах и в начале 2000-х десятки миллионов людей были крещены не только без правильного Оглашения, но перед Крещением у них зачастую даже никто не поинтересовался – а для чего они собираются принять это Таинство? Никто не проверял у них знания основ Православной веры, никто не поинтересовался – есть ли у них покаяние и желание изменить свою жизнь, прекратить совершать грехи и жить по заповедям Евангелия.
А, между тем, огромное число людей приходили к крещенской купели не с целью своего покаяния и спасения, а для своих мирских, земных целей – чтобы не болеть, чтобы быть счастливым, чтобы иметь материальное и иное благополучие, чтобы сдать экзамены, чтобы Бог помогал во всех делах и проч. Многих направляли креститься различные колдуны, бабки, знахари и экстрасенсы, потому что злым духам, которые ими управляют, особенно интересно и выгодно погубить крещёного человека. Ведь некрещёный и так находится в их полной власти. А после выхода из крещенской купели над такими людьми читались различные заговоры, совершались разные «привороты» и «отвороты», и в результате только что крещеный человек, впав в смертный грех колдовства и добровольного общения с бесовской силой, мгновенно погибал вечной смертью и попадал в еще больший плен к бесам, чем у него был до принятия таинства [«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным, тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:43-45)].
В результате такой практики совершения Крещения у нас сейчас и сложилась такая печальная ситуация, когда большинство людей в нашей стране крещены, а регулярно посещают храмы – лишь несколько процентов из них. Однако и те, кто нынче считаются воцерковлёнными, также могут иметь множество заблуждений в своих понятиях о Православной вере, множество суеверий и даже ересей. Ведь никто их не оглашал, никто не проверял у них знания веры, никто не учил их правильному покаянию и борьбе с грехами. Все это должны были делать священники, но по какой-то причине они этого не делали. Вот и вынуждены люди самостоятельно учиться своей вере, а это всегда сопряжено с риском отравить свой ум ядом лжи, который содержится во многих современных книгах, лекциях и выступлениях современных проповедников, фильмах, на различных интернет-ресурсах и т.п.
Поэтому всем тем, кто искренне стремится к спасению, кто действительно хочет быть православным христианином не на словах, а на деле, нужно обязательно проверить свои знания о Православии. Для этой цели и предназначены эти краткие беседы, в которых я надеюсь написать об основных понятиях Православной веры. А в конце этих бесед читателям будут предложены вопросы для того, чтобы они могли самостоятельно проверить свои знания о Православной вере и пути к спасению.
ЧАСТЬ 1. ПАДЕНИЕ, ИЗГНАНИЕ. Так для чего же нам нужна наша Вера? Православные люди веруют для того, чтобы достичь главной цели своей земной жизни – спасения. А от чего же нам нужно спасаться? Вроде бы, нам пока ничего особо не угрожает, у нас, в общем-то, все есть для жизни – пища, одежда и крыша над головой. Правда, в современном мире в последнее время становится жить все более тревожно и опасно, и события в мире приобретают уж очень угрожающий характер. Все это так, но спасаться нам нужно не от земных опасностей. Православные христиане понимают, что рано или поздно эта земная жизнь обязательно закончится, а после ее окончания для каждого человека наступает жизнь вечная. Человек – существо бессмертное, и с окончанием земной жизни его тело подлежит захоронению, а душа человека вступает в новую реальность – в мир духовный, где уже нет времени, а есть только безграничная вечность. И какова будет для каждого человека эта вечность, зависит только от него самого.
Поэтому спасаться нам нужно от бедственной вечности. Существует только два варианта вечности – благоприятный и бедственный, и мы должны сделать для себя выбор этого варианта именно здесь, в земной жизни. Благоприятный для нас вариант – это блаженная вечная жизнь с Богом в Его Царстве вместе с ангелами и святыми людьми, а бедственный – это никогда не кончающаяся мука в страшном аду – месте вечных мучений, где царит вечный мрак, боль, стоны и отчаяние, вместе со злыми духами и душами других злых людей, сделавших этот страшный для себя выбор.
