17 января 2022 года на 63-м году жизни скончался известный писатель из Чувашской Республики Андрей Васильевич Растворцев. И я хотела бы сегодня почтить его память воспоминанием о его замечательной книге.
Книга прозы «Тринадцатое полнолуние» Андрея Растворцева, поэта и прозаика, члена редакционного совета журнала «Берега», автора текста гимна журнала «Берега» недавно оказалась у меня в руках, произведя впечатление твёрдым и зримым мироощущением автора. Его образы помещены в координаты экологического и нравственного чувства высокой концентрации, метафизического начала, целостной духовной субстанции.
Читая рассказ за рассказом, ловлю себя на мысли: как же здорово оторваться от городских пробок, шума, пыли и погрузиться в таежную свежесть, почувствовать дым костра, испить чистую, очень холодную воду из быстрой таежной реки, встретиться с простыми, трудолюбивыми людьми, кому, чтобы выжить в суровых условиях природы, необходимо так много уметь, понимать, постоянно включать логику и интуицию, быть очень наблюдательным, быть также совестливым и щедрым, хранить в своей душе память о предках, оставивших легенды и реальные истории, напоминающие о том, что у тайги есть свои законы, и не следовать им смертельно опасно.
Сборник открывает рассказ «Душа таежная». Белый Старик – душа таежная, Лесовик – образы, стоящие на страже меры, наказывающие алчность, ведущие молчаливый диалог с человеком, спасающие и милующие, предостерегающие от гордыни: «А гордецов да спесью надутых лес оборачивает». «К лесу завсегда с почтением да поклоном, тогда и примет он тебя, не обидит, самые сокровенные тайны откроет». «Ты в лес пошел, грибок нашел – спасибо скажи, ягоду какую углядел – раскланяйся, от тебя не убудет, а лес добро помнит».
Читая прозу Андрея Растворцева, ты замечаешь, что незаметно втягиваешься в размеренность, неспешность, в заданный ритм, и в таком же темпе идёт мысль за прочитанным словом, и чутко вбирает твоя душа наслаждение брусничным чаем, картофелинами, запеченными в углях, ощущаешь, как сладки лепестки цветущего багульника, как приятно горчат молодые веточки сосны... Кедровые орехи манят освежающим вкусом, черемша выстрелила нежными пёрышками-листиками, на пригорке щавелёк проглядывает. И ловишь себя на том, что это не только к твоим детским годам относится,.. Нет, есть уголки России, где это подлинная реальность и сейчас, в настоящем времени. И до сих пор живет в легендах Лесовик, высоко ценящий Слово и за болтливость наказывающий. И испытаниям подвергает того, кто закон тайги нарушает.
Много условий, правил, заповедей нужно знать, чтобы в тайге выжить.
Для слабых людей – один аргумент, принуждающий к послушанию, это страх смерти.
Также она неизбежна для тех, кто закон тайги знал, но нарушил. Тогда тайга сама судит, выносит приговор и исполняет, как произошло с женщиной, рассказавшей о встрече с Белым Стариком, несмотря на предупреждение о молчании, с охотником, убившим животное во время гона коз.
В рассказе «Озеро» под названием «Чертова ямка», в котором водилось немерено рыбы, озеро представляется живым существом, не отпускающим с уловом тех, кто нарушает законы природы. Оно поражает таинственностью, вздохами, то есть необычными звуками, когда приходит время озеру отступать от берега и превращаться в движущуюся воронку, вместе с гигантскими щуками исчезающую в неохватной глубине, чтобы к утру вновь наполниться. Обычные люди, называющие себя исследователями непознанного, вооруженные аппаратурой, отступают перед необычным явлением природы.
«Ведь мы – ребята семидесятых» – это рассказ о жизни, буднях и праздниках людей, съехавшихся на комсомольскую стройку в 70-х годах, да так и оставшихся в поселке, обзаведясь семьями, детьми и квартирами. Забайкальский поселок под названием Компактный, расположенный между двух речек с прозрачной до невозможности и такой же ледяной водой. Они живут практически так же, как и по всему СССР: стоят в очереди за вареной колбасой, которой дают по одному батону в руки, рыбачат, собирают кедровые шишки, мужчины выстраиваются в очередь за пивом, и собираются все в месте, всем поселком на праздник – День строителя. Они общаются, поют и танцуют, испытывая неподражаемое чувство. Над ставшим родным поселком звездное небо в ночи, «и по жаре в каждой компании заводили “Ой, мороз, мороз”», и «казалось, что дымка от костра не дымка вовсе, а морозная изморозь, а слова: “У меня жена, ой, красавица” понимались буквально, и каждый мужик прижимал к себе свою благоверную и целовал».
