В четверг, 29 февраля, Китайская национальная газета Global Times опубликовала на своей странице в X (соцсеть запрещена в России) информацию о девятых Азиатских зимних играх. На официальном плакате мероприятия изобразили Софийский собор в Харбине, который является одним из символов города и входит в список памятников культуры Китайской Народной Республики, сообщает СПЖ.
Сейчас это недействующий православный храм – в нем размещен архитектурный музей, в котором демонстрируются макеты и фотографии зданий Харбина.
Софийский собор – крупнейший храм в Маньчжурии, заложенный в 1923-м и освященный в 1932 году. В 1957 г. церковь закрыли, во время «культурной революции» даже были планы ее разрушить. В 1996 г. собор внесли в список памятников культуры Китайской Народной Республики.
Размещение православного собора на официальном плакате Азиатских зимних игр прокомментировал в интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока СПбГУ профессор Владимир Николаевич Колотов:
Софийский собор – один из символов Харбина. Но, честно говоря, затруднительно сказать, почему китайцы решили разместить именно изображение храма на официальном плакате Азиатских зимних игр. Поэтому если кто-то вдруг решит, что в Китае решили все принять Православие, то спешу огорчить – это совсем не так.
Я не думаю, что стоит искать какие-то глубокие смыслы и посылы в подобном символе Азиатских зимних игр.
Ныне Православие находится под сильным ударом. Константинопольский патриархат активно переманивает священников Московского Патриархата, в котором началась борьба с «оборотнями в рясах». В Русской Православной Церкви ситуация кризисная, а в Азиатских епархиях ситуация и того хуже.
В Китае православные только релоканты, бежавшие из России. Но сказать про них, что это глубоко верующие православные христиане – весьма затруднительно. Я не слышал, чтобы в том же Харбине и других китайских городах остались православные диаспоры. На территории российского посольства в Пекине открыт Успенский храм Русской Православной Церкви. Китайские граждане КНР, потомки албазинцев, которые православные ещё с тех времён, чуть ли не раз в год только могут посетить этот храм и то - с разрешения китайских властей. Поэтому в Китае нет православных общин.
Конечно, нынешние китайские власти не устраивают гонений на верующих, как в период японской оккупации Второй мировой войны или в период «Культурной революции», но справедливости ради надо отметить, что там досталось представителям всех религий – китайских и зарубежных. Активная православная деятельность появилась только в 90-ые годы ХХ века.
Раньше была Духовная миссия Русской Православной Церкви в Китае – русские священники фактически выполняли дипломатические функции, изучали китайский язык. В общей сложности они окрестили чуть больше шести тысяч человек, но в ХIХ веке начались различные антизападные восстания, в первую очередь против католиков. Но китайцы не особо различали православных и католиков, поэтому досталось всем.
Будучи в одном из православных храмов в Кяхте, я заметил иконы с изображением китайских и русских мучеников, пострадавших в ХIХ веке в Китае.
Некоторые обратили внимание, что китайцы в отличие от наших горе-дизайнеров изобразили Софийский собор с крестами. Напомню, что недавно по России прокатился «крестопад», когда на официальных изображениях «затирали» кресты на известных православных храмах. Китайцы в этом смысле молодцы. Ну, а зачем им заниматься подобной деятельностью? К сожалению, в нашей стране есть тип людей, которые постоянно колеблются в связи с разными политическими и идеологическими веяниями. И, как правило, колеблются не в ту сторону.
Поэтому все эти стилизации выглядели нелепо. Но я это связываю со злонамеренным вмешательством внешних сил. Это целенаправленная провокация, ибо невозможно «случайно» убрать кресты с православного храма. Здесь заметен совершенно очевидный умысел с целью вызвать общественный резонанс и посеять смуту.
Поэтому вполне логично и оправданно, что китайцы изобразили на плакате православный храм, что также свидетельствует об уважении к собственной истории.
Я бывал в Харбине – там осталось много домов с русской архитектурой. Печально лишь, что не осталось русских людей. Северный Китай был оккупирован японцами, которые жёстко «выжигали» китайцев и русских.
Софийский собор – один из символов города. Как в Санкт-Петербурге символом города может быть Адмиралтейство, базилика святой Екатерины Александрийской, Армянская церковь святой Екатерины, Татарская мечеть, буддистский Дацан и так далее. Все эти символы Петербурга мы можем использовать, проявляя уважение к своей истории и к религии инославных горожан.
Тем более, Китай – светское государство. Хотя в последние десятилетия китайцы подчеркнуто трепетно относятся к своим традициям. А поскольку в развитии Харбина большую роль сыграли русские люди, то, конечно, остались красивые храмы.
Тем более Азиатские зимние игры проводятся на севере Китая, где влияние России исторически было довольно существенным. В Азии Россия ассоциируется со снегом, медведями и зимой. Поэтому китайцы сделали русский акцент в зимних играх.
Гости и участники Азиатских зимних игр будут проникаться красотой православного храма. Храмы в религиях становятся национальными символами. Например, собор Парижской Богоматери. И люди посещают эти храмы в независимости от своего вероисповедания. Бывая в Париже, я много раз посещал этот знаменитый храм, в том числе наблюдал азиатов, которые с большим интересом созерцали красоту данного храма.
В Санкт-Петербурге туристы из Китая также посещали православные святыни, в частности, Казанский собор – им интересно соприкоснуться с русской духовной культурой.
В 2002 году я организовывал конференцию по Вьетнаму «Евровьет V», куда я пригласил известного вьетнамского католического деятеля – интеллигента, профессора-историка Нгуен Динь Дау. И как вы думаете, что его больше всего заинтересовало в Петербурге в культурном отношении? Православные храмы! Он с восторгом обошел пешком все храмы Русской православной Церкви на Невском проспекте, несмотря на свой преклонный возраст – на тот момент ему было 82 года (1920 года рождения). А более молодая профессура еле за ним поспевала.
1. 1