«Вечные муки, ожидающие грешников во аде, так ужасны, что человек живущий на земле, не может получить о них ясного понятия без особенного Откровения Божия. Все наши лютые болезни и злоключения, все страшнейшие земные страдания и скорби ничтожны в сравнении с адскими муками… Грех всякой ограниченной твари пред ее Творцом, бесконечно совершенным, есть грех бесконечный; а такой грех требует бесконечного наказания. Наказание твари за грех пред ее Творцом должно вполне растлить ее существование: ад с своими лютыми и вечными муками удовлетворяет этому требованию неумолимой справедливости», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).
Так что выбор сейчас пока еще за нами. До тех пор, пока мы живы, у нас всегда остаётся выбор, но после нашей смерти его у нас уже не будет. Но этот выбор мы должны сделать не просто в виде пожелания. После того, как мы пожелаем сделать благоприятный выбор в пользу блаженной вечности, нам нужно будет подтвердить его всей нашей последующей жизнью. Иначе этот выбор не будет иметь никакого значения, никакой доказательной силы того, что это действительно наше искреннее и истинное желание. Это значит, что нам нужно жить так, как учит нас наша Православная вера – по Заповедям, которые дал Бог специально для тех, кто пожелает сделать этот блаженный и единственно правильный выбор.
Откуда же возникла эта бедственная вечность? Почему нам обязательно нужно от нее спасаться? К сожалению, ее создали мы сами. Точнее, не лично мы, а наши далекие прародители – Адам и Ева, которые, будучи еще святыми людьми и живя в блаженном Раю, совершили роковую для себя и для всех своих потомков, в том числе и для нас с вами, ошибку – поверили завистливой клевете сатаны на Бога и решили последовать его лукавому погибельному совету, нарушив Божию заповедь.
Посмотрим более подробно, как произошло это трагическое событие, последствия которого таким печальным образом отразились на ходе всей мировой истории и на состоянии всех живших и живущих на земле людей.
Бог создал весь видимый и невидимый мир. Прежде видимого мира были созданы ангелы – существа мира невидимого. При их сотворении Бог даровал им свободную волю, разум и творческие способности для служения Богу и исполнения Его воли. По сравнению с людьми ангелы называются бесплотными духами, однако по сравнению с Богом, Который только один является Духом в истинном значении этого слова – они все-таки имеют материальную оболочку. Эта оболочка очень тонка по сравнению с человеческими телами, поэтому они и называются духами по отношению к людям [Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Безвиден един Бог, как существо бесконечное. По отношению к нам Ангелы называются бесплотными и духами. Но мы, человеки, в нашем состоянии падения, никак не можем быть приняты за основание для составления правильных понятий о видимом и невидимом мире. Мы не то, чем были сотворены; и опять обновляемые покаянием, мы делаемся не теми, какими бываем в обыкновенном положении страстном. Мерило мы непостоянное и неправильное. Но именно по этому-то мерилу Ангелы называются бестелесными, невещественными, духами. "Бестелесным и невещественным называется Ангел, – говорит святой Иоанн Дамаскин, – по сравнению с нами. Ибо все в сравнении с Богом, единым несравнимым, оказывается грубым и вещественным. Одно только Божество, в точном смысле, невещественно и бестелесно". Ангелы, как научает преподобный Макарий Египетский Великий, суть тонкие тела и имеют вид наружного человека, т.е. все его члены. Такими описывают их и все святые, сподобившиеся видеть Ангелов и беседовать с ними»; «…(преп. Макарий Великий) научает, что ангелы и души, хотя и очень тонки по существу своему, однако при всей тонкости своей суть тела. Они – тела тонкие, эфирные, так как, напротив, наши земные тела очень вещественны и грубы. Грубое человеческое тело служит одеждою для тонкого тела – души»].
Один из самых великих ангелов, который звался Денницей, однажды превознесся и решил, что он является таким же всесильным и всемогущим, как Сам Бог. И поэтому он решил, что теперь Бог ему уже не нужен, и он самодостаточен и совершен. Тем самым он отпал от Бога и от Божественной благодати, превратившись из светлого ангела в злого духа, которого мы называем дьяволом или сатаною. За ним последовали и таким же образом отпали от Бога и стали Его противниками и множество других ангелов – примерно одна треть от общего количества всех, сотворенных Богом. Этих бывших ангелов мы теперь называем злыми духами или бесами. Так произошло грехопадение ангелов.
