Время. Самая тонкая, загадочная, непостижимая субстанция нашей Вселенной. Даже планетарный масштаб времени люди не замечают, ограничиваясь только бытийными категориями, такими как «время – деньги». Однако масштаб этой таинственной субстанции влияет на сознание людей неуловимо и неотвратимо, влияет на самые глубины сознания. Прежде говорили – «как быстро летит время». А сегодня мы стали свидетелями того, как воистину мистическая субстанция времени стала растворяться. Но память, вопреки всем видимым, бытийным законам жизни, необъяснимо удерживает главное.
Сегодня, сами того не замечая, мы продолжаем жить по времени, установленному институтом Штернберга. Этот некий астрономический институт существовал с 1918 года. Он отвечал за «точное» время. Каждый день, когда по радио объявляли точное время, непременно добавляли – «по данным института Штернберга». Институт занимался не только временем суток, но и исчислением дней и столетий. Вся страна жила по времени этого Штернберга. Главной функцией института, который был не только «научным», но и идеологическим, была борьба против церковного времени, то есть против церковного календаря. Его во что бы то ни стало надо было сбить и запутать таким образом, чтобы памятные даты не попадали на прежние дни старого церковного стиля. Для этого не побрезговали применить откровенный подлог. Распутать его проще всего таким способом: открыть церковный календарь и убедиться (надеюсь!), что все числа и даты четко обозначены. И последнее о Штернберге. В 1917 году именно он, Штернберг, рассчитывал траектории полёта снарядов при обстреле Московского Кремля. И снаряды точно попадали в Кремлевские Соборы.
Что я и кто Матушка Фотиния Сафронова – филолог, агиограф, неподражаемый публицист… Позволяю себе этот краткий пролог к её головокружительному исследованию лишь потому, что всю жизнь изучаю и коллекционирую церковные календари. В моей коллекции есть такие раритеты как календарь 1944 года, старообрядческие календари, и даже польский православный календарь 1973 года. А также, изучая и исполняя все шедевры русских и советских композиторов XIX – начала XXI веков, в нескольких своих эссе я упоминала о церковном календаре 1836 года, вышедшем под редакцией Александра Сергеевича Пушкина. Итак, вслушивайтесь.
Лина Мкртчян, русская певица
+ + +
«Всё врут календари!» (Грибоедов, «Горе от ума»)
Вот прошло католическое Рождество, прошло уже и православное… А почему мы не празднуем Рождество вместе с католиками по новому стилю? Что мы упорствуем? Почему православные изо всех сил цепляются за свой «старый» стиль? Почему бы нам не шагать в ногу со всем прогрессивным человечеством? На худой конец, почему бы прогрессивное человечество не ублажить?
Ещё при святом Патриархе Тихоне под давлением новой власти встал вопрос: стоит ли переводить церковный календарь на новый стиль, тем более, что новый стиль перешёл уже и в гражданский календарь. Но Оптинский старец Нектарий не советовал этого делать.
Патриарх Алексiй I (Симанский) тоже консультировался на этот счет с митрополитом болгарским Серафимом (Соболевым), большим специалистом в календарных делах, великим подвижником, причисленным теперь к лику святых. Владыка Серафим, основываясь на церковно-богословских, а также и математических расчётах, представил Святейшему свои доводы о недопустимости перехода церковного календаря на новый стиль.
Собственно, категория времени всегда вызывала споры в научном мире. Природа времени – самая неопределённая величина. Наука так толком и не определилась – можно ли или нельзя обратить время вспять, обратимо или необратимо время? В Священном Писании вообще сказано, что «у Бога времени нет». Категория времени появилась, думается, когда человек отпал от Бога. Временной промежуток – это расстояние между Богом и человечеством. И выходит, что время – это сакральная производная греха. Из гипотезы о необратимости времени вытекает, что человек во времени всё дальше безвозвратно отдаляется от Бога, и ничто не может обратить время вспять – человек не может вернуться к Богу, и грех, следовательно, неистребим, но может только умножаться. Библия свидетельствует о том, что каким бы праведным человек ни был, преодолеть время своими силами, своей волей – он безсилен. «Возвращение блудного сына» из Ветхого Завета – притча о несбыточной мечте человечества. Но вот эту временную дистанцию между человеком и Собою Бог преодолел Сам, придя к людям Своим Рождеством. Бога и Человечество время перестало разделять. В момент Рождества время стало нулевым. И отныне отсчёт пошёл уже от Рождества Христова, о чём и свидетельствует календарь «от Рождества Христова». Христианство наполнило историю тем смыслом, что человек может лично прийти, точнее – вернуться к Богу. И притча о «блудном сыне» в Новом Завете – стала реальностью. А если считать от «сотворения мира», то куда возвращаться? В плазменное состояние?
Ценя свободную волю каждого человека, Господь соизволил спасти не всё человечество насильно скопом, как безликое стадо, а предоставил каждому человеку личностный выбор самому решать, возвратиться вспять к Богу, или же не возвратиться. Это право реализуется через таинство Церкви, в частности через Покаяние. Покаяние – это осознанное движение души, и силы для этого движения черпаются из энергий Животворящего Креста Господня. Как известно, энергия никуда не исчезает и никуда не девается, так вот: Господь, умерев на Кресте, передал Кресту всю Свою жизненную силу. Со времени крестной смерти Христа Крест преобразился из орудия смерти в орудие жизни. «Крест – красота Церкви, Крест – царей Держава, Крест – верных утверждение, Крест – Ангелов слава и демонов язва». Отныне, налагая или не налагая на себя знамение Креста, каждый делает свой свободный выбор преодолевать какую-либо жизненную трудность своей немощной силой, или же силой Божiей. Идти к Богу или не идти.
