Сейчас, в конце 2023 года, можно попытаться спрогнозировать в самом грубом приближении среднесрочное будущее основных мировых государств и объединений государств, в первую очередь Соединенных Штатов Америки и Европы, а также общемировую ситуацию, с учетом всё более возрастающей роли в мире стран Азии, Африки и Латинской Америки. 2030 год выбран как некое круглое запоминающееся число. С технической точки зрения настоящая статья представляет из себя некую попытку прогнозирования ситуации на 7-летний период времени при самой грубой экстраполяции ныне действующих процессов и тенденций.
В США за ближайшие 7 лет произойдёт резкое усиление финансового кризиса на всех уровнях власти – как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов, городов и округов. За 7 лет финансовые власти США должны будут погасить на сумму примерно 7 триллионов долларов федеральных казначейских облигаций, выпущенных в свое время под фактически нулевой процент, и выпустить новые облигации как в обмен на старые на эту сумму – 7 триллионов долларов, так и для обеспечения текущего дефицита федерального бюджета, который сейчас составляет примерно 1,5 триллиона долларов в год, что составляет общую сумму новых облигаций 10,5 триллиона долларов. При нынешних ставках процентов по государственным облигациям США около 4% годовых в среднем только текущие годовые затраты на обслуживание этого нового долга составят 700 миллиардов долларов США дополнительно к нынешним 700 миллиардам долларов текущих затрат на обслуживание процентов по государственному долгу. Это означает, что бюджет США 2030 года при сохранении его доходной части на нынешнем уровне (если не закладывать при этом нынешний общий спад конъюнктуры и инфляцию) размером 4,5 триллиона долларов вырастет в его расходной части до суммы почти 7 триллионов долларов (все эти годы будет наблюдаться ежегодное увеличение дефицита годового бюджета США). Я не уверен в нормальном функционировании федерального правительства США при таких бюджетных параметрах в принципе.
Изначально причиной всех этих тенденций в финансовой политике и в финансовой ситуации в Соединенных Штатах Америки стали экономические и финансовые санкции против России и частично против Китая и последовавшее за этим уменьшение хождения долларов США в мировых финансовых расчетах. Если ранее Соединенные Штаты Америки для финансирования своих расходов могли просто напечатать ничем не обеспеченные доллары и пустить их в обращение на мировые рынки, не опасаясь инфляции, так как доллары уходили в обращение на внешние рынки и не оставались внутри Соединенных Штатов Америки, то теперь США не могут печатать новые доллары, так как сейчас из-за сокращения обращения долларов США на мировых финансовых и торговых рынках почти вся новая эмиссия долларов будет оставаться внутри самих Соединенных Штатов Америки, увеличивая инфляцию. Из-за этого процесса и из-за увеличения внутренней инфляции власти США в последние годы были вынуждены поднимать процентные ставки по своим государственным облигациям от практически нулевых до нынешних 4% в среднем, что резко увеличивает незапланированные ранее текущие государственные расходы федерального бюджета США по обслуживанию 30-ти триллионного государственного долга.
Все эти вышеприведенные рассуждения означают только одно – у Соединенных Штатов Америки нет никаких 7 лет на сохранение нынешней финансовой бюджетной политики, включающей в себя в том числе огромные военные расходы на поддержание американской военной силы по всему миру – огромного количества военных баз, авианосцев и других кораблей и так далее. Уже сейчас видно, что у США просто не будет никаких денег на всё это, а также на финансирование и на финансовую поддержку своих союзников по всему миру. Американское влияние в мире, поддерживаемое в основном этими двумя направлениями, неизбежно будет ослабевать.
Бюджетные проблемы в Европе, связанные с общим спадом конъюнктуры в Европе из-за увеличения цен на энергоносители, на продовольствие, цен на сырье для химический, металлургической промышленности и на сырье для производства сельскохозяйственных удобрений, связаны с вызванным этими процессами общим спадом производства, закрытием предприятий, снижением налоговой базы для государственных бюджетов европейских стран. Уже сейчас в Германии наблюдается острейший бюджетный кризис, из которого нет и не будет выхода в рамках нынешнего немецкого сильно зарегулированного бюджетного законодательства и в рамках нынешней финансовой, бюджетной и экономической политики нынешнего безумного коалиционного правительства Германии, поставившего приоритеты политики других государств, в частности Украины и США, выше интересов собственного государства и собственного народа. Развитие бюджетного кризиса в Германии сейчас сопровождается развитием внутриполитического кризиса и резким ростом популярности двух новых несистемных немецких политических партий – «Альтернатива для Германии» и «Партия Сары Вагенкнехт». Федеральный бюджет Германии при сохранении нынешней бюджетной политики не выдержит ближайших двух-трех лет, изменения бюджетной, финансовой и экономической политики неизбежны в краткосрочном периоде, и уже видно, что нынешние безумные немецкие власти не способны ее изменить, что означает неизбежный их уход с политической арены.
Строить сейчас, в настоящее время, какие-либо среднесрочные долгосрочные экономические, финансовые и бюджетные прогнозы по поводу политики европейских стран и Евросоюза просто бессмысленно из-за нарастающего комбинированного кризиса в ведущих европейских странах – в Германии и во Франции, в которой к экономическому кризису добавляется кризис иммиграционный, который может просто разрушить эту когда-то тихую и прекрасную страну, заполненную сейчас толпами нецивилизованных иммигрантов. Ни у Германии, ни у Франции нет никаких 7 ближайших лет на проведение спокойной политики с прогнозируемым результатом, единственный среднесрочный прогноз, который можно дать в отношении этих стран – в течение ближайших двух-трех лет в этих странах должны будут произойти какие-либо серьёзные изменения в их внутренней и во внешней политике, либо же эти страны и Евросоюз просто не останутся на мировой политической карте в прежнем виде.
В Азии и в Африке будет продолжаться рост экономической мощи, народонаселения и влияния стран, противостоящих Соединенным Штатам Америки и их союзникам. Китай, Иран, Индия, Малайзия в Азии, Южноафриканская республика, Алжир, страны центральной Африки, освободившиеся от французского колониального гнета – эти страны будут локомотивами истории в этих регионах. Страны – их союзники будут процветать вместе с ними, страны, противостоящие им, будут испытывать значительные трудности. Нарастающий кризис в Турции подомнёт под себя и Азербайджан в случае сохранения этим государством антииранской, антироссийской и проукраинской и произраильской позиции.
Израиль без американской военной, финансовой и политической поддержки, сокращение которой неизбежно, вряд ли сможет в будущем проводить такую же агрессивную внешнюю политику и будет вынужден или самостоятельно идти на мирные переговоры, или под внешним воздействием, которые неизбежно закончатся прекращением израильской оккупации сирийских и палестинских территорий и созданием независимого и свободного Палестинского государства с деблокированным Сектором Газа, и открытой границей с Иорданией.
В Восточной Европе многие возможные изменения будут связаны с сохранением или с несохранением НАТО и Евросоюза в прежнем виде, а также с ходом войны на Украине. При наличии необходимой политической воли у России и при нынешних кризисных тенденциях в США и в Европе государство Украина через 7 лет просто не будет существовать в каком-либо виде на географической карте.
Мир меняется на наших глазах уже сейчас, и в ближайшие годы он изменится очень быстро.
Михаил Ефимович Ошеров, политический аналитик