Вот как пишет об этом святитель Игнатий (Брянчанинов): «Мрачные духи злобы совершили два тяжких преступления: первое было причиною их извержения из сонма святых ангелов; второе преступление было причиною их невозвратного отвержения. На Небе они возмутились против Бога; предводитель их, ослепленный самомнением, захотел сделаться равным Богу. За эту преступную попытку свергнутые с неба в поднебесную, они позавидовали блаженству новосозданного человека и совершили новое преступление: обольстив человека, увлекли его в свое падение. Последнее злодеяние падших ангелов окончательно решило их участь: им они запечатлели себя во зле; по причине его вполне отступила от них благодать Божия; они преданы самим себе, своей злобе».
После этого своего последнего злодеяния, о котором будет написано чуть ниже, все злые духи уже потеряли способность к покаянию, потому что в них совсем не осталось добра. А те ангелы, которые остались верными Богу, наоборот, усовершенствовались в добре, и поэтому для них уже не существует возможности повторить это страшное грехопадение и отпадение от Бога.
После сотворения ангелов и мира невидимого Бог сотворил мир видимый, и в конце Своего творения – человека, для обитания которого весь видимый мир и был предназначен. Первым был создан Адам, и поселён Богом в прекрасном саду под названием Рай. Затем из его плоти (ребра) Бог создал Еву – жену и помощницу Адама. Эти двое первых людей, живя в Раю, находились в блаженном состоянии и имели непосредственное общение с Богом, так как их души были сопричастны благодати Святого Духа, Который просвещал их и давал им творческие силы и способности к познанию Бога, самих себя и мира для своего дальнейшего совершенствования в добре.
Бог дал сотворённым людям Свой величайший дар – свободную волю, потому что хотел, чтобы люди были в общении с Ним не по необходимости, а добровольно – по любви к своему Творцу. Бог заповедал первым людям не вкушать плодов с Дерева познания добра и зла, которое росло в Раю, под угрозой того, что они умрут, если сделают это: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16,17). Таким образом, выражением свободной воли в первых людях были два возможных варианта их действий – либо пребывать в покорности воле Божией, соблюдая Его заповедь, либо нарушить Его волю о себе, вкусив плодов с этого дерева.
Так как Адам и Ева были сотворены добрыми, то у них самих не возникало желания нарушить заповедь своего Творца. Но всё-таки они сделали это, послушав лукавых речей сатаны. Сатана возненавидел Бога и стал Его врагом, а так как Самому Богу он не мог ничего сделать, поэтому решил погубить первых людей, которые имели в себе образ Божий и были призваны Богом к уподоблению Себе. И это ему удалось. Они послушали сатану, который уверил их в том, что вкушение запретных плодов сделает их подобными Богу, и поверили его клевете на Бога, тем самым презрев Божию заповедь и Его Самого. После этого они вкусили плоды от запретного древа – сначала это сделала Ева, послушав лукавых речей сатаны, а потом она дала плоды Адаму, и он также их ел.
Вследствие совершения этого первородного греха они лишились главного, что позволяло им пребывать в блаженном состоянии – общения с Богом. Сразу же после вкушения запретных плодов от них отступил Святой Дух, и с ними моментально произошло горестное изменение, о котором их предупреждал Бог – «смертью умрете». Телами они остались живы и жили еще почти тысячу лет, а души их умерли сразу же после совершения греха вследствие разлучения с благодатью Святого Духа. И эта мертвость духа стала принадлежностью каждого потомка Адама и Евы, с момента его рождения [«Надобно знать, что как человек имеет тело и душу, то смертей у него две: одна – смерть души, другая – смерть тела, равно как и два бессмертия – душевное и телесное, хотя то и другое в одном человеке, ибо душа и тело – один человек. Так душою Адам умер тотчас, как только вкусил, а после, спустя девятьсот тридцать лет, умер и телом. Ибо как смерть тела есть отделение от него души, так смерть души есть отдаление от ней Святого Духа, Которым осеняему быть человеку благоволил создавший его Бог, чтоб он жил подобно Ангелам Божиим, кои, будучи всегда просвещаемы Духом Святым, пребывают неподвижными на зло. По этой потом причине и весь род человеческий соделался таким, каким стал чрез падение праотец Адам, – смертным, то есть по душе и по телу» (преп. Симеон Новый Богослов)].
