itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Обязанность на власть

Христианская социология

Александр Невский  Иоанн Кронштадтский 
0
236
Время на чтение 6 минут
Фото: Из личного архива автора

«Смиренные наследят землю»

Матфея 5:5

Мы совершенно правомочно величаем князя Ивана Даниловича, много позже упокоения прозванного Калитой, и митрополита Киевского Петра, так же ныне именуемого Московским, собирателями Русских земель, отцами-основателями Московского княжества как центра государства, тоже в будущем великого. Мы совершенно правомочно ставим им в заслугу положение в основание многовекового Русского Царства нравственных, законных и политических парадигм, на которых домостроение России поставлено как на камне, так, что ему не страшны ни ветра, ни потопы.

Достаточно изучены биографии князя и архиерея, задавших высоту взаимоотношений властей земной и духовной, высоту, красоту и слаженную сложность всеохватной симфонии, к которой будет стремиться в периоды своего процветания, на которую будет оглядываться в моменты своего падения наш Русский мир на своём очень непростом историческом пути. Собраны и проверены цифры и числа, имена и события той эпохи. В научных диспутах обоснована логика поведения героев, отсечены ложные версии событий. Выверены по традициям трактовки случившегося тогда. Обсуждались даже сослагательные варианты истории: а если б не самый дерзкий внук великого князя Александра Невского и столь искренне желавший пустынничества инок остались бы удельным князем и игуменом. Что тогда? Тверь? Вильна? Ярославль? Где бы тогда собралась Россия, если бы собралась…

Но как-то мало я нашёл, если вообще таковое есть, – размышлений о логике, точнее – о мотивации общественной жизни наших героев с позиций логики и мотиваций русского человека четырнадцатого века. Верю – есть, потому прошу, если знаете, подскажите: где кто рассуждал о мотивации принятия, обретения, взятия в жёсткой конкурентной борьбе высшей власти, взятия в цельно-православном представлении о природе этой самой власти. Короче: зачем православным власть? Искренне, совершенно православным. Ну, правда, – зачем православным земная власть?

Понятно, что для православных людей, коими являются князь Иван и митрополит Петр, страсть, как мотивация овладения престолом, отпадает сразу. Продать душу за страсть – даже непримеряемо на наших героев. Другое дело – устремленность к подражаю своему Господу в Его крестном подвиге спасения человеков.

Мы постоянно говорим о юридическом, законническом ПРАВЕ НА ВЛАСТЬ, ища материалистические объяснения неизбежности тех или иных фактов, результатов поведения наших героев, а я предлагаю порассуждать о религиозной, дофактовой ОБЯЗАННОСТИ НА ВЛАСТЬ.

В Евангелие от Иоанна, в главе 21, читаем:

«Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! ЛЮБИШЬ ЛИ ТЫ МЕНЯ БОЛЬШЕ, НЕЖЕЛИ ОНИ? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих».

В греческом языке имеется несколько терминов для обозначения любви. В данном евангельском отрывке в первых двух вопросах употребляется глагол «ἀγαπᾷς» (АГАПАС высоко ценить), а в третий раз Господь использует слово «φιλεῖς» (ФИЛЕС нравиться). Первые из использованных глаголов употребляются, когда говорится о любви духовной, в последнем вопросе – о дружеском отношении.

Княжеское, равно как и архиерейское служение Богу – в несении власти как креста. В своём удивительном завещании русским философам Алексей Фёдорович Лосев жёстко спостулировал: «Родина требует жертвы. Сама жизнь Родины — это и есть вечная жертва». И, конечно же, жизнь князя Ивана Даниловича, и жизнь митрополита Петра – такая жертва. Открытая, примерная для всех.

Итак, не самый дерзкий князь и инок, с юности искавший уединения, оказываются в эпицентре судьбоносных событий. И, вот что интересно и материалистически не объяснимо: попав во власть, они не только не бегут от неё, но, защищаясь в этом новом своём положении, активно реализуют её, воплощают в дела. И что очень важно: Господь явно благоволит их деятельности, увековечивая её.

Ведь мы знаем, как даже самые замечательные качества личности, личности при самой высокой власти не всегда, далеко не всегда меняют судьбы народа или страны, тем более – если изменения принципиальны. Для таковых изменений необходимо соучастие народа.

А когда и как народ соучаствует власти? Что делает его реальной исторической силой, меняющей мир? Опять же много-премного наговорено про чуть ли не генетическую соборность, про природную русскую общинность. При том, что единственное место, где реально переживается соборность, это не вече, не рада, не дума, а храм.

Легитимность власти в глазах народа – т.е., когда люди вручают, передают СВОЮ ВОЛЮ некоему лидеру по одному критерию: «Петр Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?». Верующий во Христа народ подчиняется не потому, что некто там законно наследный князь или законно присланный византийским митрополитом архиерей, а потому что любит Бога «больше, нежели они».

Иоанн Кронштадтский: «Поистине, надо иметь твердую любовь ко Господу, чтобы пасти усердно овец Его. Кто любит не Господа, а мир сей, не овец Его, а шерсть их, тот не может пасти их, потому что ищет не их, а ихнего».