Многие герои Андрея Растворцева живут в ладу с окружающим миром, проявляя доброту и щедрость души, как, например, в рассказе «Последнее решение», а в «Ерофеевом дне» мужики все рукастые да хозяйственные... В Ерофеев день Леший чудит весь день. И его стараются задобрить, положив на пень пироги, приговаривая добрые слова.
Не все рассказы «Тринадцатого полнолуния» связаны с тайгой и жизнью, наполненной метафизической тоской о высоком предназначении. Часто таёжный человек отправляется в дальний путь, например, в Будапешт, чтобы исполнить долг памяти, посетив могилу героя Советского Союза Полухина, а она, одинокая, с 1974 года уже никем не посещается («Лёшка»).
Тема памяти продолжена в рассказе «Полуторка». Уникальная машина, такая безотказная в годы Великой Отечественной войны, спасшая миллионы жизней, стоявшая без колес и со сломанной дверью около школы, была отремонтирована для вечной стоянки в 1965 году, когда впервые стали отмечать День Победы.
Герои рассказов много действуют, работают, и умственный труд также важен, как и «Размышления у зимней печи». Размышления Ивана Ивановича Ананьева говорят о том, что книги читают таежные люди неспешно, не по диагонали... И в город они приезжают, в столицы, чтобы успеть и в музеи зайти.
Иван Иванович беседует у печи со своим племянником, художником, чтобы поделиться своими мыслями о Наталье Гончаровой. Переполненный этими рассказами, племянник уезжает в город, а Иван Иванович остается с книгами, много раз читанными, подклеенными не раз, – друзьями его зимних длинных вечеров. И выходит, что деревня подпитывает город и интеллектуально, и душевно. Земные страсти и небесный порыв соединяются в русском человеке в его сердце.
Сборник рассказов завершает монолог героя, которого автор называет «Философом». Он тревожится за будущее планеты Земля, за её природу, которая «взялась нас выкорчёвывать. Цунами, ураганы, смерчи... Не можем жить в ладу да в мире – вон, к чёрту!»
Частная зарисовка монолога Кузьмича перед товарищами, произнесённого «после третьей», все же вырастает в художественную мысль, адресованную землянам.
Обнажена русская мысль с отчётливым указателем святости в Христовом «будьте, как дети» и понятие Земли, как общего дома, и святой соборности.
Редкое явление в природе – тринадцатое полнолуние, «когда бывает в одном месяце два полнолуния из-за того, что промежуток между полнолуниями меньше календарного месяца, примерно раз в два с половиной года и набегает лишнее тринадцатое полнолуние». Редкость сегодня и такая чистая, прозрачная, как горная речка, проза Андрея Растворцева.
Андрей Растворцев родился в 1958 году в с. Гонжа Амурской области. Детство и юность его прошли в Бурятии, в пос. Селенгинск, что находится в отрогах Хамар-Дабана у Байкала. Андрей Васильевич по образованию геодезист. В 1978 году окончил Ленинградский топографический техникум. В настоящее время работает начальником топографо-геодезической партии Экспедиции № 138. Проживает в г. Чебоксары. Автор книг: «Тринадцатое полнолуние» (Чувашское книжное издательство, 2015 год), «За тех, кто в поле», «Свободное плаванье», «От любви до любви», «Там хлебом пахнет дым», «Полёт сквозь август», «Когда однажды обмелеют реки…», «Точка возврата», «Лунная дорога», «Хранители очага», «Домовёнок Фока и его друзья», «Новые приключения домовёнка Фоки его друзей». Публиковался в литературно-художественных журналах: «ЛИК», «Таван Атал (Родная Волга)», «Иван-да-Марья» (г. Чебоксары), «Невский альманах» (г. Санкт-Петербург), «Дальний Восток» и «Родное Приамурье» (г. Хабаровск), «Литера» (г. Йошкар-Ола), «Великороссъ» (г. Лобня), «Юность», «Молодая гвардия» (г. Москва), «Берега» (г. Калининград), «Однако, жизнь» (Белоруссия), сетевом русскоязычном журнале «Испанский переплёт» (Испания), международном интернет-журнале «Русский глобус».
Лидия Владимировна Довыденко, главный редактор художественно-публицистического журнала «Берега», секретарь Союза писателей России, член Союза Писателей Союзного государства, автор 34 художественных, историко-краеведческих, публицистических и научных книг, прозаик, публицист, критик, член Союза журналистов России, кандидат философских наук, почётный гражданин Балтийского городского округа, почетный член философского делового клуба, заместитель Президента Всемирной Информэнциклопедии (Калининград), член редакционного совета журнала «День и ночь» (Красноярск), член жюри Литературного конкурса «Новая Библиотека» – премии имени святых благоверных Петра и Февронии