Впрочем, когда говорится о мертвости души вследствие разлучения с благодатью Святого Духа, то имеется в виду не абсолютная ее мертвость, а мертвость для Бога, для общения с Ним, то есть ее отчужденность от состояния блаженной вечной жизни. Сама же душа продолжает свое существование, но это существование, как пишут святые отцы, – хуже всякой смерти [«Как тело живет, когда в нем душа; так и душа живет, когда в ней Божий Дух. И как по разлучении с душою тело остается мертвым; так и по отшествии Святаго Духа душа утратит блаженную жизнь, не в ничто разрешившись, но продолжая жить жизнью, которая хуже всякой смерти (прп. Исидор Пелусиот)].
Сразу же после вкушения запретных плодов в первых людях возникли и стали действовать греховные страсти. Доказательство этого мы читаем в следующих словах Священного Писания: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3:7). Вот – раньше они не осознавали свою наготу, она их не стесняла, потому что они были бесстрастны, а теперь в них стала действовать блудная страсть в числе прочих греховных страстей.
Эти страсти изменили их духовное состояние на противоположное, помрачили их разум так, что они стали совершать поступки, которые не могли бы совершить до грехопадения. Например, Священное Писание нам повествует следующее: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт. 3:8). Вот доказательство того, что первые люди как бы обезумели по сравнению с тем своим блаженным и благодатным состоянием, которое у них было до грехопадения – они подумали, что могут спрятаться за деревьями от всевидящего и всеведущего Бога!
Кстати, в такое же безумное состояние впадаем и все мы – потомки первых людей, когда совершаем грехи и не каемся в них. Нераскаянные грехи помрачают наш разум и он становится как бы затуманенным и ослепленным, помраченным и порабощенным страстями, что заставляет нас совершать множество различных ложных, лукавых, а иногда даже безрассудных и просто глупых дел, в угоду нашим страстям. [«Когда какая-нибудь страсть созреет в душе, – душа уже не чувствует своего смертного недуга… Когда страсти овладеют человеком, тогда ум, лишенный своего владычества, служит угодливым и изобретательным слугою страстям для удовлетворения их лукавых, прихотливых, преступных требований». «После падения они (силы души) начали бороться и препираться между собой. Сам дух наш сделался обличителем своего начала – ума, подвергшегося помрачению, борется с мыслями, приводит их к разноречию и сбивчивости и сам увлекается обольщенными мыслями» (святитель Игнатий (Брянчанинов)); «Помрачение ума возникает, когда человек в гордыне удаляется от Бога, и попускается ему смятение, богооставленность и блуждание мысли. Помрачение ума возникает у человека и от других страстей. И когда у какого-нибудь человека наступает помрачение, тогда его духовные стремления увядают, остывает тепло сердца, изнемогает душа, и ангел Божий отступает от него, а демоны приближаются» (священноинок Дорофей, «Цветник»); «Начало помрачения ума, первый признак помрачения, усматриваемый в душе, состоит в лености к службе Божией и молитве! Другого пути к обольщению души нет, если она прежде не оставит этого подвига своего. Когда же она лишится помощи Божией, тогда она удобно впадает в руки супостатов своих» (преп. Исаак Сирский)]. Но мы не осознаем своего помрачения, потому что нам не с чем сравнивать свое обычное падшее состояние – ведь благодатное состояние вечной жизни нам не известно.
Бог не сразу вынес окончательный приговор первым людям за их грех. Сначала Он три раза призвал их к покаянию. Бог задал Адаму три вопроса, подводящие его к осознанию своей вины, однако вследствие этой своей моментальной духовной смерти первые люди не смогли перебороть свою гордость, вдруг возникшую в них после совершения греха и помрачившую их умы. Они не раскаялись в нарушении заповеди, но гордость заставила их оправдывать себя и перелагать свою вину на других: Ева обвинила в своем грехе змея (сатану): «змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3:13), а Адам переложил свою вину на Еву и Самого Бога: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12).