Эта народная требовательность к власти любить Бога «больше нежели они» прослеживается по всей истории России. От Владимира до наших дней. Приведу цитату из работы Александра Сергеевича Панарина «Страхи властвующих как фактор стратегической нестабильности»:

«... В основе всех функций российского государства лежит одна функция, объясняющая, почему Россия сохраняет архетип святой Руси, почему царь у нас — помазанник Божий, почему православие, самодержавие и народность стянуты в один узел. Дело в том, что государство российское есть оружие, стоящее на стороне слабых против сильных …. Христианская система ожиданий, связанная с нравственным превосходством нищих духом и их мистическим торжеством, в России повисла бы в воздухе, обратилась в заповедь, значимую для немногих праведников, если бы не священная мощь грозы государевой, то и дело указывающей особо сильным и особо своевольным их должное место. Специфический демократизм российского “государственного деспотизма” основан на архетипической идее союза священного царя с народом против “сильных людей”, злоупотребляющих своими возможностями как в отношениях с нижестоящими, так и в отношении обязательных государственных повинностей».

Тут тонкость: идеал, задача, цель христианского царства не теократия, а христократия. В понимании – Христос как идеал и исторический пример соединения Бога и человека. То есть, цель христианского государства доказанно достижима.

Через все века и политико-экономические формации Идеал России – Святая Русь. С Народом-богоносцем, с Патриархом-старцем, с Царём-праведником. Ибо она, идеальная Святая Русь, – невеста Христова. Святой Руси завещано встречать Христа в Его Втором пришествии. Нашей историей показано: Святая Русь на земле невозможна без симфонии троической: Народа-богоносца, Патриарха-старца и Царя-праведника. При любой неполноте кто-то из этой троицы, ради святости Отечества, из праведников будет возведён в мученики. Народ ли, Патриарх ли, Царь… Бог милостив, Рай будет пополняться неустанно – праведниками или же мучениками. Бог милостив.

Страшен царёв крест. Неподъёмен самозванцу. Потому читаем в послании апостола Павла: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим. 2:1–2).

Каков же вневременной, внеполитический и внеидеологический критерий государевой любви к своему народу? Справедливость. Справедливость! Ибо справедливость – однокоренное, для русского сознания односмысловое с ПРАВДОЙ. И ПРАВЕДНОСТЬЮ.

Да, народ может простить своему государю в быту, конечно же не всё, но многое, простить, покрыть многое, кроме безответности. Нелюбви к себе народ не простит никогда, ведь это богохульно – не любить отцу своих детей, это же давать им камень вместо просимого хлеба, змею вместо рыбы. Не любить царю своего народа – это противуевангельски, антихристово. Отсюда если в католической Европе неправедных монархов сравнивали с библейскими царями-богоотступниками, то в России в таковом сразу распознавали антихриста.

Для историков-материалистов невозможны иные двигатели истории кроме алчности, зависти, извращений, но для православного сознания открыто из совмещёния признаний властных дел Богом и народом, явна Христократическая природа русской – земной и духовной – власти: ПРАВО НА ВЛАСТЬ В РОССИИ – ЭТО ЛЮБЛЕНИЕ ХРИСТА БОЛЕЕ ДРУГИХ.

На примере князя Ивана Даниловича и митрополита Петра.

Василий Владимирович Дворцов, заместитель председателя Правления – генеральный директор Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Дворцов
Языки бытийный и бытовой
Художественная литература как мерило духовно-нравственного состояния нации
29.01.2024
Годность к власти. Христианская социология
О подвиге Великого князя Василия Васильевича Тёмного
23.01.2024
Запрос на мужественность в жизни и литературе
Писатель Василий Дворцов поделился взглядом на современную литературу, рассказал о своих новых проектах и круге чтения
18.01.2024
Не раболепен духу времени
Поэту и воину Алексею Алексеевичу Шорохову – 50 лет!
08.11.2023
Все статьи Василий Дворцов
Александр Невский
О наших отношениях с Ватиканом
Дай Бог, чтобы мы подражали святителю Марку Эфесскому и благоверному князю Александру Невскому!
20.01.2024
«Сделано много, но предстоит сделать еще больше»
Состоялся очередной итоговый Совет православных общественных организаций Санкт-Петербурга
19.01.2024
Как ты смогла себя отдать на растерзание вандалам
К 32-й годовщине развала СССР
26.12.2023
Перемирие или примирение?
О советчиках и антисоветчиках
23.12.2023
Патриарх Кирилл обозначил курс на победу в СВО
Об этом свидетельствует награждение церковными орденами и патриаршими грамотами Константина Затулина и ряда высокопоставленных офицеров ФСБ
19.12.2023
Все статьи темы
Иоанн Кронштадтский
«Это какая-то опухоль церковной жизни»
Людей, не соблюдающих правила поведения в храме, надо постоянно учить и держать в дисциплине – напоминать, запрещать, указывать
18.01.2024
Когда же будет прославлена игумения Таисия?
О современном народном почитании и прославлении леушинской подвижницы
15.01.2024
Наше национальное достояние
В свете проведения СВО мы должны отмечать наш Русский Новый год
13.01.2024
«Многие переживали благодатные слёзы»
Как прошёл день памяти Всероссийского пастыря в мемориальной квартире св. прав.Иоанна Кронштадтского
04.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Ещё об одной путанице
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
14.02.2024 08:59
Путин, Карлсон и зыбучие пески политкорректности
Новый комментарий от Кирилл Д.
14.02.2024 07:30
На Владыку Лонгина совершено нападение
Новый комментарий от Владимир Николаев
14.02.2024 07:26
Умер Константин Душенов!
Новый комментарий от РОНОЛ
14.02.2024 07:04
Опасные игры с искусственным интеллектом
Новый комментарий от Игорь Бондарев
14.02.2024 07:02
Немного о Сталине
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
14.02.2024 06:40