Памяти писателя

О книге Андрея Растворцева «Тринадцатое полнолуние»

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Вечная память  Русская школа  Русская цивилизация 
0
103
Время на чтение 6 минут
Фото: предоставлено автором

17 января 2022 года на 63-м году жизни скончался известный писатель из Чувашской Республики Андрей Васильевич Растворцев. И я хотела бы сегодня почтить его память воспоминанием о его замечательной книге.

Книга прозы «Тринадцатое полнолуние» Андрея Растворцева, поэта и прозаика, члена редакционного совета журнала «Берега», автора текста гимна журнала «Берега» недавно оказалась у меня в руках, произведя впечатление твёрдым и зримым мироощущением автора. Его образы помещены в координаты экологического и нравственного чувства высокой концентрации, метафизического начала, целостной духовной субстанции.

Читая рассказ за рассказом, ловлю себя на мысли: как же здорово оторваться от городских пробок, шума, пыли и погрузиться в таежную свежесть, почувствовать дым костра, испить чистую, очень холодную воду из быстрой таежной реки, встретиться с простыми, трудолюбивыми людьми, кому, чтобы выжить в суровых условиях природы, необходимо так много уметь, понимать, постоянно включать логику и интуицию, быть очень наблюдательным, быть также совестливым и щедрым, хранить в своей душе память о предках, оставивших легенды и реальные истории, напоминающие о том, что у тайги есть свои законы, и не следовать им смертельно опасно.

Сборник открывает рассказ «Душа таежная». Белый Старик – душа таежная, Лесовик – образы, стоящие на страже меры, наказывающие алчность, ведущие молчаливый диалог с человеком, спасающие и милующие, предостерегающие от гордыни: «А гордецов да спесью надутых лес оборачивает». «К лесу завсегда с почтением да поклоном, тогда и примет он тебя, не обидит, самые сокровенные тайны откроет». «Ты в лес пошел, грибок нашел – спасибо скажи, ягоду какую углядел – раскланяйся, от тебя не убудет, а лес добро помнит».

Читая прозу Андрея Растворцева, ты замечаешь, что незаметно втягиваешься в размеренность, неспешность, в заданный ритм, и в таком же темпе идёт мысль за прочитанным словом, и чутко вбирает твоя душа наслаждение брусничным чаем, картофелинами, запеченными в углях, ощущаешь, как сладки лепестки цветущего багульника, как приятно горчат молодые веточки сосны... Кедровые орехи манят освежающим вкусом, черемша выстрелила нежными пёрышками-листиками, на пригорке щавелёк проглядывает. И ловишь себя на том, что это не только к твоим детским годам относится,.. Нет, есть уголки России, где это подлинная реальность и сейчас, в настоящем времени. И до сих пор живет в легендах Лесовик, высоко ценящий Слово и за болтливость наказывающий. И испытаниям подвергает того, кто закон тайги нарушает.

Много условий, правил, заповедей нужно знать, чтобы в тайге выжить.

Для слабых людей – один аргумент, принуждающий к послушанию, это страх смерти.

Также она неизбежна для тех, кто закон тайги знал, но нарушил. Тогда тайга сама судит, выносит приговор и исполняет, как произошло с женщиной, рассказавшей о встрече с Белым Стариком, несмотря на предупреждение о молчании, с охотником, убившим животное во время гона коз.

В рассказе «Озеро» под названием «Чертова ямка», в котором водилось немерено рыбы, озеро представляется живым существом, не отпускающим с уловом тех, кто нарушает законы природы. Оно поражает таинственностью, вздохами, то есть необычными звуками, когда приходит время озеру отступать от берега и превращаться в движущуюся воронку, вместе с гигантскими щуками исчезающую в неохватной глубине, чтобы к утру вновь наполниться. Обычные люди, называющие себя исследователями непознанного, вооруженные аппаратурой, отступают перед необычным явлением природы.