После этого их самооправдания и нежелания покаяться Бог окончательно изрек приговор всем участникам этого события первородного греха. Сатана (змей) проклят и окончательно предан своей злобе. После этого преступления против всего человеческого рода для него и его подельников – падших духов – уже невозможно покаяние, и после конца мира они будут ввергнуты в вечные муки в геенне огненной.
Также Бог, вынося приговор сатане, предвозвестил будущее рождение в этом мире Спасителя падших людей, сказав змею: «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15). Это Семя в будущем должно будет поразить древнего змея и избавить людей от последствий падения их прародителей – вечной смерти. И вся дальнейшая история человечества стала ожиданием обещанного им Спасителя.
Далее Бог обратил Свои слова к падшим людям. Вот что Он им сказал: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:16-20).
Обратим внимание на два момента в этом приговоре Божием Адаму.
Во-первых, словами: «за то, что ты послушал голоса жены твоей» Бог определяет, что главой семьи является муж. Конечно, это не значит, что мужу вообще не следует слушать то, что говорит ему жена. Но во всех важных делах, особенно касающихся спасения, решающее слово всегда должно быть за главой семьи – мужчиной. Жёны же не должны брать на себя главенство в семейной жизни, их предназначение – слушаться своих мужей и повиноваться им (во всем, что не является грехом). Жена – помощница, и она может вносить предложения, что-то подсказывать мужу или пояснять, но брать на себя руководство и ответственность за принятие решений в семье она не должна.
Во-вторых, слова Бога о земле и терниях с волчцами нам нужно понимать не только в буквальном, но обязательно и в переносном смысле. Земля – сердце человека, которое после грехопадения наших прародителей постоянно рождает терния и волчцы греховных страстей – грехи. И поэтому нам надлежит до самой смерти в поте своего лица вести борьбу с нашими страстями и грехами за наше спасение. [Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Тяжек подвиг против страсти; продолжительно и многотрудно целение ее покаянием. Вступить в этот подвиг — необходимо; необходимо подчиниться томительному целению: без них нет спасения... «В поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от неяже взят ecu. Проклята земля в делех твоих: в печалех снеси тую вся дни живота твоего. Терния и волчцы возрастит тебе, и снеси траву сельную» (Быт. 3:19, 17–18). Таково определение, произнесенное Богом над падшим человеком. Не престает исполняться оно по вселенной видимой; не престает исполняться оно и таинственно в душе каждого служителя Божия. Вместо райского наслаждения предоставлено ему поприще покаяния; землею изображен весь человек, преимущественно же его сердце; терниями и волчцами – страсти; печалию назван плач со всеми отраслями его и начальными причинами; хлебом – спасение. Хлеб этот добывается в поте лица, то есть с великим трудом душевным и телесным, при многочисленных скорбях и лишениях. Подвиг покаяния и борьбы со страстями предначертан пожизненный»].
После произнесения этого приговора первым людям Бог изгнал Адама и Еву из Рая на землю. Нам же обязательно нужно всегда помнить о том, что этот приговор касается не только наших прародителей, но и каждого из нас. Все мы, являясь потомками Адама и Евы, имеем в себе это первородное повреждение своего естества, все мы имеем в себе эту мертвость наших душ и всем нам необходимо покаяние, чтобы вести борьбу за свое спасение от вечной смерти.
«Но ты, когда слышишь об Адаме,… не дозволяй как бы по горам блуждать уму твоему, но заключись внутри души своей, потому что и ты носишь те же язвы, то же зловоние, ту же тьму. Все мы сыны этого омраченного рода, все причастны того же зловония. Какою немощию пострадал Адам, тою же пострадали и все мы, происходящие от Адамова семени. Ибо такая же немощь, как говорит Исаия, постигла и нас: «ни струп, ни язва, ни рана палящаяся; несть пластыря приложити, ниже елея, ниже обязания сотворити» (Ис. 1:6). Такою неисцельною язвою уязвлены мы» (преп. Макарий (Великий)).
Продолжение следует.
Виктор Николаевич Фролов, православный христианин, Нижегородская область