Стрелки летоисчисления на «от Рождества Христова» перевёл, как известно, Пётр Первый своим указом. Ко времени петровского указа существовало два календаря «от Рождества Христова»: юлианский и «григорианский». Несмотря на то, что Пётр Первый слыл человеком прагматичным, да ещё западником, да ещё весьма скептичным в вопросах веры, он, казалось бы, должен был следовать «мировому единообразию» и выбрать прогрессивный «григорианский» календарь. Но Пётр выбрал юлианский календарь, и выбор этот был не из практических соображений, а из богословских. Кто бы мог подумать… Но кто из церковников был наставником и соратником царя? Можно предположить, что им мог быть святитель Митрофан Воронежский, с которым царь был близок.
История «григорианского» календаря такова. В конце XVI века западные учёные «поверили алгеброй гармонию» (Пушкин) и рассчитали, исходя из круговоротов Земли вокруг Солнца, что дата Рождества не верна, и постановили, что праздновать его надо раньше. В оное время Римским Папой был Григорий XIII, человек решительный, прогрессивный, и надо полагать – торопливый. Ничтоже сумняшеся, он взял и сделал календарю обрезание как какому-нибудь несчастному еврейскому младенцу. Своим указом он уложил всех своих католиков спать вечером 4 октября 1582 года, а на следующий день, когда народ проснулся и протёр глаза, оказалось, что, согласно указу, на дворе настало 15 октября, точно в «Сказке о двенадцати месяцах»: сказала капризная принцесса, какое на завтра будет число, такое и случилось. Десять дней – как корова языком слизнула. И пошла гулять по миру сказка о потерянном времени.
Так случился «григорианский» календарь – математический абсурд, как способ упорядочения жизни при помощи чисел, расчётов и вращения Земли вокруг Солнца. Время стало представляться как циферблат со стрелками. Рождество по «григорианскому» календарю зависит от точности астрономических вычислений, в то время как оно зависит от Божiего смотрения. Ведь время, как ни крути вокруг Солнца, – это условность, величина непостоянная, которую возможно преодолеть, изменить, даже проигнорировать, а вот Рождество в мироздании – константа. Как застолбил Господь Своим Рождеством мироздание, так оно и стоит, не шелохнувшись. Появление «григорианского» календаря – это свидетельство, что католичество к XVI веку уже давно потеряло своё духовное чутьё. Католики – это, как бы дети малые, которых в гости пригласили, а они этажом ошиблись… Им говорят, что здесь Екатерина живёт, а они: «Нет, Никола Зимний». «Шёл в комнату – попал в другую» (Грибоедов, «Горе от ума»).
Юлианский календарь, по которому живёт Православие, во главу угла своей жизни ставит не вращение земли, а события. Вообще, любой день юлианского календаря – это событие, будь то Рождество, Преображение… Или же Николин день, Ильин… Возьмём хотя бы Екатеринин день. Это не просто день памяти святой мученицы, в который мы вспоминаем эпизоды её земной жизни, имея её как бы образом веры для себя. В этот день мы получаем дар особенного сердечного сочувствия. В лице Екатерины Господь показал, насколько может преобразиться в своей святости человек, что человек становится всеобъемлющим как бы пространством – красотой, атмосферой, неизреченной радостью. И нам возможно это чувствовать. И чувствовать, что это именно Екатерина здесь и сейчас. А в Николин день тоже: и красота, и радость, и дыхание – но это Никола, и это по-другому, это уже другой Образ.
Если рассматривать Бытие как существование Бога, то со-Бытие – это Божiе соизволение человеку быть сопричастным божественному Бытию, вечному и безграничному. Со-бытие порождает со-Знание. А со-Знание выражается через образы. Верующий человек мыслит образами. Когда Карл Маркс говорил, что человек мыслит словесными категориями, то он вряд ли имел в виду Слово в качестве Бога, ну а так старик прав, если учесть, что Образ – это Словесная категория. Образ не зависит от того, Солнце ли вокруг Земли вращается или же Земля вокруг Солнца. Поэтому во всякого рода коперниках и галилеях надобности на Руси особой не было. Образное мышление – характерно именно для Православия, и это есть сознание божественной природы в себе, в природе, в других людях. Картина мира для православного человека предстаёт в цельном всеобъемлющем Образе. И календарь – это как иконостас, составлен из образов.
Образное мышление, как основа творческого процесса, не может не нести в себе отблески Божiего Бытия – и это основа Русской культуры. Ну, вот, например, мой супруг (протоиерей Леонид Сафронов. - Ред.РНЛ) в силу поэтического дара (а всякий дар от Бога) чувствовал приближение и Рождества, и Пасхи, даже будучи некрещёным и живя в совершенно нецерковной обстановке. В то время он даже не думал о церкви и не мог представить себе, что когда-нибудь станет священником… И тем не менее стихотворения «На Руси Рождение Христа», «Перед Пасхой», «Пасха» написаны в ночь на эти праздники. А уж молитвенники – и подавно, по календарям не роются, они и без того чувствуют, и переживают каждое календарное событие. Если им сказать, что Рождество 25 декабря, то они скажут, что там Рождества нет; 25 декабря – Спиридон Тримифунтский. Тут встает резонный вопрос, а почему бы православным, если они такие верующие и духовно чуткие, взять и отказаться от календарей вообще. Ну так что ж: «могущий вместить да вместит». Внимаем себе и молимся – Бог даст. А пока не дал – заглядываем в наш юлианский календарь и сверяем по нему свои праздничные чувства.