Самобытное гуцульское село Космач прославилось двумя вещами. В селе несколько веков существовал православный храм Параскевы Пятницы, построенный на деньги Олексы Довбуша, «карпатского Робин Гуда»; иконостас храма можно и теперь видеть в киноленте Сергея Параджанова «Тени забытых предков». Во-вторых, прославился тем, что в феврале 2024-го в Космаче произошёл антивоенный «бабий бунт». Селяне перегородили дорогу, ожидая облаву ТЦК. ТЦК – на майданной Украине так придумали называть военкоматы – «Территориальный центр комплектования», чтобы не как у русских. Селяне устроили засаду в духе разбойников Довбуша. Под раздачу, как это бывает, попали невинные люди: «остановили не ту машину». В костерок темы насильственной мобилизации на Украине было подброшено несколько смолянистых брёвнышек карпатских смерек. Разговоры об инциденте не сходят со страниц украинских СМИ вторую неделю.
Обострение ситуации в селе произошло 5 февраля, когда в Космач заявились работники ТЦК, не местные, и попытались рекрутировать многодетного отца на автобусной остановке. Вышел скандал. Односельчане отбили мужика. Тогда военкомы надумали рекрутировать некоего инвалида, и уж было скрутили его. Но вновь не повезло. Отбили и этого. Отличие села от города в том, что в селе в любом случае «все свои». И если уж в почти миллионной Одессе (где «все не свои») люди в маршрутках не особо сдерживают свою неприязнь по отношению к военкомам, то в селе эта неприязнь проявилась в кристально чистом виде. В селе памятен случай, как бойцы ТЦК схватили на улице девушку и затолкнули в машину. Девушка была в капюшоне – не сразу разобрались. Вышел конфуз.
6 февраля в село наведалась группа ТЦК, усиленная целым подполковником. Жители перегородили дорогу, машину в село не пустили, при этом народ кричал разное, в том числе в адрес Зеленского, чтобы ему передали, что «у нас война не объявлена», мол, и мобилизация незаконна. В местной группе вайбера возникло (и вскоре пропало) сообщение, что в село на подмогу военкомам «едут шесть машин ТЦК – устраивать облаву». В селе проживает около 6 тысяч жителей, село большое. Близ сельской АЗС дорогу перекрыли около 1% селян, получилась внушительная толпа. Женщины были настроены воинственно, некоторые держали в руках бейсбольные биты. Эпическое зрелище.
Тут и произошёл инцидент, который заинтересовал многие СМИ. Благодаря которому стало широко известно о настроениях селян, о резко отрицательном отношении к центральным властям и войне. Собственно, на импровизированном блок-посту и вышло недоразумение. Наследницам Довбуша, вооружённым дубинами, показалось, что в одной из машин некая женщина их фотографирует. Со скандалом проверили телефон, убедившись, что их не фотографировали, пропустили в село. После уличного шмона хозяйка авто излишне сердито газанула, забрызгав кого-то грязью, а кому-то на ногу наехав. Это к слову о том, с чего возникают бунты, когда обстановка накалена. Когда женщина через 15 минут выезжала из села, её вновь остановили. Кто-то придумал: «Наводчица военкомата!». Женщина за словом в карман не полезла, обозвала «блок-пост» «проститутками». Наследницы Довбуша ринулись на приступ автомобиля. Пострадала маленькая девочка и причёска одной из женщин. Приехала полиция, а шесть машин ТЦК не приехали.
9 февраля власти надумали провести в селе общее собрание. В зал Дома культуры набилось под 200 человек. Власти услышали многое из того, что селяне о них думают. Фактически режиму объявлена холодная война.
Зал аплодировал мужчине, который урезал военкома популярным вопросом: «А почему не объявлено состояние войны?» Пояснив, что без объявления войны военное положение продлевается незаконно. А тут ещё «руки заламывают», «наших ребят, как псов бешеных, ловят». Ну а само ТЦК структура незаконная. В селе уже похоронили 6 человек. «Космач облит кровью!» «Думайте, что хотите, но ребят мы вам не отдадим и точка!»
Ситуация накалялась с двух сторон – со стороны населения и со стороны бойцов за ценности майданного режима и сладкую жизнь Зеленского. Реакция некоего отмороженного нацика, ранее командовавшего подразделением в карательном батальоне «Айдар»* А. Дикого имела резонанс. Нацист предъявил обвинение селянам в госизмене. И пригрозил, что если местные власти «будут жевать, извините, сопли, то мы увидим таких случаев всё больше, а потом гражданская власть разведет руками и скажет армии решать проблему. Поверьте, армия решит. Но мне бы очень не хотелось, чтобы Космач зачищали как вражескую территорию». Айдаровцы и подобные им готовы распространить свои карательные действия и до окраин Карпат, чтобы продлить свою жизнь. При этом стало ясно, что многие гуцулы майданную Украину своей не считают, это факт. Как и три четверти населения Украины, в своё время проголосовавшие за некогда мирного и пушистого Вову Зелю.
Гуцульщина в разное время принадлежала разным государствам. Несколько веков, буквально с XVI по XIX вв., в регионе было распространено такое явление как опричина. Происхождение слова от древнерусского то же, что и названия личной гвардии царя Ивана Грозного: «опричь – вне, снаружи, за пределами». Происхождение едино, суть принципиально иная. Если опричников царя Ивана Васильевича называли «государевыми людьми», то карпатские опришки (так слово произносится на гуцульском диалекте) – люди антигосударственные. Можно их называть разбойниками, можно – участниками крестьянского повстанческого движения, на ваш вкус. Опришки действовали в некоторых районах Галиции, Закарпатья, Буковины, грабили, перераспределяли собственность – в разное время разных богачей – польской шляхты, молдавских бояр, венгерских феодалов и австрийской администрации.
В своё время в селе угнездились униаты. О православных, которые отстаивали свою веру, автору, к сожалению, ничего неизвестно. При советской власти храмы Космача относились к РПЦ, сейчас вновь к унии.
Когда кто-то из местных жителей называет Космач «селом бандеровским» – в определённой мере прав. Короткое время там дислоцировалось несколько сотен членов УПА. В 1944 году в Космаче было объявлено о создании «Космачской независимой республики», которая самоуправлялась, пока не была установлена советская власть. Район отдали Советской Украине, хотя, как мы знаем, население, например, русинское мечтало о другом. Референдума не было. Разговоры о Закарпатской автономии, противореча конституции Украины, не прекращались до последнего времени.
Но правдой будет и то, что это село, веками находясь в разных государствах, всегда пыталось сохранить свою уникальную самобытность. Неспроста о фильме «Тени забытых предков» очень высоко отзывались Вадим Кожинов и Эмир Кустурица. В глобализируемом мире с самобытностью всё хуже и хуже. Старинная церковь св. Параскевы в Космаче, «вытроенная без единого гвоздя», к горечи селян погибла в 1983 году при пожаре (частично уцелела звонница). Уникальный иконостас, взятый в Космаче Параджановым для съёмок, в село не вернулся: отжали музейщики Киева.
Народ, стремясь сохранить свою самобытность как дар Божий, в определённый момент объявляет властям холодную войну. Иногда это выливается в гуцульскую опричину. Так что при определённых военно-политических раскладах в глобальном мире появление Космаческой народной республики, хоть и на короткое время, вовсе не исключено: майданный режим – всем чужой.
Вадим Харьков, наблюдатель
* запрещен в РФ, включен в список террористических организаций