Вчера произошло событие, кажется, внешне совершенно обычное и не примечательное. Президент России Владимир Путин на церемонии открытия молодежных центров по ВКС по телевизионной связи увидел губернатора Калининградской области Антона Алиханова в русской косоворотке и неожиданно поддержал его и даже похвалил: «Я смотрю на картинку на экране, Антон Андреевич сегодня надел русскую косоворотку. Он единственный человек, который так оделся. Он без смысла ничего не делает».
Действительно, простое замечание, явный экспромт, - что тут может быть значительного?
Но с другой стороны, впервые в XXI веке государственный деятель глава важнейшего западного региона России на официальной церемонии, хотя и по телесвязи, нашел в себе смелость надеть русскую косоворотку, а глава государства не только не сделал ему замечание за нарушение протокола, но наоборот добрым словом поддержал молодого губернатора.
В этом смысле это более чем знаковое событие. По сути, это ничто иное, как легализация русской косоворотки на высшем государственном уровне.
Наш великий классик говорил, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Мне думается, что в этой мысли самое важное то, что 4 указанные стороны человеческой жизни являются единым целым и неотрывны друг от друга. И лицо, и одежда, и душа, и мысли составляют и являют всего человека. Их можно назвать тетрадой человеческого образа (то есть - четвероединством).
Эта идея, как ни удивительно, наиболее полно и наглядно воплощается в образе священника. Его сущность проявляется и в лице с длинными власами и бородой, и в одежде, которая представляет собой облачение определенного покроя, в душе, живущей верой, и в мыслях, выражаемых в благих словах. И без одного из этих моментов нарушается целостность образа.
Подобная тетрада существовала и у представителей крестьянства, купечества, дворянства. Её мы видим и в облике наших доблестных христолюбивых воинов.
Сегодня мы возвращаемся к нашему русскому образу с его традиционными ценностями, к которым относится и внешний облик русского человека.
И здесь мы должны вспомнить о нашей русской косоворотке.
Косоворотка - удивительная рубаха. В ней разрез находится не посредине, как следовало бы ожидать, а слева. Это кажется нелогичным. У всех остальных народов, даже славянских, разрез делается строго посредине. Объясняется это тем, что разрез был смещён в сторону для того, чтобы нательный крестик на гайтане (или цепочке) не выпадал наружу во время поклонов на молитве и во время наклонов на работе. Таким образом, получается, что покрой русской рубахи определен наличием креста на груди. Она является единым целым с нательным крестом и без него теряет свой смысл. В этом отношении рубаху с косым воротом вполне можно назвать — крестоворотка.
Русская рубаха - вещь универсальная! В ней и молились, и венчались, и трудились, и умирали! Косоворотка существует столько, сколько существует сама Русь. Археологические находки в мужских погребениях Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли свидетельствуют о том, что рубахи с косым воротом существовали уже в XI - средине XII веков. Рубаха с косым воротом была обязательной часто одежды любого мужчины на Руси от царя до крестьянина.
Под влиянием русского народа рубаху с косым воротом переняли многие соседние народы, входившие в Русское государство, проживавшие с русскими финно-угорские народы (марийцы, удмурты, зыряне-пермяки. Также косоворотка была распространена на юго-востоке Малороссии и в Белоруссии.
Косой ворот в разные века входил в воинское облачение. В 1880 году косоворотка стала основой для создания гимнастёрки, когда на полотняную косоворотку, выдававшуюся солдатам для гимнастических занятий, прикрепили погоны и разрешили носить её вместе с поясной и плечевой портупеей в строю.
В царствование Императора Николая Павловича, когда стало возрождаться всё русское в России, косоворотка как традиционная русская рубаха пережила своё новое возрождение среди высших слоев общества. Её по идейным убеждениям начали носить славянофилы. Особенно косоворотка полюбилась в среде русских писателей и художников, к примеру, её носили Толстой, Стасов, а в начале ХХ века она стала вполне привычной приметой культурного обихода общественной жизни.
В косоворотке запечатлены на фотографиях многие русские деятели культуры: Максим Горький, Леонид Андреев, Сергей Есенин, Николай Клюев.
Косоворотку любил одевать наш последний Император Царь-Мученик Николай Александрович. Генерал-лейтенант А.А.Мосолов писал: «Николай II в домашней обстановке облачался в "мужицкую" рубаху и хорошо в ней выглядел. Один из императорских гвардейских полков был обмундирован подобным же образом». В военной косоворотке Царь запечатлен в день отречения 2 марта 1917 г. на станции Псков.
Но вернемся к «косоворотке Алиханова» (какое парадоксальное словосочетание!). Какие могут быть последствия вскользь брошенного замечания Президента? Самые разные, как кратковременные: поговорили и забыли, так и далеко идущие.
Обращает внимание, что фразу Президента тут же растиражировали практически все информагенства на территории Российской федерации. Косоворотка Калининградского губернатора уже, очевидно, стала знаковым мемом. Путин и Алиханов разыграли блестящий пиар-ход по презентации русского традиционного мужского одеяния. Можно сказать, что весенний лёд тронулся и теперь уже не страшно одеть косоворотку. Не удивлюсь, если в косоворотке на экране появится ещё кто-то из известных людей, и она станет потихоньку входить в наш быт.
