Однажды я втянулась в дискуссию по поводу культурно-цивилизационной отсталости России. Мой оппонент доказывал мне, что «Европа сама по себе – потомок античных цивилизаций», а отсталая, недалёкая, некультурная Россия только тем и живёт, что заимствует, – т.е., ворует – европейские ценности. Ни на что дельное Россия самостоятельно не способна в силу природной тупости.
Да, конечно, Европа – она потомок и, естественно, наследник… Так и Раскольникова в старушкины наследники можно произвести, поскольку он, Раскольников, заполучил-таки старухины кошельки и укладки… Только Раскольников, в отличии от «просвещённой Европы», совестью мучился после своего преступления, а потом покаялся… А европейцы Первый Рим раздолбали, разграбили – и это, значит, рассуждая по-европейски, «приобщились прекрасному». Византию, Второй Рим, тоже все эти благородные рыцари разграбили до тла – таким образом, значит, обозначив своё родство с тысячелетней цивилизацией. Так что история европейской цивилизации – это в значительной степени сплошная криминальная хроника. Украл, ограбил – вот сразу и потомок, и наследник жертвы. В наши дни в наследники тоже постоянно кто-нибудь на европейский манер порывается: то Наполеон, то Гитлер…
На пятой неделе поста Церковь празднует очень знаменательный для русской цивилизации праздник: «Суббота Акафиста». Напомню, какое же событие послужило появлению этого праздника.
Полчища русов (далёких предков русских) в 860 году на своих стругах приплыли к Константинополю, и победа их, казалась, была уже неизбежной. И тогда культурному наследию Византии они, пожалуй, «приобщились» бы не менее эффективно, чем позднее «приобщились» благородные европейские рыцари. Но заступничество Богородицы спасло город: поднялась буря – и все корабли русов были потоплены. Восвояси в Киев вернулось совсем немного воинов. Так вот, по сути, мы празднуем глобальное поражение наших предков и радуемся их гибели! Парадокс, однако! Может, мы – совсем дураки и по своему невежеству и, опять-таки, тупости не понимаем, что праздновать позор предков как-то нехорошо? Не правда ли, отношение к тому событию у нас довольно-таки странное: никакой национальной гордости…
Что представляли из себя русы в то время? Общество, в котором кровная месть – дело святое, в котором грабёж – род необходимых занятий (чем русы хуже благородных рыцарей?), в котором приносить в жертву идолам младенцев – дело житейское. И вдруг это общество всколыхнула буря, случившаяся в Золотом Роге. Вернее, общество не всколыхнулось, а вдруг как бы застыло в недоумении и – отказалось от своей дикости. Предводители того похода – Аскольд и Дир – стали христианами. Заметим: такие вожди, возглавляющие воинственные народы, со страху не принимают скоропалительных решений, и уж веру, как портянки, не меняют – это точно. Кроме, как чудом, смену настроений в обществе после того похода на Царьград невозможно объяснить.
Ещё не случилось Крещение Руси, но зародилась уже Русская цивилизация, которая в водах Золотого Рога смыла свою дикость и добыла себе главное сокровище Византии – её духовную мощь. Стремление к красоте, к Богу – вот что наследовала Россия от Византии, и вот что делает нас Третьим Римом, и вот, что лежит в основе нашей культуры. Но Третий Рим был разграблен, и наше наследие бессовестно растащено по европам грабителями. Мы с Петром Первым заимствуем у Европы не европейское, а своё византийское, цареградское. Петр Первый подал почин всей России по крупицам, по крохам, по осколочкам, как Кай из сказки «Снежная королева», собирать по Европе наше византийское наследие, чтобы сложить из этих собранных осколочков слово «БОГ».
Ещё равноапостольные Кирилл и Мефодий не приходили с проповедью Евангелия, ещё не было Крещения Руси, ещё и русского государства, как такового, не было, а цивилизационный выбор Руси был уже сделан двумя отважными и честными воинами. Вот вам, так сказать, «роль личности в истории». Интересно, что, по сути, эти первые русские святые, Аскольд (по крещении Николай) и Дир до сих пор не причтены к лику святых… Впрочем, наша вера сильна, быть может, даже не столько прославленными святыми, сколько непрославленными…
Матушка Фотиния Сафронова, Кировская область