«Ведь мы – ребята семидесятых» – это рассказ о жизни, буднях и праздниках людей, съехавшихся на комсомольскую стройку в 70-х годах, да так и оставшихся в поселке, обзаведясь семьями, детьми и квартирами. Забайкальский поселок под названием Компактный, расположенный между двух речек с прозрачной до невозможности и такой же ледяной водой. Они живут практически так же, как и по всему СССР: стоят в очереди за вареной колбасой, которой дают по одному батону в руки, рыбачат, собирают кедровые шишки, мужчины выстраиваются в очередь за пивом, и собираются все в месте, всем поселком на праздник – День строителя. Они общаются, поют и танцуют, испытывая неподражаемое чувство. Над ставшим родным поселком звездное небо в ночи, «и по жаре в каждой компании заводили “Ой, мороз, мороз”», и «казалось, что дымка от костра не дымка вовсе, а морозная изморозь, а слова: “У меня жена, ой, красавица” понимались буквально, и каждый мужик прижимал к себе свою благоверную и целовал».

Многие герои Андрея Растворцева живут в ладу с окружающим миром, проявляя доброту и щедрость души, как, например, в рассказе «Последнее решение», а в «Ерофеевом дне» мужики все рукастые да хозяйственные... В Ерофеев день Леший чудит весь день. И его стараются задобрить, положив на пень пироги, приговаривая добрые слова.

Не все рассказы «Тринадцатого полнолуния» связаны с тайгой и жизнью, наполненной метафизической тоской о высоком предназначении. Часто таёжный человек отправляется в дальний путь, например, в Будапешт, чтобы исполнить долг памяти, посетив могилу героя Советского Союза Полухина, а она, одинокая, с 1974 года уже никем не посещается («Лёшка»).

Тема памяти продолжена в рассказе «Полуторка». Уникальная машина, такая безотказная в годы Великой Отечественной войны, спасшая миллионы жизней, стоявшая без колес и со сломанной дверью около школы, была отремонтирована для вечной стоянки в 1965 году, когда впервые стали отмечать День Победы.

Герои рассказов много действуют, работают, и умственный труд также важен, как и «Размышления у зимней печи». Размышления Ивана Ивановича Ананьева говорят о том, что книги читают таежные люди неспешно, не по диагонали... И в город они приезжают, в столицы, чтобы успеть и в музеи зайти.

Иван Иванович беседует у печи со своим племянником, художником, чтобы поделиться своими мыслями о Наталье Гончаровой. Переполненный этими рассказами, племянник уезжает в город, а Иван Иванович остается с книгами, много раз читанными, подклеенными не раз, – друзьями его зимних длинных вечеров. И выходит, что деревня подпитывает город и интеллектуально, и душевно. Земные страсти и небесный порыв соединяются в русском человеке в его сердце.

Сборник рассказов завершает монолог героя, которого автор называет «Философом». Он тревожится за будущее планеты Земля, за её природу, которая «взялась нас выкорчёвывать. Цунами, ураганы, смерчи... Не можем жить в ладу да в мире – вон, к чёрту!»

Частная зарисовка монолога Кузьмича перед товарищами, произнесённого «после третьей», все же вырастает в художественную мысль, адресованную землянам.

Обнажена русская мысль с отчётливым указателем святости в Христовом «будьте, как дети» и понятие Земли, как общего дома, и святой соборности.

Редкое явление в природе – тринадцатое полнолуние, «когда бывает в одном месяце два полнолуния из-за того, что промежуток между полнолуниями меньше календарного месяца, примерно раз в два с половиной года и набегает лишнее тринадцатое полнолуние». Редкость сегодня и такая чистая, прозрачная, как горная речка, проза Андрея Растворцева.