И здесь имеет смысл подумать, как это высокое начинание поддержать снизу. То есть, как нам вернуться к нашей древней и, можно сказать, вечной русской косоворотке?
Сразу же приходит мысль о необходимости проведения всероссийского фестиваля косоворотки. Почему бы не учредить фестиваль русской косоворотки. Проводить его в традиционных центрах русской истории. Начать, например, в Суздале, который в этом году отмечает своё 1000-летие. А потом сделать фестиваль передвижным, чтобы косоворотка проехала по многим городам и весям Русской земли.
Заглянул в интернет и с радостным удивлением узнал, что оказывается уже существует инициатива по учреждению нового праздника - «День Косоворотки». В ноябре 2019 года рядом общественных организаций России и российскими общинами из Франции, ФРГ, Италии, Болгарии, Португалии была обнародована общественная инициатива по празднованию в России «Дня Косоворотки».
Миссия нового праздника видится в укреплении национального единства русского народа и всех коренных народов Российской Федерации, продвижение положительного образа русской культуры и русского образа жизни за рубежом.
Концепцию Народного Праздника «День Косоворотки» учредители видят в возрождении старинной русской традиции дарения родителями своим взрослым сыновьям новых косовороток 12 июля, в День апостолов Петра и Павла.
Дата празднования «Дня Косоворотки» 12 июля выбрана не случайно. Это День апостолов Петра и Павла, день начала на Руси сенокоса и полевых работ, когда в русских семьях родители дарили сыновьям новые косоворотки, отмечая тем самым их вступление в пору взросления и приобщения к полноценному крестьянскому труду.
Должен сказать, мне эта инициатива близка не только по сути, но и по дню празднования, который совпадает с престольным праздником моего храма в селе Сомино и днём проведения Соминской Петровской ярмарки. Мы в рамках ярмарки давно занимаемся возрождением косоворотки. Одним из условий участия в ярмарке является облачение участников в косоворотку, причём это правило касается не только рядовых гостей или участников фольклорных коллективов, но и самых высоких представителей власти. Участвовавший не раз в ярмарке губернатор Ленобласти Александр Дрозденко выходил на сцену в народной косоворотке, а вместе с ним и представители депутатского корпуса руководители районных администраций.
В связи с этим вспоминаю забавный случай. Я сообщил прихожанам о том, что к нам на ярмарку приедет губернатор. После праздника пожилые прихожанки спрашивают меня: «А что губернатор не приехал?»
«Как же не приехал?! Он со сцены к вам обращался... Не узнали?» - отвечал я.
«Это в косоворотке что ли? Добрый молодец... Дай Бог ему здоровья!» - желали добродушные бабушки.
Вот и встаёт вопрос, не пора ли нам, братцы, вспомнить о нашей исконной косоворотке и вновь одеть её и почувствовать, как её четкая косая линия напоминает о кресте на груди и вере в сердце, наполняет духовной силой и напоминает о связи с нашими предками, носившими её на протяжении многих веков. Давайте попробуем возродить славную традицию нашего народа — ношение намоленной и трудовой косоворотки. Время благоприятствует этому. Это тоже должно быть частью СВО.
Сегодня дан старт хорошему начинаю на самом высоком уровне: косоворотке — быть!
Нам духовенству не нужно оставаться в стороне. Хорошо бы поддержать личным примером. Но мы и так носим подрясники и рясы. Но ведь не всегда же. Бывает, что в быту и снимаем. Вот здесь как раз хороший случай воспользоваться косовороткой. Я лично так и делаю.
Протоиерей Геннадий Беловолов, сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино
Впервые опубликовано на странице автора в социальной сети
11. Ответ на 10, Константин В.:
Потому, что и то, и другое вполне уживаются с современным глобалистическим постмодерном.
Индейцы Латинской Америки или аборигены Черной Африки могут иметь смартфоны и одновременно сохранять элементы традиционной культуры. Но при этом не представлять ни малейшей угрозы США.
Лучше православная общественность озаботилась бы изучением и изданием свв. Отцов. Некоторые из них до сих пор не переведены на русский язык. Вместо этого уже много лет прилавки завалены Шмеманом и прочей чепухой.
Это не ответ. Вопрошаю ещё раз. Почему "косоворотка + цифровизация = гетто"?
10. Ответ на 9, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
Потому, что и то, и другое вполне уживаются с современным глобалистическим постмодерном.
Индейцы Латинской Америки или аборигены Черной Африки могут иметь смартфоны и одновременно сохранять элементы традиционной культуры. Но при этом не представлять ни малейшей угрозы США.
Лучше православная общественность озаботилась бы изучением и изданием свв. Отцов. Некоторые из них до сих пор не переведены на русский язык. Вместо этого уже много лет прилавки завалены Шмеманом и прочей чепухой.
9. Ответ на 6, Константин В.:
Почему?
8. жителям Москвы
Там все мужчины - в косоворотках.
7. Ответ на 6, Константин В.:
6.
5. 5
4. 4
Антон Алиханов сказал, что таким жестом решил поддержать местного производителя одежды. Эти льняные рубахи шьют в Калининградской области.
3. 3.
2.