Андрей Растворцев родился в 1958 году в с. Гонжа Амурской области. Детство и юность его прошли в Бурятии, в пос. Селенгинск, что находится в отрогах Хамар-Дабана у Байкала. Андрей Васильевич по образованию геодезист. В 1978 году окончил Ленинградский топографический техникум. В настоящее время работает начальником топографо-геодезической партии Экспедиции № 138. Проживает в г. Чебоксары. Автор книг: «Тринадцатое полнолуние» (Чувашское книжное издательство, 2015 год), «За тех, кто в поле», «Свободное плаванье», «От любви до любви», «Там хлебом пахнет дым», «Полёт сквозь август», «Когда однажды обмелеют реки…», «Точка возврата», «Лунная дорога», «Хранители очага», «Домовёнок Фока и его друзья», «Новые приключения домовёнка Фоки его друзей». Публиковался в литературно-художественных журналах: «ЛИК», «Таван Атал (Родная Волга)», «Иван-да-Марья» (г. Чебоксары), «Невский альманах» (г. Санкт-Петербург), «Дальний Восток» и «Родное Приамурье» (г. Хабаровск), «Литера» (г. Йошкар-Ола), «Великороссъ» (г. Лобня), «Юность», «Молодая гвардия» (г. Москва), «Берега» (г. Калининград), «Однако, жизнь» (Белоруссия), сетевом русскоязычном журнале «Испанский переплёт» (Испания), международном интернет-журнале «Русский глобус».

Лидия Владимировна Довыденко, главный редактор художественно-публицистического журнала «Берега», секретарь Союза писателей России, член Союза Писателей Союзного государства, автор 34 художественных, историко-краеведческих, публицистических и научных книг, прозаик, публицист, критик, член Союза журналистов России, кандидат философских наук, почётный гражданин Балтийского городского округа, почетный член философского делового клуба, заместитель Президента Всемирной Информэнциклопедии (Калининград), член редакционного совета журнала «День и ночь» (Красноярск), член жюри Литературного конкурса «Новая Библиотека» – премии имени святых благоверных Петра и Февронии

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лидия Владимировна Довыденко
Крылья доброго ангела Сибири
К 30-летию благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» и о человеке «длинной воли» Аркадии Елфимове
04.12.2024
Август 2022-го
Рассказ
29.11.2024
Позывной «Филин»
Рассказ
19.11.2024
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
Талгар
Рассказ
14.11.2024
Все статьи Лидия Владимировна Довыденко
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Выдавливать из себя по капле Запад
Размышления по поводу одного законопроекта и информационной политики государственных СМИ
13.12.2024
Причины крушения православной монархии в России
Внешнего, декоративного христианства недостаточно для мира
13.12.2024
Затулин продолжает в том же духе
Депутат Матвеев: «Госдуме пора поменять своего "спецпредставителя по вопросам миграции"»
13.12.2024
Все статьи темы
Вечная память
Добрый юмор и сердечность
Памяти Н.К.Старшинова (6.12.1924 – 5.02.1998). К столетию
10.12.2024
На смерть Николая Коновского
(22.11.1955 - 8.12.2024)
10.12.2024
У него был не простой путь в искусстве
Прощание с Виктором Ивановичем Пуриховым
29.11.2024
Утрата
На кончину А.А. Строкина
27.11.2024
Богословие в его детстве
К 9-му дню кончины писателя Николая Дорошенко
13.11.2024
Все статьи темы
Русская школа
Традиционная чувашская семья
В Троицком монастыре Чебоксар продолжает работу Лекторий
12.12.2024
Учимся быть полезными Богу, Семье и Отечеству
О православном семейном Центре «СветЛица»
12.12.2024
Безбожные школы России
В свете русской классики
05.12.2024
Мировозрение российского школьного образования
Образовательная секция ВРНС
05.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Чем плоха новая экранизация романа Юлиана Семёнова
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
13.12.2024 19:51
Сирию сдали. Закономерный итог
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
13.12.2024 19:38
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
13.12.2024 19:35
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.12.2024 18:45
Выдавливать из себя по капле Запад
Новый комментарий от Владимир Петрович
13.12.2024 18:15
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.12.2024 17:44
Затулин продолжает в том же духе
Новый комментарий от Владимир В.
13.12.2024 17:16